Обобщающий урок в 7 классе по теме "Масса вещества. Плотность"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Обобщающий урок  в 7 классе по теме "Масса вещества. Плотность" проводится в теме "Взаимодействие тел" Данная тема очень объемная, поэтому для лучшего усвоения учебного материала я разбиваю ее на несколько подтем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: физика

Класс:   7  класс

УМК:     А.В. Перышкин  «Физика 7»  

Тема урока:  Обобщающий урок по теме «Масса вещества. Плотность»

Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок по теме «Взаимодействие тел» закрепление понятия «плотность вещества»

Тип урока: комплексное применение ЗУН учащихся

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся, расширить область применения  их знаний.

Цель урока

Содержательная: усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности: усвоение образца комплексного применение ЗУН; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении заданий и поисковой деятельности, составлять алгоритм предстоящей работы.

Развивающие: Развивать умения защищать свою творческую работу, логически мыслить и оценивать продукт деятельности другого учащего. Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности.

Воспитательные: Создать условия для развития ценностно-смысловой сферы ребёнка: получение радости от труда, преодоления трудностей, от завершённости творческого процесса. Воспитывать чувство уважения к другому и его труду. Формирование деловой культуры общения.

Планируемый

результат

Личностные УУД:  

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

универсальные, ЦОР

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный проектор, экран

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Биология

Техника

Групповая

Индивидуальная

УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2014; ЦОР; Интернет-ресурсы

Организационная структура урока

Этап урока

Длительность этапа

Задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Промежуточный контроль

Этап 1 Организационный

1 мин.

Организация внимания учащихся

Приветствие

Организующая и направляющая

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Этап 2 Мотивация учащихся к работе на основном этапе

1 мин.

Развитие мотивации к познавательной деятельности.

Актуализация субъективного опыта (личностных смыслов, ценностных отношений)

Мультимедийная презентация

Постановка целей в виде конечных результатов. Принятие субъектами занятия целей.

Направляющая.  Формулировка целей вместе с субъектами занятия.

Показ социальной и личностной значимости  занятия.

Готовность присутствующих к активной деятельности

Этап 3

Применение знаний и способов  действий

5 мин.

Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Мультимедийная презентация

Защита учащимися своих практических заданий.

Обучающая. Новый вид деятельности - защита своей работы

Умение защищать свою работу и отвечать на вопросы учителя

Этап 4 Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

20 мин

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Заполнение листа экспертной оценки

Направляющая

Заполненный и сданный лист

Этап 5 Обобщение и систематизация знаний

10 мин

Обеспечить формирование у учащихся  целостной системы ведущих знаний.

Выполнение интерактивного теста

Работа с интерактивного тестом

Организующая

Оценка количества правильных ответов

Этап 6 Коррекция знаний и способов действий

2 мин.

Откорректировать пробелы в знаниях учащихся

Выполнение интерактивного теста переход к усложнённо-му заданию по выбору

Работа с видоизменённом или усложнённом интерактивным тестом

Обучающая. Стимулирование учащихся на исправление своих ошибок и отработку умений не допускать ошибки

Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

Этап 7 Рефлексия учащихся

1 мин.

Инициировать рефлексию по поводу своего психо-эмоционального состояния,  мотивации, своей деятельности с учителем и одноклассниками

Самостоятельная работа учащихся.

Направляющая Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Этап 8. Информация о домашнем задании

4 мин

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Пересказ своими словами задач условий домашних задач и методов их решения

Обучающая. Осмысление хода решения домашних задач

Мотивирован-ность на выполнение  д/з

Этап 9 Подведение итогов урока

1 мин.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Фронтальная. беседа

Контролирующая

Подведение итогов самими учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Организационный

Цель: Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.

Приветствие учащихся

1 мин

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2 этап – Мотивация учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока.

Цель: Подготовить присутствующих к активной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Постановка  учебной проблемы

1 мин.

Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей.

Самостоятельное рассмотрение критериев экспертной оценки.

Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3 этап  Применение знаний и способов  действий

Цель:  Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организует работу по практическому применению знаний

Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей.

Систематизируют и дифференцируют полученные знания.

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.

Выступают с сообщением от группы.

Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению.

Высказывают мнения в порядке очередности

Контролировать  время, предоставленное для работы.

4 этап  Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Цель: Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организует фронтальную работу

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Строить логические высказывания.

Взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме.

Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы.

Оценочные действия по определённым критериям, концентрируют внимание на ответах собеседника.

Корректировать ошибки, восполнять пробелы.

Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.

5 этап - Обобщение и систематизация знаний

Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Следит за выполнением тестов.

Выполняют задание,  вспоминают, воспроизводят систематизацию материала по теме «Масса вещества. Плотность»

Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления.

Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи.

Взаимодействие с компьютером

Интерактивное взаимодействие

Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов.

.

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации.

Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы.

6 этап  Коррекция знаний и способов действий

Цель: Ликвидировать пробелы в знаниях и способах действий учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Контролирует устранение пробелов, переключая на новые тесты с указанием на ошибку ученика в предыдущем тесте

Воспроизводят систематизацию материала по теме «Масса вещества. Плотность»

Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи.

Взаимодействие с компьютером

Интерактивное взаимодействие

Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов

Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы.

7 этап – Рефлексия учащихся

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Предлагает учащимся ответить на вопросы

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Высказывать собственное мнение, слушать других.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

8 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Мотивация на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Объясняет домашнее задание: выполнение дифференцированных индивидуальных задач

Определяют способы выполнения домашней практической работы

Определяют область своих полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

9 этап – Итоги урока

Цель: Ориентация учащихся на их индивидуальном образовательном маршруте

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организует обсуждение результатов занятия.

Формулируют выводы о достижении своих целей урока.

Развитие адекватной самооценки личностных достижений.

Обсуждают результаты урока

Развитие диалоговой речи

Соотносят ожидаемые результаты в образовательной деятельности с реальными

Анализ, дифференциация, сопоставление информации.



Предварительный просмотр:

Приложение к заданию «Найдите признак классификации элементов»

масса

с

S

скорость

кг/м3

V

плотность

м3

M

путь

кг

T

время

м

ρ

объем

м/с

v

масса

с

S

скорость

кг/м3

V

плотность

м3

M

путь

кг

T

время

м

ρ

объем

м/с

v

Приложение к практическому заданию

Лабораторный опыт для группы № 1

«Определение плотности меда, находящегося в 900 граммовой банке»

Цель опыта: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________

Ход опыта:

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Масса,

m

Объем,

V

Плотность вещества,

ρ

Вывод: _______________________________________________________________________

Лабораторный опыт для группы № 2

«Определение массы молока, находящегося в 1 - литровой упаковке»

Цель опыта: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________

Ход опыта:

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Масса,

m

Объем,

V

Плотность вещества,

ρ

Вывод: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лабораторный опыт для группы № 3

«Определение объема растительного масла, находящегося в упаковке»

Цель опыта: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________

Ход опыта:

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Масса,

m

Объем,

V

Плотность вещества,

ρ

Вывод: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

.

Слайд 3

Рис. 3 Рис. 2 Рис.1 Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3? Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения. Подумай и ответь

Слайд 4

Эпиграф к практическому заданию «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши

Слайд 5

Правильно ли говорить «1 литр вещества равен 1 кг» Если «да», то почему? Подумай и ответь Если «нет», то почему?

Слайд 6

Подумай и ответь С помощью линейки уравновешены два тела. Верно ли утверждение? «Тело № 2 имеет большую плотность, так как у него больше объем» 1 2

Слайд 7

Подумай и ответь Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?

Слайд 8

Подумай и ответь Что вы можете сказать об отношении масс и плотностей данных тел?

Слайд 9

Найди ошибку в логических цепочках 1 кг – 1 мгр – 1т – 1 гр ρ газов – ρ твердых тел - ρ жидкостей лед – водяной пар - вода Подумай и ответь

Слайд 10

Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы . Это интересно

Слайд 11

Что это за вещество? ИЗ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА НА 65% СОСТОИТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. СО ВСЕМИ ТРЕМЯ ЕГО АГРЕГАТНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ МЫ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. ЭТО ВЕЩЕСТВО ИСПОЛЬЗУЮТ В СИСТЕМАХ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ. ЭТО ВЕЩЕСТВО НАЗЫВАЮТ «СОКОМ ЖИЗНИ» НА ЗЕМЛЕ. ПЛОТНОСТЬ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ СОСТАВЛЯЕТ 900 кг/м 3

Слайд 12

Подумай и ответь Как вы считаете: у кого больше плотность у первоклассницы или одиннадцатиклассника?

Слайд 13

Физический диктант 1. Какой буквой обозначается масса вещества? 2. В каких единицах измеряется масса вещества? 3. По какой формуле определяется масса вещества? 4. Как называется прибор для определения массы вещества? 5. Какой буквой обозначается объем вещества? 6. В каких единицах измеряется объем вещества? 7. По какой формуле определяется объем вещества? 8. Перечислите измерительные приборы, с помощью которых можно определить объем вещества. 9. Какой буквой обозначается плотность вещества? 10.В каких единицах измеряется плотность вещества? 11. По какой формуле определяется плотность вещества? 12. Что тяжелее 1 кг пуха или 1 кг железа?

Слайд 14

Оцените свои достижения на этом уроке: Все ли у вас получилось? Довольны ли вы своими результатами? Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

Слайд 15

Домашнее задание: Повторить формулы по теме «Масса вещества. Плотность» Вычислить массу воздуха в комнате. Определить плотность картофелины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе "Обобщающее повторение по теме сложные вещества"

Ресурс содержит подробный план- конспект, презентацию и схему классификации веществ по теме, соответствует программе по химии 8 класса О.С. Габриеляна.Основная форма работы на уроке - групповая. Урок ...

Урок- игра по теме" Масса вещества.Плотность"

проверка в игровой форме знаний по физике по теме " Масса вещества. Плотность" Командная игра с ребусами, задачами, опытами....

Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.

Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием  с...

обобщающий урок по теме Классификация веществ...

– сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях....

Обобщающий урок по теме "Простые вещества"

8 класс в занимательной форме путешествие повторяем основной материал...

Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»

Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»Цель: обобщить знания по теме, повторить основные понятия, совершенствовать практические навыки, формировать умение коллективно работат...

Обобщающие урок по теме "Количество вещества" . 8 класс

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Количество вещества"....