Обобщающий урок в 7 классе по теме "Масса вещества. Плотность"
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Масса вещества. Плотность" проводится в теме "Взаимодействие тел" Данная тема очень объемная, поэтому для лучшего усвоения учебного материала я разбиваю ее на несколько подтем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Масса вещества. Плотность" | 142 КБ |
Приложение к уроку "Масса вещества. Плотность" | 16.6 КБ |
Презентация к уроку "Масса вещества. Плотность" | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: физика
Класс: 7 класс
УМК: А.В. Перышкин «Физика 7»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Масса вещества. Плотность»
Место и роль урока в изучаемой теме: 11 урок по теме «Взаимодействие тел» закрепление понятия «плотность вещества»
Тип урока: комплексное применение ЗУН учащихся
Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся, расширить область применения их знаний. | ||
Цель урока | Содержательная: усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности: усвоение образца комплексного применение ЗУН; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. | ||
Задачи | Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении заданий и поисковой деятельности, составлять алгоритм предстоящей работы. Развивающие: Развивать умения защищать свою творческую работу, логически мыслить и оценивать продукт деятельности другого учащего. Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности. Воспитательные: Создать условия для развития ценностно-смысловой сферы ребёнка: получение радости от труда, преодоления трудностей, от завершённости творческого процесса. Воспитывать чувство уважения к другому и его труду. Формирование деловой культуры общения. | ||
Планируемый результат | Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность; • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | универсальные, ЦОР | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный проектор, экран | ||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Математика Биология Техника | Групповая Индивидуальная | УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2014; ЦОР; Интернет-ресурсы |
Организационная структура урока
Этап урока | Длительность этапа | Задачи | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Форма организации деятельности учащихся | Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе | Промежуточный контроль |
Этап 1 Организационный | 1 мин. | Организация внимания учащихся | Приветствие | Организующая и направляющая | Быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
Этап 2 Мотивация учащихся к работе на основном этапе | 1 мин. | Развитие мотивации к познавательной деятельности. Актуализация субъективного опыта (личностных смыслов, ценностных отношений) | Мультимедийная презентация | Постановка целей в виде конечных результатов. Принятие субъектами занятия целей. | Направляющая. Формулировка целей вместе с субъектами занятия. Показ социальной и личностной значимости занятия. | Готовность присутствующих к активной деятельности |
Этап 3 Применение знаний и способов действий | 5 мин. | Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Мультимедийная презентация | Защита учащимися своих практических заданий. | Обучающая. Новый вид деятельности - защита своей работы | Умение защищать свою работу и отвечать на вопросы учителя |
Этап 4 Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | 20 мин | Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | Заполнение листа экспертной оценки | Направляющая | Заполненный и сданный лист | |
Этап 5 Обобщение и систематизация знаний | 10 мин | Обеспечить формирование у учащихся целостной системы ведущих знаний. | Работа с интерактивного тестом | Организующая | Оценка количества правильных ответов | |
Этап 6 Коррекция знаний и способов действий | 2 мин. | Откорректировать пробелы в знаниях учащихся | Выполнение интерактивного теста переход к усложнённо-му заданию по выбору | Работа с видоизменённом или усложнённом интерактивным тестом | Обучающая. Стимулирование учащихся на исправление своих ошибок и отработку умений не допускать ошибки | Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
Этап 7 Рефлексия учащихся | 1 мин. | Инициировать рефлексию по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности с учителем и одноклассниками | Самостоятельная работа учащихся. | Направляющая Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | |
Этап 8. Информация о домашнем задании | 4 мин | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Пересказ своими словами задач условий домашних задач и методов их решения | Обучающая. Осмысление хода решения домашних задач | Мотивирован-ность на выполнение д/з | |
Этап 9 Подведение итогов урока | 1 мин. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Фронтальная. беседа | Контролирующая | Подведение итогов самими учащимися |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
1 этап – Организационный Цель: Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока. | |||||||||||||||||
Приветствие учащихся 1 мин | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета | Принятие сигнала к началу учебной деятельности | Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности | |||||||||||||
2 этап – Мотивация учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Цель: Подготовить присутствующих к активной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий | |||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы 1 мин. | Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей. | Самостоятельное рассмотрение критериев экспертной оценки. | Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | |||||||||||
3 этап – Применение знаний и способов действий Цель: Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Организует работу по практическому применению знаний | Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей. | Систематизируют и дифференцируют полученные знания. | Обсуждают в группах, приходят к единому мнению. Выступают с сообщением от группы. | Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. | Высказывают мнения в порядке очередности | Контролировать время, предоставленное для работы. | |||||||||||
4 этап Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Цель: Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Организует фронтальную работу | Анализ, обсуждение, фиксация результатов. | Строить логические высказывания. | Взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме. | Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. | Оценочные действия по определённым критериям, концентрируют внимание на ответах собеседника. | Корректировать ошибки, восполнять пробелы. Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль. | |||||||||||
5 этап - Обобщение и систематизация знаний Цель: Самостоятельное применение полученных знаний | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Следит за выполнением тестов. | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят систематизацию материала по теме «Масса вещества. Плотность» | Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. | Взаимодействие с компьютером | Интерактивное взаимодействие | Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов. . | Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. | |||||||||||
6 этап Коррекция знаний и способов действий Цель: Ликвидировать пробелы в знаниях и способах действий учащихся | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Контролирует устранение пробелов, переключая на новые тесты с указанием на ошибку ученика в предыдущем тесте | Воспроизводят систематизацию материала по теме «Масса вещества. Плотность» | Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. | Взаимодействие с компьютером | Интерактивное взаимодействие | Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов | Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. | |||||||||||
7 этап – Рефлексия учащихся Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Предлагает учащимся ответить на вопросы | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. | Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности. | Высказывать собственное мнение, слушать других. | Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. | Осуществлять самоконтроль и самооценку. | |||||||||||
8 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Мотивация на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Объясняет домашнее задание: выполнение дифференцированных индивидуальных задач | Определяют способы выполнения домашней практической работы | Определяют область своих полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. | |||||||||||
9 этап – Итоги урока Цель: Ориентация учащихся на их индивидуальном образовательном маршруте | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
Организует обсуждение результатов занятия. | Формулируют выводы о достижении своих целей урока. | Развитие адекватной самооценки личностных достижений. | Обсуждают результаты урока | Развитие диалоговой речи | Соотносят ожидаемые результаты в образовательной деятельности с реальными | Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
Предварительный просмотр:
Приложение к заданию «Найдите признак классификации элементов»
масса | с | S | ||
скорость | кг/м3 | V | ||
плотность | м3 | M | ||
путь | кг | T | ||
время | м | ρ | ||
объем | м/с | v |
масса | с | S | ||
скорость | кг/м3 | V | ||
плотность | м3 | M | ||
путь | кг | T | ||
время | м | ρ | ||
объем | м/с | v |
Приложение к практическому заданию
Лабораторный опыт для группы № 1
«Определение плотности меда, находящегося в 900 граммовой банке»
Цель опыта: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________
Ход опыта:
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
№ | Масса, m | Объем, V | Плотность вещества, ρ |
Вывод: _______________________________________________________________________
Лабораторный опыт для группы № 2
«Определение массы молока, находящегося в 1 - литровой упаковке»
Цель опыта: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________
Ход опыта:
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
№ | Масса, m | Объем, V | Плотность вещества, ρ |
Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лабораторный опыт для группы № 3
«Определение объема растительного масла, находящегося в упаковке»
Цель опыта: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приборы и материалы: _____________________________________________________________________________
Ход опыта:
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
№ | Масса, m | Объем, V | Плотность вещества, ρ |
Вывод: _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
Рис. 3 Рис. 2 Рис.1 Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3? Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения. Подумай и ответь
Эпиграф к практическому заданию «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши
Правильно ли говорить «1 литр вещества равен 1 кг» Если «да», то почему? Подумай и ответь Если «нет», то почему?
Подумай и ответь С помощью линейки уравновешены два тела. Верно ли утверждение? «Тело № 2 имеет большую плотность, так как у него больше объем» 1 2
Подумай и ответь Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?
Подумай и ответь Что вы можете сказать об отношении масс и плотностей данных тел?
Найди ошибку в логических цепочках 1 кг – 1 мгр – 1т – 1 гр ρ газов – ρ твердых тел - ρ жидкостей лед – водяной пар - вода Подумай и ответь
Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы . Это интересно
Что это за вещество? ИЗ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА НА 65% СОСТОИТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. СО ВСЕМИ ТРЕМЯ ЕГО АГРЕГАТНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ МЫ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. ЭТО ВЕЩЕСТВО ИСПОЛЬЗУЮТ В СИСТЕМАХ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ. ЭТО ВЕЩЕСТВО НАЗЫВАЮТ «СОКОМ ЖИЗНИ» НА ЗЕМЛЕ. ПЛОТНОСТЬ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ СОСТАВЛЯЕТ 900 кг/м 3
Подумай и ответь Как вы считаете: у кого больше плотность у первоклассницы или одиннадцатиклассника?
Физический диктант 1. Какой буквой обозначается масса вещества? 2. В каких единицах измеряется масса вещества? 3. По какой формуле определяется масса вещества? 4. Как называется прибор для определения массы вещества? 5. Какой буквой обозначается объем вещества? 6. В каких единицах измеряется объем вещества? 7. По какой формуле определяется объем вещества? 8. Перечислите измерительные приборы, с помощью которых можно определить объем вещества. 9. Какой буквой обозначается плотность вещества? 10.В каких единицах измеряется плотность вещества? 11. По какой формуле определяется плотность вещества? 12. Что тяжелее 1 кг пуха или 1 кг железа?
Оцените свои достижения на этом уроке: Все ли у вас получилось? Довольны ли вы своими результатами? Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Домашнее задание: Повторить формулы по теме «Масса вещества. Плотность» Вычислить массу воздуха в комнате. Определить плотность картофелины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе "Обобщающее повторение по теме сложные вещества"
Ресурс содержит подробный план- конспект, презентацию и схему классификации веществ по теме, соответствует программе по химии 8 класса О.С. Габриеляна.Основная форма работы на уроке - групповая. Урок ...
Урок- игра по теме" Масса вещества.Плотность"
проверка в игровой форме знаний по физике по теме " Масса вещества. Плотность" Командная игра с ребусами, задачами, опытами....
Конспект повторительно обобщающего урока по теме "Строение вещества" в 7 классе.
Повторительно обобщающий урок в 7 классе по теме "Строение вещества" с использованием карточек "домино". Форма работы индивидуально-групповая. Прилагаются карточки-домино с подробным описанием с...
обобщающий урок по теме Классификация веществ...
– сформировать понятие о генетической связи между классами веществ; обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях и солях....
Обобщающий урок по теме "Простые вещества"
8 класс в занимательной форме путешествие повторяем основной материал...
Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»
Повторительно – обобщающий урок по теме «Строение вещества»Цель: обобщить знания по теме, повторить основные понятия, совершенствовать практические навыки, формировать умение коллективно работат...
Обобщающие урок по теме "Количество вещества" . 8 класс
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Количество вещества"....