Открытый урок по теме "Давление твердых тел" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Наумкина Елена Вячеславовна

Открытый урок по теме "Давление твердых тел" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_moy.docx84.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Давление. Давление твердых тел.

Предмет: физика.

Класс: 7

Цель урока:  ввести понятие давления,  сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.

Задачи урока:

Познавательные:  углубить и закрепить  знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения  полученных знаний в  повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть  внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению;  создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать  навыки культуры общения и умения работать в  группах и коллективе.

Образовательные результаты:

Предметные: 

  • уметь формулировать понятие давления;
  • выражать единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
  • уметь записывать формулу для вычисления давления;
  • уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
  • уметь рассчитывать давление по известным силе и площади, на которую оказывалось давление;
  • формирование целостной научной картины мира;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

Метапредметные :

регулятивные:

  • развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;

  • построение цепи рассуждений и речевого высказывания;

  • работать и оценивать свои действия по эталону,

коммуникативные :

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  • умение аргументировать свою точку зрения,

познавательные:

  • сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий),  приводящих к выводу физических величин,
  • проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;

  • объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;

  • сравнивать, анализировать и делать выводы.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;

  • развивать ценностное отношение к друг другу, к результатам обучения;

  • самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу

Тип занятия:  урок-открытие  и получения новых знаний

Оборудование: картон, кнопки,  доски с гвоздями, вбитыми шляпками вверх, вниз; ящики с песком,  компьютер; проектор;  листы заданий и контроля.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

Организует начало урока, проверяет наличие учебников, тетрадей.

Здравствуйте, ребята и присутствующие гости. Ребята, а что такое здравствуйте? Что значит это слово? Это лучшее из слов, потому что значит «будь здоров». Если мы будем здоровы сегодня на уроке, то у нас будет: хорошее настроение, мы будем поддерживать и помогать друг другу.

Отвечают на приветствие учителя

Монологическая речь учителя

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь партнёра.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Создание эмоционального настроя, повышение интереса к занятию

Мотивация к учебной деятельности

Повторение пройденного материала

Задания на проекционном экране

  1. Составь формулу (слайд 1).
  2. Задание на соответствие (слайд 2)

Выполняют задания

Фронтальная работа

Диалог

Личностные:

самоопределение.

 Познавательные:   общеучебные.

Коммуникативные: осуществление контроля и оценки действий партнера

Повторили необходимые правила. Включение в учебный процесс.

Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

(Слайд 3-11) Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагается разгадать  кроссворд, в котором зашифрована тема урока. Разгадывание кроссворда (ключевое слово отгаданного кроссворда будет являться темой урока).

Давлением обладает воздух, окружающий нас. Дом, в котором мы живем, оказывает давление на землю. Когда мы рисуем, кончик карандаша давит на бумагу. Мы слышим звуки потому, что звуковые волны оказывают давление на барабанные перепонки в ушах. Без знания о давлении, мы не сможем пользоваться штамповкой деталей; не сможем учесть зависимость роста давления с высотой или глубиной; не сможем построить высотные дома; даже режущие и колющие предметы: иглы, ножи, ножницы не сможем правильно  использовать в быту и др.

Человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласитесь.

Что же нам нужно знать о давлении, чтобы грамотно его использовать в жизни?

Поставьте цели урока?

От чего зависит давление.

Что нужно знать чтобы знать чтобы вычислить давление.

В каких единицах измеряют давление.

Давайте запишем тему нашего урока в тетрадях и с помощью экспериментов определим от чего зависит давление. (слайд 12)

Выводят тему урока.

Ставят цели урока.

Записывают тему урока.

Фронтальная работа

Познавательные: логические.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: управление поведением партнеров точностью выражения своих мыслей.

Создание эмоционального настроя.

 Создание проблемной ситуации.

Открытие новых знаний

Демонстрация опыт

В небольшую деревянную дощечку вбиты 4 гвоздя. Получившийся столик поставим остриями гвоздей вверх на песок, а затем поместим на него гирю. Сравните. Сделайте вывод.

 Перевернем столик так, чтобы острия гвоздей были направлены вниз, и снова поставим его на песок. Поставим гирю. Что мы видим?

Обсуждение, выдвижение гипотезы

 Почему так происходит? Ведь модуль силы, не изменился. Остались прежними направление и точка ее приложения.

Теперь вы выполните простое практическое задание:

У вас на столе лежит картон и кнопка. Надавите на картон пальцем. Что наблюдаем? (На картоне не остается никаких следов). При той же силе давления надавите на кнопку. (Кнопка легко входит в картон).

Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов?  (Выслушиваются различные версии).

  Вывод: результат действия силы зависит и от самой силы,  и от площади её воздействия.

Ребята, как же действие тела на опору зависит:

-от величины силы?

- от площади опоры?

Таким образом, нам необходимо ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности, на которую распределяется это действие.

(Слайд 13) Задание классу. Найдите в учебнике (параграф 33) определение давления и единицы давления.

  Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

  Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует.

Как обозначается давление?

Обозначение - р

 (Слайд 14) Единица давления?

Единица давления – ньютон на квадратный метр. В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па).

Единицы измерения - 1Па=1Н/м

Кратные и дольные единицы измерения:

1 кПа = 1000 Па                

1 Па = 0,001 кПа

 1 МПа = 1000000 Па        

 1 Па = 0,000001 МПа

 1 мПа = 0,001 Па                

 1 Па = 1000 мПа

Как определить давление?

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.

         Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.

Доклад ученицы!

Слушают учителя. Участвуют в экспериментах.

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

Учащиеся приходят к выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила.

Читают определение.

Записывают определение в тетрадь.

Кратные и дольные единицы измерения:

 

Помогают ответами

Записывают тему урока

Записывают формулу  и пояснения в тетрадь

Практическая работа

Работа  в парах

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: логические.

Регулятивные: контроль и коррекция.

Коммуникативные: постановка вопросов

Выполнены задания. Проведен эксперимент.

Сделан вывод.

Сделана запись в тетрадь

Первичное усвоение материала

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…..

Выберите в нашем виртуальном магазине (слайд 15) один предмет из представленных в комплекте вещей: рюкзак для тех, кто любит идти в поход; санки для тех, кто любит на них кататься; кресло для любителей долго сидеть за компьютером, для стильных – на выбор обувь, в которой удобно ходить зимой. Обоснуйте свой выбор с научной точки зрения.

Вопрос классу:

Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

(слайд 16,17)

Ответьте на вопрос: “Для чего же люди должны знать, что такое давление?”

Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.

Приводят примеры.

Фронтальная работа

Диалог

Познавательные: логические.

Регулятивные: контроль и коррекция.

Коммуникативные: оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приведены примеры

Физкультминутка

   (слайд 18)

     Раз, два, три, четыре.

     Руки выше, руки шире.

     Поворот направо, влево –

     Все мы делаем умело.

     Одну ногу поднимаем,

     Этим площадь уменьшаем.

     А давление растет.

     Прыгнем – вовсе пропадет.

Выполняют упражнения

Фронтальная работа

Снятие напряжения, улучшение эмоционального состояния

Первичное закрепление материала

 «Шарик на гвоздях»,

Почему острые гвозди с легкостью протыкают яблоко и оставляют невредимым хрупкий шарик?

А все дело в площади опоры! Чем больше гвоздей, тем больше точек опоры для тела (т.е. больше площадь поверхности, на которую тело опирается). И вся сила распределяется по всем гвоздям так, что на отдельно взятый гвоздь приходится слишком мало силы для прокола шарика.

Если же опереться всего на несколько гвоздей, то они проткнут тело (что и произошло с яблоком и мандарином).

Вывод: Чем на большее количество гвоздей будет опираться тело, тем меньшее давление будет оказываться каждым отдельным гвоздем, и тем безопаснее будет по ним ходить.

 P.S. На такою дощечку человек может стать голыми ногами и ничего, кроме легкого массажа ступней, он не ощутит. Проверено! Только на носочки становиться на такой доске не стоит (помните про яблоко)...

«Лампочка и гвоздь»

В чем причина прочности лампочки?! Главным образом в ее геометрической форме. Пространственно изогнутое стекло благодаря непрерывности и плавности формы обладает свойством равномерного распределения сил по всему сечению. Иными словами, давление воспринимается не отдельно каким-либо участком стекла, а распределяется по всей ее поверхности. Поэтому удары лампочки по гвоздю не разрушают ее.

Ничего не поняли? Тогда подробнее:

Столь необычайная крепость лампочки зависит исключительно от ее выпуклой формы и объясняется так же, как и прочность всякого рода сводов и арок.

Выслушивание ответов учеников, плюс комментарии учителя.

(Слайд 19) Задание 1. Найдите давление, которое оказывают тела, в следующих ситуациях.

1. Мотосани массой 200 кг имеют основание площадью 1 м2 и движутся горизонтально.

2. Космонавт массой 70 кг «сидит» в кресле космического корабля, занимая площадь 0,08 м2.

3. Теннисист несет ракетку, на которой лежит мяч массой 0,05 кг. Площадь ракетки 0,1 м2.

4. Человек нажимает на лопату силой 690 Н, ширина лезвия лопаты 0,023 м, толщина режущего края 0,0003 м.

Выполняют практические заданмя

Работа в группах

     

Практическая работа

Познавательные: логические.

Регулятивные: контроль и коррекция.

Коммуникативные: оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осмыслили выводы, полученные в ходе выполнения практической работы

Самостоятельная работа

Тест  по теме «Давление»

(с взаимопроверкой) (слайд 12)

Вариант 1

1.Единицы измерения давления в СИ:

А) кг       Б) Па        В) Н       Г) км/с

2.Давление принято обозначать буквой:

А) t        Б) F       В) g      Г) p

3. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2

А) 500000 Н    Б) 10 Н    В) 50000Н      Г)0,00002 Н

4. В каком положении тело производит наибольшее давление? (смотрите рисунок).

А) в первом Б) во втором В) в третьем

5. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000Па   Б) 100Па   В) 1000Па.

Вариант 2

1. Давление принято обозначать буквой:

А) s        Б) F       В) р      Г) m

2. Единицы измерения давления в СИ:

А) кг       Б)  м/с      В) Н       Г) Па

3. Гусеничный трактор весом 60000 Н имеет опорную площадь обоих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.

А)4000 Па  Б) 12000 Па  В) 120000 Па  Г)40000 Па

4. В каком положении брусок производит большее давление (смотрите рисунок).

А) в первом Б) во втором В) в третьем

5. Выразите в Па давление 10 гПа?

А) 100Па.

Б) 1000Па.

В) 10000Па.

Критерии оценивания (слайд 13):

За каждый правильный ответ 1 балл

 5 баллов- «5», 4 балла – «4», 3 балла – «3»

- 0-2 балла – «2».

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой

Самостоятель

ная  работа с взаимопровер

кой

Познавательные: логические.

Регулятивные: оценка, контроль и коррекция.

Научились применять полученные знания при выполнении конкретных заданий.

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока

(слайд 14)

Вопросы учителя физической культуры

1. Почему боксеры ведут бой в перчатках?

2. Почему мальчик без лыж проваливается в снег, а лыжник не проваливается? 

Вопросы от учителя биологии

  1. Многие животные и растения  покрыты колючками. Не трогайте их, иначе ...  Продолжите, ссылаясь на формулу давления.
  2. Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
  3. Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?

Вопросы от учителя литературы

1. Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом  одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки  режут лед?

2. Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?

Отвечают на вопросы учителей

Диалог

Личностные: самоопределение и смыслообразование.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения

Подведен итог урока

Домашнее задание

(слайд 15,16)

§35,35

Заполнить таблицу.

Рассчитать давление, оказываемое вами на снег, когда вы стоите на лыжах.

ИЛИ

Рассчитайте давление, которое оказывает ваш учебник по физике на поверхность стола.

Записывают домашнее задание

Фронтальная беседа

Записано домашнее задание

 Этап мотивации: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока каждой команде предлагается разгадать  кроссворд, в котором зашифрована тема урока. Команда первая разгадавшая кроссворд поднимает руки, а остальные  прекращают обсуждение. Листочек с отгаданным кроссвордом подписывается и передаётся  для подсчёта баллов (каждое правильно отгаданное слово – 1 балл). Выигравшая команда получает право первой участвовать во всех конкурсах.

Вопросы для кроссворда:

№1. Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
№2. Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик силы.
№3. Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину?
№4. Физическая величина, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина?
№5. Какая сила возникает при движении одного тела по поверхности другого?
№6. Как называется единица силы?
№7. Как называется сила, возникающая в пружине?
№8. Как называется сила, с которой знания притягивают к себе все тела?

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

а

п

р

а

в

л

е

н

и

е

е

с

и

л

а

р

е

н

и

е

ь

ю

т

о

н

п

р

у

г

о

с

т

и

я

ж

е

с

т

и

Учитель: Итак, тема нашего урока «Давление». Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами должны поговорить?

Ученики: О давлении, о том, что оно значит в нашей жизни, где встречается и применяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...