Систематизация исторических знаний учащихся
статья по физике

Ягненкова Тамара Константиновна
При изучении физики мы — учителя — обычно сообщаем учащимся некоторые сведения об ученых, но не всегда обращаем внимание на историю открытий законов, введение в науку новых представлений. Конечно, учебное время ограничивает возможность исторических экскурсов, но все-таки эти экскурсы целесообразно делать, показывая динамику развития науки и техники. Особенно удобно, по-моему, подавать исторический материал в виде таблицы, что позволяет увидеть историю развития каких-либо проблем одним взглядом и вместе с тем глобально. Поясню свою идею примером, относящимся к вопросу "Основы MKT", изучаемому в X классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematizatsiya_istoricheskih_znaniy.docx124.75 КБ

Предварительный просмотр:

Систематизация исторических знаний учащихся

При изучении физики мы — учителя — обычно сообщаем учащимся некоторые сведения об ученых, но не всегда обращаем внимание на историю открытий законов, введение в науку новых представлений. Конечно, учебное время ограничивает возможность исторических экскурсов, но все-таки эти экскурсы целесообразно делать, показывая динамику развития науки и техники. Особенно удобно, по-моему, подавать исторический материал в виде таблицы, что позволяет увидеть историю развития каких-либо проблем одним взглядом и вместе с тем глобально. Поясню свою идею примером, относящимся к вопросу "Основы MKT", изучаемому в X классе.

Кто

Когда

Что

На первом, вводном уроке повторяем с учащимися все, что известно им о строении вещества и молекулах. Затем задаю вопросы: "А когда были открыты молекулы и атомы?", "Как люди узнали о них?". И далее обращаюсь к ученикам с предложением: "Давайте обратимся к истории развития представлений о строении вещества и ответим на эти вопросы". Называю целый список фамилий ученых, имеющих отношение к развитию учения о строении вещества, указываю дополнительную литературу, распределяю сообщения, которые должны быть подготовлены. Продолжительность сообщений — 1 — 2 мин. Предлагаю всем заранее в тетрадях начертить форму таблицы. На следующем уроке после моего вступительного слова начинаю рассказ-беседу о развитии теории вещества и "подключаю" к ней сообщения учащихся. По ходу беседы заполняем таблицу. В результате получается сводная историческая таблица (табл. I), посвященная одной проблеме, но охватывающая всю историю науки: ее главные события.

На основе анализа этой таблицы делаем важные выводы по следующим вопросам:

Что же стало известно людям о строении вещества?

(Все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов и молекул; все частицы беспрерывно и хаотически движутся; между частицами существуют силы взаимодействия и др.)

Сколько веков прошло от первой мысли о делимости вещества до нашего времени?

Сколько столетий активно развивались представления о строении вещества?

Когда начался период активного развития этих научных представлений?

В каких странах были сделаны важнейшие открытия?

После заполнения и обсуждения этой таблицы переходим к рассмотрению вопросов, подтверждающих основные 'положения MKT, дающих их количественную оценку. И как самостоятельную домашнюю работу даю задание заполнить, пользуясь учебником, справочником и нашей таблицей I, таблицу, которая в итоге приобретает вид табл. II.

К таблицам "История развития представлений о строении вещества", "Основные положения MKT" обращаюсь еще раз в XI классе: при изучении строения атома и атомного ядра. "Строим", в частности, как бы продолжение первой таблицы, назвав его «История развития представлений о строении атома и элементарных частиц».

История развития представлений о строении вещества

табл. I

Кто

Когда

Что

Аристотель — древнегреческий ученый

384 - 322 до н.э.

Ввел первоначальные представления об основных "элементах" материи

Демокрит — древнегреческий ученый

460 - 370 до н.э.

Высказал мысль, что, все тела состоят из множества мельчайших неделимых частиц — атомов

Пьер Гассенди — французский ученый

1592 - 1655

Считал, что атомы объединяются в молекулы, атомам присуще стремление  к движению

М.В.Ломоносов — русский ученый

1711 - 1765

Утверждал, что все тела состоят из "корпускул" (молекул), в корпускуле находится несколько атомов; атомы отличаются от молекул; теплота обусловлена движением мелких частиц вещества

Жан Антуан Нолле — французский физик

1700 - 1770

Открыл явление диффузии жидкостей

Роберт Броун — английский ботаник

1773 - 1853

Обнаружил броуновское движение — беспорядочное движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости, под действием, видимо, ударов молекул этой жидкости

Людвиг Больцман — австрийский физик

1844 - 1906

Вывел закон распределения молекул газа по скоростям

Жан Батист Перрен — французский физик

1870 - 1942

Провел цикл экспериментов, которые доказали, что броуновское движение — следствие теплового движения молекул среды; они окончательно подтвердили реальность самих молекул. Он вычислил массу молекул (mн2= 3,3 • 10-27 кг)

Рудольф Юлиус Эмануэль Клаузиус — немецкий ученый

1822 - 1888

Ввел понятие о средней скорости и длине свободного пробега молекул, вычислил давление газа на стенки сосуда, обусловленное движением его частиц, определил vср молекул веществ при 0°С: для O2 — 461 м/с, N2 - 192 м/с, Н2 - 1844 м/с и др.

Джеймс Клерк Максвелл — английский ученый

1831 - 1879

Установил статистический закон распределения молекул газа по скоростям

Мариан

Смолуховский — польский физик

1872 - 1917

Создал теорию броуновского движения

Альберт Эйнштейн — один из основателей современной физики

1879 - 1955

Развил на основе статистических представлений молекулярно-кинетическую теорию броуновского движения (1905 г.)

Отто Штерн — немецкий физик

1888 - 1969

Разработал метод измерения скорости теплового движения молекул газа и осуществил на его основе серию экспериментов (опыт Штерна), доказал наличие у атома магнитного момента

Основные положения молекулярно-кинетической теории

табл. II

C:\Documents and Settings\учитель.BA1F5E19710C47C\Рабочий стол\я\Изображение 025.jpg

Литература

  1. Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. М.: Просвещение, 1970.
  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
  3. История открытий: Энциклопедия / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1996.
  4. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. М.: Наука, 1983.
  5. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Б.И. Спасского. М.: Просвещение, 1982.
  6. Энциклопедический словарь юного физика. 2-е изд. М.: Педагогика, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация знаний учащихся 5,6,7 классов

Представляю таблицы с указанием основных тем, изучаемых в 5,6,7 классах для заполнения учащимися самостоятельно с целью систематизации полученных знаний....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное

Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип...

Эффективность использования кейс-технологии на этапе обобщения и систематизации знаний учащихся, развивающая универсальные умения в работе с информацией

В настоящее время мы пришли к пониманию, что необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам, таким как кейс–технологии. ...

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме:"Отбор корней в тригонметрических уравнениях"

Данная работа состоит из календарно-тематического планирования блока "Отбор корней в тригонометрических уравнениях", технологической карты одного из занятий, а также проверочную работу для о...

Использование карточек, как средств систематизации и интенсификации знаний учащихся

В статье рассматривается возможность использования наглядных средств в качестве опоры для запоминания и  выводов на основе предыдущего опыта учащихся...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....