Систематизация исторических знаний учащихся
статья по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_istoricheskih_znaniy.docx | 124.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация исторических знаний учащихся
При изучении физики мы — учителя — обычно сообщаем учащимся некоторые сведения об ученых, но не всегда обращаем внимание на историю открытий законов, введение в науку новых представлений. Конечно, учебное время ограничивает возможность исторических экскурсов, но все-таки эти экскурсы целесообразно делать, показывая динамику развития науки и техники. Особенно удобно, по-моему, подавать исторический материал в виде таблицы, что позволяет увидеть историю развития каких-либо проблем одним взглядом и вместе с тем глобально. Поясню свою идею примером, относящимся к вопросу "Основы MKT", изучаемому в X классе.
Кто | Когда | Что |
На первом, вводном уроке повторяем с учащимися все, что известно им о строении вещества и молекулах. Затем задаю вопросы: "А когда были открыты молекулы и атомы?", "Как люди узнали о них?". И далее обращаюсь к ученикам с предложением: "Давайте обратимся к истории развития представлений о строении вещества и ответим на эти вопросы". Называю целый список фамилий ученых, имеющих отношение к развитию учения о строении вещества, указываю дополнительную литературу, распределяю сообщения, которые должны быть подготовлены. Продолжительность сообщений — 1 — 2 мин. Предлагаю всем заранее в тетрадях начертить форму таблицы. На следующем уроке после моего вступительного слова начинаю рассказ-беседу о развитии теории вещества и "подключаю" к ней сообщения учащихся. По ходу беседы заполняем таблицу. В результате получается сводная историческая таблица (табл. I), посвященная одной проблеме, но охватывающая всю историю науки: ее главные события.
На основе анализа этой таблицы делаем важные выводы по следующим вопросам:
Что же стало известно людям о строении вещества?
(Все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов и молекул; все частицы беспрерывно и хаотически движутся; между частицами существуют силы взаимодействия и др.)
Сколько веков прошло от первой мысли о делимости вещества до нашего времени?
Сколько столетий активно развивались представления о строении вещества?
Когда начался период активного развития этих научных представлений?
В каких странах были сделаны важнейшие открытия?
После заполнения и обсуждения этой таблицы переходим к рассмотрению вопросов, подтверждающих основные 'положения MKT, дающих их количественную оценку. И как самостоятельную домашнюю работу даю задание заполнить, пользуясь учебником, справочником и нашей таблицей I, таблицу, которая в итоге приобретает вид табл. II.
К таблицам "История развития представлений о строении вещества", "Основные положения MKT" обращаюсь еще раз в XI классе: при изучении строения атома и атомного ядра. "Строим", в частности, как бы продолжение первой таблицы, назвав его «История развития представлений о строении атома и элементарных частиц».
История развития представлений о строении вещества
табл. I
Кто | Когда | Что |
Аристотель — древнегреческий ученый | 384 - 322 до н.э. | Ввел первоначальные представления об основных "элементах" материи |
Демокрит — древнегреческий ученый | 460 - 370 до н.э. | Высказал мысль, что, все тела состоят из множества мельчайших неделимых частиц — атомов |
Пьер Гассенди — французский ученый | 1592 - 1655 | Считал, что атомы объединяются в молекулы, атомам присуще стремление к движению |
М.В.Ломоносов — русский ученый | 1711 - 1765 | Утверждал, что все тела состоят из "корпускул" (молекул), в корпускуле находится несколько атомов; атомы отличаются от молекул; теплота обусловлена движением мелких частиц вещества |
Жан Антуан Нолле — французский физик | 1700 - 1770 | Открыл явление диффузии жидкостей |
Роберт Броун — английский ботаник | 1773 - 1853 | Обнаружил броуновское движение — беспорядочное движение мельчайших частиц, взвешенных в жидкости, под действием, видимо, ударов молекул этой жидкости |
Людвиг Больцман — австрийский физик | 1844 - 1906 | Вывел закон распределения молекул газа по скоростям |
Жан Батист Перрен — французский физик | 1870 - 1942 | Провел цикл экспериментов, которые доказали, что броуновское движение — следствие теплового движения молекул среды; они окончательно подтвердили реальность самих молекул. Он вычислил массу молекул (mн2= 3,3 • 10-27 кг) |
Рудольф Юлиус Эмануэль Клаузиус — немецкий ученый | 1822 - 1888 | Ввел понятие о средней скорости и длине свободного пробега молекул, вычислил давление газа на стенки сосуда, обусловленное движением его частиц, определил vср молекул веществ при 0°С: для O2 — 461 м/с, N2 - 192 м/с, Н2 - 1844 м/с и др. |
Джеймс Клерк Максвелл — английский ученый | 1831 - 1879 | Установил статистический закон распределения молекул газа по скоростям |
Мариан Смолуховский — польский физик | 1872 - 1917 | Создал теорию броуновского движения |
Альберт Эйнштейн — один из основателей современной физики | 1879 - 1955 | Развил на основе статистических представлений молекулярно-кинетическую теорию броуновского движения (1905 г.) |
Отто Штерн — немецкий физик | 1888 - 1969 | Разработал метод измерения скорости теплового движения молекул газа и осуществил на его основе серию экспериментов (опыт Штерна), доказал наличие у атома магнитного момента |
Основные положения молекулярно-кинетической теории
табл. II
Литература
- Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. М.: Просвещение, 1970.
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
- История открытий: Энциклопедия / Пер. с англ. М.: Росмэн, 1996.
- Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. М.: Наука, 1983.
- Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Б.И. Спасского. М.: Просвещение, 1982.
- Энциклопедический словарь юного физика. 2-е изд. М.: Педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация знаний учащихся 5,6,7 классов
Представляю таблицы с указанием основных тем, изучаемых в 5,6,7 классах для заполнения учащимися самостоятельно с целью систематизации полученных знаний....
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное
Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип...
Эффективность использования кейс-технологии на этапе обобщения и систематизации знаний учащихся, развивающая универсальные умения в работе с информацией
В настоящее время мы пришли к пониманию, что необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам, таким как кейс–технологии. ...
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме:"Отбор корней в тригонметрических уравнениях"
Данная работа состоит из календарно-тематического планирования блока "Отбор корней в тригонометрических уравнениях", технологической карты одного из занятий, а также проверочную работу для о...
Использование карточек, как средств систематизации и интенсификации знаний учащихся
В статье рассматривается возможность использования наглядных средств в качестве опоры для запоминания и выводов на основе предыдущего опыта учащихся...
Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Характеристика особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....