Использование карточек, как средств систематизации и интенсификации знаний учащихся
статья по английскому языку по теме

В статье рассматривается возможность использования наглядных средств в качестве опоры для запоминания и  выводов на основе предыдущего опыта учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование карточек, как средств систематизации и интенсификации знаний учащихся

        Курдюков А.И.

МОУ «Бессоновская СОШ»

 Белгородский район

Работая в общеобразовательной школе, я считаю, что основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию. Однако в своей практической деятельности я столкнулся с рядом проблем. К ним в частности относятся:

  1. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся
  2.  Высокая степень забывания учебного материала
  3. Недостаточность сформированность базовых умений.

Таким образом, передо мной как учителем стоит задача  не только научить школьника всему тому, что требует от него программа, но создать такие условия на уроке, чтобы эти знания на долгие-долгие годы сохранились у него, а это напрямую связано с мотивацией учащегося  его стремлением познавать все больше и больше вне зависимости от своих первоначальных возможностей и  способностей. Каждый согласится,  что оценка учащегося – оценка его труда. Однако труд возможен только при наличии соответствующей мотивации, которая рождается только  в случае полного осознания учащимися целей изучения иностранного языка в школе: «Для чего мне нужны эти знания и как я собираюсь использовать их в дальнейшем» Наличие сильной мотивации способствует тому, что учащимся легче найти свое место на уроке, выражать свои собственные мысли и проявлять свое творчество.  По моему мнению, заинтересовать учеников можно только если они в ходе учебного процесса  понимают то, что читают и слышат и понимают, то, как они это пишут и говорят, в результате чего возникает потребность  и интерес к тому чтобы  не останавливаться в процессе познания чего то нового. Но как же привить это понимание сформировать эту способность к анализу того что они делают на уроке?  Известно, что существует огромное количество различных способов, с помощью которых  можно сделать уроки интересными понятными и  познавательными а, следовательно,  овладение иностранным языком  в учебных условиях есть процесс развития и взаимодействия определенных стратегий усвоения языка в конкретных учебных условиях и стратегий общения. Здесь  хочется сказать несколько слов о так называемой  «теории схемы»  Согласно этой теории понимание текста происходит за счет активизации индивидуальной схемы учащегося, содержащей его прошлый опыт, полученный в результате данной деятельности.  При интеграции  новой информации  с ранее полученной образуется  новая  более развитая схемата. И вот для подобной интеграции я использую обыкновенные карточки. Хотя и карточками их можно назвать условно. В своей рабочей тетради они чертят рамочку и в ней записывают фломастером определенный текст. На мой взгляд, при использовании подобной формы работы происходит.

  1. Развитие зрительной памяти, внимания, воображения, догадки.
  2. Формирование грамматических навыков видовременных форм глагола.
  3. Развитие лексико – грамматических навыков на конкретном речевом и сюжетном материале

Например, на первой странице у них есть такая запись:

«It is easy to learn English»

 и рядом перевод этого предложения. Но надо отметить, что в этом случае речь не идет о каком то внушении. Основная задача этих  карточек с одной стороны снять то напряжение, которое может возникнуть у детей от чрезмерного старания, а с другой наиболее естественно систематизировать  их знания по предмету и создать благоприятный психологический фон для дальнейшей работы. В процессе работы я столкнулся с тем, что запомнить, что причастие II в английском языке переводится на русский язык страдательным причастием иногда для учащихся проблематично, если не существует понятного для ученика хода работы с учебным материалом и полного проникновения в этот материал. Таким образом, понимание материала происходит через «понимание» явлений, которые сопровождают любой язык. На уроке я стараюсь представить алгоритм, последовательность действий, с помощью которого учащийся  распознает  формы и значения грамматического явления. Конечно же, здесь идет речь не в том, чтобы закопаться в мелочах, а о том, чтобы вычленить именно то из чего состоит это главное что мы изучаем на конкретном уроке. Учащийся должен понимать определенный языковой факт, научиться критически, мыслить. Давайте разберем  все выше сказанное на конкретных примерах. Вот как у них записана информация о правильных глаголах:

«Есть глаголы правильные, а есть неправильные. Правильные – те, которые, безусловно, в прошедшем времени имеют окончание ed»

И далее идет конкретный пример, закрепляющий это утверждение.

Большая степень запоминания, на мой взгляд, обеспечивается использованием в тексте таких слов как: конечно же, безусловно.

Таким образом, запоминание происходит не путем  зазубривания а вытекает из предыдущего опыта  из того что в английском языке глаголы  «по степени правильности» делятся на две категории. Подобные рассуждения фиксируются на карточке, подкрепляются примером и учат анализировать понимать и применять те или иные законы языка. То есть учащиеся понимают, то о чем они пишут, и они уже более ясно представляют себе, то,  как они могут воспроизвести это в речи. А вот как у учащихся второго класса на карточках зафиксирована информация о количестве букв в алфавите.

Мы считали, мы считали, 26 мы насчитали.

И потом хором в начале и в конце урока проговариваем это импровизированное стихотворение. Таким образом, с помощью подобных записей я пытаюсь интенсифицировать и систематизировать знания учащихся именно таким образом, чтобы учащиеся могли  понять учебный материал данного урока и сформулировать свое собственное понимание грамматического правила или лексического компонента,  включающее указания на его формальные и смысловые признаки. То есть каточки  выполняют роль смысловых опор.

Схема действий учащихся выглядит примерно так:

Этапы

Действия учащихся

Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)

  1. Каждый имеет перед собой познавательный объект.
  2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательном объектом.

Этап «Осмысление»

1. Обдумывают и предлагают свои основания для классификации полученных об объекте сведений.

 2. Имеют свои собственные устоявшиеся представления о структурно-логической схеме этого объекта на основании знаний, полученных на предыдущем этапе обучения

         Я также считаю, что подобный вид работы может помочь учащимся во время аудирования. Я включаю диск, и дети прослушивают предложение. К этому моменту они уже вполне могут различить на слух местоимения, они знают, что следом за ними обязательно идет глагол и мысленно готовы к тому, что этот глагол, по всей видимости, будет стоять в простом прошедшем времени или же в перфекте, а если в перфекте то они уже готовы к тому чтобы услышать have или  has, а сам глагол возможно будет заканчиваться на  d или t, если он конечно правильный. Дети видят структуру английского предложения они готовы к тому, что могут услышать  и, безусловно, это помогает им лучше понимать. Я считаю, что подобный вид работы будет особенно полезен при работе с 5-7 классами, так как очень важно именно на ранней стадии обучения сформировать у учащихся базовые умения.

 

Используемая литература

  1. Гальскова Н.Д.,  Гез Н.Н. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. Лингв. Унв-тов и фак. ин.яз. высш. пед. Учеб. заведений. 2-е изд., испр.-М:.Издательский центр «Академия».-2005, 336с.
  2. Леонтьева Т.П., Бабинская П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учебное пособие. 3 –е изд..дополн. и перераб.-Мн.:ТетраСистемс.-2005.288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное

Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЛЕЙНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В своей работе с учащимися я использую, так называемые релейные контрольные работы. Термин «релейная» контрольная работа и сам прием заимствованы мною из книги Анатолия Гина «Приемы педагогиче...

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

Мониторинг как средство выявления пробелов в знаниях учащихся

Мониторинг-одно из средств оценки сформированности предметных и метапредметных УУД...

Кроссворд как средство активизации и интенсификации деятельности учащихся

Что представляет собой обучение лексике английского языка? Это определенный процесс расширения словарного запаса, который предполагает три стадии: введение нового слова, практика его употребления в од...