Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass.rar | 675.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с. Даниловка
КОНСПЕКТ
урока русского языка в 5 классе
«Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное»
Учитель 1 категории Орлова С.С.
2011-2012 учебный год
Цели:
обучения:
- Организация повторения по теме «Имя существительное» (теоретические понятия)
- Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
- Воспитание самостоятельности.
- Воспитание патриотизма.
развития:
- Развитие способности к анализу и обобщению.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие творческих способностей
- Развитие познавательного интереса учащихся.
Дидактическая структура урока
Этапы занятия, время в мин. | Методы обучения | Приемы обучения |
I. Организационный момент (1,5 мин.) | Приветствие | |
II. Вступительная часть (1,5 мин.) | 1.Определение темы урока. 2.Постановка целей | Беседа |
III. Организация повторения теории (8 мин.) | 1. Словесно-аналитический | 1.Блиц-опрос (фронтальный) 2.Интерактивная игра «Мешок со словами» |
IV. Организация контроля (30 мин.) | 1.Словесно-лексический 2.Аналитический 3.Наглядно-иллюстративный | 1. Коллективная работа 2. Работа у доски 3. Самостоятельная работа 4. Защита проектов 5. Работа на интерактивной доске |
V. Заключительная часть (5 мин) | 1.Рефлексия 2.Оценка 3.Домашнее задание | Подведение итогов урока Выставление оценок |
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный | Приветствие. Все уроки как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие- как страшный, мучительный сон. - Когда уроки являются мучительным сном? - А когда праздником? - Давайте проверим какое у вас настроение. (красная полоска- хорошее, зеленая- нормальное, синяя – плохое) Запись числа в тетради. | Работа с полосками. Записывают число | |
II. Вступитель ная часть | Слайд 1 Слайд 2 | Прослушайте стихотворение, определив, о чем идет речь, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке. Все, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же 3 склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. - Какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? | Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
III. Организация повторения теории. | Слайд 3 | Блиц-опрос. - Что такое существительное? - На какие разряды по значению делятся существительные? Приведите примеры. - Почему одни существительные отвечают на вопрос кто, а другие на вопрос что? - Как отличить одушевленные существитель ные от неодушевленных? Электронная игра «Мешки со словами» №4 - Как изменяются существительные? - Продолжите предложение: «Существитель ные в ед. ч. имеют … (категорию рода). Приведите примеры. - К какому роду относятся такие сущест- вительные как: плакса, ябеда, сирота? - Сколько типов склонений у существитель- ных? - Что вы знаете о числе существительных? - Назовите орфограммы, изученные по теме. (17, 18) - Каким членом предложения может быть существительное? | Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
IV. Организация проверки знаний на практике. | Слайд 4 Слайд 5 Шторка Слайд 6 Слайд 7 | 1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение. - Из предложения «Весной перелетные птицы возвращаются на Родину» возьмите обстоятельство места и поставьте его в форме им.п. ед.ч. - Из предложения «У меня есть любимые книги» возьмите определе - ние, поставьте его в форму ед.ч. ж.р. - Из предложения «Мама-главное слово в каждой судьбе» возьмите подлежа- щее, образуйте грубую форму этого слова. - Из предложения «Сторона родимая, как ты мне мила!» возьмите прилагательное, относящееся к обращению. Родина любимая - мать родимая. - Как вы понимаете смысл пословицы. - Объясните постановку тире. - Произведите синтаксический разбор. - Произведите морфемный разбор слова Родина. - Подберите синонимы к слову «Родина». 2.Слово учителя. Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. - Что же такое Родина? Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков. «Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. 3. Анализ текста. - К какому стилю относится данный текст? - Определите тип текста. - Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает) - Выпишите из текста существительные, определите их число. - Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы? Презентация о существительных собственных и нарицательных. (Агаева А.) 4.Защита проектов У каждого человека есть Малая Родина. Для Пескова – это село Орлово, а для вас? Расскажите о своей Малой Родине. А) рисунки с синквейном. Б) кроссворд «Имена собственные моей малой Родины» (Симогостицкий Д.) 5. Клип. О Родине много песен и стихов сложено. С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют её поэты, художники и музыканты. Я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть клип «Родина в искусстве». На фоне музыки звучит стихотворение: Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот, У реки березка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Свой родной, красивый двор, В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна. 6. Определение падежа и склонений существительных. А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. - Родину, как и родителя, на чужбин… не найдешь. - Нет в мир… краше Родины нашей. - Человек без Родины, что соловей без песн… - Живешь на сторон…, а свое село на ум… - Главное в жизн… - служить Отчизн… - Чужая земля радост… не прибавит. 7. Синтаксическая роль существительных в предложении. В начале урока, вспоминая о существительном, мы сказали, что оно может быть любым членом предложения. - Может ли существительное, находясь в предложении не являться его членом? (сущ.- обращение) -Составьте предложение со словом «родина» в роли обращения. - Составьте схему этого предложения. 8. Морфологический разбор существительного Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно» -Чему учит нас эта пословица? Берегите Родину, Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Родину, Нет Родины другой. | Записывают полученное предложение. Выполняют синтаксический и морфемный разборы слова, записывают синонимы к слову «родина». Устно отвечают на вопрос. Чтение текста. Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число. Слушают презентацию, выполняют задание. Защита проектов. Работа на интер. доске и в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом. Работа у доски и в тетрадях. |
V. Заключитель ная часть | Слайд 8 Слайд 9 | 1.Рефлексия. Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал … - Мне было интересно…. - Особенно понравилось…. - Вызывало затруднение… - Какую оценку вы поставили бы себе? 2.Подведение итогов учителем. - Какое настроение у вас в конце урока? 3. Домашнее задание. | Отвечают устно, оценку показывают на листке. Цветные полоски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок).
Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан
Тема: “Animals”.Класс: 2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...
Технологическая карта к уроку английского языка по теме: Обобщение знаний учащихся по теме «Погода»
Данная технологическая карта подходит для обобщения лексического материала в 6 классе по теме: "Погода"....
Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий
Технологическая карта урока на тему «Углеводы» Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению ...