Открытый урок "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Первый этап урока, этап актуализации начался с проблемного вопроса о деревянном бруске. Можно было увидеть замешательства учащихся и осознание того, что им не хватает знаний для полного решения данного вопроса.
Актуализация знаний суворовцев была осуществлена с помощью фронтального опроса по терминологии, мы еще раз классифицировали знания о межмолекулярном строении вещества, так как все эти знания необходимы для формирования понятия «плотности».
На этапе создания ситуации затруднения суворовцам было предложено выполнить экспериментальное задание в парах с целью развития умения обнаруживать учебную проблему , выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения. Вы увидели, как умеют работать суворовцы в парах - это как раз формирование коммуникативных умений, уметь общаться и взаимодействовать с партнёром в совместной деятельности.
Оснополагающий вопрос: Чем объясняется, что при одинаковом объеме тела имеют разные массы? - помог учащимся перейти к этапу формулирования темы урока и осуществить целеполагание, а также сформулировать вывод по эксперименту. Но часть учащихся, имея широкий кругозор, (в этой группе есть продвинутые будущие олимпиадники), смогли уже чуть раньше дать название физической величине, которую планировалось изучить.
Таким образом использование данных приёмов было оправдано и позволило учащимся самостоятельно определить цель и задачи урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_25_plotnost_veshchestva.docx | 186.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (_3__курс 33 учебная группа – 06.11.2018; 32 учебная группа – 07.11.2018 )
Тема урока | Плотность вещества | |||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок постановки учебной задачи (комбинированный урок) | |||||||||||||||||||||
Цель урока | Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества» | |||||||||||||||||||||
Задачи урока: | Обеспечить усвоение знаний о понятии «плотность вещества»; формировать умение выполнять задания на усвоение сути понятия «плотность вещества»; сформировать умение суворовцев вычислять и сравнивать плотности разных веществ, пользоваться таблицей плотностей. | |||||||||||||||||||||
Формы обучения: | Лекция с элементами беседы, фронтальная и индивидуальная работа, проблемное обучение | |||||||||||||||||||||
Основные понятия темы | Плотность | |||||||||||||||||||||
Применяемые современные технологии | ИКТ (материалы сайта http://fizika23.ru/cor.html) | |||||||||||||||||||||
Организация пространства | Кабинет физики | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | С математикой, биология, экология | |||||||||||||||||||||
Ресурсы. | Демонстрации: Сравнение масс разных тел имеющих одинаковый объём. Дидактическое обеспечение урока: материалы сайта http://fizika23.ru/cor.htm. Учебник, рабочая тетрадь | |||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||||||||||||||||||||
Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ, применять знания из курса биологии, математики и окружающего мира. | Коммуникативные: уметь вести устную дискуссию с целью формирования своей точки зрения, отличать ее от других точек зрения, а также координировать разные точки зрения для достижения общей цели; уметь общаться и взаимодействовать с партнёром по совместной деятельности. Регулятивные: уметь обнаруживать учебную проблему; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль свой деятельности в процессе достижения результата Познавательные: анализировать информацию, обобщать и делать выводы. | Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда.. | ||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||||||||||
№ | Этапы организации учебной деятельности/ Формируемые способы деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность суворовца | |||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап/Формировать навыки самоорганизации | Приветствует суворовцев. Проверка готовности суворовцев к уроку. Создание атмосферы психологического комфорта. - Очень рада видеть вас сегодня на уроке. Это первый наш урок после каникул и он очень важен, потому что многие последующие темы будут опираться именно на ваши знания, полученные сегодня. | Настраиваются на учебную деятельность Отвечают на вопросы: - Где я? - Зачем я здесь? - Что мне нужно делать? | |||||||||||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания/Формировать умение осуществлять анализ выполненной работы. Развивать навыки целеполагания. | Показывает суворовцам деревянный брусок и линейку, задаёт проблемный вопрос: - Как мне найти массу этого бруска с помощью линейки? Вернёмся к этому вопросу в конце урока. Организовывает проверку уровня усвоения знаний Слайд №1
- На предыдущих уроках физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. - Назовите агрегатные состояния вещества. - В чём отличие взаимного расположения молекул в газообразном, жидком и твёрдом состоянии? (слайд №2) - Как расположены молекулы? (слайд № 3) | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Осознают недостаток знаний. Отвечают на поставленные вопросы Твёрдое, жидкое и газообразное Твёрдое: Молекулы прочно связаны друг с другом и очень плотно упакованы. Молекулы расположены в строго определенном порядке. Жидкое: Молекулы слабее связаны друг с другом, но очень плотно упакованы. Расположение молекул беспорядочное. Газообразное: Молекулы имеют очень слабую связь друг с другом и удалены друг от друга на большое расстояние. | |||||||||||||||||||
3 | Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала/Анализировать информацию. Работать с источниками информации. | Организовывает обсуждение проблемных вопросов и выполнение эксперимента: - Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела. Задание (Слайд №4) - Рассмотрите два цилиндра. Какие они? Как можно проверить, что у них разная масса? - Освободите чаши весов и уравновесьте их. - Поместите цилиндры, имеющие один и тот же объем, и сравните их массы. - Что можно сказать о массах тел, при их равном объеме? (Слайд №5) - Чем объясняется, что при одинаковом объеме тела имеют разные массы?(Слайд №6) | Выполняют эксперимент, делают вывод. - Положить на разные чаши весов и сравнить. Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра. Вывод: Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит. | |||||||||||||||||||
4 | Сообщение темы. Постановка цели и задач урока./ Формирование умения принимать и сохранять задачу. | - Физическая величина, которая характеризует свойства вещества зашифрована в этом ребусе. Замечательно, что некоторым из вас уже знакома эта величина и вы слышали о ней. Сообщает тему урока при помощи ребуса. (Слайд №7) Запишите тему урока: «Плотность вещества» (слайд №8) Организовывает совместное с суворовцами формулирование цели и задач урока. (Слайд №9) - Что вас ожидает сегодня на уроке? - Что необходимо понимать? - Чему нужно научиться? - Какие цели и задачи вы бы предложили? По какому плану мы сможем построить рассказ о физической величине? (Слайд №10) | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока. Цель: Изучить новую физическую величину «плотность»
Создают условия для успешной учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
5 | Мотивация познавательной деятельности/ Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. - При каких условиях урок будет для меня полезным? - Какую личную цель я поставлю на сегодняшнем уроке? | Осознают важность решения поставленной учебной задачи. Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
6 | Изучение нового материала/Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализировать информацию. Работать с источниками информации. |
Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. масса Плотность = объём Введем обозначения: m- масса тела V- объем тела ρ – плотность тела Плотность - ρ (греч. буква «ро»)
[ ρ ] = кг/м³ Внесистемные единицы [ г/см³] Работа с учебником стр. 62 - Найдите правило перевода из одной единицы измерения плотности в другую. - Как перевести плотность из г/см3 в кг/м3? Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то 0,001 кг кг 1 г/см³ = = 1000 _____ 0,000001 м ³ м ³
- Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда? (слайд №13) Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 63. Работа с таблицей. Объясняет составные части таблицы. Определите по таблице плотности различных веществ:
Показывает напёрсток. Напёрсток соизмерим с объёмом 1 см3. Какая бы масса воды вместилась бы в напёрсток объёмом 1 см3, нефти, ртути, масла подсолнечного. Показывает кубик. Кубик соизмерим с объёмом 1 см3. Какой массы был бы кубик, если бы он был из серебра? Из золота? Из меди? Из льда? Из сахара? Что же показывает нам плотность? Плотность алюминия 2700 кг/м³. Что означает это число? Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд №14)
(Слайд №16) Проблемный вопрос: Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна? От чего зависит плотность вещества исходя из молекулярного строения? Слайд №17 Физкультминутка (Работа с таблицей) https://learningapps.org/5412764 | Делают записи в тетрадь, формируют опорный конспект Работают с учебником. Делают вывод: Чтобы перевести г/см3 в кг/м3 необходимо домножить значение в г/см3 на 1000. Отвечают на вопрос: Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше и будет равна 900 кг Разбираются с таблицей. Учатся ориентироваться по таблице плотностей. Отвечают на вопросы исходя из данных плотностей таблицы. - Плотность показывает сколько кг алюминия находится в объёме 1 м3 Делают записи в тетрадь. Плотность зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Следовательно: Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность. Делают записи в тетрадь. Плотность зависит от: 1. Массы атомов вещества 2. От плотности упаковки атомов и молекул Выполняют задание по одному у доски, пользуются таблицей. | |||||||||||||||||||
7 | Закрепление изученного материала. /. Преобразовывать информацию. | Предлагает заполнить дидактический ресурс: Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. - Подумайте что не так в этом тексте, где противоречие? Действительно, несмотря на то что лёд - это твёрдое состояние воды и плотность его вроде бы должна быть больше, все наоборот. О более глубокой причине взаимодействия молекул льда и воды вы узнаете в старших классах. А для нас это великое исключение из правил в природе. Так, плавучесть льда имеет важные последствия для жизни на Земле. Озера замерзают зимой в холодных местах — это позволяет рыбе и другим водным животным выживать под ледяным покрывалом. Если бы замерзло дно, то высока вероятность того, что все озеро могло бы быть заморожено. В таких условиях в живых не осталось бы ни единого организма. Кроме всего прочего, полярный лед важен, поскольку он отражает свет и предохраняет планету Земля от чрезмерного перегревания. | Самостоятельно решают задание Занимаются самопроверкой.
Лед - это твердое состояние воды, и его плотность должна быть больше и расстояние между молекулами меньше. А в таблице плотностей всё наоборот. | |||||||||||||||||||
8 | Решение задач/ Уметь самостоятельно принимать решение. Уметь ориентироваться в схеме. | Организует самостоятельную работу. - Вспомните, что мы ещё не сделали из нашего плана на урок? - Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (Слайд 18) Запишите правило треугольника и выразите массу и объём. - Наша задача будет про патрон. Чтобы понять суть поиска необходимой физической величины, где она находится в патроне, нам нужно вспомнить основные его основные части. (Слайд №19) - Теперь прочитай условие задачи и покажи на рисунке, где тот объём зарядного места, который нам необходимо найти? (Слайд №20) - Масса заряда пороха в патроне равна 3,6 г. Рассчитайте объём зарядного места в патроне, если его плотность 1200 кг/м3 Контроль знаний: Давайте проверим, как вы усвоили материал. Пододвиньте к себе тесты и отметьте правильные ответы. 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см³. б) г/л. в) кг/м³. г) м³/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется - Проверьте решение теста у соседа по парте и в соответствии с критериями выставите отметку. (Слайд № 21) - Поднимите руку кто получил 2, 3, 4, 5. - Ну и последний вопрос, задача про деревянный брусок: сможем ли мы найти массу бруска при помощи линейки? Как это сделать? | - Не занимались решением задач.
Суворовец выполняет задание у доски. Записывают в тетрадь правило треугольника и вывод формул для нахождения объёма и массы. Суворовец у доски по схеме описывает устройство патрона. Показывает объём зарядного места. Суворовец решает задачу у доски, остальные оформляют в тетради.
Ответ: Решение теста Проверка в парах по критериям оценивания.
Оценивание: «5» – 5 заданий верно; «4» – 4 задания верно; «3» – 3 задания верно. - Да, можно. Зная плотность дерева, можно с помощью линейки измерить стороны бруска, найти объём и затем рассчитать массу. | |||||||||||||||||||
9 | Рефлексивный/ Отслеживать цель учебной деятельности Формировать навыки самоорганизации. | Организация подведения итогов урока суворовцами. Побуждает суворовцев к размышлению над вопросами: (Слайд № 22) -Можно ли сказать, что я понимаю, что такое плотность вещества? - Смогу ли я пересказать то, что узнал на уроке? - Хотел бы я больше решить задач по физике на тему Плотность? - Доволен ли я своей работой на уроке? Оцените пожалуйста свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн» Название уровней бассейна:
Комментирует задание на самоподготовку: §22, упр. 7 (1-4) Экспериментальное задание: Определить плотность хозяйственного и детского мыла. Выставляют отметки суворовцам. | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы, проводят самооценку, записывают задание. |
Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется | Тест «Плотность»9 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется |
Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется | Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
6 класс, учебник Пасечника В.В....
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Открытый урок по информатике (11 класс) по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"
Материал содержит конспект урока для 11 класса профильного обучения информатике, презентацию к уроку, интерактивный тест по теме "Моделирование", карточки и другой раздаточный материал....
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Викторина «История открытия химических элементов и простых веществ» (9 класс)
Многие химические элементы были открыты сравнительно недавно с точки зрения этапов исторического развития. История открытия химических элементов и простых веществ полна личных драм, различных не...
Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".
В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...