Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Филиппова Светлана Александровна

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение среды. Данные проблемы наиболее актуальные на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №14»

        

Открытый урок по биологии на тему:

« Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ

и загрязнения окружающей среды на организм человека».

        Преподаватель: Филиппова

        Светлана Александровна.

Нижнекамск

2013 г.

Цель: выявить особенности влияния наркотических и загрязняющих веществ

на организм человека.

Задачи:   1) Вспомнить особенности строения человеческого организма;

        углубить и расширить знания о влиянии наркотических веществ

        на организм;

                2) Научить обучающихся различать загрязняющие и наркотические                      

        Вещества разных групп;

                3)  Научить  обучающихся дискутировать по данной теме;    

        осуществить связь с профессией; работать в группе;

                4)  Способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

                5)  Способствовать воспитанию чувства ответственности,

        аккуратности.

Тип урока:          урок-проект

Форма урока:     групповая, индивидуальная

Метод:                    беседа, дискуссия, самостоятельная работа

Оборудование:   видеоролик, карточки-задания, компьютер,        проектор,    

        презентация.

        Ход урока:

  1. Организационный момент.(1-2 мин.)
  2.  II. Актуализация знаний( 5 мин.)

Индивидуальная работа по карточкам ( листочки с тестовыми заданиями).

III. Изучение нового материала:(25-30 мин.)

( Урок проводится в 10 классе,  где  22 обучающихся, которые заранее поделены на 4 группы по 5-6 человек. Каждой группе заранее было задано подготовит презентацию с защитой своей темы на 3-5 мин.)

Преподаватель: Начать урок я хотела бы с небольшого стихотворения, в котором  отражена горькая правда жизни.

ДЕНЬ  СЕГОДНЯШНИЙ…

                                                             Цвет лица землист. А он не старый…

                                                             В доме холод, грязь… И тишина.

                                                             Дети в школе умственно отсталых

                                                             И в психиатрической жена…

                                                             Слаб и вял он, словно из мочала

                                                             Сотворен… А он, при всем при том,

                                                             Человеком тоже был сначала,

                                                             Тенью человека стал потом.

                                                                                                   С. Викулов.         

Многие люди, не отдавая себе в этом отчета, ежедневно употребляют психотропные вещества, чтобы "подстегнуть" себя, включиться в трудовой день. Это прежде всего кофеин, содержащийся в кофе, чае, и тонизирующих напитках вроде кока-колы. Он представляет собой слабое возбуждающее средство. Но ведь на сегодняшний день таких веществ очень много и все они

пагубно влияют на наш организм, вызывая целый ряд заболеваний…Более подробно хочется

остановиться на некоторых из них. Итак, начнем.

I группа : (Алкоголь)

Наркотик : Этиловый спирт и его производные (ликер, коктейли, спирты и другие алкогольные напитки).

 Алкоголь является снотворным, оказывающим влияние на организм путем снижения активности центральной нервной системы. Алкоголь получают путем брожения (дрожжи перерабатывают карбогидраты в зернах пшеницы или во фруктах).

Внешний вид - Этиловый спирт - психоактивный ингредиент, содержащийся в пиве, вине и т.д. - бесцветная жидкость с сильным, специфическим запахом.

Использование - Пиво, вино и ликер являются напитками. Ликер часто смешивается с безалкогольными напитками, фруктовыми соками или водой. Некоторые блюда включают в свой состав алкоголь как ингредиент. Бутылка пива, стакан вина и унция ликера - все содержат примерно одинаковое количество алкоголя.

Эффекты - в начальной стадии алкоголь действует как стимулятор, оказывающий стимулирующее воздействие на мышление и активность;

появляется ощущение расслабленности, снижаются уровень тревоги, торможение, поднимается настроение;  при увеличении дозы алкоголя появляется агрессивность, прогрессируют стадии покоя, при больших дозах наступает алкогольная кома;  

появляется покраснение глаз;  нарушается способность к самоконтролю; нарушается

память вследствие нарушения перевода информации в “долговременную” память; в результате нарушения координации движений и понижения рефлексов ухудшается способность к управлению транспортом; чрезмерное потребление алкоголя вызывает похмельный синдром, включающий в себя головные боли, тошноту, обезвоживание и ухудшение мыслительных процессов.

Опасности - При умеренном приеме алкоголь может не принести вреда. Но при чрезмерном потреблении алкоголь таит в себе много опасностей. Некоторые из них: провалы в памяти или ее временная потеря, которые могут продолжаться сроком от нескольких минут до нескольких дней;

токсическое воздействие на печень, сердце, поджелудочную железу, желудочно-кишечный тракт в результате продолжительного употреблении алкоголя; повышенная восприимчивость к различным заболеваниям; цирроз печени; при чрезмерном употреблении алкоголя появляется опасность

летального исхода в результате нарушения дыхательной и сердечно-сосудистой систем; увеличивается вероятность телесных повреждений или смерти при управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии; увеличивается риск выкидышей и преждевременных родов при беременности, и алкогольного синдрома у беременных женщин;

зависимость - во многих случаях алкоголь вызывает физическую и психологическую зависимость. Эта зависимость характеризуется бесконтрольным употреблением алкоголя, что сильно нарушает нормальное поведение и способствует проявлению безответственного отношения к семье и работе. Алкогольная зависимость часто определяется тем, что произошло во время употребления алкоголя, а не тем, сколько было выпито при этом. Алкоголики могут пить в одиночку, и часто не могут остановиться после приема первой рюмки.

( Выступление сопровождается презентацией)

Преподаватель:   И ведь это далеко не все влияние алкоголя на организм,

Пьют взрослые, страдают дети.

( Группы задают вопросы по данной проблеме, по 2 вопроса).

1 вопрос: Какое влияние алкоголь оказывает на репродуктивную систему?

Ответ: Алкоголь оказывает, несомненно, вредное влияние на яички и яичники. При этом одинаково вредно как частое опьянение, так и систематический приём значительных количеств алкоголя. Под влиянием злоупотребления алкоголем наблюдается жировое перерождение семенных канальцев и разрастание соединительной ткани в паренхиме яичек у лиц, страдающих алкоголизмом. Следует указать, что при злоупотреблении алкоголем раньше или позже, в зависимости от индивидуальных особенностей и выносливости организма, нарушается также и половая потенция. У женщин наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла.

При приёме спиртных напитков во время беременности обнаруживаются терратогенные свойства, возможно формирование у будущего ребёнка генетически детерминированной наследственной склонности к алкоголизму.

2 вопрос: Почему ВОЗ  относят алкоголь  к группе наркотических веществ?

Ответ:  Но ведь алкоголь тоже вызывает привыкание и зависимость к нему, происходит деградация личности.

Преподаватель: Кроме алкоголя пагубное влияние оказывает и никотин.

II группа: Никотин

«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным».  Лессинг.

О пагубном влиянии табака на здоровье было известно давно. А научно обосновано оно лишь в последнее столетие. И все же о токсичных свойствах табака следует еще и еще раз напомнить.

Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. И в этом нет преувеличений. В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов и их соединений, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов. Наиболее токсичными для человека составляющими табачного “коктейля” являются: никотин, окись углерода (угарный газ), канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы, соединения азота, металлы, особенно тяжелые (ртуть, кадмий, никель, кобальт и др.). Многие частицы табачного дыма, вступая в химические реакции друг с другом, усиливают свои токсичные свойства.

Главный компонент табачного дыма – никотин. Ради него собственно и тянется человек к сигарете, ведь в малых дозах никотин действует на нервную систему возбуждающе. Никотиновый “коктейль” обнаружил Жан Нико, в чистом виде этот продукт выделили в 1828 году, но только в XX веке было детально изучено его действие на здоровье и жизнь человека. Табакокурение было привезено в Испанию Колумбом после открытия Америки и затем распространилось в Европу и остальной мир через торговлю.

Табачный дым содержит психоактивные вещества — алкалоид никотин, который является аддиктивным стимулятором, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты воздействия никотина включают временное снятие чувства беспокойства, раздражительности, неспособности сосредоточиться, которые возникают при отказе от его употребления даже на короткий период времени после периода систематического и регулярного употребления. При этом никотин не снимает чувства тревоги, раздражительности у людей, не употреблявших его ранее, то есть у некурящих. Никотин – сильный яд. Он легко проникает в кровь, накапливается в самых жизненно важных органах, приводя к нарушению их анатомической целостности и функций. У длительно курящих обязательно развивается хроническое отравление никотином – никотинизм, характеризующийся снижением памяти и работоспособности. Отравление в ряде случаев может быть и острым.

Весьма ядовитым соединением табачного дыма является также окись углерода (угарный газ). Из школьного курса биологии известно, что красные кровяные шарики – гемоглобин – обладают уникальным свойством: захватывают в легких атмосферный кислород (он превращается при этом в оксигемоглобин) и разносят его по всему организму, обеспечивая тем самым оптимальное течение биологических процессов. Особенно вредное влияние оказывает окись углерода (как и никотин) на организм беременной женщины, зародыша и плода. До четырех процентов (при норме 0,4 - 1 %) угарного газа может накапливаться в организме курящего. Смертельной дозой для человека считается концентрация в 16-20 процентов.

С начала шестидесятых, людям стало известно, что курение табака ведет к ряду опасных заболеваний, самым страшным из которых является рак легких.

Вопросы: 1) Согласно данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), около одной трети взрослого мужского населения мира курят табак.

В некоторых социумах курение табака является ритуалом. Предложите пути рационального решения данной проблемы.

2) Сегодня мы видим такую картину: Беременная женщина идет и курит. А что же будет с ее ребенком?

Ответ: Как известно, мать, плод и плацента представляют собой органическое единство и это отражается на различного рода нарушениях, развивающихся во время беременности у курящих матерей. У курящих женщин выкидыши бывают в 22,5-41% случаев, у некурящих — всего в 7,4%. Риск развития симптома внезапной смерти новорожденного у курящих повышен на 52%. Особенно высоки показатели мертворождаемости в семьях, где курят и мать, и отец. Считается, что выкуривание женщиной даже 4 сигарет в день представляет серьезную опасность для возникновения преждевременных родов, которая удваивается при выкуривании 5-10 сигарет в день.

Преподаватель: Спасибо, и это далеко не все последствия. Никотин - еще одно возбуждающее средство, но далеко не столь безобидное. Его действие общеизвестно: он прежде всего помогает преодолеть стресс. Действительно, усиливая секрецию серотонина, никотин ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения. Только через некоторое время происходит увеличение количества норадреналина, и это сопровождается повышением активности мозга. Увы, это действие длится всего лишь несколько десятков минут, и тогда курильщику хочется все начать сначала. Становится понятно, как трудно отделаться от этой вредной для здоровья привычки, не говоря уже о психологической зависимости.

III группа( наркотики).

Нарко́тик (от греч. ναρκωτικός — приводящий в оцепенение) — согласно определению ВОЗ — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются наркотическими анальгетиками.

Считается, что термин «ναρκωτικός» (наркотик) впервые был употреблён греческим целителем Гиппократом, — в частности, для описания веществ, вызывающих потерю чувствительности или паралич. Данный термин также употреблял выдающийся врач античности Клавдий Гален. В качестве таких веществ Гален, например, упоминал корень мандрагоры, семена эклаты и мака.

В XX веке значение термина расширилось. Отличие значения от первоначальногосвязано с отнесением к наркотикам веществ, ранее не обозначавшихся этим словом (как то: продукты конопли, псилоцибиновые грибы).

Зачастую в медицине и юриспруденции термин «наркотик» используют не вполне точно, в расширенном понимании, обозначая им все нелегальные психоактивные средства вне зависимости от их фармакологии. Например, законодательство о контроле над наркотиками в Канаде, США и некоторых других странах включает кокаин и каннабис, а также опиоиды (см. также конвенции, международные, по психоактивным средствам). Из-за данного разночтения значений этот термин лучше всего заменять термином с более конкретным значением (например, опиоид).

Основным эффектом, оказываемым приёмом наркотиков на организм человека, является т. н. «наркотическое опьянение», но наблюдается также ряд характерных побочных эффектов. В частности, при регулярном применении они вызывают привыкание — толерантность, которая проявляется в постепенном снижении эффекта наркотика; это вынуждает наркомана принимать всё большие дозы для достижения эффекта. Некоторые наркотики вызывают также зависимость («аддикцию»), которая проявляется «синдромом отмены» или «абстинентным синдромом» (на сленге — «ломка»), либо психологической тягой к повторному употреблению наркотика.

Наркотическое опьянение — это состояние, возникающее после употребления наркотика, оно проявляется как субъективными, так и объективными симптомами. Объективные симптомы обусловлены физиологической реакцией организма на введённый препарат и могут значительно отличаться в зависимости от вещества, вызвавшего наркотическое опьянение.

1) Амфетамины являются синтезированными химическими веществами, которые оказывают стимулирующее воздействие на нервную систему.

Кокаин - Кокаин получают из листьев южноамериканского кустарника коки. Он имеет вид белого порошка ("снега"), который используют в странах Запада путем введения через нос или путем инъекций.

2) Кокаин - прежде всего возбуждающее средство, но вызываемая им эйфория, достигающая иногда очень высокой интенсивности (за что, собственно, он и ценится), заставляет относить его также и к наркотическим веществам. В этом состоянии человек, находящийся под воздействием кокаина, чувствует себя сильным и деятельным; он ясно видит жизненную перспективу, ощущает избыток сил, уверен в себе. Однако это состояние довольно быстро сменяется беспокойством, а иногда и неприятными слуховыми галлюцинациями.

3) Марихуану обычно курят в виде сигарет-самокруток (“косяков”), а также набивают в трубки, добавляют в пищу.

Вопросы: 1) А можно ли избавиться от наркотиновой зависимости?

IV группа: ( загрязнения окружающей среды)

Загрязняющее  вещество (также поллютант) — один из видов загрязнителей, любое химическое вещество или соединение, которое находится в объекте окружающей природной среды в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающие тем самым химическое загрязнение.

Наши предприятия НКНХ и НШЗ ежедневно выбрасывают в окружающую среду

вредные вещества, которые очень сильно сказываются на нашем здоровье. Вот некоторые из них:

1) Углерода двуокись СО2 

         Бесцветный газ со слабым кисловатым запахом. Токсичен. Вызывает гипоксию (длительностью до нескольких суток), головные боли, головокружение, тошноту (конц 1.5 - 3%). При конц. выше 61% теряется работоспособность, появляется сонливость, ослабление дыхания, сердечной деятельности, возникает опасность для жизни.  

2) Углерода окись СО (угарный газ)

         Газ без цвета и запаха. Токсичен. При острых отравлениях головная боль, головокружение, тошнота, слабость, одышка, учащенный пульс. Возможна потеря сознания, судороги, кома, нарушение кровообращения и дыхания.

3) Метан

         Образует с воздухом взрывоопасные смеси. Взрывное горение распространяется со скоростью 500-700 м/сек.

         При значительной концентрации в воздухе бывает причиной удушья.    

4) Азота оксид (окись) NO

         При высоких концентрациях бурый газ с удушливым запахом. Действует как острый раздражитель. Однако у детей в возрасте 2 -3 года наблюдался некоторый рост заболеваний бронхитом.  

5) Сернистый ангидрид SO2 

         Токсичен. В легких случаях отравления появляются кашель, насморк, слезотечение, сухость в горле, боль в груди. При острых отравлениях ср. тяжести - головная боль, головокружение, общая слабость, боль в подложечной области.

         Длительное воздействие может вызвать хроническое отравление.

6) Бензол

         Вещество раздражает сильно кожу и дыхательные пути, а также оказывает разъедающее действие на глаза. Вдыхание паров может вызвать отек легких

         При многократном воздействии может оказывать действие на печень, почки, щитовидную железу, центральную нервную систему систему гематопоэза приводя к функциональным нарушениям и анемии. Вещество, вероятно, канцерогенно для человека.  

7) Формальдегид

         Раздражает глаза, кожу и дыхательные пути. Вдыхание вещества может привести к отёку лёгких

         

8) Фенол

         Токсичен. При острых отравлениях - нарушение дыхательных функций, ЦНС. При хронических отравления - нарушение функций печени и почек.    

9) Стирол

         При острых отравлениях - поражение ЦНС, цианоз, понижение температуры тела. При хронических отравлениях - поражение системы кровообращения.

         Обладает выраженной мутагенной и канцерогенной активностью (лейкемия, лимфома).

И это только малая часть тех веществ, которые выбрасывают наши предприятия.

Вопросы: 1) Почему в нашем городе большое количество людей с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями?

2) Как можно уменьшить негативное влияние этих веществ?

IV. Закрепление знаний:

Преподаватель: Я считаю, что данная тема неразрывно связана и с вашей будущей профессией. Ну, во-первых,  на любом предприятии используются различные химические соединения, загрязняющие среду ( моющие средства, чернила, бумага и др.). Во-вторых, 10 июля 2001 года был принят Закон N 87-ФЗ курения табака«Об ограничении» . Статьей 6 Закона запрещено курение табака на рабочих местах.

Обычно при приеме на работу проверяются данные о судимости и приводах в полицию и наркологический диспансер. Человек, который употребляет любое из наркотических веществ заметен сразу. Ваша профессия должна быть с чистой анкетой. Ну и в заключение, давайте запишем основные наркотические и загрязняющие вещества.   Наркотические вещества:

-         препараты опия;

-         снотворные и седативные средства( транквилизаторы);

-         кокаин;

-         препараты индийской конопли ( анаша, гашиш);

-         психостимуляторы: никотин, алкоголь, амфетамины, кофеин;

-         галлюциногены;

-         токсикомания ингалянтами ( летучими органическими растворителями ).

V.  Итог урока.

Научились давать характеристику наркотическим и загрязняющим веществам.

VI. Домашнее задание.

Написать мини- сочинение на тему « Папа, мама, я- здоровая семья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ

Открытый урок на тему: "Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ" Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»....

«Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека»

Данная разработка урока  направлена на осознание обучающимися  ценности здорового и безопасного образа жизни не только для себя, но и для своих будущих детей,  ответственного поведения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология г.Братска и влияние окружающей среды на организм человека» (для 10-11 классов)

Большинство людей уверены, что об их здоровье должен заботиться врач. Такая позиция, по меньшей мере, наивна. Ни один врач и даже ни одна мать не могут сделать для другого человека того, что человек м...

Реферат на тему : Влияние факторов окружающей среды на организм человека

Влияние факторов окружающей среды на организм человека...

Открытый урок "Экология жилища и её влияние на организм человека"

Загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира — не только укрытие о...

Влияние алкоголя и наркотических веществ на здоровье подростка

Классный час посвящен профилактике вредных привычек.Цель:Расширить знания учащихся о вредном влиянии алкоголя, курения и наркомании на здоровье человека.Задачи:воспитывать чувство ответственности за с...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...