Открытый урок "Передвижение воды и питательных веществ в растении"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

6 класс, учебник Пасечника В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredvizhenie_pitatelnyh_veshchestv_v_rasteniyah.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

                                           

Урок на тему «Передвижение воды  и питательных веществ в растении»

 6 класс

                                                                    Составила и провела:

               Спирина Нина Ефимовна,

               учитель химии и биологии

2011 — 2012 учебный год

Тема урока

«Передвижение воды  и питательных веществ в растении»

Девиз: Границ научному познанию и предсказанию невозможно. (Д. И. Менделеев.)

Цели:

Образовательная: на основе знаний о строении побега, стебля, сформировать представление о процессе транспорта веществ в растительном организме, о взаимодействии всех его частей.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, узнавать органы растений на рисунках , таблицах, формировать практические навыки, необходимые  при выращивании растений.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, к природе, эстетическое воспитание.

 Оборудование и материалы: компьютерные презентации «Передвижение воды и питательных веществ в растении», «Листопад», побеги растений, опущенных в воду, окрашенную чернилами, рабочие тетради к учебнику, рисунки учебника, запись песни «Берёзовый сок» ансамбля «Песняры» (в составе презентации)

Методы ведения: проблемное изложение, компьютерная презентация, лабораторный опыт, рассказ с элементами беседы, тест.

План урока.

1. Проверка домашнего задания

1) Биологическая разминка.

2) Беседа о результатах опыта «Испарение воды растениями» (индивидуальное домашнее задание)

3) Просмотр презентации «Листопад» (индивидуальное домашнее задание)

4) Индивидуальное задание.

2. Изучение нового материала

    1) Проводящие ткани растений.

    2) Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ (Лабораторный опыт).

         Физическая разминка (физкультминутка).

    3) Передвижение по стеблю органических веществ.

    4) Запасание питательных веществ растениями.

3.  Закрепление знаний. Рефлексия

5.  Домашнее задание.

Орг. момент. Учитель интересуется настроением учащихся, отмечает отсутствующих.   Запись  даты и  темы урока  в тетрадь.

1. Проверка домашнего задания.

1) Биологическая разминка (фронтально) (Слайд 4)

1. Какие вещества входят в состав растений?  (Органические и неорганические).

2. Какие минеральные вещества поступают в растение?

3. Какие органические вещества вы знаете?

4. Как они образуются в растении?

5. Чем питание растений отличается от питания других организмов?

6. Что такое корневой волосок? Какого его значение?

2) Беседа о результатах опыта «Испарение воды растениями»

Какова роль испарения воды растениями? Учитель просит учащихся описать опыт, доказывающий, что листья растений испаряют воду (Опыт был заложен ранее в качестве домашнего задания).

3) Демонстрация презентации «Листопад»

Демонстрация одной из учащихся презентации «Листопад», подготовленной  в качестве домашнего задания.

4) Индивидуальное задание. Зарисовать испарение воды через устьице (в тетрадях на печатной основе).

2. Изучение нового материала.

Начинается с прослушивания первого куплета песни «Березовый сок» в исполнении ВИА «Песняры» (Слайд 16)

Учитель: Ребята, скоро наступит весна, зазвенят капели и оживут растения, начнется сокодвижение.

Часто можно наблюдать, как ранней весной капает сок с ветвей и раненых  стволов берез.

Проблемные вопросы: Что собой представляет березовый сок? Какие вещества необходимы растению? Как они транспортируются в растении? Откладываются ли в запас?

Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

1)  Проводящие ткани растений.

Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать по все органы. Все растение пронизано проводящими тканями (Слайд 17).

Начинается путь минеральных веществ, растворенных в воде, с корневых волосков зоны всасывания корня. По одним проводящим тканям движется вода с растворенными минеральными веществами, по другим – растворенные органические вещества.

Проводящие ткани, объединенные  в сосудисто-волокнистые пучки, часто окруженные волокнами механической ткани.

Сосудисто-волокнистые пуски проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями (Слайд 18).

Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органические растения?

2) Лабораторный опыт: Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ.

Задание. Прочитать инструкцию в учебнике. Зарисовать срезы (используя рис. 130). Сделайте выводы.

Вывод: Вода с минеральными веществами перемещается по сосудам древесины и проходит в жилки листа.

Вы уже знаете, что большое значение для передвижения воды по стеблю имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды летом постоянно поступает новая.  Такой  ток воды по растению называется восходящим.

Физкультминутка. Давайте и мы поднимемся со своих мест и сделаем разминку физическую. (Учащиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения)

3)  Передвижение по стеблю органических веществ.

Ребята,  а что образуется в основной ткани?  (Крахмал превращается в сахар и поступает во все органы растения). Как это происходит?

Как работает стебель?

По каким клеткам луба органические вещества передвигаются от листьев во все органы растения? Можно ли в этом убедиться?

Рассмотрим рис.132 на стр. 164. Здесь показано движение органических веществ в виде схемы.

Учитель объясняет опыт, изображенный на рис. 133 учебника.

Вы помните, что стебель дерева или кустарника состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины (Слайд «Строение стебля: поперечный срез).  Ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения, расположены в лубе. Окольцевав ветку, мы перерезали эти трубки, поэтому органические вещества, оттекающие из листьев, дойдут до кольцевой вырезки и будут там накапливаться. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, накопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни и почки. Вывод: Органические вещества, передвигающиеся по лубу, могут перемещаться как вниз так и вверх.

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Он проводит обрезку боковых побегов у томата и винограда (пасынкование), при этом органические вещества направляются к плодам. Это ускоряет созревание и повышает урожай.

4.) Запасание питательных веществ растениями.

Проблемный вопрос: Где запасаются питательные вещества в растении?

Учитель: Не все органические вещества используются для питания растений. Часть их откладывается про запас в плодах, семенах, в клетках корней, стеблей и их видоизменений (морковь, свекла, репа, капуста кольраби). У деревьев и кустарников – в древесине и сердцевине.

Мы начали знакомиться с передвижением веществ в растениях с песни о  березовом соке. Нередко сами люди надрезают кору, чтобы набрать березового или кленового сока. Что же такое сок?

Ответ (учащиеся): Это питательные вещества, необходимые для растений.

Вопрос: Какие вещества содержатся в соке растений?

Ответ (учащиеся): В соке растений содержатся органические и неорганические соединения.

Учитель:  Скоро наступит весна. Вся природа будет оживать, у деревьев начнется сокодвижение. Если в это время повредить деревья, они слабеют и могут погибнуть. Поэтому следует охранять деревья от повреждений, не портить их, забирая у них сок.  Надо бережно относиться к деревьям, ведь они в процессе фотосинтеза обогащают нашу атмосферу кислородом.

4. Закрепление знаний. Рефлексия.

Учащиеся выполняют тест (слайд 19).

Учитель: Как вы думаете, полученные на уроке знания можно использовать в жизни? В каких случаях?

Предположительные ответы: Учащиеся могут использовать знания в практических целях, для увеличения урожайности  овощных и плодово-ягодных культур, при прививке, пасынковании, черенковании. Полученные знания также помогут более бережно относиться к растениям и окружающей среде.

Оценка работы учащихся на уроке.

5. Домашнее задание. 

В качестве домашнего задания - параграф 37, упр. 1-4 (Слайд 20)

 Учитель благодарит ребят за урок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Презентация "Передвижение воды  и питательных веществ в растении" предназначена для использования ее на уроке биологии в 6 классе при изучении нового материала.Цель урока:-знакомство учащихся с о...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии 6 класс)

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии  6 класс, Н.И. Сонин)...

Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; по...

Открытый урок по теме "Пищевые продукты и питательные вещества".

Пищевые продукты и питательные вещества....

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Презентация  на тему Передвижение воды и питательных веществ в растении...