Содержание информационной деятельности ОО по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации
проект по физике на тему

Хакимзянов Хамит Газимович

Согласно  статьи 59 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных  образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Государственная (итоговая) аттестация (ГИА)  по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_hhg.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра менеджмента и экономики в образовании

                          Проектная работа на тему

«Содержание информационной деятельности ОО

по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации»

                                                     Выполнено слушателем курсов повышения

                                                     квалификации руководителей ОО

                                                     Хакимзяновым Х.Г.,   директор

                                                     МБОУ  «Кубянская сош» Атнинского

                                                     муниципального район  Республики Татарстан

                                                     Научный руководитель: А.Э. Юнусов,
                                                    ст. преподаватель кафедры менеджмента и

                                                     экономики в образовании ГАОУ ДПО ИРО РТ  

г. Казань 2015 г.

 

Цель проекта:

- проанализировать информационную деятельность  ОО  с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации;

- повысить эффективность подготовки обучающихся к ГИА.

Задачи: 

- выработать основные направления информационной деятельности  по отношению ко всем участникам образовательного процесса по подготовке к ГИА;

- способствовать совершенствованию информационной безопасности, методического сопровождения всех участников образовательных отношений.

Сроки реализации проекта:  2014-2015 учебный год

Место реализации проекта: МБОУ «Кубянская сош»

Ожидаемые результаты:

 - формирование системы информационной деятельности  ОО по подготовке обучающихся к ГИА;

- качественная информационная подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Конечные результаты:
успешная сдача обучающимися выпускных экзаменов.

Объект исследования:
организация информационной деятельности ОО по подготовке обучающихся  к итоговой аттестации.


Предмет исследования:
- поиск содержания и  форм информационной деятельности ОО;
- психологическая подготовка, необходимая для успешной сдачи итоговой аттестации.

Введение

Согласно  статьи 59 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных  образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Государственная (итоговая) аттестация (ГИА)  по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Проблема качества подготовки обучающихся к ГИА  в последние годы стоит в центре внимания образовательной организации и всех педагогов. Государственная  (итоговая) аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих обучающихся и их родителей. Она  позволяет не только унифицировать саму аттестацию, но и дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы.

Администрация школы пришла к выводу, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителей-предметников и классных руководителей, родителей, общественности.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

     Информационная деятельность относится ко всем этапам подготовки и проведения ЕГЭ, так как важна актуальность данной информации,  каждый участник образовательного процесса вовремя должен получить информацию по тем или иным вопросам.

     В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

    Содержание информационной работы с педагогами

Организация подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации начинается с анализа результатов за прошлый учебный год, вопрос рассматривается на августовском педсовете.  В течение учебного года проводятся тематические педсоветы по ЕГЭ. На  заседаниях методических объединений учителей-предметников  анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.

В своей деятельности по подготовке и проведению ГИА  администрация и педагогический коллектив школы руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, республиканского,   муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папку по уровням прохождения информации. Папка с документами  пополняются в соответствии с их поступлением. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению ЕГЭ. 

Администрация направляет  учителей на республиканские, городские, районные  обучающие семинары. Школьный психолог разрабатывает план работы с учителями, проводит тренинги. Формируется пакет рекомендаций для учителей.

Особое место в этом звене занимает классный руководитель. Он  является своего рода создателем эмоционального фона развития личности обучающихся. Ключевыми позициями системы взаимодействия классного руководителя с родителями, обучающимися, учителями выступают:

  1. направленность на формирование позитивного отношения к ГИА;
  2. осуществление постоянной связи родитель-учитель-обучающийся;
  3. оказание всесторонней помощи обучающимся на протяжении всего процесса;
  4. ориентировка обучающихся на действие как необходимое и обязательное условие успешного прохождения ГИА.

Поэтому администрация ведет всю подготовительную работу к ГИА в тесном контакте с классными руководителями. Классные руководители осуществляют информационную работу с родителями, учащимися, проводят классные и родительские собрания, готовят информационный стенд, куда вывешиваются нормативные документы, образцы бланков, рекомендации по режиму дня и питанию обучающихся.

План работы с учителями

Сроки

Содержание работы

Ответственные

регулярно

1.Изучение нормативных документов по организации ГИА

2. Оформление и обновление страницы общешкольного сайта

3. Оформление и обновление школьного  информационного стенда

4. Оформление в кабинетах информационных стендов по подготовке к ЕГЭ

5. Подготовка и обновление информационной сменной выставки в библиотеке

6. Обеспечение участия учителей в мероприятиях по подготовке к ЕГЭ, организуемых УМС ИМО

7. Предоставление  возможности учителям использовать Интернет-технологии и работать с образовательными сайтами

Зам.директора по УР

Учителя

Библиотекарь

Учитель информатики

август

1. Заседание педсовета «Итоги ГИА и перспективы»

Зам. директора  по УР

сентябрь

1. Анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ЕГЭ

2. Изучение структуры КИМов по предметам

Зам. директора  по УР

Руководители ШМО

октябрь

1.Рассмотрение вопросов подготовки к  ЕГЭ  на заседаниях ШМО

2.Ознакомление с демоверсиями, кодификаторами и спецификацией

3. Семинар-практикум для молодых учителей «Правила заполнения бланков ЕГЭ»

Руководители ШМО

ноябрь

1. Изучение опыта работы учителей русского языка по подготовке  к ЕГЭ

2. Проведение  пробного  ЕГЭ в рамках школы по русскому языку, выявление проблем

Зам.директора по УР

декабрь

1. Изучение опыта работы учителей математики  по подготовке  к ЕГЭ

2. Проведение  пробного  ЕГЭ в рамках школы по математике, выявление проблем

Зам.директора по УР

январь

1. Проведение  пробного  ЕГЭ в рамках школы по предметам по выбору, выявление проблем

2.Обзор текущей информации по проведению ГИА

Зам.директора по УР

февраль

1. Информационная работа с учителями-предметниками по вопросам ЕГЭ.

Кл. руководители

март

1.Анализ проведения и результатов пробного  экзамена.

2. Проведение тематического педсовета

Руководители ШМО

Зам.директора по УР

апрель- май

1. Тренинги для учителей

Психолог

Содержание информационной работы с родителями

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ГИА. Она  нацелена на повышение осведомленности родителей, формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА, на сайте школы размещен раздел по подготовке к ГИА.

Особое место в этой работе занимают родительские собрания. На них даются рекомендации по организации режима дня обучающихся,  поддержки и помощи детям в период до экзаменов, во время экзаменов и даже после  экзаменов. На общешкольных и классных родительских собраниях:

- происходит ознакомление  родителей (лиц,  их заменяющих) с нормативно-правовой базой подготовки и проведения ГИА, с результатами прошедшей итоговой аттестации, с  результатами  диагностических работ;  

- ставятся  задачи, стоящие перед коллективом учителей и родителей;

- родители знакомятся с графиком консультаций и дополнительных занятий;

- с правилами проведения ЕГЭ (сроки и место проведения ЕГЭ, используемые материалы и оборудование);

- с правилами подачи апелляции;

- с минимальными баллами ЕГЭ;

-  с правилами поведения на ЕГЭ (в том числе  запрет использования телефонов и иных интернет-ресурсов, ответственность за нарушения порядка ГИА);

- информируются об использовании видеанаблюдения и металлорамок в пунктах проведения экзамена.

На сайте школы и информационном стенде систематически обновляется раздел «Для вас, родители».

Классными руководителями подготовлены памятки для родителей и выпускников с целью донести информацию  по проведению ГИА до всех. Памятка включает следующие разделы:                                  

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА. 

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, через школьный документ классные руководители  оперативно доносят до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

http://festival.1september.ru/articles/565554/img2.jpg

 

План  работы с родителями

Сроки

Содержание работы

Ответственные

сентябрь

1. Родительское  собрание для родителей  9,11 классов «Результаты ГИА, выявленные проблемы, помощь родителей в их решении»

Директор школы,

кл.рук.

октябрь-

1. Индивидуальные  консультации для родителей слабоуспевающих обучающихся  и информирование по вопросам ЕГЭ

Зам.директора по УР,

психолог

декабрь

1. Родительское  собрание для родителей  9,11 классов «Цели и содержание, нормативные документы  ГИА»

Зам.директора по УР,

кл.рук.

январь

1. Классные родительские собрания «ГИА и выбор профессии» (совместно с представителями  Казанского радиомеханического колледжа, завода «Радиоприбор»)

Зам.директора по УР,

кл.рук.

февраль-март

1.Права и обязанности участников ГИА

2.Консультации учителей-предметников, психолога

Кл. руководители

Учителя, психолог

март-апрель

1.Ознакомление с результатами пробных  экзаменов в школе

2.Индивидуальные и групповые консультации по оказанию психологической помощи

Зам.директора по УР,

Учителя

Психолог

май

1.Организация и технология проведения  ГИА

Зам.директора по УР

Содержание информационной работы с учащимися

Успешная сдача ЕГЭ во многом зависит от того, насколько обучающиеся хорошо знакомы с механизмами и процедурой его проведения, психологически подготовлены к стрессовым ситуациям. Поэтому весь период подготовки, проведения и период ожидания результатов ГИА обучающиеся должны иметь необходимую информацию. Эту информацию доводят до них  администрация школы,  учителя-предметники, классные руководители, библиотекарь, школьный психолог, родители.

Вся необходимая информация для обучающихся своевременно вывешивается на сайте и стенде школы: нормативные документы, демоверсии,  бланки ЕГЭ, памятки, плакаты, рекомендации, список полезных и запрещенных сайтов, правила подачи апелляции, советы и пожелания выпускникам. В библиотеке также имеется папка с материалами ЕГЭ  (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМ по всем предметам), где обучающиеся могут заниматься после уроков. Работа кабинета информатики спланирована так, чтобы выпускники имели возможности работать с образовательными сайтами. В учебных кабинетах созданы информационные уголки по подготовке к ЕГЭ по предметам.

Зам. директора по УР, ответственный за подготовку и проведение ГИА, поддерживает тесную информационную связь с выпускниками, проводя групповые и индивидуальные консультации. Для выпускников разработана памятка:

Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ГИА?

Показатели

Навыки

Знание о процедуре ГИА и ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах обучающегося

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Логика

Умение строить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Интроверсия

Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией

Организованность

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя

Эмоциональная стабильность

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах

Учителя организуют информационную работу в форме инструктажа. Они разъясняют  обучающимся правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков, знакомят  обучающихся со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов (КИМ), предлагают демоверсии КИМ, проводят занятия по тренировке заполнения бланков, еженедельные дополнительные занятия  и индивидуальные консультации, где обучают  их  правилам  работы на ЕГЭ.  

Во время подготовки и проведения ЕГЭ значимой фигурой психолого-педагогического обеспечения ГИА  на уровне школы становится психолог, он сопровождает обучающихся.  Проводятся собеседования с выпускниками о выборе путей продолжения образования. Обучающиеся  принимают участие в мероприятиях, которые ВУЗы и колледжи проводят на базе школ города.

В  соответствии с разработанным планом психолог проводит тренинги, выявляет проблемы, подсказывает пути их решения. Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий ориентируется на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, как себя вести на экзаменах, как снять нервно-психическое напряжение, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

В его обязанности входит не только ознакомление учащихся с процедурой экзамена, но и формирование умения открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незнакомой аудитории, незнакомому взрослому, что, несомненно,  поможет им в случае подачи апелляции.

План работы с учащимися

Сроки

Содержание работы

Ответственные

в течение учебного года

1. Проведение   пробных экзаменов

2.Участие в компьютерном и дистанционном тестировании

3. Работа с психологом

4. Классные часы по вопросам ГИА

Учителя

Зам.директора по УР

Психолог

Кл. руководители

сентябрь

1.Ознакомление с итогами проведения  ГИА,  типичными ошибками

2. Классный час «Ознакомление с основными  направлениями самостоятельной работы по подготовке к итоговой аттестации»

-общие стратегии подготовки;

-планирование и деление учебного материала;

-работа с демонстрационными версиями ЕГЭ

- официальные сайты ЕГЭ

Зам.директора по УР

Кл. руководители

Учителя-предметники

октябрь

1.Работа с образцами бланков  ЕГЭ

2.Работа с демонстрационными версиями

Учителя-предметники

ноябрь

1.Работа с заданиями КИМ различной сложности

2. Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков

Учителя-предметники

декабрь

1. Работа с демоверсиями, кодификаторами и спецификацией

2. Тестовые контрольные работы по предметам

Учителя- предметники

январь- февраль

1. Изучение нормативных документов по организации ГИА

2.Индивидуальные консультации учителей-предметников

зам.директора по УР

Учителя-предметники

март- апрель

1.Пробные тестовые контрольные  работы по предметам по выбору

Учителя-предметники

апрель-май

1.Уточнение прав и обязанностей участников ГИА

2.Работа с демонстрационными версиями

Кл. руководители

Учителя- предметники

Заключение

Государственная итоговая аттестация  в 2013-2014 году была проведена в установленные сроки согласно федеральным, республиканским, муниципальным и школьным документам о государственной (итоговой) аттестации. Все выпускники были допущены к ГИА  и успешно ее прошли по обязательным предметам (русский язык и математика), получили документ об образовании соответствующего образца.

Количество сдаваемых экзаменов распределилось следующим образом: 4 экзамена сдавали 9 выпускников (33,3%), 3 экзамена – 17 человек  (63%) и 2 экзамена – 1 чел. (3,7%). Это объясняется тем, что выпускники в основном осознанно подошли к выбору дальнейшей профессии и сдавали те предметы, которые им необходимы для поступления в вузы.

В последние годы  самым популярным предметом  для сдачи ЕГЭ является  обществознание. Однако растет количество выпускников, выбирающих для ЕГЭ информатику и ИКТ.  При сдаче экзаменов по выбору в форме ЕГЭ 1  выпускник набрал меньше минимального количества баллов, определенных Рособрнадзором,  по истории.

Выводы:

1. Школа  обеспечила выполнение Федерального закона “Об образовании в российской Федерации” от 29.12.2012г. № 273-ФЗ в части исполнения государственной политики в сфере образования, защиты прав участников образовательного процесса при организации и проведении государственной итоговой аттестации;

2. школа провела планомерную работу по подготовке и проведению ГИА  выпускников в форме ЕГЭ и с использованием механизмов независимой оценки качества знаний, обеспечила организованное проведение итоговой аттестации;

3. информирование всех участников образовательного процесса с нормативными, распорядительными и процедурными документами осуществлялось своевременно на совещаниях различного уровня, педагогических советах, родительских собраниях, урочных и внеурочных занятиях, классных часах;

4. обращения родителей по вопросам нарушений в подготовке и проведении ГИА  выпускников в школу  и вышестоящие организации не поступали.

Вместе с тем выявлен ряд проблем:

1. недостаточно высокий уровень тестовой культуры выпускников;

2. недостаточный уровень психологической готовности демонстрировать знания и умения в непривычной обстановке.

Предложения на 2014-2015 учебный год:

1. Рассмотреть и утвердить план-график по подготовке и проведению ГИА (Отв. зам. директора по УР Хусаинова М.Ж.).

2. На заседаниях школьных методических объединений обсудить результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов; разработать план устранения недостатков и обеспечить безусловное его выполнение в течение года (Отв. зам. директора по УВР Балашова И.В., руководители ШМО).

3. Осуществлять психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ГИА  (Отв. психолог).

4. Через информационную деятельность осуществлять поддержку осознанного выбора выпускниками экзаменов для прохождения ГИА.

5. Создавать  положительное эмоциональное поле взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

6. Своевременно обновлять предметные уголки по подготовке к ЕГЭ, которые находятся в учебных кабинетах.

7. Классным руководителям:

- своевременно выявлять дефициты в информированности выпускников и их родителей о процедурах ЕГЭ;

- формировать позитивное отношение у выпускников и их родителей к ЕГЭ;

- своевременно сообщать родителям обучающихся, не посещающим занятия без уважительных причин по какому-либо предмету учебного плана, о возникающих проблемах;

8. Оказывать помощь каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения ГИА.

Рекомендации для родителей

На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.

При формировании конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве эффективного методического инструментария могут использоваться памятки – краткий перечень рекомендаций, направленный на помощь выпускнику или взрослым, его родителям, при решении той или иной проблемы.

После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.

Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Уважаемые родители!

Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем.

  1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
  2. Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
  3. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  4. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
  5. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
  6. Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
  7. Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
  8. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
  9. Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, — в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
  10. Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.

Памятка для учащихся по подготовке к единому государственному экзамену

  1. Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме.

Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

  1. Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен, сколько времени выделяется на работу с тестом, как необходимо работать с ним, какие типы заданий он включает, есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?

Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.

Выгоды такой подготовки заключаются в следующем: формируется уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами; опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки).

Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.

3. Правильно формируйте свое поведение во время проведения единого государственного экзамена.

Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия, цейтнот.

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться  в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы  ''засядете'' с каким-нибудь заданием.

Советы по преодолению этих трудностей

  1. Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии.

Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:

а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;

б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями, например 120 минут;

в) сократите время тестирования, например до 90 минут (тренировка в стрессовых условиях);

г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями.

Во время экзаменов используйте только свой положительный опыт.

  1. В период подготовки к ЕГЭ, даже если у вас не возникает проблем, ведите дневник самоконтроля, в котором вы будете отмечать:

а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;

б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;

в) состояние вашей подготовки, на какой стадии вы находитесь в настоящее время.

  1. Составьте расписание подготовки (приблизительно от 30 до 60 минут в день), приурочив занятия к определенному времени дня. Это поможет вам сознательно проводить самоконтроль и самодисциплину. Важным признаком самоконтроля является умение принимать решения самостоятельно без давления извне. Помните, что внешнее принуждение, либо надежда, что вы сможете выучить все сразу перед экзаменами, всего за несколько дней, менее  эффективны, чем последовательный и упорядоченный процесс обучения. Подготовка под давлением необходимости, как правило, приводить к отторжению материала, который необходимо запомнить.
  2. Использование успокаивающих средств накануне или перед экзаменом не принесет вам успеха, так как успокаивающие средства, которые в лучшем случае, сдерживают нервное возбуждение, тем самым снижают важную составляющую успеха, а именно волю к преодолению трудностей, снижают способность к самокритике и работоспособность учащегося.

Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании. Главный прием работы с нервозностью и волнением является хорошая подготовленность, так как тот, кто знает, что его ждет, будет более спокоен, чем тот, кто находится в неопределенности и неизвестности.

Интенсивная подготовка к тестированию обеспечивает испытуемому значительную психологическую поддержку.

5. При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от тог, что вам удастся вспомнить.

А) Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным Для этого вам не придется потратить  много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!

Б) Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.

Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, до много можно додуматься самостоятельно.

В) Ищите смысловые и структурные связи.

Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

Г) Используйте ассоциации.

Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.

Как вести себя перед экзаменом

Прийти и занять место в аудитории, будучи в хорошем настроении, - первый шаг к тому, чтобы успешно справиться с заданиями.

  1. За день до экзамена точно установите местонахождение, где будет проводиться ЕГЭ. Это важно в том случае, когда экзамен проводится в не знакомом вам здании. Вы избавляетесь при этом от необходимости тратить нервную энергию на поиск.
  2. За день до экзамена дважды проверьте, когда он состоится. Почти, всегда находятся учащиеся, которые ошибаются и являются на экзамен с опозданием.
  3. Накануне экзамена (а может быть и раньше) соберите все, что вам понадобиться (ручки, карандаши, калькулятор – проверьте состояние батареек, чертежные принадлежности и т.д., в зависимости от того, по какому предмету вам предстоит экзамен). Положите все это в папку или пенал. В день экзамена вам достаточно взять это и не тратить время и энергию на поиски мелочей.
  4. Не перерабатывайте! Прозанимавшись всю ночь перед экзаменом, вы, конечно, будете знать больше, однако, в результате окажетесь слишком утомленными для того, чтобы правильно отвечать на экзаменационные вопросы.
  5. При повторении материала непосредственно перед экзаменом не травмируйте себя, отмечая, чего вы не знаете. Свои усилия сосредоточьте на совершенствовании имеющихся знаний и не пытайтесь учить новое.
  6. Отдохните! Не бойтесь поспать – отдых вам как раз нужен. При этом лежать и мучаться от мысли, что вы не можете уснуть, совершенно бесполезно! Перестаньте беспокоиться о том, что сон к вам не идет. Расслабьтесь и вам удаться заснуть.
  7. На экзамен постарайтесь прийти пораньше. Имейте запас времени на тот случай, если во время не придет автобус, трамвай или маршрутка или не заведется автомобиль у родителей.
  8. В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций. Не спорьте с родителями, сверстниками, одноклассниками. Не позволяйте себе сердиться. Не позволяйте, кому бы то ни было, вывести вас из себя.
  9. Подходя к зданию школы, аудитории, где будет проходить экзамен, избегайте тех, кто обычно толпится перед дверью, спрашивая друг друга: «Как ты думаешь, будут ли вопросы по теореме…» или «Ты разобрался в материалах …» и т.д. Если вы примкнете к этой группе, у вас почти наверняка появится ощущение, что все вокруг знают больше и лучше вас.
  10. По мере приближения самого момента начала старайтесь думать о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете. Помните, что первую половину баллов получить достаточно просто.

Как вести себя в начале экзамена

Первые несколько минут вначале экзамена – самые нервные, но они могут стать самыми ценными, если вам удастся их разумно использовать. Помещенные ниже рекомендации о том, как вести себя в течение первых 10-15 минут, помогут вам на любом экзамене приступить к делу спокойно и последовательно. На выполнение большинства этих предложений потребуются лишь секунды, и, право, стоит взять на себя труд воспользоваться этим.

  1. Удостоверьтесь, что вы держите в руках то, что положено.
  2. Выполните необходимые формальности – впишите свое имя или личный номер, дату и время экзамена и т.д. в экзаменационный бланк.
  3. Внимательно выслушайте или ознакомьтесь с инструкциями, приведенными в экзаменационных бланках. Выясните, есть ли разделы (А, В, С), сколько всего вопросов, какие возможности у вас есть. Затем уточните для себя, сколько времени вам отводится на все.
  4. Определив, на какое количество вопросов вы должны ответить, составьте себе расписание экзамена. При этом зарезервируйте минут 15 в конце на проверку своих ответов и не забудьте вычесть 10 минут, которые вы уже потратили вначале на организацию своей работы. Отметьте мысленно, сколько приблизительно времени вы потратите на выполнение каждой части.
  5. Если выбора у вас нет, можете начать с первого вопроса.
  6. Если есть возможность выбора, прочтите по очереди каждый вопрос медленно и спокойно и решите, на какие вопросы вы можете попытаться ответить (это вопросы, по которым вы знаете, хотя бы часть ответа), и отметьте их аккуратно (карандашом) «галочкой», Затем определите «плохие» вопросы и отметьте их «крестиком». Наконец, определите «хорошие» вопросы и отметьте их двумя «галочками». Все это займет несколько минут.
  7. Не обращайте внимания на то, что вокруг уже все строчат ответы! Многие спешат там, где следует проявить осторожность. Пусть даже они за свою первую страницу набрали несколько баллов, зато вы, быть может, сохранили себе большее число баллов обдуманным выбором и обоснованной стратегией проведения экзамена.
  8. Начинайте отвечать с «хороших» вопросов, т.е. с тех, в ответах которых вы уверены.

Как вести себя ближе к концу экзамена

  1. Не покидайте аудиторию до окончания экзамена. Не обращайте внимания на других учащихся, уходящих сразу по завершении своей работы.
  2. Прочтите и проверьте то, что написали с начала и до конца.
  3. Сотрите галочки и крестики ластиком.
  4. Оставайтесь на своем месте до конца экзамена. Даже в последний момент вас может осенить мысль, которая принесет вам один-два дополнительных балла.

Литература:

  1. Аналитические отчеты ФИПИ по итогам ЕГЭ за прошлые годы.
  2. Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников // Воспитательная работа в школе. – 2008, №6.
  3. Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме // Народное образование. –2008, №6.
  4. И. Л. Касаткина. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. – 2012.
  5. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену. – М.: ГБОУ СПО Строительный техникум №30. – 2014.
  6. Планирование работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации // Справочник заместителя директора школы. – 2014, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ

Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды....

Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....

Система работы школы по подготовки обучающихся к итоговой аттестации

В докладе рассматривается  система работы школы по подготовке к ГИА...

Выступление по теме: «Реализация траектории успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по химии».

Перспективы ОГЭ – 2015г. Стало 2 части вместо 3-х. В 2015 году на выбор органов управления образованием субъектов РФпредложены две модели экзаменационной работы по химии,принципиальное раз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...