Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»
Система работы МКОУ «ООШ№22» по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.
Ст.Новотроицкая 2014г.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА выделены следующие составляющие: - Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
- Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
- Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ГИА во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школы к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения. Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления: - Организационные вопросы.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Работа с родителями.
- Работа с учащимися.
Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА». Этапы выполнения работы I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (октябрь – май). IV этап. Психологическая подготовка к ГИА V этап. Аналитический (июнь-август). Рассмотрим содержание каждого этапа работы. I этап. Организационный (август – октябрь) Организацию подготовки к проведению ГИА начиналась с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям: - Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.
- Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.
- Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе
Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА. На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались следующие вопросы: - Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
- Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
- Создание мобильной группы.
Мобильные группы учителей созданы в МКОУ «ООШ№22»с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Состав мобильной группы и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В нее входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом. Диагностика и организация разноуровневого обучения Проводится диагностика учащихся 9 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме районных контрольных работ. Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей: - Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
- Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.
Учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы. Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике. 1 группа | 2 группа | 3 группа | Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-7 б. | Учащиеся, набравшие 8-17 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене при добросовестном отношении и желании - хорошую. | Учащиеся, набравшие 18-34 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок. |
Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА. II этап. Информационный (ноябрь-январь) В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня. Содержание информационной работы с педагогами - На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.
- На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
- Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА
- Направление учителей на районные семинары по подготовке к ГИА.
Содержание информационной работы с родителями учащихся При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА. В коридоре школы оформлены 3 стенда: «Государственная итоговая аттестация», «Подготовка к итоговой аттестации», «Организация предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА , в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА в 2011 году и демоверсии КИМов по всем предметам. Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех. Памятка включает следующие разделы: - Общие положения проведения ГИА.
- Формы проведения ГИА.
- Сроки и общие правила проведения ГИА.
- Подача апелляции.
- Оценка результатов ГИА.
Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися 1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: - Правила поведения на экзамене.
- Правила заполнения бланков.
2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА 3. В библиотеке: Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам). III этап. Практический (октябрь – май)
Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА. После проведения административных, районных тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы. При работе с учащимися большое внимание уделяется: - Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
- Работе по КИМам.
- Обучению учащихся заполнению бланков.
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ. Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА По «Положению о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ. В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам. Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы. Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: - % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
- Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
- Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
- Распределение отметок по результатам работ.
Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче. IVэтап. Психологическая подготовка к ГИА Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно. Vэтап. Аналитический (июнь-август) Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости). |