Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Агапчева Раиса Емельяновна

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agapcheva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Учитель биологии и химии ГБОУ ООШ с.Заволжье м.р.Приволжский  Самарской области Агапчева Р.Е.

В современном обществе  возросла актуальность поиска новых путей реформирования образования. Школа сегодняшнего  дня делает попытку «повернуться лицом к ученику», к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Среди разнообразных направлений инновационных педагогических технологий, на мой взгляд, в полной мере соответствующие поставленным целям и наиболее универсальными являются технологии критического мышления, технологии проектного обучения, информационные компьютерные  технологии, игровые технологии, модульное обучение. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют современные  информационные компьютерные технологии (ИКT).  

При подготовке учащихся к итоговой аттестации я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

электронные энциклопедии, словари и определители;

интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилли Мефодий» и «1С: Просвещение»;

интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;

набор электронных тестов, кроссвордов;

проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;

интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки;

мультимедиа–уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

уроки на основе электронных учебников;

мультимедийные презентации.

Как подготовить ученика к успешной сдаче итоговой аттестации?

 Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме тестирования является важной  составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение.

 Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.  В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать  в них обучающихся. Использую УМК Пасечника В.В.

Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете с использованием проектора.  В своей работе использую медиатеку.  Здесь можно выделить учебные электронные пособия Кирилл и Мефодий.

Содержание используемых дисков  полностью соответствует Государственному Стандарту образования.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, Подготовка обучающихся  к итоговой аттестации по биологии проводится  мною системно, начиная со среднего звена.  Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН, используя различные тестовые системы.

 Для создания тестов использую «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6-9 класс»  Москва. «ВАКО» 2010 г. Структура КИМов аналогична структуре тестов  в формате ЕГЭ (части А,В,С), что позволяет постепенно подготовить учащихся к работе с подобными материалами. Все задания соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям обучающихся.  Тесты сгруппированы по темам. Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. Тематические тесты содержат 7 вопросов: уровень А (базовый) - 4 вопроса один верный ответ из четырех; уровень В – более сложный (2 вопроса – в виде краткого ответа), уровень С – повышенной сложности – 1 вопрос с развернутым ответом. Время выполнения 7-15 минут. Использую пособия «ЕГЭ шаг за шагом».

Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы  провожу в форме ЕГЭ. («Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Биология. Дидактические материалы. М. Вентана-Граф. Калинова Г.С., А.Н. Мягкова и др. 2009 г. «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Биология 10 класс. Сост .Пименов А.В. Ярославль. Академия развития, с 2010 г).                                                                                                                                           Ещё одним из вариантов использования ИКТ при подготовке к итоговой аттестации является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.

Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания.

Электронные справочники, энциклопедии являются  неоценимым помощником для поиска и отбора материалов для аттестации обучающихся. Использование тренажеров, многовариантных тестовых заданий, интерактивных схем помогает реализовать дифференцированный подход в обучении. Благодаря использованию информационных технологий удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время.

 Подключение школ к сети Интернет  существенно расширило возможности образовательного процесса.                          

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу

Подготовка учащихся  к ГИА требует изменения подходов к  планированию уроков в старших классах. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или  с устного терминологического диктанта. Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы  всех обучающихся  и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.

Современные уроки биологии – он-лайн уроки

http://www.shishlena.ru/

http://onlinetestpad.com

http://www.moeobrazovanie.ru

http://www.samsdam.net

http://biologtest157.ucoz.ru

http://кнд.рф

http://biology-school.ru

Такие задания обучающиеся могут выполнять при подготовке домашних заданий.                                                                                                                  Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной  деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к итоговой аттестации. ЕГЭ каталог ,Всем кто учится – alleng.ru и много других..

Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.

  • 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
  • 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  • 3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
  • 4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
  • 5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.

Знакомимся с кодификатором.

 Особое внимание при подготовке к ГИА уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/.  

На сайте ФИПИ http://www.fipi.ru  обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.  

Демоверсии прошлых лет  использую как тренировочные варианты.

Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в  знаниях.

Для подготовки к ГИА использую мультимедиа учебники:

http://www.ebio.ru/index-4.html -Биология. Электронный учебник.

http://www.biology.ru/course/design/index.html - Открытая биология. Физикон 2.6.

Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.

 Для  подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты:

sbio/info –первое биосообщество

http://bio.1september.ru/  -электронная версия газеты «Биология»

http://www/sbio.info/index.php - Электронное приложение газеты 1 сентября

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.

 Занятия начинаем с просмотра презентаций,  составляем конспект, закрепляем знания  - тематические тесты.

 На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов). Также использую сайты Интернет, например, http://www.examen.ru/ege- – сайт Экзамен.

Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).

Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания Московского  института открытого образования.

В связи с процессом вовлечения ресурсов  новых информационных технологий  в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного

образования.                                                              

Выводы.   Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дают возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем  и высоком уровне, позволяет подготовить обучающихся к итоговой аттестации  по биологии.  

           

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по химии на тему: «Использование результатов ГИА в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии»

В докладе отражены  основные вопросы, взывающие затруднения у учащихся при написании ГИА по химии и способы решения этих вопросов....

«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....

Статья "Методические аспекты разработки контрольно-измерительных материалов в программе PowerPoint для организации формирующего контроля и подготовки обучающихся к итоговой аттестации в средней школе".

В последнее время многие современные учителя  используют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности при подготовке к занятиям, сами создают свои ресурсы в программе PowerPoint,...

Содержание информационной деятельности ОО по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации

Согласно  статьи 59 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных  образовательных программ основного общ...

Статья Использование информационных технологий при подготовке к ВПР по заданиям: «Грамматика и лексика»

ВПР – это проверка уровня подготовленности как для учащихся, так и учителей. ВПР вносит свой вклад в учебный процесс по иностранному языку. Использование информационных технологий обеспечивает н...