Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ
статья по литературе (11 класс) по теме
Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе. Из опыта работы в старших классах МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
http:// planetashkol.ru/ articles/28653/
Сегеда Галина Николаевна,учитель МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды Ставропольского края
Готовимся к аттестации по литературе в форме ЕГЭ!
Учителей русского языка и литературы, а особенно не сдающихся ни перед какими трудностями ветеранов педагогического труда, трудно чем-либо удивить. Мы помним, как экзаменационные темы по литературе (в разном количестве – то 3, то 5) нам присылали в запечатанном конверте, который мы вскрывали перед взволнованными учениками простейшим техническим средством – ножницами. Однако некоторые счастливчики знали желанные темы заранее: их всеми правдами и неправдами узнавали на Дальнем Востоке, где солнце встаёт раньше, а следовательно, и заветный конверт вскрывают в то время, когда мы ещё спим. Но цивилизация, как известно, не стоит на месте: и вот уже в начале нового тысячелетия нам где-то с весны становились доступны открытые комплекты тем для сочинений (70 вариантов по 5 тем – итого 350!). А номер варианта, который предназначался, например, Ставропольскому краю, сам губернатор вытаскивал из вращающегося, как в «Спортлото», барабана с семьюдесятью шарами. Учителя и выпускники следили за священнодействием по телевизору, который по этому случаю выносили в рекреацию, где проходила линейка. Потом появилась альтернатива: изложение с элементами сочинения. Привыкли и к этому.
И вот, наконец, Единый государственный экзамен! Все на некоторое время забыли про свои остальные беды и стали обсуждать это нововведение. Причём, с «учёным видом знатока» это делали не только педагоги и чиновники от народного образования, но и каждый, кто вообще мой говорить. Все спорили, а нам опять предстояло без чьей-либо помощи решать, как в очередной раз помочь нашим детям, дав им возможность сдать этот экзамен в новой форме как можно успешнее, ведь от этого во многом зависит теперь их дальнейшая судьба.
Как тут не вспомнить слова известной молитвы: «Боже! Дай мне силы и душевный покой принять то, чего я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого». Если не мудрость, то определённый опыт подсказывал, что в данной ситуации мы ничего не в силах изменить, а значит, надо запасаться силами, терпением и, желательно, душевным покоем.
Итак, ЕГЭ по литературе – это хорошо или плохо? Времени на споры и обсуждения не оставалось. Необходимо было как можно быстрее и лучше изучить это чудо и выработать в очередной раз стратегию и тактику. Если в институте нас старательно обучали определённым методикам преподавания, то теперь, в век высоких технологий, мы должны сами всё найти, изучить, понять, сделать выводы, научить, подготовить и при этом обязательно добиться высоких результатов.
В 2009 году впервые вузы принимали студентов по результатам ЕГЭ, следовательно, надо было готовить детей, не имея при этом никакого опыта подобной работы. Экзамен по литературе не относится к числу обязательных, считается достаточно сложным, и сдают его немногие - лишь 5% выпускников, которые собираются посвятить свою жизнь работе в театре, стать журналистом, литератором или учителем русского языка и литературы (а это далеко не самые популярные профессии). В 2009 году ЕГЭ по литературе сдавали 63976 участников, в том числе и 5 учащихся социально-гуманитарного класса нашей школы. Высокий результат показала Мария Щ.– 94 балла. Победитель городской и призёр краевой олимпиады по литературе, участник научных конференций школьников, серебряная медалистка, ныне она является студенткой филологического факультета СПбГУ.
В мае-июне 2010 г. в ЕГЭ по литературе приняло участие 47303 человека из всех регионов Российской Федерации. ЕГЭ по литературе, согласно статистике 2010 года, успешно сдали 95% выпускников; средний балл – около 55. Стобалльников – 422. В нашей школе экзамен по литературе в форме ЕГЭ в 2010 году успешно сдали 6 учащихся социально-гуманитарного класса. Средний балл – 71. Самый высокий результат показала Дарья Л. – 100 баллов. Победитель городской и призёр краевой олимпиады по русскому языку, победитель и лауреат многочисленных творческих конкурсов разного уровня, золотая медалистка, ныне она студентка факультета журналистики МГУ. Её одноклассники поступили на филологический факультет и факультет журналистики вузов Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Пятигорска и даже Санта-Барбары. Хочется отметить, что все они в течение ряда лет успешно занимались творческой и научной работой, и это положительно сказалось на результатах экзамена по литературе.
Анализ результатов ЕГЭ 2010 г. по литературе, проведенный специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), показывает, что по ряду значимых аспектов итоги экзамена 2010 г. несколько отличаются от результатов прошлых лет в сторону улучшения. В настоящее время он является профильным, то есть его выбирают выпускники, поступающие в вузы гуманитарной направленности. Более высокий уровень их подготовки по литературе обусловлен мотивированностью на успешную сдачу экзамена по выбранному предмету.
Опыт работы в профильных социально-гуманитарных классах показывает, что старшеклассники, которые связывают своё будущее с поступлением в гуманитарные вузы, более охотно вовлекаются в процесс активного творчества. Исследовательская и творческая работа воспринимается ими не только как средство подготовки к ЕГЭ и поступлению в высшее учебное заведение, но и как внутренняя потребность, важнейшее условие саморазвития и самоутверждения.
Исследовательская деятельность в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. Вот почему в нашей школе большое внимание уделяется участию детей в научных конференциях школьников и в творческих конкурсах разного уровня. При определении содержания и направления творческого поиска необходимо учитывать личностные особенности ученика, его профессиональную направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.
О системе работы при подготовке к экзамену по литературе в форме ЕГЭ в нашей отдельно взятой школе говорить, может быть, и рано, но какой-то положительный опыт за эти два года, безусловно, накоплен.
Итак, для чего введён ЕГЭ?
Одним из ведущих направлений развития образования является создание независимой системы оценки качества образования. В большинстве стран такая система, как правило, включает национальные экзамены и мониторинг качества образования. Регулярно собираемая информация о результатах обучения, выявление тенденций изменения ситуации в данной области создают основу для принятия эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества отечественного образования, что обусловливает рост конкурентоспособности страны на мировом рынке труда.
Основные мировые тенденции развития образования нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой определена необходимость создания системы объективной оценки качества подготовки выпускников. С этой целью в 2001 году в РФ начался эксперимент по введению Единого государственного экзамена. В эксперимент по русскому языку мы вступили значительно раньше и имели возможность не спеша разобраться и привыкнуть, а вот в ЕГЭ по литературе в 2009 году окунулись как-то сразу и готовились к нему по принципу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но к этому нам как раз не привыкать.
В течение всех лет проведения эксперимента шёл поиск формы экзамена, наиболее адекватной специфике предмета «Литература». Экзаменационная модель дорабатывалась в разных направлениях: уточнялись критерии оценки связных ответов, вводились новые типы заданий, изымались неэффективные тесты, формулировались требования к отбору фрагментов художественных текстов и т.д.
В вариантах 2005 года, действительно, был целый ряд тестовых заданий с выбором варианта ответа. Например,
А1. С помощью какого явления природа «предостерегала» Игоря и Всеволода от задуманного похода?
- урагана 3) полнолуния
2) солнечного затмения 4) землетрясения
А 2. Ниже приведены слова одного из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Кому из героев принадлежит эта реплика?
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
1) Чацкому 3) Фамусову
2) Хлёстовой 4) Лизе
Проверка знаний по литературе при помощи таких вопросов, разумеется, является малоэффективной. Когда в программе «Пусть говорят» критиковали ЕГЭ по литературе, в качестве примера приводя вопрос: «Какой породы была Муму из рассказа Тургенева?», любители пошуметь явно пользовались устаревшими данными. С тех пор КИМы претерпели - и не раз! – значительные изменения в лучшую сторону. Тестовые задания с выбором варианта ответа теперь отсутствуют.
Необходимо отметить, что ежегодно что-то меняется и в структуре КИМов, и в системе оценки, поэтому надо постоянно следить за новостями на сайте ФИПИ. Иногда под новой обложкой предлагаемых для подготовки к ЕГЭ заданий можно обнаружить старые варианты.
Что же является главным объектом приложения интеллектуальных усилий экзаменуемого? Художественный текст, изученный в школе. При этом работа с текстом носит аналитический характер и требует его информационной обработки в связи с различными задачами. В отчёте предметной комиссии о результатах ЕГЭ по литературе (2010 г.), который подготовили В.П.Казаков, председатель предметной комиссии по русскому языку и литературе, профессор кафедры русского языка СПбГУ, а также М.Б.Багге, заместитель председателя предметной комиссии по русскому языку и литературе, доцент кафедры социально-гуманитарного образования СПбАППО, отмечено: «Иным по сравнению с 2009 годом было отношение к ЕГЭ по литературе и среди учеников. Для большинства из тех, кто выбирал экзамен по литературе, стали очевидными особенности подготовки к нему; большинством была понята необходимость изменить отношение к художественному произведению: необходимость уйти от привычки судить о характерах героев как о характерах живых людей, отказаться от высказывания непосредственного впечатления о прочитанном, необходимость научиться понимать язык художественного произведения («вторичный» язык, по выражению Ю.М. Лотмана). Ученик, осмысляющий литературное произведение, должен понять, что в художественном произведении представлен отраженный мир, что литературные герои – это образы людей, а не сами люди, они созданы в соответствии с замыслом автора и отражают его идею. В конечном итоге от ученика требуется выработать умение выражать «отношение к отношению», т.е. выражать мнение не по поводу поступков героев или по поводу коллизий, представленных в произведении, а по поводу авторских идей, авторского замысла. Содержание экзамена представляет трудность и для тех учеников, которые привыкли вычитывать интерпретацию произведения из учебной или критической литературы, не постигая авторский замысел самостоятельно, для тех учеников, которые не приобрели в школе навыки самостоятельного анализа произведения». Таким образом, ученик, сдающий литературу, должен обладать не только глубоким знанием текста и теории литературы, но и самостоятельностью суждений, творческой смелостью.
Комбинация заданий в экзаменационной работе призвана обеспечить необходимый содержательный охват материала курса и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих, речевых и т.д. В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- сопоставлять литературные факты и явления;
- выделять авторскую позицию в произведении;
- выражать отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.
Если в экзаменационной модели 2008 года было шесть заданий с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений, то в модели 2009 -2010, 2010-2011 г. их четыре. Третья часть осталась без изменений (сочинение по одной из трёх тем, сформулированных в виде проблемных вопросов С5.1 – С5.3). Эти изменения позволили разгрузить экзаменационную работу (у экзаменуемых теперь больше времени на написание развёрнутых ответов), придать ей большую структурную цельность, повысить объективность экспертной оценки развёрнутых ответов.
С 2009 года экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Выпускник должен рационально использовать это время, выработав особую стратегию: решить, какие задания он будет выполнять первыми, а какие оставит на потом. Рекомендуется сначала выполнить более простые задания, которые не вызывают трудностей и требуют краткого ответа, а затем уже перейти к более сложным. Целесообразно отводить на части 1 и 2 не более полутора часов, чтобы успеть выполнить объёмное сочинение части С 5.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Вопросы и задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений.
Приступая к выполнению заданий части 3, ученик выбирает один из трёх предложенных проблемных вопросов и даёт на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).
В каждом варианте экзаменационной работы задания части 3 соответствуют трём содержательным блокам:
1. Древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в. ( «Что давало основание современникам А.С.Пушкина называть его «певцом дружбы»?», «В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?» и другие).
2. Литература второй половины XIX – начала XX вв. («Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?», «В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах?» и другие).
3. Литература XX в. («Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?», «Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»?» и другие).
ЕГЭ по литературе 2011 г. в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня.
В стандарт профильного уровня полностью включён стандарт базового уровня. Изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имён и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углублённом уровне.
Изучив перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на ЕГЭ, и учитель, и ученик составляют ясное представление о том, что надо знать и уметь.
Итак, с чего начинаем подготовку к экзамену? Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и кодификатором. Именно там содержатся элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников ОУ для ЕГЭ по литературе. Объём проверяемого содержания предмета представлен в 8 разделах Кодификатора. На основании первого раздела «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия. Остальные 7 разделов Кодификатора включают произведения художественной литературы различных эпох: древнерусская литература; литература XVIII в.; литература первой половины XIX в.; литература второй половины XIX в.; литература конца XIX – начала XX вв.; литература первой половины XX в.; литература второй половины ХХ в.
Обязательно изучение всех нормативных документов. Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2011 г. (кодификатор
элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;
- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
Знакомясь с демоверсией, изучаем структуру варианта КИМ. Как правило, задания с кратким ответом большой трудности не представляют. Они составлены по типу кроссворда: даётся объяснение термина, примеры средств художественной выразительности и т.д., так что остаётся лишь подставить нужное название. Составляем во время подготовки Словарь терминов и понятий. Все необходимые сведения есть в специальных справочниках (например, справочник издательства ЭКСМО).
А вот задания С1, С3 и С2, С4 сложнее, оцениваются выше и требуют серьёзной работы. Таким образом, обучение связному высказыванию на литературные темы (письменные вопросы на ответы, сочинение) остаются важнейшей проблемой литературного образования. Для того чтобы понять, что же требуется для получения максимального количества желанных баллов, необходимо ознакомиться с системой оценки выполнения этих заданий.
Задания С1 и С3 связаны с тем конкретным отрывком из текста, который даётся в варианте, например: «Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?» или с конкретным стихотворением: «Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении А. Ахматовой «… Мне голос был. Он звал утешно…»?». Рекомендуется во время повторения составлять краткие записи по жизни и творчеству каждого писателя и поэта в удобной для ученика форме. Можно создать какие-то определённые шаблоны для однотипных ответов, хотя не стоит этим увлекаться. И всё-таки, если форма найдена, её легче наполнить содержанием, это сэкономит время на экзамене.
Задания С2 и С4 иного плана, они требуют привлечения литературного контекста, здесь необходимо назвать не менее двух литературных произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный приём и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дать содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы.
Несомненно, как раз здесь особенно понадобится помощь учителя, так как читательский опыт наших старшеклассников порой бывает недостаточным. Формируем список «сквозных» тем и образов русской литературы: «Тема «маленького» человека», «Образ тройки в русской литературе», «Тема связи поколений», «Тема поисков смысла жизни», «Образ Петербурга», «Образ Москвы», «Фольклорные мотивы в русской литературе», «Тема истинного и ложного героизма» и другие.
В пособиях по подготовке к ЕГЭ даются образцы творческих работ, комментарий проверяющего и оценка. Большую помощь окажет такая книга: С.А.Зинин, Л.В.Новикова, О.Б.Марьина. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ/ русское слово,2009.
Для того чтобы помочь ученикам разобраться в особенностях работы, поставьте себя на их место и попробуйте сами ответить на предложенные вопросы, ориентируясь на оценку их выполнения. Лучше писать небольшой текст (в объёме 5-10 предложений) без длинных предисловий, опираясь на конкретные факты, доказательно и в то же время не пренебрегая общими требованиями к любому тексту: вступление, основная часть, заключение.
В ежегодных методических письмах «Об использовании результатов ЕГЭ года в преподавании литературы в средней школе» даны рекомендации по предупреждению типичных ошибок.
Важнейшим требованием при изучении литературы является знание текста художественных произведений. Известно, что современные школьники читают мало и неохотно, не читают вообще или читают не то, что надо. Особая неприязнь к программным произведениям. Заставить? Возможно, но не достигнем цели – насильно, как известно, мил не будешь! Нужна мотивация к прочтению произведения, которая может возникнуть лишь в результате воздействия ряда факторов:
- погружение в эпоху;
- знакомство с личностью писателя и фрагментами художественного текста;
- актуализация внутрипредметных связей (особенно с историей);
- выявление аспектов, созвучных социальному и духовному миру современного молодого человека (проблема нравственного выбора, патриотизма и др.).
Всё это подчёркивает непреходящую ценность классической литературы. По-прежнему актуально «медленное» чтение литературного произведения (внимание к художественному слову, умение видеть тропы и фигуры речи и объяснять механизм их создания, что не всегда просто: олицетворение как один из видов метафоры, или: синекдоха (А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…) – родная сестра метонимии (Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!)!
Следует больше внимания уделять историческому комментарию. Без понимания закономерностей исторического процесса, знания важнейших особенностей той или иной эпохи невозможно полноценное, глубокое постижение литературы.
Особого внимания требует работа по анализу лирического стихотворения. Ряд наиболее значимых произведений или отрывков необходимо знать наизусть! Очевидно, что одной из причин более низких результатов написания сочинения является отсутствие на экзамене текстов художественных произведений. В связи с этим возрастает значимость качественного повторения важнейших разделов программы в выпускном классе, а также заучивания наизусть программных стихотворений и цитат из прозаических текстов.
Особое место отводится повторению изученного ранее, в основной школе. Старшеклассникам предлагается обязательно перечитать и осмыслить некоторые уже знакомые произведения. Пушкинские «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», лермонтовские «Герой нашего времени» и «Мцыри», гоголевский «Ревизор» совершенно иначе будут восприняты семнадцатилетними юношами и девушками, которые прочитали эти произведения в 7-9 классе и уже успели забыть, так и не поняв в них многое. Пусть у учащихся возникает как можно больше ассоциаций и параллелей между ранее изученным и новым материалом. Например:
- «Капитанская дочка» Пушкина – «Тихий Дон» Шолохова (судьба человека в потоке истории);
- «Капитанская дочка» Пушкина – один из эпиграфов к роману Булгакова «Белая гвардия» (раскрытие смысла этого эпиграфа в контексте романа, сопоставление проблематики, значение законов чести в жизни главных героев и т.д.);
- «Капитанская дочка» Пушкина – «Недоросль» Фонвизина (главные герои – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства) – «Отцы и дети» Тургенева – «Вишнёвый сад» Чехова (тема «отцов и детей», тема смены поколений);
- «Капитанская дочка» Пушкина – «Двенадцать» Блока (образ бурана, бури, ветра, стихии, мотив разгула «разбуженной» социальной стихии).
Подобные сопоставления позволяют держать литературный материал в зоне активной памяти, способствуют формированию у учащихся представления о литературном процессе как целостном явлении.
Задания на сопоставление предложенного фрагмента или лирического произведения с другими произведениями русской литературы и вопросы проблемного характера с развёрнутым ответом большого объёма предполагают, как уже было сказано выше, знание экзаменуемым наизусть ряда отрывков из прозы и наиболее значимых лирических произведений, определённых программой.
Подготовка к ЕГЭ не требует от учителя и ученика штудирования вариантов тестовых заданий, хотя для тренировки, конечно, необходимо разобрать несколько вариантов, провести репетиционные работы. Также необходимо настойчиво и последовательно формировать у школьников критическое отношение к низкопробным учебным пособиям.
Отработка экзаменационного материала должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ, в первую очередь написании сочинений. При этом принципиально важной установкой является нацеленность экзамена не на воспроизведение учащимися разного рода историко- и теоретико-литературных «изысков», а на проверку основных, определённых государственным образовательным стандартом и реальным опытом школы умений и навыков работы с художественным текстом. При этом не следует забывать, что при оценивании задания С5 учитывается:
-глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе (понимание проблемы, позиции автора, необходимые тезисы, аргументы, выводы);
- уровень владения теоретико-литературными знаниями (уместное применение соответствующих литературоведческих терминов при анализе литературного материала и объяснение функции тех или иных литературных приёмов);
- обоснованность привлечения текста произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении);
- последовательность и логичность изложения (части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов);
- следование нормам речи (учитываются речевые ошибки).
Успешность подготовки к экзамену по литературе в значительной степени определяется умением школьников писать сочинения различного типа. Методика обучения сочинению достаточно хорошо разработана и неоднократно описана. В ежегодных методических письмах «Об использовании результатов ЕГЭ года в преподавании литературы в средней школе» (они размещены на сайте ФИПИ и Минобрнауки России) отмечено, что решению задачи формирования умения создавать логически связное речевое высказывание может способствовать:
- регулярное проведение аудиторных сочинений на заданную литературную тему, начиная с 5 класса;
- письменное комментирование учителем сильных и слабых сторон ученической работы;
- реализация установки на переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;
- систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объёма, требующих точности мысли и твёрдого знания фактов (а то ведь бывает и такое: Маша познакомилась с Дубровским, переодевшись крестьянкой!);
- проведение специальных уроков по обучению написанию сочинений, формирующих умения писать вступление и заключение, тезисно-доказательную часть, уместно цитировать, применяя различные способы введения цитат;
- последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования;
- анализ готовых сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон.
Любые работы небольшого объёма: отчёт об экскурсии, ответ на дискуссионный вопрос, возникший на уроке, размышление о школьной жизни, отклик на яркое событие общественной жизни – приучают школьника письменно осмысливать свой опыт и не бояться чистого листа. Полезно составление плана (не обязательно в чистовике!), это учит внимательно относиться к композиции, помогает привести в порядок мысли, расположить их в логической последовательности и ничего не упустить. Чем больше мы пишем и анализируем плюсы и минусы, тем лучше будет результат! Работа может быть выполнена на листочках и занимать всего 10-15 минут.
Хорошая подготовка к экзамену в форме ЕГЭ в полной мере может быть обеспечена систематическим многоаспектным изучением школьного курса литературы и не требует специального «натаскивания». Только с двумя моментами учащихся следует познакомить целенаправленно и заранее. Это правила оформления работы и критерии её оценивания.
Но то, что обязательно, часто вызывает внутренний протест, поэтому, безусловно, литература лучше запоминается и понимается на эмоциональном уровне. То, что прочувствовано или связано с конкретной ситуацией или человеком, то, что вызвало удивление, грусть или улыбку, останется в памяти надолго. Да, трудностей много, преодолевать их нелегко, но надо учить детей получать от преодолений радость, а не негатив. Поэтому долг учителя - сделать любое познание интересным.
Сегодня в школе большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми. А остальные, которым одарённости не досталось? Правильнее говорить о работе с детьми мотивированными, с теми, кто настроен на конкретную цель. В нашем случае это дети, выбравшие ЕГЭ по литературе как ступеньку к поступлению в гуманитарный вуз, ступеньку к своей будущей профессии. Работа с ними интересна и полезна и самому учителю, так как даёт простор инициативе, творческой и исследовательской деятельности, помогает увидеть давно знакомое и не раз перечитанное произведение в необычном, неожиданном ракурсе. В конечном итоге, ЕГЭ – это всего лишь экзамен в новой форме, а власть хорошей литературы над умом и сердцем читателя несомненна и вечна!
Рекомендованная литература
С.А.Зинин, Л.В.Новикова, О.Б.Марьина. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ/ русское слово,2009
Типовые варианты ЕГЭ: |
ЕГЭ 2011. Литература. Типовые тестовые задания. Ерохина Е.Л. (2011, 94с.)
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Литература. Зинин С.А. (2010, 158с.)
ЕГЭ 2010. Литература. Типовые тестовые задания. Ерохина Е.Л. (2010, 56с.)
ЕГЭ 2010. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Ерохина Е.Л. (2010, 72с.)
ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания. Миронова Ю.С. (2009, 96с.)
ЕГЭ-2008. Литература. Реальные задания. Авт.-сост. Зинин С.А., Марьина О.Б., Попова Н.А. (2008, 127с.)
Типовые (тематические) задания ЕГЭ: |
ЕГЭ 2010. Литература. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. Ерохина Е.Л. (2010, 142с.)
ЕГЭ 2010. Литература. Сборник заданий. Самойлова Е.А. (2010, 160с.)
Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов. Литература. ( 2008 )
Учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ: |
ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник. Скубачевская Л.А., Слаутина Н.В., Надозирная Т.В. и др. (2010, 400с.)
Литература. Подготовка к ЕГЭ-2010. В помощь учителю и ученику. Логунова Н.В., Секачева Е.В., Скрипка Т.В. (2009, 236с.)
Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий. Марьина О.Б., Попова Н.А. (2010, 192с.)
ЕГЭ 2009. Литература. Репетитор. Самойлова Е.А. (2009, 160с.)
ЕГЭ-2009. КИМ. Литература. Самойлова Е.А. (2009, 190с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию
Я для себя решила, что необходимо пересмотреть и перестроить систему педагогической деятельности и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...
Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....
"Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации"
Данный материал поможет всем педагогам выработать систему работы с классом, который сдаёт ОГЭ по русскому языку и литературе....
«Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ»
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни....
Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники"
Презентация по теме "Особенности подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по разделу Планиметрия "Вписанные и описанные многоугольники" создана для качественной подготов...
Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ
Методические рекомендации по подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по математике....
Система работы учителя при организации подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе — действительно сложный экзамен, который требует длительной подготовки. Чтобы получить высокие баллы, школьники садятся за учебники за несколько лет до сдачи, обычно начинают у...