Методическая разработка урока физики "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Разработка представлена в виде подробной технологической карты урока. Описаны действия учащихся на различных этапах урока. Применяется технология исследовательской деятельности с опорой на фронтальный и демонстрационный эксперимент.  На уроке используются групповые, индивидуальные и фронтальные формы урока. Описаны оценочные процедуры: используютсяэлементы формирующего оценивания. Технологическая карта сопровождается компьютерной презентацией, в которой отражены основные этапы урока, содержание заданий, которые учащиеся выполняют по группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №559 Выборгского района Санкт-Петербурга

 Технологическая карта урока.

Учитель: Григорьева Г.А.

Предмет: физика

7 А класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: «Действие жидкости на погруженное в нее тело»

Место урока в изучаемой теме: урок является первым  в блоке уроков, посвященных действию жидкости и газа на погруженное в них тело.

Основная дидактическая цель урока: изучить действие жидкости на погруженное в нее тело.

Образовательные задачи: дать возможность учащимся обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело, научить учащихся измерять выталкивающую силу, продолжить обучение  учащихся методам экспериментального исследования на примере исследования зависимости  выталкивающей силы от глубины погружения, типа вещества, из которого состоит тело, типа жидкости, объема тела.

Воспитательные задачи: воспитывать естественнонаучное мировоззрение,  интерес и мотивацию к изучению физики, целеустремленность, эмпатию при совместной работе с одноклассниками.

Развивающие задачи: организовать самостоятельную деятельность обучающихся в рамках групповой работы, развивать коммуникативные навыки, умение планировать и организовывать  свою деятельность, проводить экспериментальное исследование в соответствии с методом научного познания, формировать элементы оценочной деятельности.

 

Основные понятия: выталкивающая  (Архимедова сила), давление в жидкости, исследование, гипотеза.

Межпредметные связи: история, математика.

Ресурсы:

  • демонстрационное и лабораторное оборудование: динамометры, сосуды с пресной и соленой водой, различные тела, ведерко Архимеда, штативы,
  • рабочие листы, оценочные листы.
  • проектор,
  • интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет.

Формы организации деятельности  на уроке: фронтальная (Ф), групповая (Г), коллективная (К), индивидуальная (И).

Технология: технология организации исследовательской деятельности.

Оценочная деятельность учителя: в ходе урока учителем фиксируется

  • активность и результативность учащихся при фронтальной работе,
  • активность и результативность в группе;
  • правильность и логичность выступления спикеров.

Отметка за урок выставляется с учетом оценочной деятельности учащихся и отчетов об учебном исследовании. Все учащиеся получают вербальную оценку. В журнал отметки выставляются по желанию.

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный этап:

время:

Приветствует учащихся, предлагает распределиться по группам. Указывает  на  раздаточный материал, который учащимся понадобится по ходу урока и форму организации деятельности на уроке.

Занимают места в соответствии с распределением по группам, готовятся к уроку.

Выбрать в группе старшего.

Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Фаза проектирования исследования

время:

этапы:

Выявление противоречия:

Формулирование проблемы:

Формулировка темы урока и целеполагание.

Демонстрирует падение тел в воздухе и в жидкости: кусочки пластилина и кусочки пенопласта.

Организует обсуждение результатов наблюдения

Прием: «мозговой штурм»

Предлагает  сформулировать тему урока. Помогает учащимся, уточняет тему.

Предлагает  сформулировать основную цель урока. Согласовывает основную дидактическую цель урока с целью, сформулированной учащимися.

Называет окончательный вариант: выяснить, от чего зависит выталкивающее действие жидкости?

Наблюдают за проведением демонстрационного эксперимента фиксируют результаты наблюдений.

Называют возможные причины наблюдаемого явления, не обсуждая высказывания друг друга.

Ф

Формулируют тему урока с помощью учителя: действие жидкости  на погруженное в нее тело.

Формулируют цель, обсуждают,

называют ее. Согласовывают с учителем.

Ф

Наблюдать, как будут вести себя тела при падении в воздухе и воде

Объяснить, почему замедляется скорость падения пластилина в воде, а пенопласт вообще не тонет.

Назвать возможные причины наблюдаемого явления.

Сформулировать возможную тему урока.

Попробуйте сформулировать основную цель урока: что сегодня вы можете изучить?  

Обнаруживают  выталкивающее действие жидкости на погруженные в нее тела.

Личностные:

формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную,

освоение основ прогнозирования,

устанавливать целевые приоритеты.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

ставить проблему и аргументировать ее актуальность,

Моделирование.

Выдвижение гипотезы исследования.

Предлагает  высказать гипотезу о факторах, влияющих на выталкивающее действие жидкости. Уточняет гипотезу.

Согласовывает с учащимися формулировку гипотезы.

Фиксирует на доске гипотезу.

Высказывают предположения о факторах, влияющих на выталкивающее действие жидкости:

глубина погружения, вещество, из которого сделано тело, плотность жидкости, объем тела.

Выскажите предположение: от чего может зависеть выталкивающее действие жидкости?

Регулятивные:

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенного руководителем учебного исследования ориентиров действия в новом учебном материале,

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать  и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве,

задавать вопросы для организации собственной деятельности,

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде, чем делать выбор

Познавательные:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач,

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, организовывать исследование с целью проверки гипотез.

Определение  объекта и предмета исследования.

Объясняет учащимся, что такое объект исследования, предмет исследования.

Уточняет формулировки учащихся и фиксирует:

объект исследования – взаимодействие жидкости и погруженного в него тела,

предмет исследования – факторы, влияющие на степень выталкивающего действия жидкости.

Слушают, формулируют совместно с учителем объект исследования. Делают вывод о необходимости проведения нескольких исследований по каждому высказанному предположению.

Ф

Что можно назвать объектом исследования в соответствии с целью урока? Что будет предметом исследования.

Конструирование исследования:

- определение задач исследования,

- исследование ресурсных возможностей,

-построение программы исследования

Проводит демонстрационный эксперимент, в котором демонстрируется выталкивающее действие воды и вводит понятие выталкивающей силы. Знакомит учащихся с вторым названием силы – «архимедова сила». Предлагает учащимся выбрать метод исследования.

Обсуждает  с учащимися способ измерения архимедовой силы.

Предлагает обсудить, какие учащимся нужны приборы и материалы для проведения исследований. Напоминает о правилах измерения сил с помощью динамометра.

Проводит инструктаж по технике безопасности. Беседует с учащимися. Обращает внимание на аккуратность  взвешивания тел. недопустимость падения тел на дно стеклянного сосуда.

Выдает задание для каждой группы. Объясняет общий план действий. Объясняет роль спикера и старшего в группе.

Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу, что действие жидкости можно охарактеризовать выталкивающей силой.

Учащиеся приходят к выводу, что изучать факторы, влияющие на выталкивающую силу, они будут экспериментально.

Составляют алгоритм измерения архимедовой силы.

Называют приборы и материалы, необходимые для проведения исследований.

Определяют цену деления динамометра и погрешность прямых измерений.

Обсуждают с учителем, какие правила  ТБ необходимо выполнять при выполнении работы.

Слушают учителя. Получают рабочие листы для выполнения заданий в группах.

Ф

Объясните, почему вес тела, погруженного в жидкость меньше, чем вес тела в воздухе? Как направлена выталкивающая сила? От чего зависит ее величина? Изобразите ее на рисунке в своем рабочем листе.

Как можно измерить выталкивающую силу с помощью динамометра?

Какие нужны измерительные приборы и  материалы, чтобы выяснить влияние различных факторов на величину архимедовой силы?

Какие правила ТБ необходимо выполнять при проведении эксперимента со стеклянной посудой?

Учащиеся получают одинаковые рабочие листы, но будут выполнять только одно исследование, которое отмечено в рабочем листе.

Учащиеся знают, что на тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, которая направлена вертикально вверх.

Изображают силу на рисунке.

Учащиеся могут измерять выталкивающую силу с помощью динамометра.

Технологическая фаза.

Проведение исследования.

Наблюдает за ходом работы в группах. Консультирует учащихся в  соответствии с их образовательным запросом.

Представляет учащимся план доклада результатов исследования.

Работают в группе. Каждая группа проводит исследование с целью проверки одной из гипотез:

составляют план действий, проводят необходимые измерения, фиксируют результаты, обсуждают их, делают вывод. При необходимости получают консультацию у учителя. Выбирают спикера, готовят отчет о проведении эксперимента в рабочих листах, готовят устный доклад о результатах исследования. Г

Проведите  экспериментальное исследование в соответствии с заданием. Сформулируйте цель вашего исследования. Заполните таблицу результатов, обсудите их и сделайте вывод. Выберите спикера (человека, который будет докладывать результаты эксперимента).

Учащиеся знают факторы, влияющие на величину выталкивающей силы:

плотность жидкости,  объем погруженной в жидкость части тела.

Личностные.

Уважение к личности и ее достоинству,

доброжелательное отношение к окружающим, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, готовность к самообразованию и самовоспитанию, эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные.

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им,

уметь принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действий, так и по ходу его реализации,

умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные :

учитывать разные мнения истремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы для организации собственной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание,  уметь убеждать, работать в группе – устанавливать рабочие отношения, сотрудничать, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи,объяснять явления и процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, самостоятельно проводить исследования, делать заключения и выводы на основе аргументации.

Представление результатов исследования.

Организует  порядок выступлений спикеров групп. Настраивает учащихся на активное слушание докладов,  предлагает, слушая представителей других групп, записывать в свой рабочий лист результаты их исследований и выводы.

Выступают спикеры групп. Остальные учащиеся слушают, делают записи в своих рабочих листах по тем заданиям, которые сами не выполняли.

Г, К

Выслушайте выступающих, внесите в  свои рабочие листы   выводы, полученные другими группами.

Подведение итогов

Учитель обобщает полученные результаты.

 

Слушают, задают вопросы (при необходимости)

Постановка новой проблемы.

Организация выполнения домашнего задания

Проводит демонстрационный эксперимент с ведерком Архимеда. Просит объяснить результаты опыта и связать их с результатами, полученными на уроке.

Наблюдают, задают вопросы, высказывают предположения, записывают задания.

Наблюдайте за проведением опыта учителем. Попробуйте объяснить результаты этого опыта. Как полученные на уроке результаты исследования могут объяснить то, что вы наблюдали в опыте? Заполните дома форму отчета о проделанном исследовании.

учащиеся имеют возможность применить приобретенные на уроке знания и умения для объяснения эксперимента (опыт с ведерком Архимеда).

Рефлексивная фаза.

Соотнесение цели и результата исследования.

Предлагает учащимся оценить, достигнута ли цель исследования, которую они ставили для себя на этот урок.

Просит оценить личную значимость полученных результатов.

Заполняют оценочный лист, отвечают на вопросы.

И.

Ответьте на вопросы:

- какой момент был самым важным на уроке?

- что было непонятно?

- достигнута ли цель  вашего исследования?

-оцените вашу активность при работе в группе по 3-балльной шкале: 0 – не участвовал в общей работе, 1 – участвовал, но в основном пассивно, 2 – активно участвовал.

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действий, так и по ходу его реализации,

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы,

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действие жидкости на погруженное в нее тело 7 класс, Григорьева Г.А., ГБОУ №559 Санкт-Петербург

Слайд 2

Обнаружение и измерение выталкивающей силы

Слайд 3

Определение выталкивающей (архимедовой) силы F a = P в возд. - P в жидк.

Слайд 4

Зависит ли архимедова сила от глубины погружения? 1 2 3 4 5 6 Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н Архимедова сила, Н

Слайд 5

Зависит ли архимедова сила от типа вещества, из которого сделано тело? 1(латунь) 2(алюминий) 3(сталь) Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н Архимедова сила, Н

Слайд 6

Зависит ли архимедова сила от объема тела Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н Архимедова сила, Н 1 2 3 Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н Архимедова сила, Н

Слайд 7

Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости, в которую погружено тело? Вес в воде, Н Архимедова сила, Н 1 2 Вес в воздухе, Н Вес в воздухе, Н Вес в воде, Н Вес в воде, Н Архимедова сила, Н Архимедова сила, Н

Слайд 8

Вывод Выталкивающая (архимедова) сила зависит от не зависит от объема подводной части тела плотности жидкости глубины погружения плотности тела

Слайд 9

Попробуйте объяснить!

Слайд 10

Домашнее задание Заполните форму отчета, расположенную в блоге “Наш муравейник” Попробуйте объяснить опыт, продемонстрированный на уроке, используя результаты учебного исследования, проведенного на уроке.

Слайд 11

Оценочные процедуры Ответьте на вопросы: 1) какой момент был самым важным на уроке? 2) что было непонятно? 3) достигнута ли цель вашего исследования? 4) оцените вашу активность при работе в группе по 3-балльной шкале: 0 – не участвовал в общей работе, 1 – участвовал, но в основном пассивно, 2 – активно участвовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Презентация к уроку "Действие жидкостей на погруженное в них тело", 5 класс

На уроках физики в 5 классе большое внимание уделяется эксперименту. На данном уроке дети работают в группах, проверяя различные гипотезы о том, от чего зависит выталкивающая сила....

конспект урока физики по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Полный конспект урока физики 7 класс по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело" в соответствии с ФГОС...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Методическая разработка урока : Лабораторная работа "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело."

Урок фронтальной лабораторной работы позволяет формировать у учащихся самостоятельную исследовательскую деятельность, умение безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить измерения физич...

Презентация к уроку-исследованию Действие жидкости на погруженное в неё тело. Сила Архимеда".

Урок-исследования «Действие жидкости на погруженное в неё тело.  Сила Архимеда". Вид деятельности- групповая работа. Форма работы: демонстрационный и фронтальный эксперимент. Вид общен...

Урок-исследования «Действие жидкости на погруженное в неё тело. Сила Архимеда".

Урок-исследования «Действие жидкости на погруженное в неё тело.  Сила Архимеда". Вид деятельности- групповая работа. Форма работы: демонстрационный и фронтальный эксперимент. Вид общен...