Программа платных курсов.
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
Рассмотренона заседании Согласовано Утверждаю
ШМО учителей математики, Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №1
физики, информатики и ИКТ
Протокол №__ от____2016
Руководитель ШМО
________ Бугаёва М.А. ______ Рингельман Е.В. _______ Шарафутдинова И.Р.
Дата ДатаДата __.09.2016
Образовательная программа
по физике в рамках оказания платных образовательных услуг
«Живая физика»
Руководитель курса: учитель физики,
Агаева Валентина Алексеевна,
первая квалификационная категория
г.Когалым 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Элементы программы | страницы |
Пояснительная записка | 2-3 | |
Ожидаемые результаты. | 3 | |
Содержание учебного материала: | 4 | |
Учебно-тематический план | 6 | |
Используемые ЦОР | 8 | |
8. | Список литературы для ученика | 8 |
Пояснительная записка.
Физика и биология – это в первую очередь, возможность человека как можно более глубже познать окружающий его мир, упорядочить систему его мировосприятия и осознать себя неотъемлемой его частью!
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Программа курса «Живая физика» способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений, и в то же время знакомство с совершенно неизвестным. Особое внимание уделяется практическому изучению данных вопросов.
Курс рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области физико-математических дисциплин. Курс организован по просьбе учащихся и их родителей.
Данный курс предполагает изучение темы биофизика на более высоком уровне, чем по общеобразовательной программе и построен как мультимедийный (на каждом занятии для демонстрации используется материал, представленный на диске).
Минимальные требования к технической базе:
- Лаборатория кабинета физики с основным оборудованием.
- Компьютерный класс, диск «Живая физика» (прилагается).
Программа рассчитана для 9 класса на 16 часов (8 часов в месяц).
Цель курса – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ знаний о физических процессах в живой природе и на основе этого раскрыть роль физики в современной науке и её прикладное значение в жизни.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с элементами биофизики и её ролью в формировании современной картины мира;
- раскрыть общие закономерности физических процессов в природе;
- развивать логический стиль мышления;
- сформировать умение анализировать происходящие процессы;
- выработать потребность к постижению нового, ранее не изученного.
- развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
- развивать общеучебные умения самостоятельной работы, использование источников информации.
- развитие физической интуиции; воспитание личности, умеющей анализировать.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные;
- практические работы;
- личностно-ориентированное обучение.
Программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:
- дидактические (достижение прочности и глубины знаний по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
- воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, любознательности);
Форма обучения:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:словесный, наглядный, компьютерные презентации, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.
Ожидаемые результаты:
- осознание практической значимости предмета физики;
- расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
- приобретение практических навыков и умений при решении задач и проведении физического эксперимента;
- совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Формы проведения: лекция-беседа, видеоурок, практические занятия.
Формы контроля:сообщения-презентации учащихся о достижении современной науки в физики и биологии.
Критерии оценивания: зачет, сообщение-презентация на выбранную тему.
Содержание программы:
- Введение. Единство живой и неживой природы.
- Элементы биофизики в механике. Скорость движения живых существ.
- Элементы биофизики в механике. Сила и мощность животных.
- Элементы биофизики в механике. Лабораторная работа №1: «Изучение рычагов в живых организмах».
- Элементы биофизики в акустике. Звуки в живой природе. Строение органов слуха.
- Элементы биофизики в термодинамике. Тепловые явления в мире живой природы.
- Элементы биофизики в молекулярной физике. Лабораторная работа №2: «Измерение плотностей различных семян».
- Элементы биофизики в электромагнетизме. Значение электромагнитных явлений в животном мире.
- Элементы биофизики в электромагнетизме. Лабораторная работа №3: «Определение сопротивления тела человека (различных участков его)».
- Элементы биофизики в оптике. Глаз и зрение различных животных. Лабораторная работа №4: «Создание таблиц для обнаружения нарушений «цветного зрения»».
- Разложение белого света в спектр. Радуга.Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета
- Цвета тел. Смешение красок
- Поле зрения. Бинокулярность. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №5 «Наблюдение фотоснимков»
- Особенности зрения человека:Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы. Лабораторная работа №6 «Определение размеров слепого пятна глаза»
- Понятие о бионике.
- Научная конференция: «Экологические проблемы и методы их решения».
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий:
1 занятие.
Вначале первого занятия учащимся демонстрируется видеосюжет и предлагается беседа о единстве живой и неживой природы. Раскрывается роль человека, не как царя природы, а как ее главного детища, ответственного перед всеми за будущее мира. Задания, приведенные в первом занятии, как раз и показывают связь человека и его изобретений с различными явлениями и процессами природы. В качестве домашнего задания можно порекомендовать найти другие примеры этой связи.
2 занятие.
На данном занятии вначале просматривается слайдовый материал, а затем учащиеся выполняют предложенные там задания. При просмотре видео можно порекомендовать ребятам сделать зарисовки контура рыбы на повороте, при поступательном движении, тем самым заострить внимание на значении формы движущегося тела.
3 занятие.
Проводится аналогично второму занятию, но для большей наглядности желательно использовать силомер (можно взять у учителя физической культуры), тем самым проверить собственную силу и сравнить ее с приведенными примерами.
4 занятие.
Данную лабораторную работу предваряет просмотр слайдов, а затем учащиеся отвечают на поставленные вопросы и производят замеры «собственных» рычагов.
5 занятие.
Это занятие лучше начать с прослушивания различной музыки, при этом измеряя пульс одного из учащихся после каждого прослушивания. При возникновении вопроса о связи звука и общего состояния человека можно перейти к слайдам, чтобы шаг за шагом проследить, как воспринимают звуки разные представители живого мира, остановившись на человеке подробнее. Стоит на этом занятии поднять вопрос и о тишине.
6 занятие.
Для проведения данного занятия необходимо приготовить раствор марганцовки и комнатное растение, именуемое в народе огоньком. Поливая растение, обратить внимание учащихся на движение жидкости по капиллярам растения. Можно продемонстрировать предварительно осмос и диализ. Завершается занятие выполнением заданий, приведенных на слайдах.
7 занятие.
На занятии учащимся предлагается несколько видов различных семян (в том числе и злаков). Учащиеся самостоятельно выбирают способ определения плотности некоторых из них. После получения результатов их поясняют. Затем составляется предложенная на слайдах таблица.
8 занятие.
Данное занятие построено на просмотре слайдов, а затем решении задач, предложенных там же. При просмотре учащиеся должны выделить материал, относящийся к растениям, животным, рыбам и человеку. В конце занятия подводится итог: значение электромагнитных явлений в живой природе.
9 занятие.
Это занятие является продолжением предыдущего, но внимание теперь акцентируется на человеке. После выполнения лабораторных измерений, используя наблюдения, учащиеся делают анализ воздействия статического электричества на различных людей в зависимости от их сопротивления.
10 занятие.
Просматривая слайды, учащиеся отмечают различия в строении органов зрения у представленных в материале животных. Особое внимание следует уделить таблице цветоощущений. Попросить прокомментировать её. Только после этого следует переходить к основному заданию.
11 занятие. Наблюдая опыт по дисперсии света, объясняют причины возникновения радуги. Разложение белого света в спектр. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета
12 занятие. Наблюдая опыт, экспериментируя, получают различные цветовые гаммы. Цвета тел. Смешение красок
13 занятие. Поле зрения. Бинокулярность. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №7 «Наблюдение фотоснимков»
14 занятие. Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы. Лабораторная работа №8 «Определение размеров слепого пятна глаза»
15 занятие. К занятию учащиеся готовят различные сообщения по данной теме. Начать занятие следует с просмотра слайдов, затем прослушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися материалы. В заключение учитель рассказывает о перспективах бионики.
16 занятие.
Данное занятие является итоговым по всему курсу, поэтому его лучше провести в форме научной конференции, рассмотрев как ключевые вопросы – темы, предложенные на слайдах. Участники конференции могут получить свидетельства участников или дипломы докладчиков. Лучшие работы тоже следует каким-либо образом отметить.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Содержание | кол-во часов | форма занятия | Образо вательный продукт |
Разделы современной астрономии. | |||||
1 | Введение. | Единство живой и неживой природы. | 1 | Теория | |
2 | Элементы биофизики в механике. | Скорость движения живых существ. | 1 | Теория практика | исследование влияния физических законов |
3 | Элементы биофизики в механике. | Сила и мощность животных | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
4 | Элементы биофизики в механике. | Лабораторная работа №1: «Изучение рычагов в живых организмах». | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
5 | Звуки в живой природе. | Элементы биофизики в акустике.Строение органов слуха. | 1 | Теория | исследование влияния физических законов |
6 | Тепловые явления в мире живой природы. | Элементы биофизики в термодинамике. | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
7 | Элементы биофизики в молекулярной физике. | Лабораторная работа №2: «Измерение плотностей различныхсемян». | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
8 | Элементы биофизики в электромагнетизме. | Значение электромагнитных явлений в животном мире. | 1 | Теория | исследование влияния физических законов |
9 | Элементы биофизики в электромагнетизме. | Лабораторная работа №3: «Определение сопротивления тела человека (различных участков его)». | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
10 | Элементы биофизики в оптике. | Глаз и зрение различных животных. Лабораторная работа №4: «Создание таблиц для обнаружения нарушений «цветного зрения»». | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
11 | Разложение белого света в спектр. | Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
12 | Цвета тел. Смешение красок | Цвета тел. Смешение красок | 1 | Теория | исследование влияния физических законов |
13 | Бинокулярность | Поле зрения. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №5 «Наблюдение фотоснимков» | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
14 | Особенности зрения человека. | Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы. Лабораторная работа №6 «Определение размеровслепого пятна глаза» | 1 | Теория эксперимент | отчет по серии опытов |
15 | Понятие о бионике. | Понятие о бионике. | 1 | Теория | сообщения и доклады по теме |
16 | «Экологические проблемы и методы их решения». | Научная конференция: | 1 | сообщения и доклады по теме |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По прохождение курса обучающийся должен :
- Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
- Объяснять результаты наблюдений и опытов в живой природе с точки зрения современных законов физики.
- Уметь перерабатывать информацию, полученную из дополнительных источников (книг, журналов, газет и т. д.)
Информационные ресурсы (Литература для учеников.)
- Кац Ц. Б. «Биофизика на уроках физики»; Москва, «Просвещение», 1988 г.
- Юфанова И. Л. «Занимательные вечера по физике в средней школе»;
- Ильченко В. Р. «Перекрестки физики, химии и биологии»;
- Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 год;
- Периодические издания «Юный техник», «Чудеса и приключения» и т. д.
Приложения
Некоторые слайды мультимедийного курса
«
Живая физика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа платные курсы 9класс
Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...
рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...
Программа платных курсов по математике.
Программа платных курсов с использованием Интернет технологий" по математике...
Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.
Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....
«Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 9класс»
Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора ...
Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 11 класс
Данная программа ориентирована на учащихся 11 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора...
Рабочая программа «Платные групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по химии».
Цель: углубление знаний по курсу по химии.Задачи:ü Расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии.ü Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результа...