Программа платных курсов.
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Агаева Валентина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_platnyh_kursov_po_fizike_9_kl.docx323.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

Рассмотренона заседании            Согласовано                                Утверждаю

ШМО учителей математики,          Заместитель директора                Директор МАОУ СОШ №1

физики, информатики и ИКТ          

Протокол №__  от____2016

Руководитель ШМО                

________ Бугаёва М.А.                 ______ Рингельман Е.В.                 _______ Шарафутдинова И.Р.

Дата                                                ДатаДата __.09.2016

Образовательная программа

по физике в рамках оказания платных образовательных услуг

«Живая физика»

Руководитель курса: учитель  физики,

Агаева Валентина Алексеевна,

                                                                                            первая квалификационная категория

г.Когалым 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы программы

страницы

Пояснительная записка

2-3

Ожидаемые результаты.

3

Содержание учебного  материала:

4

Учебно-тематический план

6

Используемые ЦОР

8

8.

Список литературы для ученика

8

Пояснительная записка.

Физика и биология – это в первую очередь, возможность  человека как можно более глубже познать окружающий его мир, упорядочить систему его мировосприятия и осознать себя неотъемлемой его частью!

Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Программа курса «Живая физика» способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений, и в то же время знакомство с совершенно неизвестным. Особое внимание уделяется практическому изучению данных вопросов.

Курс рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области физико-математических дисциплин. Курс организован по просьбе учащихся и их родителей.

Данный курс предполагает изучение темы биофизика на более высоком уровне, чем по общеобразовательной программе и построен как мультимедийный (на каждом занятии для демонстрации используется материал, представленный на диске).

Минимальные требования к технической базе:

  1. Лаборатория кабинета физики с основным оборудованием.
  2. Компьютерный класс, диск «Живая физика» (прилагается).

Программа рассчитана для 9 класса на 16 часов (8 часов в месяц).

Цель курса – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ знаний о физических процессах в живой природе и на основе этого раскрыть роль физики в современной науке и её прикладное значение в жизни.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с элементами биофизики и её ролью в формировании современной картины мира;
  • раскрыть общие закономерности физических процессов в природе;
  • развивать логический стиль мышления;
  • сформировать умение анализировать происходящие процессы;
  • выработать потребность к постижению нового, ранее не изученного.
  • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
  • развивать общеучебные умения самостоятельной  работы, использование источников информации.
  • развитие физической интуиции; воспитание личности, умеющей анализировать.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникативные;
  • практические работы;
  • личностно-ориентированное обучение.

Программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (достижение прочности и глубины знаний по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся;
  • воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, любознательности);

Форма обучения:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:словесный, наглядный, компьютерные презентации,  проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический,  исследовательский.

Ожидаемые результаты:

  • осознание практической значимости предмета физики;
  • расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;
  • приобретение практических навыков и умений при решении задач и проведении физического эксперимента;
  • совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Формы проведения: лекция-беседа, видеоурок, практические занятия.

Формы контроля:сообщения-презентации учащихся о достижении современной науки в физики и биологии.

Критерии оценивания: зачет, сообщение-презентация на выбранную тему.

Содержание программы:

  1. Введение. Единство живой и неживой природы.
  2. Элементы биофизики в механике. Скорость движения живых существ.
  3. Элементы биофизики в механике. Сила и мощность животных.
  4. Элементы биофизики в механике. Лабораторная работа №1: «Изучение рычагов в живых организмах».
  5. Элементы биофизики в акустике. Звуки в живой природе. Строение органов слуха.
  6. Элементы биофизики в термодинамике. Тепловые явления в мире живой природы.
  7. Элементы биофизики в молекулярной физике. Лабораторная работа №2: «Измерение плотностей различных семян».
  8. Элементы биофизики в электромагнетизме. Значение электромагнитных явлений в животном мире.
  9. Элементы биофизики в электромагнетизме. Лабораторная работа №3: «Определение сопротивления тела человека (различных участков его)».
  10. Элементы биофизики в оптике. Глаз и зрение различных животных. Лабораторная работа №4: «Создание таблиц для обнаружения нарушений «цветного зрения»».
  11. Разложение белого света в спектр. Радуга.Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета
  12.  Цвета тел. Смешение красок
  13. Поле зрения. Бинокулярность. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №5 «Наблюдение фотоснимков»
  14. Особенности зрения человека:Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы. Лабораторная работа №6 «Определение размеров слепого пятна глаза»
  15. Понятие о бионике.
  16. Научная конференция: «Экологические проблемы и методы их решения».

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий:

1 занятие.

Вначале первого занятия учащимся демонстрируется видеосюжет и предлагается беседа о единстве живой и неживой природы. Раскрывается роль человека, не как царя природы, а как ее главного детища, ответственного перед всеми за будущее мира. Задания, приведенные в первом занятии, как раз и показывают связь человека и его изобретений с различными явлениями и процессами природы. В качестве домашнего задания можно порекомендовать найти другие примеры этой связи.

2 занятие.

На данном занятии вначале просматривается слайдовый материал, а затем учащиеся выполняют предложенные там задания. При просмотре видео можно порекомендовать ребятам сделать зарисовки контура рыбы на повороте, при поступательном движении, тем самым заострить внимание на значении формы движущегося тела.

3 занятие.

Проводится аналогично второму занятию, но для большей наглядности желательно использовать силомер (можно взять у учителя физической культуры), тем самым проверить собственную силу и сравнить ее с приведенными примерами.

4 занятие.

Данную лабораторную работу предваряет просмотр слайдов, а затем учащиеся отвечают на поставленные вопросы и производят замеры «собственных» рычагов.

5 занятие.

Это занятие лучше начать с прослушивания различной музыки, при этом измеряя пульс одного из учащихся после каждого прослушивания. При возникновении вопроса о связи звука и общего состояния человека можно перейти к слайдам, чтобы шаг за шагом проследить, как воспринимают звуки разные представители живого мира, остановившись на человеке подробнее. Стоит на этом занятии поднять вопрос и о тишине.

6 занятие.

Для проведения данного занятия необходимо приготовить раствор марганцовки и комнатное растение, именуемое в народе огоньком. Поливая растение, обратить внимание учащихся на движение жидкости по капиллярам растения. Можно продемонстрировать предварительно осмос и диализ. Завершается занятие выполнением заданий, приведенных на слайдах.

7 занятие.

На занятии учащимся предлагается несколько видов различных семян (в том числе и злаков). Учащиеся самостоятельно выбирают способ определения плотности некоторых из них. После получения результатов их поясняют. Затем составляется предложенная на слайдах таблица.

8 занятие.

Данное занятие построено на просмотре слайдов, а затем решении задач, предложенных там же. При просмотре учащиеся должны выделить материал, относящийся к растениям, животным, рыбам и человеку. В конце занятия подводится итог: значение электромагнитных явлений в живой природе.

9 занятие.

Это занятие является продолжением предыдущего, но внимание теперь акцентируется на человеке. После выполнения лабораторных измерений, используя наблюдения, учащиеся делают анализ воздействия статического электричества на различных людей в зависимости от их сопротивления.

10 занятие.

Просматривая слайды, учащиеся отмечают различия в строении органов зрения у представленных в материале животных. Особое внимание следует уделить таблице цветоощущений. Попросить прокомментировать её. Только после этого следует переходить к основному заданию.

11 занятие. Наблюдая опыт по дисперсии света, объясняют причины возникновения радуги. Разложение белого света в спектр. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета

12 занятие. Наблюдая опыт, экспериментируя, получают различные цветовые гаммы. Цвета тел. Смешение красок

13 занятие. Поле зрения. Бинокулярность. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №7 «Наблюдение фотоснимков»

14 занятие. Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы.  Лабораторная работа №8 «Определение размеров слепого пятна глаза»

15 занятие. К занятию учащиеся готовят различные сообщения по данной теме. Начать занятие следует с просмотра слайдов, затем прослушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися материалы. В заключение учитель рассказывает о перспективах бионики.

16 занятие.

Данное занятие является итоговым по всему курсу, поэтому его лучше провести в форме научной конференции, рассмотрев как ключевые вопросы – темы, предложенные на слайдах. Участники конференции могут получить свидетельства участников или дипломы докладчиков. Лучшие работы тоже следует каким-либо образом отметить.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание

кол-во часов

форма занятия

Образо

вательный продукт

Разделы современной астрономии.

1

Введение.

Единство живой и неживой природы.

1

Теория

2

Элементы биофизики в механике.

Скорость движения живых существ.

1

Теория практика

исследование влияния физических законов

3

Элементы биофизики в механике.

Сила и мощность животных

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

4

Элементы биофизики в механике.

Лабораторная работа №1: «Изучение рычагов в живых организмах».

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

5

Звуки в живой природе.

Элементы биофизики в акустике.Строение органов слуха.

1

Теория

исследование влияния физических законов

6

Тепловые явления в мире живой природы.

Элементы биофизики в термодинамике.

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

7

Элементы биофизики в молекулярной физике.

Лабораторная работа №2: «Измерение плотностей различныхсемян».

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

8

Элементы биофизики в электромагнетизме.

Значение электромагнитных явлений в животном мире.

1

Теория

исследование влияния физических законов

9

Элементы биофизики в электромагнетизме.

Лабораторная работа №3: «Определение сопротивления тела человека (различных участков его)».

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

10

Элементы биофизики в оптике.

Глаз и зрение различных животных. Лабораторная работа №4: «Создание таблиц для обнаружения нарушений «цветного зрения»».

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

11

Разложение белого света в спектр.

Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

12

Цвета тел. Смешение красок

Цвета тел. Смешение красок

1

Теория

исследование влияния физических законов

13

Бинокулярность

Поле зрения. Правила рассматривания фотоснимков. Лабораторная работа №5 «Наблюдение фотоснимков»

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

14

Особенности зрения человека.

Цветное зрение. Сумеречное зрение. Инерция зрения. Зрительные иллюзии. Послеобразы. Лабораторная работа №6 «Определение размеровслепого пятна глаза»

1

Теория эксперимент

отчет по серии опытов

15

Понятие о бионике.

Понятие о бионике.

1

Теория

сообщения и доклады по теме

16

«Экологические проблемы и методы их решения».

Научная конференция:

1

сообщения и доклады по теме

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По прохождение курса обучающийся должен :

  1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.
  2. Объяснять результаты наблюдений и опытов в живой природе с точки зрения современных законов физики.
  3. Уметь перерабатывать информацию, полученную из дополнительных источников (книг, журналов, газет и т. д.)

Информационные ресурсы (Литература для учеников.)

  1. Кац Ц. Б. «Биофизика на уроках физики»; Москва, «Просвещение», 1988 г.
  2. Юфанова И. Л. «Занимательные вечера по физике в средней школе»;
  3. Ильченко В. Р. «Перекрестки физики, химии и биологии»;
  4. Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 год;
  5. Периодические издания «Юный техник», «Чудеса и приключения» и т. д.

Приложения

Некоторые слайды  мультимедийного курса

«http://refdb.ru/images/1693/3385220/m4156db73.jpghttp://refdb.ru/images/1693/3385220/39dedabf.jpg

Живая физика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа платные курсы 9класс

Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...

рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...

Программа платных курсов по математике.

Программа платных курсов с использованием Интернет технологий" по математике...

Программы и КТП для проведения занятий по русскому языку вне программы (платные дополнительные услуги) 2015г.

Данные программы рассчитаны на 1 час. Документы представлены для 7-11 классов....

«Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 9класс»

Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора ...

Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 11 класс

Данная программа ориентирована на учащихся 11 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора...

Рабочая программа «Платные групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по химии».

Цель: углубление знаний по курсу по химии.Задачи:ü  Расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии.ü  Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результа...