рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа платного курса по русскому языку | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы курса платных образовательных услуг по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 «А» класса (базовый уровень).
Выбор темы курса объясняется лингвистическими интересами и потребностью учащихся и их родителей.
Направленность курса нацелена на метапредметные результаты обучения.
Рабочая программа включает коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Выбранный курс предполагает обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей курса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.
При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).
Курс «Пишем без ошибок» рассчитан на 35 часов.
Цели и задачи программы
Цель занятий: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.
Задачи:
- сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
- развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
- способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
- совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Сроки реализации курса, методы и принципы обучения
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа строится на принципах
- научности,
- доступности,
- опережающей сложности,
- вариативности.
Методы и формы обучения.
В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Контроль учебных достижений: практикум, контрольная работа, тест.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие орфографической зоркости. Своеобразие и специфика данной рабочей программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе в 5 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Пишем без ошибок» обучающиеся должны уметь:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- освоить содержание изученныхорфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования;
- использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем;
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы;
- применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Содержание программы
1. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах (2 ч)
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем (11 ч)
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных.
Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными.
Удвоенные согласные в корнях слов.
3.Правописание приставок. Классификация приставок (5ч)
Приставки с традиционным написанием.
Правописание приставок. Классификация приставок.
Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Практикум.
4. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок(2 ч)
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Буква Ы после приставок
5. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (7ч) (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
Самостоятельная работа.
6. Понятие об окончании (4 ч)
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание окончаний глаголов.
Правописание окончаний глаголов.
7. И - Ы после Ц в разных частях слова (1 ч)
8. О - Ё после шипящих в разных частях слова (2 ч)
9. Итоговый контроль (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | 6/09 | |
2 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | 13/09 | |
3 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем | 20/09 | |
4 | Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. | 27/09 | |
5 | Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. | 4/10 | |
6 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. | 11/10 | |
7 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). | 18/10 | |
8 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-). | 25/10 | |
9 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные -кос-). | 1/11 | |
10 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | 15/11 | |
11 | Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. | 22/11 | |
12 | Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. | 29/11 | |
13 | Практикум по теме: «Правописание корней». | 6/12 | |
14 | Приставки с традиционным написанием. | 13/12 | |
15 | Правописание приставок. Классификация приставок. | 20/12 | |
16 | Приставки с позиционными и позиционными написаниями. | 27/12 | |
17 | Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. | 17/01 | |
18 | Практикум по теме «Правописание приставок» | 24/01 | |
19 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. | 31/01 | |
20 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. | 7/02 | |
21 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). | 14/02 | |
22 | Правописание суффиксов существительных. | 21/02 | |
23 | Правописание суффиксов прилагательных. | 28/02 | |
24 | Правописание суффиксов глаголов. | 7/03 | |
25 | Правописание суффиксов причастий. | 14/03 | |
26 | Правописание суффиксов причастий. | 21/03 | |
27 | Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная работа. | 4/04 | |
28 | Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. | 11/04 | |
29 | Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. | 18/04 | |
30 | Правописание окончаний глаголов. | 25/04 | |
31 | Правописание окончаний глаголов. | 2/05 | |
32 | И-Ы после Ц в разных частях слова. | 9/05 | |
33 | О-Ё после шипящих в разных частях слова. | 16/05 | |
34 | О-Ё после шипящих в разных частях слова. | 23/05 | |
35 | Итоговая контрольная работа. | 30/05 |
Формы и средства контроля
Программа курса предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Контроль уровня сформированности знаний осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
- промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006.
- Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Москва – «Экзамен» - 2011г.
- Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М.: ТИД КОНТИНЕНТ – Пресс, 2002.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Ларионова Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М,М. Разумовской, П.А. Леканта: орфография. – М.: Дрофа, 2010.
- Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения: Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
- Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. – Симферополь: Таврида, 2006.
Образовательные электронные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"
Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.
Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...
Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".
Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...
Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами» для 11 класса ( базовый уровень)
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и элективного курса Математика.10-11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами. Автор-с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»
Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...