рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Яковлева Ирина Ивановна

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы курса платных образовательных услуг по русскому языку  «Пишем без ошибок»  для обучающихся  5 «А» класса (базовый уровень).

Выбор темы курса объясняется лингвистическими интересами и потребностью учащихся и их родителей.  

Направленность курса нацелена на метапредметные результаты обучения.

Рабочая программа включает коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Выбранный курс предполагает обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей курса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).

Курс «Пишем без ошибок»   рассчитан  на 35 часов.

Цели и задачи программы

Цель  занятий:  систематизирование  знаний  учащихся  о  составе  слова  и  словообразовании  и  на  их  основе совершенствование орфографических умений.

Задачи:  

- сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;

- развить  у  учащихся  умение  видеть  в  слове  морфемы,  составляющие  его,  и  на  основе  этого  выработать устойчивые орфографические действия;

- способствовать интенсивному развитию языкового чутья;

- совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Сроки реализации курса, методы и принципы обучения

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год.  

Рабочая программа строится на принципах

- научности,

- доступности,

- опережающей сложности,

- вариативности.

Методы  и  формы  обучения.

         В  процессе  проведения  занятий  могут  использоваться  различные  формы деятельности:  написание  сочинений-рассуждений  на  лингвистическую  тему,  конспектирование,  составление обобщающих  таблиц,  алгоритмов,  кроссвордов,  решение  тестовых  задач,  конкурсы  на  лучшую  творческую  работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Контроль учебных достижений: практикум, контрольная работа, тест.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие орфографической зоркости. Своеобразие и специфика данной рабочей  программы  состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе в 5 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Пишем без ошибок»  обучающиеся должны уметь:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- освоить содержание изученныхорфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования;

- использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем;

- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы;

- применять полученные теоретические знания на практике.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Содержание программы

1. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах (2 ч)

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

2. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем (11 ч)

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.  

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).  

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных.

Чередование согласных в корнях слов.  

Правописание корней с непроверяемыми согласными.

Удвоенные согласные в корнях слов.  

3.Правописание приставок. Классификация приставок (5ч)  

Приставки с традиционным написанием.

Правописание приставок. Классификация приставок.

Приставки с позиционным написанием.

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.  

Практикум.

4. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок(2 ч) 

         Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Буква Ы после приставок

5. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (7ч) (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов.

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание суффиксов причастий.

Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.

Самостоятельная работа.

6. Понятие об окончании (4 ч)  

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Правописание окончаний глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

7.  И - Ы после Ц в разных частях слова (1 ч)

8. О - Ё после шипящих в разных частях слова (2 ч)

9. Итоговый контроль (1 ч)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

6/09

2

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

13/09

3

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем

20/09

4

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

27/09

5

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

4/10

6

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

11/10

7

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

18/10

8

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых

согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

25/10

9

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные  -кос-).

1/11

10

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

15/11

11

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

22/11

12

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

29/11

13

Практикум по теме: «Правописание корней».

6/12

14

Приставки с традиционным написанием.

13/12

15

Правописание приставок. Классификация приставок.

20/12

16

Приставки с позиционными  и позиционными написаниями.

27/12

17

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

17/01

18

Практикум по теме «Правописание приставок»

24/01

19

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

31/01

20

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

7/02

21

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

14/02

22

Правописание суффиксов существительных.

21/02

23

Правописание суффиксов прилагательных.

28/02

24

Правописание суффиксов глаголов.

7/03

25

Правописание суффиксов причастий.

14/03

26

Правописание суффиксов причастий.

21/03

27

Правописание суффиксов  деепричастий и наречий. Самостоятельная работа.

4/04

28

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.  

11/04

29

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

18/04

30

Правописание окончаний глаголов.

25/04

31

Правописание окончаний глаголов.

2/05

32

И-Ы после Ц в разных частях слова.

9/05

33

О-Ё после шипящих в разных частях слова.

16/05

34

О-Ё после шипящих в разных частях слова.

23/05

35

Итоговая контрольная работа.

30/05

Формы и средства контроля

Программа курса предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

Контроль уровня сформированности знаний  осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);   
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Влодавская Е.А.  Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Москва – «Экзамен» - 2011г.
  3. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М.: ТИД КОНТИНЕНТ – Пресс, 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1977.
  5. Ларионова Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М,М. Разумовской, П.А. Леканта: орфография. – М.: Дрофа, 2010.
  6. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения: Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис – пресс, 2005.
  7. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
  8. Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  9. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. – Симферополь: Таврида, 2006.

Образовательные электронные ресурсы:

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

 Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

        Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.

Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...

Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» по литературе для 8 класса (базовый уровень)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, п...

Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами» для 11 класса ( базовый уровень)

Программа разработана  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и элективного курса  Математика.10-11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами. Автор-с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»

Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...