Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_issledovatel_moya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Оборонинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании | «Утверждаю» |
методического (педагогического, | Директор МБОУ «Оборонинская СОШ» |
экспертного) совета | ______________________В. А. Шевченко |
от «___» _____________ 2017г. | приказ №______от_________2017г. |
Протокол № ____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Исследователь»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Иванникова Наталья Станиславовна,
педагог дополнительного образования, учитель физики
р.п. Мордово, 2017
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО.
По форме организации- индивидуально ориентированная, групповая.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы курса заключается в том, что представлено сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками, как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации будут сформированы умения, которые являются общими для других дисциплин.
Программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат первоначальные знания из области проектного метода.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности, как черты личности.
Данная программа предназначен для овладения проектным методом в естественнонаучном направлении. При этом в 1 и 2 триместре предполагается изучение теоретических сведений и реализация краткосрочных проектов в ходе занятия; в 3 триместре – организация индивидуальной проектной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем подготовки учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире.
В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты. Одновременно предлагается изучение теоретического материала с опорой на предметное содержание, выбранное учащимся. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей. Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствуют психолого-педагогическим и индивидуальным особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Индивидуальный проект» предназначеной для изучения основ проектирования учащимися 5-6 классов Н.В. Терехова ГБОУ Школа № 1245, города Москвы
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она имеет конкретную направленность: естественнонаучную. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники и лабораторным оборудованием кабинета физики.
Программа адресована детям от 11 до 12 лет. Для обучения принимаются все желающие. Количество учащихся в объединении – 12-15 человек. Объем и срок освоения программы – 1 год (34 часа). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, мозговой штурм.
Формы учебных занятий: дистанционная. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель курса – продолжить знакомство учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Понятие «Учебный проект». Знакомство с темами проектов по физике. | 2 | 2 | ||
2 | Алгоритм работы над учебным проектом. Знакомство с темой индивидуального проекта по физике. | 2 | 2 | ||
3 | Типы проектов по физике. | 2 | 2 | ||
4 | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы проектов по физике. | 3 | 2 | 1 | |
5 | Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы проекта. | 3 | 2 | 1 | |
6 | Реализация плана проекта по физике. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Структура проекта. Письменная часть проекта. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Оценивание проекта. | 1 | 1 | ||
9 | Презентация проекта и проектного продукта по физике. | 2 | 1 | 1 | |
10 | «Учебный проект». Корректировка темы индивидуального проекта. | 1 | 1 | ||
11 | Планирование деятельности. Определение шагов. Ресурсы проекта. | 3 | 2 | 1 | |
12 | Реализация плана проекта по физике, мини-отчет об участии в проекте (по установленному образцу. | 4 | 1 | 3 | |
13 | Письменная часть проекта. Предзащита. | 3 | 2 | 1 | |
14 | Презентация проекта и проектного продукта. | 2 | 2 | ||
15 | Оценивание проекта. | 1 | 1 | ||
16 | Рефлексия. | 1 | 1 | ||
5 | Итого | 34 | 22 | 12 | Проект |
Содержание учебного плана.
Тема 1. Понятие «Учебный проект». Знакомство с темами проектов по физике. (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Этапы работы над проектом. Знакомство с темами проектов.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом. Знакомство с темой индивидуального проекта по физике. (2ч.)
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Тема 3.Типы проектов по физике. (2ч.)
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы проектов по физике (3ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы проекта(3ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 6. Реализация плана проекта по физике(2ч.)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта.(2ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Тема 8. Оценивание проекта (1ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Тема 9. Презентация проекта и проектного продукта по физике(2ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления.
Невербальные способы общения. Использование средств наглядности.
Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 10. Учебный проект. Корректировка темы индивидуального проекта. (1ч.)
Определение названия индивидуального проекта. Постановка целей и задач для своего индивидуального проекта
Тема 11. Планирование деятельности. Определение шагов. Ресурсы проекта(3ч.)
Определение этапов выполнения задач, планирование деятельности.
Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 12. Реализация плана проекта по физике, мини-отчет об участии в проекте (по установленному образцу). (4ч)
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде конкретного продукта, сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Тема 13. Письменная часть проекта. Предзащита.(3ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Портфолио проекта.
Тема 14. Презентация проекта и проектного продукта. (2ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления.
Невербальные способы общения. Использование средств наглядности.
Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 15. Оценивание проекта. (1ч.)
Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка. Написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Тема 22.Рефлексия. (1ч.)
1.4. Планируемые результаты
- результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
- результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Колличество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 02.09 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. | Фронтальная беседа | |
2 | 09.09 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Этапы работы над проектом. Знакомство с темами проектов. | Фронтальная беседа | |
3 | 16.09 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Алгоритм работы над учебным проектом. | Фронтальная беседа | |
4 | 23.09 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Знакомство с темой индивидуального проекта по физике. | Фронтальная беседа | |
5 | 30.09 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Типы проектов по физике. | Фронтальная беседа | |
6 | 07.10 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Типы проектов по физике. | Фронтальная беседа | |
7 | 21.10 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Ситуация и проблема. | Фронтальная беседа | |
8 | 28.10 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Постановка цели. | Фронтальная беседа | |
9 | 04.11 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Формулирование темы проектов по физике. | Фронтальная беседа | |
10 | 11.11 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Планирование деятельности. | Фронтальная беседа | |
11 | 18.11 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Формулирование задач. | Фронтальная беседа | |
12 | 02.12 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Ресурсы проекта. | Фронтальная беседа | |
13 | 09.12 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике. | Фронтальная беседа | |
14 | 16.12 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике. | Фронтальная беседа | |
15 | 23.12 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Структура проекта. | Фронтальная беседа | |
16 | 30.12 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Письменная часть проекта. | Фронтальная беседа | |
17 | 13.01 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Оценивание проекта. | Фронтальная беседа | |
18 | 20.01 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Презентация проекта и проектного продукта по физике. | Фронтальная беседа | |
19 | 27.01 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Презентация проекта и проектного продукта по физике. | Фронтальная беседа | |
20 | 03.02 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Учебный проект. Корректировка темы индивидуального проекта. | Фронтальная беседа | |
21 | 10.02 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Планирование деятельности. Определение шагов. | Фронтальная беседа | |
22 | 17.02 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Планирование деятельности. Определение шагов. | Фронтальная беседа | |
23 | 03.03 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Ресурсы проекта. | Фронтальная беседа | |
24 | 10.03 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике. | Фронтальная беседа | |
25 | 17.03 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике | Фронтальная беседа | |
26 | 24.03 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике | Фронтальная беседа | |
27 | 31.03 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Реализация плана проекта по физике | Фронтальная беседа | |
28 | 07.04 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Письменная часть проекта. | Фронтальная беседа | |
29 | 21.04 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Письменная часть проекта. | Фронтальная беседа | |
30 | 28.04 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Письменная часть проекта. | Фронтальная беседа | |
31 | 05.05 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Презентация проекта и проектного продукта. | Фронтальная беседа | |
32 | 12.05 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Презентация проекта и проектного продукта. | Фронтальная беседа | |
33 | 19.05 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Оценивание проекта. | Фронтальная беседа | |
34 | 26.05 | 15.00-15.40 | дистанционная | 1 | Рефлексия. | Фронтальная беседа |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий –лабораторное физическое оборудование, компьютер.
Перечень технических средств обучения: компьютер.
Учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, линейка).
Методическое обеспечение
Методические виды продукции - разработки занятий, презентации, рекомендации по проведению работ, опорные конспекты занятий.
2.3. Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме защиты проекта во время проведения школьной научно-практической конфереенции. Лучшие работы рекомендуются для участия в муниципальных конкурсах по соответствующему направлению.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки проектной работы
Индивидуальный проект учащихся 5 класса оценивается в системе «зачет-незачет». При этом в ходе каждого учебного занятия текущие отметки не предусмотрены. В качестве зачетной работы предусматривается мини-отчет об участии в проекте (по установленному образцу), портфолио индивидуального проекта. Критерии оценки проектной работы разработаны с
учётом целей и задач проектной деятельности.
2.5. Методические материалы
№ | Материально-техническое | Формы, методы, | Формы подведения |
п/п | оснащение, дидактико- | приемы обучения | итогов |
методический материал | |||
Компьютер, лабораторное оборудование, презентация, ОК, рекомендации по проведению работы. | Словесно-наглядный, репродуктивно, поисковый. | Проект |
2.6. Список литературы
Литература
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
- Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
- Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать
над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...
Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...
Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа об «Юный исследователь» имеет общеразвивающую естественнонаучную направленность, объединяет учащихся школы, способных к научном...
Конспект занятия для одаренных детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный исследователь»
Тема занятия «Сыщик ищет». Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал учащегося путем стимулирования аналитической деятельности и наблюдательности.Задачи:Предметные (образов...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)...