Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
рабочая программа

Пьянкова Галина Васильевна

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами является не только приятным и успокаивающим занятием, но и развивает сенсомоторику, умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_veselye_petelki_bazovyy.docx105.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании     Педагогического совета                                    

протокол №_____

от «___»________ 201__г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

   _______________В.А. Баженова

       приказ №___ -О от«___»___20__г.

 ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ВЕСЁЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»

(вязание крючком и спицами)

Базовый уровень

Возраст учащихся: 10-13 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Веселые петельки»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп.  Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

художественная

10.

Год разработки программы

2016

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

базовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 11-13 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Углубить изучение техник вязания, умения их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих занятий

17.

Краткое содержание программы

Программа «Веселые петельки» знакомит с новыми видами и техниками вязания крючком и основами вязания на спицах.

18.

Ожидаемые результаты

Развитие стремления к углублению знаний в области декоративно-прикладного творчества. Расширение образного мышления, внимания, моторных навыков, индивидуальных способностей; творческих способностей и фантазии; улучшение личностного самообразования, активности, самостоятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить ее.

Штутгардта Г. Гаук

Одна из первых учительниц рукоделия

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые петельки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Веселые петельки» имеет художественную направленность[1], относится к базовому уровню[2] и способствует созданию благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающих личность, формирует личностно-значимые, морально-психологические качества такие как: терпение, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки.

Учитывая интерес обучающихся к вязанию крючком, целесообразно и продуктивно введение вязания с помощью спиц, что способствует расширению творческого потенциала ребенка. Вязать крючком и спицами можно из пряжи любой толщины и качества, используя в работе не только новую пряжу. Изучив возможности работы с крючком и спицами, обучающиеся легко смогут подобрать нужную для изделия пряжу. В дальнейшем они смогут связать любое декоративное изделие, предметы для украшения интерьера, предметы гардероба.

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами является не только приятным и успокаивающим занятием, но и развивает сенсомоторику, умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность.

Отличительные особенности программы «Веселые петельки» базового уровня опираются на понимание приоритетности воспитательной работы, которая направлена на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, на формирование его личности, на развитие творческих способностей, мелкой моторики и морально-волевых и нравственных качеств ребенка, необходимые для совершенствования общества и себя в первую очередь. Прогресс не стоит на месте, каким будет завтрашний день зависит от самого человека. Мир вязания совершенствуется ежедневно, изобретают новые технологии, инструменты, увеличивается разнообразие пряжи. Один их основных важных аспектов данной программы – это идти в ногу со временем. Обучающиеся обладая знаниями, навыками и умениями в области вязания крючком и спицами, имеют возможность выбрать то или иное изделие, внести свои дополнения, сочетать различные техники, выбрать свое цветовое решение. Тем самым создается возможность для развития творческих способностей каждого обучающегося. С каждым занятием возрастает самостоятельность детей. Обучающий материал подобран с разной степенью сложности для того, чтобы дети сами могли выбрать свой вариант для выполнения творческой работы.

Программа предусматривает работу для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории учащегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям с 11 до 13 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.

Цель программы - Углубить изучение техник вязания, умения их самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих занятий.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучение новым приемам вязания крючком;
  • Обучить начальным навыком вязания спицами;
  • Обучить умению распознавать обозначения петель на схеме;
  • Научить  составлять схему вязания крючком и спицами по описанию.
  • Обучение  выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие:

  • развитие интереса к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
  • развитие личностного самообразования, творческой активности, самостоятельности;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии обучающихся;
  • развитие образного мышления, внимания, моторных навыков, индивидуальных способностей обучающихся.

Воспитательные:

  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • расширение коммуникативных способностей обучающихся;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до  конца,  взаимопомощи  при  выполнении  работы;
  • формирование чувства коллективизма, любви к народным традициям;

Условия реализации программы – в творческое объединение принимаются все желающие дети в возрасте 11-13 лет, которые прошли стартовый уровень обучения и имеют первоначальные знания и навыки работы с пряжей и инструментами для вязания. Так же могут быть зачислены обучающиеся не прошедшие обучение по программе стартового уровня, но успешно прошедшие собеседование и тестирование. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в группе 3 человека, максимальное – 10.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа согласно расписанию и соответствует с требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Для реализации программы «Веселые петельки» необходим педагога дополнительного образования, умеющий хорошо вязать на спицах и крючком, грамотно владеющий теоритическими и практическими навыками вязания.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к простым приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.    

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий, которые обусловлены учебно-тематическим планом и задачами.

Формы

Описание

Теоретические занятия

Рассказ, объяснение темы занятия, понятие терминов, постановка задач.

Практические занятия

Отработка практических навыков вязания простых петель, умение применить теорию на практике в соответствии с заданием.

Комбинированные занятия

Обсуждение занятия, беседа. Применение теоретических знаний во время практической работы. Обсуждение возникающих трудностей.

Мастер-класс

Приглашение родителей (законных представителей) на творческие мастерские с целью совместного с ребенком создания творческой работы, где ребенок – это педагог, а родитель – обучающийся.

Проектная деятельность

Разработка и создание творческих проектов на различные темы.

Итоговое занятие

Организация итоговой выставки обучающихся данного творческого объединения.

Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

День открытых дверей

Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

Для реализации программы «Веселые петельки» используются различные педагогические технологии:

  • Лично-ориентированная – ставится акцент на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
  • Проблемное обучение – направленно на развитие самостоятельности обучающегося. Основная идея этого подхода – построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий.
  • Разноуровневое обучение – предлагается разный уровень освоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся усвоить учебный материал на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
  • Проектная - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
  • Информационно-коммуникативная – применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования и улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
  • Технология творческих мастерских - педагог вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
  • Здоровьесберегающая - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и применение полученных знаний в повседневной жизни.
  • Технология портфолио – создание папки с творческими достижениями обучающихся (в печатном и электронном виде).

Совокупность этих педагогических технологий надежно обеспечивает обучающимся овладение определенных объемов знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты – педагогом в течении учебного года проводится мониторинг знаний и умений обучающихся. Что бы определить уровень подготовки целесообразно давать задания для самостоятельной работы по пройденной теме. Важным в реализации программы «Веселые петельки» является отслеживание результатов, что позволит определить степень эффективности обучения, внести коррективы в образовательный процесс. Основной формой подведение итогов – это участие в выставках и конкурсах, что позволяет обучающимся, их родителям, педагогу увидеть результаты своего труда и создать благоприятный психологический климат в коллективе. Выставки проводятся один-два раза в год.

Для проверки теоретических знаний применяются викторины, письменный или устный опрос. Формирование практических навыков и умений можно определить по правильному и аккуратному выполнению всех элементов вязания как крючком, так и спицами, творческому подходу к выполненному изделию. Так же учитываются умения владеть инструментами для вязания, определение рапорта на рисунке, умение читать схему. Критерием оценки умений также считается участие в конкурсах разного уровня.

В результате обучения данной программе обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

  • Развит устойчивый интерес к освоению опыта познавательной и творческой деятельности;
  • Развиты личностное самообразование, творческая активность, самостоятельность;
  • Развиты художественный вкус, творческие способности и расширена фантазия обучающихся;
  • Развито образное мышление, концентрация внимания, моторные навыки, индивидуальные способности обучающихся.

  Метапредметные результаты:

  • Привит интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетичное отношение к действительности;
  • Улучшение коммуникативные способности обучающихся;
  • Формирование трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
  • Сформированность чувства коллективизма, любовь к народным традициям.

Предметные результаты:

  • Освоение новых приемов вязания крючком;
  • Приобретение начальных навыков вязания спицами:
  • Умение распознавать обозначения петель на схеме;
  • Умение составлять схему вязания крючком и спицами по описанию;
  • Знание и умение правильного выполнения сборки и оформления готового изделия.

Педагоги, которые ведут занятия по вязанию, отмечаю положительное влияние на нервную систему и на успехи в школе. Вязание приносит детям удовольствие от выполненной работы, помогает развитию математических и графических знаний, помогает развитию задатков положительного и прекрасного в детях.

Для успешной реализации программы «Веселые петельки» необходимы техническое оснащение и материалы:

  • крючки № 1,5; № 2; №3;
  • спицы носочные № 3;
  • ножницы;
  • игла ручная;
  • пряжа для ручного  вязания;
  • отделочные материалы;
  • картон (белый и цветной);
  • клей;
  • коробочка или шкатулка для хранения инструментов и материалов.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • принтер.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Знакомство. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания.

2

2

-

Тестирование

Основные приемы вязания крючком

12

4

8

Практическая работа

Творческие работы на различные темы, выполненные крючком

18

4

14

Творческая работа

Основные приемы вязания спицами

14

4

10

Практическая работа

Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами

24

8

16

Творческие работы

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Тестирование, выставка

Итого:

72

22

50

Содержание учебного плана

Раздел 1.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания (2 часа).

Тема 1. Знакомство с Центром творчества «Мастер»

Теория: Цели и задачи объединения. История развития художественного вязания. Инструменты и материалы, необходимые для работы.  Правила ТБ при работе с вязальными крючками, спицами, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Происхождение и свойства ниток. Виды волокон (натуральные и химические). Свойства трикотажного полотна. Демонстрация изделий.

Раздел 2. Основные приемы вязания крючком (12 часов).

Тема 1. Основные приемы вязания.

Теория: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, обозначение на схеме.

Практика: Отработка приемов вязания: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель, чтение обозначений на схеме.

Тема 2. Вязание образцов по схеме.

Теория: Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания крючком: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель

Практика: Самостоятельное выполнение узоров по схеме.

Раздел 3.  Творческие работы на различные темы (18 часов)

Тема 1. Домашние тапочки.

Теория: Изучение описания и схемы данного изделия. Выбор цвета пряжи и соответствующего номера крючка.

Практика: Вязание домашних тапочек.

Тема 2. Ажурная салфетка.

Теория: Выбор узора. Изучение схемы. Способы накрахмаливания вязанных изделий.

Практика: Вязание салфетки. Накрахмаливание.

Тема 3. Подарок к Новому году «Снеговик»

Теория: Изучение описания и схемы. Выбор пряжи и номера крючка.

Практика: Выполнение творческой работы.

Раздел 4. Основные приемы вязания спицами (14)

Тема 1. Основные приемы вязания

Теория: Изучение видов петель и их образование. Информация о правилах вязания спицами. Виды спиц. Выбор пряжи и спиц.

Практика: Вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление последнего ряда.

Тема 2. Вязание узоров по схеме.

Теория: Разбор схем разных узоров.  

Практика: Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание», «платочная вязка», «узор резинка».

Раздел 5. Творческие работы на различные темы выполненные крючком и спицами (24 часа)

Тема 1. Коллективная работа на пасхальную тему

Теория: Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор будущих работ. Выбор используемого инструмента (крючок или спицы).

Практика: Изготовление коллективной пасхальной композиции.

Тема 2. Декоративная прихватка

Теория: Убавление и прибавление петель. Их обозначения на схеме. Выбор формы прихватки. Выбор инструментов (крючок или спицы) для выполнения творческой работы.

Практика: Вязание прихваток разной формы.

Тема 3. Повязка на голову спицами

Теория: Сведения о повязках. Просмотр и обсуждение готовых работ. Выбор узора повязки и декоративных элементов.

Практика: Вязание повязки, изготовление декоративных элементов и декорирование готового изделия.

Тема 4. Мягкая игрушка «Мышка» крючком.

Теория: Изучение описания. Подбор пряжи и номера крючка. Обсуждение последовательности выполнения работа.

Практика: Выполнение творческой работы по составленной последовательности.

Раздел 6. Итоговое занятие (2 часов).

Практика: Подведение итогов. Подготовка творческих работ и оформление итоговой выставки. Участие в конкурсах различного характера, формирование личного портфолио.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

72 часа

1 раза в неделю по два академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности. Практические навыки и теоретические знания отслеживаются с помощью диагностики методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, по итогам занятий, а также во время различных мероприятий и конкурсов. Данные наблюдения вносятся в специально разработанные диагностические карты. Результаты диагностики соотносятся с поставленными целями и задачами данной программы. 

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

1. Мотивацию к образовательной деятельности

2. Отношения в коллективе

 3. Уровень творческой активности

4. Организаторские способности учащихся

5. Сформированности культурно-гигиенических навыков и др.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания образцов до изготовления готовых изделий, коллективных работ.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь

Определение теоретических знаний у детей

Проверка теоретических знаний у детей с  помощью устного опроса (приложение №1).

Сводная форма по результатам

Промежуточный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

Самостоятельная работа: ответы на вопрос, вязание образца по схеме (Приложение №2)

Сводная таблица по результатам

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года. Выявление одаренных детей.

Творческие выставки. Тестовые задания  (Приложение №3)

Сводная таблица по результатам,  фото выставок.

Портфолио детей по участию в конкурсах.

Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях – усвоение теоретических знаний (определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия, которое проходит в форме бесед, лекций и рассказов) и формирование практических навыков (работа с материалами и инструментами, изготовление поделок и композиции). Организация занятий проходит в форме рационального сочетания группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми. Программа способствует нарабатыванию практических навык и совершенствованию качественного выполнения работ, повышению их профессионального опыта.

 Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, просмотр иллюстрационного материала.

Репродуктивный – изготовление творческих работ.

Диалогический – диалог между педагогом и обучающимся, которое обеспечивает более полное, точное и углубленное изучение материала, путем обсуждения возникающих проблем при разработке творческих проектов.

Проблемно-исследовательский – обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, используют новые технологии, обобщают материал.

Выбор форм и методов образовательного процесса определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки обучающегося, эмоционального настроя и многими другими факторами.

Информационные источники

  1. Гаврилова М., Смирнова Н., Шкрылева Е., Будеско А., Святова С. Вязаная копилка «Подарки к новому году и рождеству» - М., 2014. - 66с.: ил.
  2. Гурбина Е.А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». Учитель. г. Волгоград. 2007.- 200с.
  3. Журнал «Вязание крючком»: издательство «Ниола-Пресс». - 2005-2008гг.
  4. Крючков В., Миронова И. Моя первая книга по рукоделию. - М.: Дрофа, 1995. - 192с.: ил.
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. - М.: Легпромбытиздат 1992. – 238с.: ил.
  6. Сьюзи Джонс, Вязаные цветы. Перевод с англ. С.В.Созоновой – Издательство АРТ- РОДНИК, 2011.-47с.: ил.
  7. Белая Н.Б. Кружевная ностальгия. – Минск: Полымя, 1999.
  8. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – Минск: Полымя, 1997.
  9. www.babushkinsovety.ru/20vyaz_kr.html
  10. http://club-rukodelie.com/hook/osnova.html 

Для обучающихся:

  1. Боровская Э. Лучшая энциклопедия для современных девчонок, 2007.
  2. Бударина Р.А. Пособие для юных мастериц. Вязание, 2005.
  3. Секреты красоты для девочек. - Издательство «Семейный досуг», 2007.
  4. Блондель А., Деон С. Игрушки – помпоны своими руками/Пер. франц. В.А. Мукосеевой. – М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006.-64 с.
  5. Пушилина Л.В. Искусство вязания / Л.В. Пушилина. – М.: Вече, 2005. – 240 с.
  6. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком / Э.А. Фомичева. – М.: Просвещение, - 1992. – 97 с.

Для родителей:

  1. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Середа Т.П. самоучитель по вязанию / Т.П. Середа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.
  3. Пушилина Л.В. Искусство вязания / Л.В. Пушилина. – М.: Вече, 2005. – 240 с.

Приложение №1 к  

ДООП «Веселые петельки» (базовый уровень)

Вопросы по теме «Вязание крючком»

  1. Как раньше называлось вязание крючком? (тамбурное вязание).
  2. Из каких материалов изготавливают крючки для вязания? (алюминий, пластмасса, кость, бамбук, жесткий пластик).
  3. Для чего нужны петли на подъем? (для перехода от одного ряда к другому).
  4. Как называется ряд воздушных петель? (цепочка).
  5. От чего зависит количество петель подъема? (от вида петли).
  6. Назовите изученные вами приемы вязания крючком в порядке увеличения их высоты (воздушная петля, полустолбик без накида, столбик без накида, столбик с 1, 2, 3 накидами).
  7. В каком направлении читаются схемы для вязания крючком? (снизу вверх, схемы большинства салфеток – от центра).
  8. Что вызывает волнистость при вязании полотна в форме круга? (слишком частое прибавление петель).
  9. Какая ошибка при вязании круга вызывает объемную фигуру в виде шляпы гриба? (недостаточное прибавление петель).
  10. Закончите предложение: Для окончания вязания крючком необходимо… (отрезать нить и протянуть ее в последнюю петлю).

Приложение №2 к  

ДООП «Веселые петельки» (базовый уровень)

Промежуточный контроль (самостоятельная работа)

Обучающимся предлагается самостоятельная работа в форме ответов на вопросы:

  1. Скольким воздушным петлям для подъема соответствует столбик с 2 накидами?
  2. Скольким воздушным петлям для подъема соответствует столбик с 3 накидами?
  3. Скольким воздушным петлям для подъема соответствует «пышный» столбик?
  4. Как графически изображается столбик с 2 накидами?
  5. Как графически изображается столбик с 3 накидами?
  6. Как графически изображается «пышный» столбик?

Обучающимся предлагается самостоятельно связать образец узора по схеме.        F:\Программы по уровням ПФДО\Веселые петельки\2019-2020 уч.год\fotoshema13.gif

Ответы на вопросы

Знает/справился

Не знает/не справился

1

2

3

4

5

6

Самостоятельная работа по схеме

 Таблица результативности

Приложение №3 к

 

ДООП «Веселые петельки» (базовый уровень)

Тестовые задания по теме «Вязание».

  1. Отметьте знаком «+» правильный ответ. Ажурные изделия вяжут крючком из нитей:
  1. Катушечные № 50
  2. Пряжа из хлопка
  3. Шерстяная пряжа
  4. Пряжа из вискозы
  1. Отметьте знаком «+» правильный ответ. Вывязывание углов производится путем:
  1. Вязание по кругу
  2. Сокращение петель
  3. Прибавление петель
  4. Повторение рапорта
  1. Отметьте знаком «+» правильный ответ. В вязании крючком самый низкий прием вязания – это:
  1. Полустолбик с накидом
  2. Соединительный столбик
  3. Рельефный столбик
  4. «пышный» столбик
  5. Столбик без накида
  1. Отметьте знаком «+» правильный ответ. Основными элементами вязания крючком являются:
  1. Лицевая петля
  2. Воздушная петля
  3. Накид
  4. Изнаночная петля
  5. Столбик с накидом
  6. «пышный» столбик
  1. Укажите цифрами правильную последовательность операций при вязании:
  1. Подбор материала
  2. Определение величины изделия
  3. Изучение модели
  4. Расчет количества элементов
  5. Изготовление образца
  6. Выполнение эскиза
  1. Установите соответствия между термином и его определением:
  1. Столбик, в результате вязания которого на крючке остается 2 петли.
  2. Столбик, провязанный за столбик нижнего ряда.
  3. Это 3-4 недовязанных столбика, провязанные одним приемом.
  4. Самый низкий столбик, с его помощью выполняется переход к следующему ряду.

Термин

Определение

1.

Рельефный столбик

2.

Пышный столбик

3.

Недовязанный столбик

4.

Соединительный столбик

  1. Найдите два правильных ответа: Начальным элементом кругового вязания является:
  1. Столбик с накидом
  2. Кольцо из воздушных петель
  3. Нитяное кольцо
  4. Полустолбик

Эталоны ответов:

Вопрос

Ответ

1.

b

2.

c

3.

b

4.

b, c, e, f

5.

1c, 2a, 3f, 4b, 5d, 6e

6.

1b, 2c, 3a, 4d

7.

b, c

Приложение №4 к  

ДООП «Веселые петельки» (базовый уровень)

        Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

09.09.19

Вводное занятие. История развития художественного вязания. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Демонстрация изделий. Правила ТБ.

2

2

16.09.19

Выполнение основных приемов вязания крючком. Столбик с одним и более накидами.

2

2

23.09.19

Убавление и прибавление петель. Обозначение петель на схеме.

1

1

2

30.09.19

Отработка приемов вязания. Зарисовка схем под диктовку.

0,5

1,5

2

07.10.19

Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания крючком: столбик с одним и более накидами, пышные столбики, прибавление и убавление петель. Выполнение узоров по схеме.

0,5

1,5

2

14.10.19

Самостоятельное выполнение узоров по схеме

2

2

21.10.19

Самостоятельное выполнение узоров по схеме.

2

2

28.10.19

Изучение описания и схемы данного изделия. Выбор цвета пряжи и соответствующего номера крючка. Вязание домашних тапочек.

1

1

2

04.11.19

Вязание домашних тапочек.

2

2

11.11.19

Вязание домашних тапочек. Декорирование.

0,5

1,5

2

18.11.19

Выбор узора. Изучение описания и схемы. Способы накрахмаливания вязаных изделий.

Вязание салфетки.

1

1

2

25.11.19

Вязание салфетки.

2

2

02.12.19

Вязание салфетки. Накрахмаливание.

2

2

09.12.19

Подарок к Новому году «Снеговик». Изучение описания и схемы. Подбор пряжи и номера крючка. Выполнение творческой работы.

1

1

2

16.12.19

Изготовление деталей снеговика.

2

2

23.12.19

Изготовление деталей снеговика. Сборка в готовое изделие.

0,5

1,5

2

13.01.20

Основные приемы вязания спицами. Изучение видов петель и их образование. Информация о правилах вязания.  Виды спиц. Выбор пряжи и спиц.

1

1

2

20.01.20

Выполнение основных приемов вязания спицами. Набор петель на спицы.

0,5

1,5

2

27.01.20

Вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление последнего ряда.

0,5

1,5

2

03.02.20

Разбор схем разных узоров. Выбор цвета пряжи и спиц.

0,5

1,5

2

10.02.20

Выполнение узоров по схеме: «плоское вязание», «круговое вязание».

0,5

1,5

2

17.02.20

Выполнение узоров по схеме: «платочная вязка».

0,5

1,5

2

24.02.20

Выполнение узоров по схеме: «узор резинка».

0,5

1,5

2

02.03.20

Коллективная работа на пасхальную тему. Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор будущих работ.

2

2

09.03.20

Изготовление элементов пасхальной композиции.

0,5

1,5

2

16.03.20

Изготовление элементов пасхальной композиции.

2

2

23.03.20

Изготовление коллективной пасхальной композиции. Составление композиции.

0,5

1,5

2

30.03.20

 Убавление и прибавление петель. Их обозначения на схеме. Выбор формы прихватки. Выбор инструментов (крючок или спицы)

1

1

2

06.04.20

Вязание прихваток спицами разной формы.

2

2

13.04.20

Повязка на голову спицами. Сведения о повязках. Просмотр и обсуждение лучших работ. Выбор узора повязки и декоративных элементов.

1

1

2

20.04.20

Вязание повязки.

0,5

1,5

2

27.04.20

Вязание повязки. Декорирование.

0,5

1,5

2

04.05.20

Игрушка «Мышка». Изучение описания и схемы. Подбор ниток. Обсуждение последовательности выполнения.

1

1

2

11.05.20

Изготовление деталей мышки.

0,5

1,5

2

18.05.20

Изготовление игрушки «Мышка». Соединение деталей.

0,5

1,5

2

25.05.20

Итоговое занятие. Подведение итогов. Итоговая выставка работ. Вручение грамот.

2

2

Итого

22

50

72


[1]Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

[2]Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа

Программа направлена на формирование  у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами  творческой  деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нитяная графика" стартовый уровень 72 часа

Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Образовательная  программа  «Бисеринка»  имеет  художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность  –  в  настоящее  вр...