Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)
рабочая программа
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ping-pong_bazovyy_uroven.docx | 200.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПИНГ- ПОНГ» (базовый уровень)
Физкультурно- спортивной направленности
возраст обучающихся – 7-17 лет
срок реализации программы – 4 месяца
Авторы-разработчики: Маковеев А.Ю. педагог дополнительного образования; Абрамова С.Н. – методист спортивно-массового отдела год разработки программы – 2020 год корректировки программы – 2022 |
г. Нижневартовск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия в спортивных секциях являются важной и неотъемлемой частью системы дополнительного образования, обеспечивающей возможности для формирования у детей устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Тренеры-преподаватели по различным видам спорта и компетентные в этой области родители считают, что физические и психические нагрузки, которые получают дети младшего школьного возраста, занимающиеся спортом, должны даваться только через игровые виды спорта, каким и является настольный теннис.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень) разработана с учетом разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196»; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 28.09.2020 года № 28; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09; Концепции развития дополнительного образования детей на 2014-2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов);
Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки.
Актуальность программы заключается в высокой двигательной активности во время занятий настольным теннисом, что способствует формированию и развитию физических качеств детей и подростков, укреплению их здоровья. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучают занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Отличительной особенностью данной программы является оптимизация учебного процесса через межпредметную связь во время обучения игре в настольный теннис с литературой, просмотром обучающего видеоматериала.
Настольный теннис относится к числу технически сложных комплексных видов спорта и включает в себя как техническую, так и физическую и психологическую подготовку будущих спортсменов. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Программа рассчитана на 4 месяца обучения и адресована детям и подросткам в возрасте от 7 до 17 лет. Для приема в секцию родителям ребенка необходимо заполнить заявление, договор, согласие на обработку персональных данных медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
Занятия для обучающихся проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего в неделю – 4 часа. Общее количество часов по программе – 68. Количество обучающихся в группе – 7 -12 человек.
Форма проведения занятий – очная. В случае неблагоприятных эпидемиологической обстановки (карантина) или актированных дней занятия могут проводится в дистанционном формате.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень) соответствует требованиям ФГОС, ее реализация позволяет организовать рациональный двигательный режим, создает условия для нормального физического развития, повышения адаптивных возможностей организма, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие специальных способностей ребенка посредством игры в настольный теннис.
Задачи:
- формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
- укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, совершенствование физических и психических качеств, необходимых для овладения техникой и тактикой игры в настольный теннис;
- компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта, гигиены;
- организация условий для полезного заполнения свободного времени детей и подростков;
- воспитание силы воли, формирование активной жизненной позиции.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Содержание | Количество учебных часов |
I. | Теоретические занятия | |
1. | Основы техники и тактики игры. Методы их совершенствования. | 4 |
2. | Правила соревнований по настольному теннису, их организация и проведение. | 2 |
ИТОГО часов на теоретические занятия | 6 | |
II. | Практические занятия | |
1. | Общая физическая подготовка | 10 |
2. | Специальная физическая подготовка | 16 |
3. | Изучение техники игры | 16 |
4. | Изучение тактики игры | 16 |
7. | Выполнение контрольных нормативов | 4 |
ИТОГО часов на практические занятия | 62 | |
ВСЕГО часов по программе | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические занятия
Тема 1. Основы техники и тактики игры. Методы их совершенствования.
Понятие «техника игры». Особенности техники игры. Классификация и характеристика технических приемов игры. Техника передвижений. Основная стойка. Способы хваток ракеток. Выбор ракеток. Виды ударов.
Тема 2. Правила соревнований по настольному теннису, их организация и проведение.
Значение спортивных соревнований. Правила игры. Виды и типы соревнований. Допуск к соревнованиям.
Практические занятия
Общая физическая подготовка
- ходьба строевым и спортивным шагом, на носках, на пятках, на внешнем и боковом своде стопы, перекатом с пятки на носок, с выпадами;
- бег медленный, переменный, ускоренный, со сменой направлений, с прыжками вверх – в стороны, с высоким поднятием колен, с отягощениями, семенящий и челночный бег, бег с преодолением препятствий;
- упражнения для рук: вращения кистями, предплечьями (в локтевых суставах), руками в плечевых суставах, внутрь и наружу, подъемы рук вперед – в стороны – вверх, рывки руками назад – за голову, сгибание и разгибание рук в упоре спереди и сзади, подтягивание в висе на перекладине, метание набивных мячей, метание теннисных мячей, упражнения с гантелями и отягощениями на руки, изометрические упражнения;
- упражнения для туловища: наклоны вперед – назад, вправо-влево, круговые движения в пояснице в правую и левую стороны, из виса на гимнастической стенке, поднимание согнутых в коленях ног к груди и прямых в коленях ног к голове, из положения лежа на спине подъем прямых в коленях ног к груди и прямых в коленях ног к голове, из положения лежа на спине подъем прямых ног за голову из положения лежа на животе разгибание туловища, упражнения с отягощениями, с резиновыми и пружинными амортизаторами, применение тренажеров;
- упражнения для ног: прыжки на одной и двух ногах, с одной на другую ногу, вперед с места, с разбега, тройной и многократный прыжок с ноги на ногу, на одной ноге, с подтягиванием колен к груди, через скакалку, впрыгивание и спрыгивание со скамейки, прыжки толчком одной-двух ног вправо-влево, прыжки вверх с поворотом на 180 и 360 градусов, многоскоки. Все перечисленные прыжки с утяжелителями (штангой на плечах, гантелями в руках).
Все упражнения, применяемые на занятиях по общей физической подготовке, имеют строго дозированный характер и выполняются с соблюдением принципов доступности упражнений и постепенным повышением нагрузок.
Специальная физическая подготовка
- имитация ударов и перемещений, их сочетаний: без применения дополнительных средств, с применением дополнительных средств (гантели, утяжелители, резиновые амортизаторы);
- имитация игровых действий с применением технических средств (приспособлений, тренажеров), набрасывание большого количества мячей.
Имитация перемещений проводится:
- приставными шагами вправо-влево;
- скрестными шагами вправо-влево;
- боковым шагом вперед-назад;
- прыжками вправо-влево-вперед с одной и с двух ног;
- переносом тяжести тела с одной ноги на другую.
Имитация ударов проводится:
- без ракетки;
- с ракеткой; у зеркала и без него.
Все упражнения выполняются на время.
Изучение техники игры
Способы держания ракетки. Разбор преимуществ и недостатков различных способов держания ракетки.
Стойка и передвижения теннисиста. Исходное положение. Наиболее удобные стойки для ударов справа и слева. Позиции у стола (ближняя, средняя, дальняя).
Выпады вправо, влево, вперед, назад. Шаги одиночные, двойные, приставные (влево, вправо), прыжки.
Подачи. Способы подачи слева и справа. Подачи без вращения мяча.
Удары: справа и слева по мячу.
Тренировочные игры.
Изучение тактики игры
Выбор тактического характера игры. Выбор позиции. Определение темпа игры. Изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.
Выполнение контрольных нормативов
Представление умений и навыков обучающихся через сдачу нормативов по общефизической, специальной и технико-тактической подготовке.
Календарно-учебный график представлен в приложении программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
По итогам обучения обучающиеся должны:
- владеть техникой передвижения у теннисного стола;
- уметь выполнять атакующие удары справа и слева;
- уметь сочетать атакующие удары с ближней, средней и дальней зоны.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – технологическое обеспечение:
- спортивный зал;
- теннисные столы;
- тренажерами для отработки ударов;
- маты;
- ракетки для настольного тенниса;
- мячи для настольного тенниса;
- скакалки;
Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, без стажа работы, имеющий высшее или среднее-специальное образование в соответствии с профилем деятельности, требований к квалификационной категории нет.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
На протяжении всего процесса обучения ведется текущая проверка освоения обучающимися программного материала. Для отслеживания используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- самоконтроль;
- зачет, взаимозачет, опрос, выполнение обучающимися диагностических заданий, участие обучающихся в соревнованиях по настольному теннису.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Образовательный процесс осуществляется в очной форме. Форма организации – групповая. Методы обучения и воспитания - словесный, наглядный практический; поощрение, стимулирование, мотивация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
- Кяро Э.П. Учись играть в настольный теннис. Дополнительная образовательная программа для подростков 10-17// Мультиурок. Образовательная площадка для педагогов. URL: https://multiurok.ru/files/proghramma-po-nastol-nomu-tiennisu-1.html
- Матыцын О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.
- Настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Настольный теннис: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2004. – 144 с.
- Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису / Ред.-составитель проф. Г.В. Барчукова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
- Худец Р., Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым / пер. с англ. Беорзеров О., - М.:ВисстаСпорт, 2005. – 272 с.:ил.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Амелин А.Н. Современный настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Педагогика, 1968.
- Барчукова Г.В. Настольный теннис: физическая подготовка игроков. Метод. разработка для студентов ГЦИОЛФКа. – М., 1989.
- Барчукова Г.В. Настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. – М.: ГЦИОЛФК, 1984.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ «ПИНГ-ПОНГ»
№ | Раздел учебного плана | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма контроля | ||
По плану | Фактически | ||||||
1 | Теория Изучение техники игры | Правила соревнований по настольному теннису, розыгрыш. Толчек справа, слева | 1 1 | 1 неделя (1 месяц) | Наблюдение | ||
2 | ОФП Теория | Работа на станциях: сила, ловкость, быстрота Основы техники и тактики. | 1 1 | 1 неделя (1 месяц) | Наблюдение | ||
3 | СФП Изучение техники игры | Передвижения в стойке. Накат справа, слева | 1 1 | 2 неделя (1 месяц) | |||
4 | ОФП Изучение тактики игры | Игры на внимание Накат с 3-х точек, передвижения | 1 1 | 2 неделя (1 месяц) | Наблюдение | ||
5 | СФП ОФП | Упражнения с ракеткой Прием котрольных нормативов | 1 1 | 3неделя (1 месяц) | Зачет | ||
6 | СФП Изучение тактики игры | Упражнения с ракетками Быстрый розыгрыш очка | 1 1 | 3 неделя (1 месяц) | |||
7 | СФП Изучение тактики игры | Силовые упражнения Сочетание нападения и контнападения | 1 1 | 4 неделя (1 месяц) | Наблюдение | ||
8 | ОФП Изучение техники игры | Упражнения с мячами Подрезка справа, слева | 1 1 | 4 неделя (1 месяц) | Соревнования | ||
9 | ОФП Изучение тактики игры | Беговые упражнения Сочетание защиты, контратаки | 1 1 | 1неделя (2 месяц) | |||
10 | СФП Теория | Имитация в передвижении Тактические премы в настольном теннисе | 1 1 | 1неделя (2 месяц) | Наблюдение | ||
11 | ОФП СФП | Прыжковые упражнения Имитация с 2-х точек | 1 1 | 2неделя (2 месяц) | Наблюдение | ||
12 | СФП Изучение техники игры | Упражнения у стены Подача справа, слева | 1 1 | 2 неделя (2 месяц) | |||
13 | СФП Изучение тактики игры | Имитация с 3-х точек. Сочетание основных ударов | 1 1 | 3 неделя (2 месяц) | Наблюдение | ||
14 | ОФП Теория | Беговые упражнения Тактическая комбинация, зажимание. | 1 1 | 3 неделя (2 месяц) | Наблюдение | ||
15 | СФП Изучение тактики игры | Упражнения на выносливость Сочетание защиты, нападения | 1 1 | 4 неделя (2 месяц) | |||
16 | ОФП Теория | Прыжковые упражнения Организация проведения соревнований по н/т. | 1 1 | 4 неделя (2 месяц) | Зачет | ||
17 | Прием контрольных нормативов | Бег, скакалка, прыжки в длину | 1 1 | 1 неделя (3 месяц) | |||
18 | ОФП СФП | Беговые упражнения Передвижения с имитацией | 1 1 | 1 неделя (3 месяц) | Наблюдение | ||
19 | Изучение техники игры | Подача справа, слева Передвижения челночным бегом | 1 1 | 2 неделя (3 месяц) | |||
20 | Изучение тактики игры | Смена темпа розыгрыша очка Сочетание защиты, нападения | 1 1 | 2 неделя (3 месяц) | |||
21 | ОФП Изучение тактики игры | Упражнения с мячами Длительный розыгрыш мяча | 1 1 | 3 неделя (3месяц) | |||
22 | Изучение техники игры СФП | Передвижения с 3-х точек Передвижения челночным бегом | 1 1 | 3 неделя (3месяц) | Соревнования | ||
23 | Изучение техники игры | Накат восьмеркой, передвижения Подача справа, слева | 1 1 | 4 неделя (3 месяц) | |||
24 | СФП | Упражнения на выносливость | 1 1 | 4 неделя (3 месяц) | |||
25 | Изучение тактики игры | Смена темпа розыгрыша очка Сочетание защиты, контратаки | 1 1 | 5 неделя (4 месяц) | |||
26 | ОФП Изучение техники игры | Упражнения на координацию Имитация справа, слева | 1 1 | 1 неделя (4 месяц) | Наблюдение | ||
27 | СФП Изучение тактики игры | Упражнения в парах Смена темпа розыгрыша очка | 1 | 1 неделя (4 месяц) | |||
28 | Изучение техники игры | Подача справа, слева Передвижения челночным бегом | 1 | 2 неделя (4 месяц) | |||
29 | Изучение тактики игры | Смена темпа розыгрыша очка Сочетание защиты, нападения | 1 1 | 2 неделя (4месяц) | |||
30 | СФП Изучение техники игры | Упражнения на быстроту и ловкость Накат восьмеркой, передвижения | 1 1 | 3 неделя (4месяц) | Наблюдение | ||
31 | Изучение техники игры | Подача справа, слева Подрезка справа, слева | 3 неделя (4месяц) | ||||
32 | Изучение тактики игры | Накат с 3-х точек, передвижения Сочетание защиты, нападения | 1 1 | 4 неделя (4 месяц) | |||
33 | Теория Прием контрольных нормативов | Сочетание коротких, длинных мячей Бег, скакалка, прыжки в длину | 1 1 | 4 неделя (4 месяц) | Наблюдение | ||
34 | ОФП СФП | Подвижные игры Круговая тренировка | 1 1 | 5 неделя (4 месяц) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...
Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...
КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"
Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества. Это одно из...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...