Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)
рабочая программа

Абрамова Светлана Николаевна

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ping-pong_bazovyy_uroven.docx200.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

 «Центр детского творчества»

НОВЫЙ Скан-на-программы

        

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПИНГ- ПОНГ» (базовый уровень)

Физкультурно- спортивной направленности

возраст обучающихся – 7-17 лет

срок реализации программы – 4 месяца

Авторы-разработчики:

Маковеев А.Ю.  

педагог дополнительного образования;

Абрамова С.Н. –

 методист спортивно-массового отдела  

год разработки программы – 2020

год корректировки программы – 2022

г. Нижневартовск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Занятия в спортивных секциях являются важной и неотъемлемой частью системы дополнительного образования, обеспечивающей возможности для формирования у детей устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Тренеры-преподаватели по различным видам спорта и компетентные в этой области родители считают, что физические и психические нагрузки, которые получают дети младшего школьного возраста, занимающиеся спортом, должны даваться только через игровые виды спорта, каким и является настольный теннис.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень) разработана с учетом разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196»;  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от   28.09.2020 года  № 28;  Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;   «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» утвержденной Министерством  образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09;  Концепции развития дополнительного образования детей   на 2014-2020гг., утвержденной решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; муниципальных правовых актов);

Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки.

Актуальность программы заключается в высокой двигательной активности во время занятий настольным теннисом, что способствует формированию и развитию физических качеств детей и подростков, укреплению их здоровья.  Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучают занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Отличительной особенностью данной программы является оптимизация учебного процесса через межпредметную связь во время обучения игре в настольный теннис с литературой, просмотром обучающего видеоматериала.

Настольный теннис относится к числу технически сложных комплексных видов спорта и включает в себя как техническую, так и физическую и психологическую подготовку будущих спортсменов.  Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Программа рассчитана на 4 месяца обучения и адресована детям и подросткам в возрасте от 7 до 17 лет. Для приема в секцию родителям ребенка необходимо заполнить заявление, договор, согласие на обработку персональных данных медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Занятия для обучающихся проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего в неделю – 4 часа.  Общее количество часов по программе – 68. Количество обучающихся в группе – 7 -12 человек.

Форма проведения занятий – очная. В случае неблагоприятных эпидемиологической обстановки (карантина) или актированных дней занятия могут проводится в дистанционном формате.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень) соответствует требованиям ФГОС, ее реализация позволяет организовать рациональный двигательный режим, создает условия для нормального физического развития, повышения адаптивных возможностей организма, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие специальных способностей ребенка посредством игры в настольный теннис.

Задачи:

  • формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
  • укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, совершенствование физических и психических качеств, необходимых для овладения техникой и тактикой игры в настольный теннис;
  • компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта, гигиены;
  • организация условий для полезного заполнения свободного времени детей и подростков;
  • воспитание силы воли, формирование активной жизненной позиции.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Содержание

Количество учебных часов

I.

Теоретические занятия

1.

Основы техники и тактики игры. Методы их совершенствования.

4

2.

Правила соревнований по настольному теннису, их организация и проведение.

2

ИТОГО часов на теоретические занятия

6

II.

Практические занятия

1.

Общая физическая подготовка

10

2.

Специальная физическая подготовка

16

3.

Изучение техники игры

16

4.

Изучение тактики игры

16

7.

Выполнение контрольных нормативов

4

ИТОГО часов на практические занятия

62

ВСЕГО часов по программе

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретические занятия

Тема 1. Основы техники и тактики игры. Методы их совершенствования.

Понятие «техника игры». Особенности техники игры. Классификация и характеристика технических приемов игры. Техника передвижений. Основная стойка. Способы хваток ракеток. Выбор ракеток. Виды ударов.

Тема 2. Правила соревнований по настольному теннису, их организация и проведение.

                Значение спортивных соревнований. Правила игры. Виды и типы соревнований. Допуск к соревнованиям.

Практические занятия

Общая физическая подготовка

  • ходьба строевым и спортивным шагом, на носках, на пятках, на внешнем и боковом своде стопы, перекатом с пятки на носок, с выпадами;
  • бег медленный, переменный, ускоренный, со сменой направлений, с прыжками вверх – в стороны, с высоким поднятием колен, с отягощениями, семенящий и челночный бег, бег с преодолением препятствий;
  • упражнения для рук: вращения кистями, предплечьями (в локтевых суставах), руками в плечевых суставах, внутрь и наружу, подъемы рук вперед – в стороны – вверх, рывки руками назад – за голову, сгибание и разгибание рук в упоре спереди и сзади, подтягивание в висе на перекладине, метание набивных мячей, метание теннисных мячей, упражнения с гантелями и отягощениями на руки, изометрические упражнения;
  • упражнения для туловища: наклоны вперед – назад, вправо-влево, круговые движения в пояснице в правую и левую стороны, из виса на гимнастической стенке, поднимание согнутых в коленях ног к груди и прямых в коленях ног к голове, из положения лежа на спине подъем прямых в коленях ног к груди и прямых в коленях ног к голове, из положения лежа на спине подъем прямых ног за голову из положения лежа на животе разгибание туловища, упражнения с отягощениями, с резиновыми и пружинными амортизаторами, применение тренажеров;
  • упражнения для ног: прыжки на одной и двух ногах, с одной на другую ногу, вперед с места, с разбега, тройной и многократный прыжок с ноги на ногу, на одной ноге, с подтягиванием колен к груди, через скакалку, впрыгивание и спрыгивание со скамейки, прыжки толчком одной-двух ног вправо-влево, прыжки вверх с поворотом на 180 и 360 градусов, многоскоки. Все перечисленные прыжки с утяжелителями (штангой на плечах, гантелями в руках).

Все упражнения, применяемые на занятиях по общей физической подготовке, имеют строго дозированный характер и выполняются с соблюдением принципов доступности упражнений и постепенным повышением нагрузок.

Специальная физическая подготовка

  • имитация ударов и перемещений, их сочетаний: без применения дополнительных средств, с применением дополнительных средств (гантели, утяжелители, резиновые амортизаторы);
  • имитация игровых действий с применением технических средств (приспособлений, тренажеров), набрасывание большого количества мячей.

Имитация перемещений проводится:

  • приставными шагами вправо-влево;
  • скрестными шагами вправо-влево;
  • боковым шагом вперед-назад;
  • прыжками вправо-влево-вперед с одной и с двух ног;
  • переносом тяжести тела с одной ноги на другую.

Имитация ударов проводится:

  • без ракетки;
  • с ракеткой; у зеркала и без него.

Все упражнения выполняются на время.

Изучение техники игры

Способы держания ракетки. Разбор преимуществ и недостатков различных способов держания ракетки.

Стойка и передвижения теннисиста. Исходное положение. Наиболее удобные стойки для ударов справа и слева. Позиции у стола (ближняя, средняя, дальняя).

Выпады вправо, влево, вперед, назад. Шаги одиночные, двойные, приставные (влево, вправо), прыжки.

Подачи. Способы подачи слева и справа. Подачи без вращения мяча.  

Удары: справа и слева по мячу.

Тренировочные игры.

Изучение тактики игры

Выбор тактического характера игры. Выбор позиции. Определение темпа игры. Изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.

Выполнение контрольных нормативов

Представление умений и навыков обучающихся через сдачу нормативов по общефизической, специальной и технико-тактической подготовке.

Календарно-учебный график представлен в приложении программы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

По итогам обучения обучающиеся должны:

  • владеть техникой передвижения у теннисного стола;
  • уметь выполнять атакующие удары справа и слева;
  • уметь сочетать атакующие удары с ближней, средней и дальней зоны.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально – технологическое обеспечение:

  • спортивный зал;
  • теннисные столы;
  • тренажерами для отработки ударов;
  • маты;
  • ракетки для настольного тенниса;
  • мячи для настольного тенниса;
  • скакалки;

Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, без стажа работы, имеющий высшее или среднее-специальное образование в соответствии с профилем деятельности, требований к квалификационной категории нет.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

        На протяжении всего процесса обучения ведется текущая проверка освоения обучающимися программного материала. Для отслеживания используются следующие методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • самоконтроль;
  •  зачет, взаимозачет, опрос, выполнение обучающимися диагностических заданий, участие обучающихся в соревнованиях по настольному теннису.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Образовательный процесс осуществляется в очной форме. Форма организации – групповая. Методы обучения и воспитания - словесный, наглядный практический; поощрение, стимулирование, мотивация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
  2. Кяро Э.П. Учись играть в настольный теннис. Дополнительная образовательная программа для подростков 10-17// Мультиурок. Образовательная площадка для педагогов. URL: https://multiurok.ru/files/proghramma-po-nastol-nomu-tiennisu-1.html       
  3. Матыцын О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.
  4. Настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  5. Настольный теннис: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2004. – 144 с.
  6. Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису / Ред.-составитель проф. Г.В. Барчукова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
  7. Худец Р., Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым / пер. с англ. Беорзеров О.,  - М.:ВисстаСпорт, 2005. – 272 с.:ил.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  2. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Педагогика, 1968.
  4. Барчукова Г.В. Настольный теннис: физическая подготовка игроков. Метод. разработка для студентов ГЦИОЛФКа. – М., 1989.
  5. Барчукова Г.В. Настольный теннис. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  6. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис. – М.: ГЦИОЛФК, 1984.

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ «ПИНГ-ПОНГ»

Раздел учебного плана

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

По плану

Фактически

1

Теория

Изучение техники игры

Правила соревнований по настольному теннису, розыгрыш.

Толчек справа, слева

1

1

1 неделя

(1 месяц)

Наблюдение

2

ОФП

Теория

Работа на станциях: сила, ловкость, быстрота  

Основы техники и тактики.

1

1

1 неделя

(1 месяц)

Наблюдение

3

СФП

Изучение техники игры

Передвижения в стойке.

Накат справа, слева  

1

1

2 неделя

(1 месяц)

4

ОФП

Изучение тактики игры

Игры на внимание

Накат с 3-х точек, передвижения

1

1

2 неделя

(1 месяц)

Наблюдение

5

СФП

ОФП

Упражнения с ракеткой

Прием котрольных нормативов

1

1

3неделя

(1 месяц)

Зачет

6

СФП

Изучение тактики игры

Упражнения с ракетками

Быстрый розыгрыш очка

1

1

3 неделя

(1 месяц)

7

СФП

Изучение тактики игры

Силовые упражнения

Сочетание нападения и контнападения

1

1

4 неделя

(1 месяц)

Наблюдение

8

ОФП

Изучение техники игры

Упражнения с мячами

Подрезка справа, слева

1

1

4 неделя

(1 месяц)

Соревнования

9

ОФП

Изучение тактики игры

Беговые упражнения

Сочетание защиты, контратаки

1

1

1неделя

(2 месяц)

10

СФП

Теория

Имитация в передвижении

Тактические премы в настольном теннисе

1

1

1неделя

(2 месяц)

Наблюдение

11

ОФП

СФП

Прыжковые упражнения Имитация с 2-х точек

1

1

2неделя

(2 месяц)

Наблюдение

12

СФП

Изучение техники игры

Упражнения у стены

 Подача справа, слева

1

1

2 неделя

(2 месяц)

13

СФП

Изучение тактики игры

Имитация с 3-х точек.

Сочетание основных ударов

1

1

3 неделя

(2 месяц)

Наблюдение

14

ОФП

Теория

Беговые упражнения

Тактическая комбинация, зажимание.

1

1

3 неделя

(2 месяц)

Наблюдение

15

СФП

Изучение тактики игры

Упражнения на выносливость

Сочетание защиты, нападения

1

1

4 неделя

(2 месяц)

16

ОФП

Теория

Прыжковые упражнения

Организация проведения соревнований по н/т.

1

1

4 неделя

(2 месяц)

Зачет

17

Прием контрольных нормативов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Бег, скакалка, прыжки в длину                                                                    

1

1

1 неделя

(3 месяц)

18

ОФП

СФП

Беговые упражнения

Передвижения с имитацией

1

1

1 неделя

(3 месяц)

Наблюдение

19

Изучение техники игры

Подача справа, слева

Передвижения челночным бегом

1

1

2 неделя

(3 месяц)

20

Изучение тактики игры

Смена темпа розыгрыша очка

Сочетание защиты, нападения

1

1

2 неделя

(3 месяц)

21

ОФП

Изучение тактики игры

Упражнения с мячами

Длительный розыгрыш мяча

1

1

3 неделя

(3месяц)

22

Изучение техники игры         СФП

Передвижения с 3-х точек

Передвижения челночным бегом

1

1

3 неделя

(3месяц)

Соревнования

23

Изучение техники игры

Накат восьмеркой, передвижения

Подача справа, слева

1

1

4 неделя

(3 месяц)

24

СФП

Упражнения на выносливость

1

1

4 неделя

(3 месяц)

25

Изучение тактики игры

Смена темпа розыгрыша очка

Сочетание защиты, контратаки

1

1

5 неделя

(4 месяц)

26

ОФП

Изучение техники игры        

Упражнения на координацию Имитация справа, слева

1

1

1 неделя

(4 месяц)

Наблюдение

27

СФП

Изучение тактики игры

Упражнения в парах

Смена темпа розыгрыша очка

1

1 неделя

(4 месяц)

28

Изучение техники игры

Подача справа, слева

Передвижения челночным бегом

1

2 неделя

(4 месяц)

29

Изучение тактики игры

Смена темпа розыгрыша очка

Сочетание защиты, нападения

1

1

2 неделя

(4месяц)

30

СФП

Изучение техники игры

Упражнения на быстроту и ловкость

Накат восьмеркой, передвижения

1

1

3 неделя

(4месяц)

Наблюдение

31

Изучение техники игры

Подача справа, слева

Подрезка справа, слева

3 неделя

(4месяц)

32

Изучение тактики игры

Накат с 3-х точек, передвижения Сочетание защиты, нападения

1

1

4 неделя

(4 месяц)

33

Теория

Прием контрольных нормативов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Сочетание коротких, длинных мячей  

Бег, скакалка, прыжки в длину                                                                    

1

1

4 неделя

(4 месяц)

Наблюдение

34

ОФП

СФП

Подвижные игры

Круговая тренировка

1

1

5 неделя

(4 месяц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...

Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...

КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"

Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества.  Это   одно    из...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...