Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс. Десятова Е.С
Класс, предмет: 8 класс, физика
Тема урока: Дискретность электрического заряда. Электрон.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная: Убедить учащихся в делимости электрического заряда. Дать представление об электроне, как частице с наименьшим электрическим зарядом.
Развивающая: систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “электрический заряд”, “сила тяжести”;
развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала;
формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.
Воспитательная: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала; развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса.
Оборудование:
- электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка;
- "султаны" на подставке, электрофорная машина;
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. | Проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. |
2.Актуализация опорных знаний - Повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем уроке.) | Проводит опрос по материалу предыдущего урока. Проверка домашнего задания. Карточки: Уровень 1.
Уровень 2.
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Выполняют задание |
- Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока (фронтально) |
Демонстрируя опыт по переносу заряда с заряженного электроскопа на незаряженный, вопрос классу: - Как вы думаете, можно ли электрический заряд делить бесконечно? (Выслушиваются предположения учащихся.) Как вы считаете, какая тема нашего урока? - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? | Размышляют. Выслушиваются предположения учащихся Формулируют тему и образовательные цели урока. |
3.Изучение нового материала | Возникают вопросы: как долго можно дробить первоначальный заряд? Существует ли предел подобного деления? Школьные электрометры - не очень чувствительные приборы. Довольно скоро их заряд настолько уменьшится, что электрометр перестанет его фиксировать. Чтобы ответить на эти вопросы нужно проводить более сложные и точные опыты. Их провели два физика: российский ученый Абрам Федорович Иоффе и американский ученый Роберт Милликен. Изучая действие электрического поля на мельчайшие заряженные пылинки цинка, которые можно было наблюдать только в микроскоп, установил очень важную закономерность: заряд пылинок изменялся только в целое число раз (в 2, 3, 4 и т. д.) от какого-то наименьшего его значения. Этот результат можно объяснить только так: к пылинке цинка присоединяется или от нее отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов). Вопрос классу: - Так, могут ли тела или частицы иметь заряд в 1,5 раза больше или меньше наименьшего заряда?
Электрон обладает массой и энергией. Масса электрона составляет 9,1 • 10-31 кг. Заряд принято обозначать буквой q. За единицу электрического заряда принят один кулон (обозначается 1 Кл). Эта единица названа в честь французского физика Шарля Кулона открывший основной закон взаимодействия электрически заряженных тел. Значение заряда электрона определил американский ученый Роберт Милликен. Он установил, что электрон имеет отрицательный заряд, равный 1,6* 10-19Кл. Мы знаем, что все тела состоят из молекул, а молекулы из атомов. Значит, внутри атома находится электрон. Он ведь должен где - то находится! А если внутри атома находится электрон, то какой заряд будет иметь атом? Правильно отрицательный. Возможно ли такое??? А мы с вами установили, что имеется два рода заряда – отрицательный и положительный. И при этом одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. Так если атом будет иметь отрицательный заряд, то, что будет? Правильно, все атомы будут отталкиваться друг от друга! Такого молекулярного строения не было! А атом должен быть заряжен. Нет. Так что вы думаете, только один электрон там сидит в нутрии атома? Правильно, нет! Каждому действию есть противодействие. Отрицательному заряду есть противодействие положительный заряд. И чему должен быть равен положительный заряд, чтобы итого атом был нейтральным, т. е. не имел заряда? Правильно заряд положительной частицы должен быть равен +1,6*10-19Кл. А если так, то нас все устраивает! | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Задают вопросы учителю и отвечают на вопросы учителя отвечают на вопросы учителя Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Задают вопросы учителю и отвечают на вопросы учителя |
4.Физкультминутка | ||
5.Закрепление изученного | Разноуровневые тесты 1.Палочка, потертая о сукно, получила отрицательный заряд. Масса палочки A) увеличилась в 2 раза. B) уменьшилась в 3 раза. C) уменьшилась. D) незначительно увеличилась. E) уменьшилась в 2 раза. 2.Капля дождя, несущая положительный электрический заряд 2q, соединилась с каплей дождя, несущей отрицательный электрический заряд -3q. Общий заряд капли стал A) q. B) 1,5q. C) -5q. D) -q. E) 5q. 3. Минимальный заряд, существующий в природе A) 10-12 Кл. B) 1,6·10-19 Кл. C) 1,9·10-16 Кл. D) 1·10-9 Кл. E) 1 Кл. 4. Если одинаковые металлические шары, имеющие заряды +q и +q, привести в соприкосновение и развести на прежнее расстояние, то модуль силы взаимодействия
B) не изменится. C) уменьшится. D) увеличится. E) будет равен 0. 5. Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами 6 м. Величина этих зарядов (k = 9·109 ) A) q1 = q2 = 60 мкКл. B) q1 = q2 = 20 мкКл. C) q1 = q2 = 30 мкКл. D) q1 = q2 = 50 мкКл. E) q1 = q2 = 40 мкКл. Комментирование оценок с использованием листов оценивания | Самостоятельная работа учащихся |
6.Домашнее задание. | Пар. 28, р.т. стр. 70 Тв. Задание: Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее. Напишите отчёт. | Записывают домашнее задание в дневник |
7. Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по теме "Деление обыкновенных дробей", 6 класс
Технологическая карта учителя включает в себя подробный подбор учебного материала как для урока, так и для домашнего задания. На каждом уроке используются УУД по новым стандартам обучения, все они про...
Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием в биологии является конструирова...
Технологическая карта по теме "Насекомые" для учащихся 7 класса
Такие карточки позволяют организовать самостоятельную работу ребенка на уроке....
Презентация к уроку по теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика
Презентация к уроку по теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика. По учебнику А.В. Перышкина....
Технологическая карта по теме "Метод подстановки" (алгебра, 7 класс).
Урок открытия новых знаний по теме "Метод подстановки"....
Презентация и технологическая карта на тему "Круговые диаграммы", математика 5 класс
Презентация к открытому уроку на тему "круговые диаграммы", математика 5 классТехнологическая карта...
Технологическая карта урока "Электризация тел.Электрический заряд"
Технология проблемного обучения...