Технологическая карта урока
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по физике 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Галина Алексеевна, МБОУ СШ №2 г. Вязьма Смоленской области
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Атмосферное давление.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть сущность атмосферного давления.
Задачи урока:
а) формирование представлений об атмосферном давлении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, «Учебный кубик», разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | |||
1. Организационный момент. | ||||||||
«Я рада вас сегодня видеть! Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость». «Посмотрите внимательно на доску, представьте, что это дверь в будущее, сегодня мы ее приоткроем». «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени» | Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек» | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие | |
2. Постановка цели и задач урока | ||||||||
Рассказывает о том, что все мы живём на дне воздушного океана, но давления его на себе не ощущаем, в отличие от купания в океане настоящем. Почему? | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Выталкивающая сила». | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |
3. Актуализация знаний | ||||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и стартовать в будущее.» На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок. Задания низкого уровня сложности. 1. В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдёт и почему, если в левую часть U – образной трубки долить немного воды; в средний сосуд трёхколенной трубки долить воды? 2.Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему. Задания среднего уровня сложности. 1.Объясните действие фонтана. 2.Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему. Задания высокого уровня сложности. 1.Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему. 2. В сообщающихся сосудах находятся ртуть и вода. Высота столба воды 68 см. Какой высоты столб керосина следует налить в левое колено, чтобы ртуть установилась на одинаковом уровне? | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | Выбирают уровень сложности задания, решают задачи. Задания низкого уровня сложности. 1. Уровень воды увеличится во всех сосудах на одинаковую высоту. Таким образом, уровни снова выровняются. 2.Закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости не действует, так как жидкости в состоянии невесомости не обладают весом и потому не оказывают давления на дно сосудов. Воздух так же не оказывает давления на поверхности жидкостей. Задания среднего уровня сложности. 1. Действие фонтана объясняется тем, что давление жидкости в верхнем конце правой трубки будет больше атмосферного, так как уровень воды в этой трубке меньше уровня воды в левой трубке. 2.Закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости не действует, так как жидкости в состоянии невесомости не обладают весом и потому не оказывают давления на дно сосудов. Воздух так же не оказывает давления на поверхности жидкостей. Задания высокого уровня сложности. 1.Закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости не действует, так как жидкости в состоянии невесомости не обладают весом и потому не оказывают давления на дно сосудов. Воздух так же не оказывает давления на поверхности жидкостей. 2. Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работы соседа, выставляют оценки. Диктуют оценки учителю. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. | |
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||||||
Явления, подтверждающие существования атмосферного давления (движение воды за поршнем, ливер, пипетка, шприц, фонтан в разреженном пространстве). Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Хаотическое движение молекул и их притяжение к Земле – условия существования земной атмосферы. Строение атмосферы. Озоновая дыра и ее последствия. Диффузия газовых выбросов в верхних слоях атмосферы. Демонстрация ЭОР «Автопоилка для птиц». http://www.fcior.edu.ru/card/1447/avtopoilka-dlya-ptic.html Учитель даёт обучающимся задание прочитать в учебнике (страницы 97 – 98) описание некоторых физических явлений, объясняемых наличием атмосферного давления. | Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент: взвешивание воздуха в стеклянном шаре (Р 1 м3 воздуха равен 13 Н), ломание линейки, на которой лежит газета, фонтан в разреженном пространстве. Даёт учащимся задания выполнить в парах физический эксперимент. Демонстрация ЭОР. Даёт задание прочитать параграф. | Слушают учителя. Выполняют эксперимент (движение воды за поршнем, ливер, пипетка, шприц). Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | |
5. Первичная проверка понимания | ||||||||
«Откройте учебник на странице 98 и поработайте в парах над ответами на вопросы после параграфа. Выполните то же самое на странице 100. Затем будем работать над этими вопросами по методике «Цепочка». Решение тестовых заданий из ЭОР | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением правил игры «Цепочка» | Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке». | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. | |
6. Первичное закрепление | ||||||||
Решение качественных и количественных задач № 551.Тонкая трубка опущена одним из концов в сосуд с водой и установлена вертикально. В верхней части трубки установлен кран. Пока кран закрыт, вода из трубки не выливается. При открывании крана уровень воды в трубке опускается до уровня воды в сосуде. Почему? № 552.В некоторых тракторах горючее из бака к цилиндру двигателя поступает самотёком. Объясните, почему прекращается поступление горючего, если засорится специальное отверстие, оставляемое в пробке, закрывающей верхнее отверстие бака. № 553. Пустая пробирка вставлена в пробирку, наполовину наполненную водой, вся система перевёрнута вверх доньями и укреплена на штативе. Вода из верхней пробирки выливается. Почему при этом внутренняя пробирка поднимается кверху? № 554.Сосуд «наказанное любопытство» устроен так: в дне сосуда проделаны узкие отверстия. Если сосуд наполнить водой и заткнуть пробкой, вода из сосуда через отверстия не выливается. Если открыть пробку, то вода потечёт из всех отверстий на дне сосуда. Почему? № 546. Одинаковую ли массу имеет чистый сухой воздух объёмом 1 м3, взятый на первом этаже и в любой комнате на высоте 230 м здания? № 547. Ученик подсчитал, что за истёкшие сутки масса воздуха, прошедшего через его лёгкие, составляет 15 кг. Какой объём при нормальном давлении и температуре занимает воздух, прошедший через лёгкие ученика? Сравните этот объём с объёмом воздуха, заполняющего вашу комнату. | Формулировка условий задач, выпавших на верхней грани «Учебного кубика», брошенного обучающимся и контроль за правильным решением этих задач. | Решение задач. № 551. При закрытом кране вода из трубки не выливается потому, что атмосферное давление больше, чем давление, создаваемое столбом жидкости в трубке. При открытии крана атмосферное давление действует также на столб жидкости в трубке. В результате вода выливается. № 552. Если специальное отверстие в баке засорится, то бак перестает сообщаться с атмосферой. Таким образом, давление у выходного отверстия бака может оказаться меньше, чем давление оказываемое горючим, и оно перестает поступать к двигателю. № 553. Объясняется это тем, что сила давления атмосферного воздуха, действующая внутри пробирки, превышает силу тяжести самой пробирки, сложенную с весом жидкости. № 554. Когда пробка закрыта, давление столба жидкости в сосуде будет меньше атмосферного, и поэтому вода не будет выливаться. Как только мы откроем пробку, давление на дно будет складываться из атмосферного и давления столба жидкости в сосуде и станет больше атмосферного. Вода начнет выливаться. № 546. № 547. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. | |
7. Домашнее задание | ||||||||
«На дом параграфы 40, 41 читать, определения учить, задание 10 на странице 98 выполнить письменно в тетради» | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. | |
8. Итог урока | ||||||||
«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?» | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос: «Понятие атмосферного давления. Вес воздуха. Явления, объясняемые наличием атмосферного давления» | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |
9. Рефлексия | ||||||||
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что такое атмосфера, как она устроена, что существует атмосферное давление. «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени» | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...