Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.
Цели:
- Сформировать представление о давлении жидкости и газе; выяснить, как рассчитать давление на дно и стенки сосуда,
- Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, выделять главное, делать выводы, умения выполнять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль, умения применять формулы при решении задач;
- Создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению физики, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
Оборудование:
Стеклянная трубка с резиновым дном;
стакан с водой;
пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте;
проектор
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные | -Добрый день. Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным. Вспомним слова Паскаля: «Величие человека состоит в его мысли» («включаем» свои мысли, настраиваемся на работу) | Приветствие, настрой на работу |
2 | Повторение изученного материала. Опрос Цели, которые учитель ставит перед учениками: Показать знания закона Паскаля, формулы для расчета давления. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащимися закона Паскаля, умения решать задачи на расчет давления Методы организации работы: словесные Методы стимулирования: похвала. | На предыдущих уроках мы выяснили, что такое давление, единицы измерения давления, как рассчитать давление.
На прошедшем уроке мы узнали, как передают давление жидкости и газы, познакомились с законом Паскаля. | Отвечают на вопросы |
3 а) | Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить известные формулы для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению формул, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Давайте еще раз вспомним формулу для вычисления давления Для дальнейшей работы на уроке нам нужны будут еще несколько формул: - для вычисления веса тела; - как найти массу, если известны плотность и объем тела? - как вычислить объем тела, если известны площадь основания и высота тела? Итак, мы знаем, что давление, производимое на газ или жидкость, передается одинаково по всем направлениям. | Р=F/S записываем на доске: Р=mg m=ρV V=Sh |
Б | Постановка учебной задачи Цель: обсудить проблему и сформулировать цель урока. | Проведем такой опыт: в бутылке сделаны отверстия на разной высоте. Заполним ее водой и пронаблюдаем за вытеканием воды из отверстий. Что наблюдаем и почему? Делаем вывод: Давление внутри жидкости на разных высотах разное. Оно увеличивается с увеличением глубины. Знаем ли мы, как рассчитать давление жидкости? Сформулируйте тему нашего урока Какова же цель урока? | Наблюдают, делают вывод. Отвечают на вопросы Нет Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Научиться вычислять давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда |
В | Открытие новых знаний. Цель: рассмотреть вопрос о давлении жидкостей и газов, получить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда Методы: учебный диалог, моделирование. | - Итак, мы знаем, что на жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Следовательно, каждый слой жидкости своим весом создает давление на ниже лежащие слои. По закону Паскаля это давление передается не только вниз, но и по всем направлениям (слайд). Следовательно, внутри жидкости существует давление. В этом можно убедиться на опыте: (по рис. 99, 100). Под действием веса жидкости резиновая пленка прогнется. До каких пор будет прогибаться резиновая пленка? Что произойдет, если увеличить столб жидкости? Опустим трубку с резиновым дном, в которую налита вода, в другой, более широкий сосуд с водой (рис. 101). Мы увидим, что по мере опускания трубки резиновая пленка постепенно выпрямляется. Полное выпрямление пленки показывает, что силы, действующие на нее сверху и снизу, равны. Наступает полное выпрямление пленки тогда, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают. Итак, опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается. Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей. Проведем еще один виртуальный опыт: с сосудом, дно которого может отпадать (рис. 103) Делаем вывод:
Обратить внимание, что газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но вес газов намного меньше, «весовое» давление газа можно не учитывать. Как же рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда? Решим задачу, в процессе ее решения и получим формулу для расчета давления жидкости: Определить давление воды в аквариуме с площадью дна 1200 см2, высота столба воды 40 см. В процессе решения получаем формулу: р=gρh. Обратить внимание: -как оформить решение задачи - давление зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. Вопрос: зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда? Просмотр видеофрагмента «Гидростатический парадокс» Подведем итог: Мы узнали, что: Дополнительный материал: Какова максимальная глубина океана на нашей планете? Тихий океан, Марианская впадина, глубина 11035м Самое глубокое озеро –Байкал, глубина 1680м Какие опасности таит в себе глубоководное ныряние? (рвутся барабанные перепонки, не хватает воздуха для дыхания: 1-2 минуты задержка дыхания у среднего человека, переохлаждение, сдавливание позвоночника и внутренних органов, изменение кровяного давления человека:) Водолазы, кессонная болезнь (слайды, выход в Интернет) Француз Лоик Леферм в 2004году установил рекорд погружения на глубину 171 м без специального оборудования с задержкой дыхания на целых 7 минут! При этом частота биения его сердца замедлилась до 25 ударов в минуту | + слайд Наблюдают опыт эксперимент, вывод эксперимент, вывод + слайд Слайд (выход в Интернет) Делают вывод. Слайд Вызвать сильного ученика к доске для решения задачи слайд предположительный ответ делают вывод
Просмотр сюжетов |
4 | Закрепление учебного материала Цель: учиться применять полученные знания в конкретных ситуациях Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения применят полученные знания в различных ситуациях Задачи: -развитие умений применят полученную формулу при решении задач; - развивать способность давать адекватную самооценку Методы: репродуктивные | Ответим на вопросы: - Закончи фразу: "При погружении подводной лодки давление воздуха в ней ....." . Почему? - Почему у глубоководных рыб при вытаскивании их на поверхность плавательный пузырь торчит изо рта? - Какая из жидкостей: 1 л воды или 1 л керосина оказывает меньшее давление на дно сосудов одной формы? - В каком из сосудов давление, оказываемое жидкостью больше? Потренируемся: самостоятельная работа (слайд) 1.Опытный ныряльщик опускается на глубину 20 м. Определите давление на этой глубине, если плотность морской воды 1030 кг/м3 | слайд слайд Решают самостоятельно, ответ проверяем |
5 | Рефлексия Цель для учащихся: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Цель для учителя: оценить УД класса | - Какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? - Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? (слайд) Отметки за урок_____ | Доказать существование давления в жидкости и газе. Научиться вычислять давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда слайд |
6 | Домашнее задание Цель: закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление на дно и стенки сосуда, развитие творческих способностей | Итак, цель нашей домашней работы – закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление жидкости на дно и стенки сосуда, применять полученные знания в различных ситуациях. §§ 37,38, вопросы, упр. 15 (2) – всем, упр. 15 (3), задание 8 - желающим
заключительное слово учителя: давайте еще раз вспомним слова Паскаля: «Величие человека состоит в его мысли» Будьте великими, имея хорошие знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по физике 7 класс "Давление газа"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ...
конспект урока по теме "кипение жидкости"
В работе представлена поурочная карта - задание для учащихся и презентация, сопровождающая урок....
Повторительно-обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов" в 7 классе
При изучении большой темы в 7 классе для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента. Обычно такой урок состоит из нескольких частей, представляющих собой разные в...
Фрагменты урока на тему: «Давление жидкостей и газов», «Закон Архимеда»
Самостоятельная работа, состоящая из следующих частей:физический диктантзадания с выбором ответапословицы и поговорки, для определения процесса плавания тел...
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Конспект урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Применяется при обобщении темы по теме "Давления"...
Самоанализ урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
Самоанализ проекта (учебного занятия) с использованием ИКТ...