ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по физике 7 класс "Давление газа"
план-конспект урока физики (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
(Тема урока)
Загидуллин Нурсиль Нурисламович | ||
МБОУ «Мало-Лызинская СОШ» | ||
Учитель физики и информатики | ||
Физика | ||
7 класс | ||
«Давление газа» №41 | ||
Физика 7 класс. Перышкин А.В. Дрофа- Москва 2008. |
- Цель урока: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа
- Задачи:
Образовательная:
• побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.
Воспитательная:
• продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
• сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир.
Развивающая:
• развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы;
• развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов;
• проводить мыслительный эксперимент.
- Тип урока: изучение нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
- Необходимое техническое оборудование:
компьютер, интерактивная доска;
дидактический материал на карточках (2-3 вида);
ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | Организационный | Подготовить психологически учащихся к обучению | Обеспечивает благоприятный настрой | Настраиваются на работу | 1 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | 5 мин | ||
3 | Определение целей совместной деятельности | Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока | Вступление: Ребята! В руках у меня надутый воздушный шарик вопрос? Что же будет объектом нашего изучения? А чем наполнен шарик? Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар? Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще. Предлагаю вам попробовать сжать шарик. Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика? Что по вашему мнению мы будем изучать? После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА. Открываем тетради записываем число, тему урока | Ответ ученика (воздушный шарик) Ответ ученика (воздухом) Ответ ученика (гелием, водородом) Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы. При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике. На оболочку шарика действуют молекулы воздуха. Сегодня на уроке мы будем изучать давления воздуха, и других газов. Целью нашего урока будет изучение давления газа. | 3 мин | |
4 | Актуализация | Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков. | Задает вопросы Вопросы: | Отвечают на вопросы Ответы: | 4 мин | |
5 | Определение целей совместной деятельности | Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока | Задает вопрос Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного? Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору ? (проблемная ситуация). | ЭКСПЕРИМЕНТ Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем. Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле. Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа. | 3 мин | |
Изучение нового материала | Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит. | ЭКСПЕРЕМЕНТ. Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит? Итак можно сделать вывод, почему возникает давление газа? Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем давление газа зависит? Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими. ЭКСПЕРЕМЕНТ. Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит? Чем больше количество молекул, тем выше давление. ЭКСПЕРЕМЕНТ. На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит? ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации) В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа. | Ответы учеников. Из под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Воздух в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение. Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул. Записывают в тетради При ударах большими шариками давление больше. При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше. На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше Ответ: Уменьшается объем. Чем больше сжатие, тем выше давление и наоборот | 15 мин | ||
7 | Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия) | Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса | Закрепление материала | Отвечают на вопросы | 6 мин | |
8 | Закрепление | Провести анализ теста. | Задает дополнительные вопросы | Отвечают на вопросы | 6 мин | |
9 | Домашнее задание (необходимая информация по домашней работе) | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Задает и поясняет домашнее задание | Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
________________Давление газа__________________________
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. 2. 3. 4. | Тест 17а. Давление твёрдых тел и газов. Первоначальные сведения о строении вещества. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Опыты, подтверждающие существование давление газа. Опыт, показывающий зависимость давления газа от объема. Опыт, показывающий зависимость давления газа от температуры. Интерактивная модель зависимости давления газа от температуры, объема и количества молекул в сосуде. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | Видеоучебник по физике Текстовый материал с иллюстрациями. Иллюстрационные материалы с движущимися моделями. Материал для тестирования. | Тест. Иллюстрация Иллюстрация Модель. Модель. Модель. Модель. Тест. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b51-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физике "Закон Ома"
План-конспект урока по физке "Закон Ома"...
план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".
план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....
Развёрнутый план - конспект урока по физике в 8 классе "Кипение"
План - конспект урока по физике 8 класс "Кипение" составлен как отчётный материал после прохождения курсов по применению ЭОР на уроках физики в основной школе. Материал представляет собой документ с п...
План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».
План конспект урока по физике в 7 классе.Тема урока: Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...
План-конспект урока по физике (9 кл.) на тему: Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд
Формирование представлений учащихся о природе электрического тока в газах, обоснование природы газового разряда на основе электронных представлений...
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика
План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...