Конспект урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Воронина Ирина Николаевна

Применяется при обобщении темы по теме "Давления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_urok.odt35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

Тип урока: урок — путешествие.

Цель урока: создать условие для актуализации знаний обучающихся по определённым понятиям: давление твердого тела, жидкостей и газов, устройство  и принцип действия барометра, водяного насоса и гидравлического домкрата.

Цели урока:

  • предметные:

 знать формулы, физические величины и их единицы и уметь их применять для решения поставленных задач на расчёт подъёмной силы, давления жидкости;

  • метапредметные:

1. учиться  применять знания в новой ситуации;

2. учиться развивать грамотную речь с использованием физических терминов;

3. учиться организовать деятельность — свою и группы, слушать одноклассников и вступать в диалог;

  • личностные:

учится воспитывать в себе культуру общения и чувство сопереживания за товарищей по команде.

Ход урока

№ п/п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Мотивационный этап

Создание эмоционального настроя.

Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих.

Мне хотелось бы обратиться к вам с такими немного на первый взгляд не связанными между собой и не относящимися к физике вопросами:

  1. Почему роза колется?
  2. Почему у мамы иногда болит голова?
  3. Почему бьёт фонтан?
  4. Почему иногда люди плачут?

Сложно, но я вас не прошу ответить сейчас, подумайте до конца урока, потом мы к ним вернёмся.

Проверь себя, как ты готов

Начать сегодняшний урок.

На парте всё, что нужно нам,

Чтоб плыть к непознанным мирам!

Настраиваются на урок

Дети пытаются ответить на вопросы, но не всем удаётся.

        Личностные:

- стремление приобретать новые знания

2.

Определение цели урока

 Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие  по водам Физического океана. А отправимся мы на остров Эврика. Как вы думаете,  почему его так назвали?

Верно.

В плавание отправляются три команды юных моряков на трёх кораблях.

 Обязательное условие нашего плавания – каждый этап путешествия должны пройти все участники каждой команды, только тогда она движется дальше. На любом этапе я могу спросить любого из вас. Поэтому взаимопомощь – еще одно условие нашего путешествия, как впрочем, и любого. Задания старайтесь выполнять сообща, помогайте друг другу. Чтобы плыть по правильному курсу вспомним что мы вы с вами изучали и чему учились на прошлых уроках

определим цель урока глядя на его тему?

Именно это слово выкрикнул Архимед, сделав своё открытие.

Обучающиеся ставят цели

Познавательные:

- сознавать познавательную задачу.

 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

3

Ознакомление с инструкциями.

В каждой команде заведомо определён капитан, он же будет являться консультантом. Его основная задача следить за дисциплиной и в конце урока оценить всех пассажиров своего корабля. У каждой команды есть на борту лист самооценки. Не забывайте заполнять его на каждом этапе.

Обучающиеся знакомятся с инструкциями и листом самооценки

Познавательные:

- понимать информацию.

4

Поэтапная актуализация пройденного материала

1 этап «Пароль»

Чтобы попасть на корабль, Вам нужно знать пароль. Ответьте на следующие вопросы и из каждого слова ответа возьмите указанные буквы, из них составьте слово пароль, с которым обратитесь к капитану. Поторопитесь! Корабль снимается с якоря.

Не позабудьте оценить себя в листе самооценки.

Итак, все участники вступили на палубу кораблей «Эврика», «Архимед», «Паскаль». Пожелаем всем удачного плавания. Как говорят моряки: «Семь футов под килем!»

2 этап «Экипаж корабля»

Итак, Вы  вступили на палубу корабля. Здесь вас встречают: капитаны, носящие имя Давление, штурман – сила Давления, команда с именами: Плотность, Объем, Площадь, Высота, Архимедова сила  и два юнги, имя которых 9,8 Н/кг.

Ваша задача: навести порядок среди моряков, т. е. найти те задачи, которые связывают эти физические величины.

Подсказка - инструкция: 

             p =,   p = ρ g h, 

             Fа = ρ V g 

Работа индивидуально, составление слова – пароля по полученным карточкам – инструкциям с дальнейшим получением слов «Эврика», «Архимед», «Паскаль».

Оценивают свою работу в листах самооценки

Работа в группах и поиск формул, связывающих все перечисленные физические величины в представленных задачах

Инструкция для использования: 

 p =,   p = ρ g h,  Fа = ρ V g 

Познавательные:

-понимать информацию;

- осуществлять анализ, синтез, делать вывод.

Регулятивные:

- действовать по плану.

Личностные:

- осваивать новые виды деятельности.

Не забываем проставлять себе балы.

Что пришлось вам вспомнить на данном этапе?

3 этап «С глубины океана»

Продолжая экскурсию по кораблю, капитан показывает водолазное снаряжение. Капитан говорит, что разрешит погрузиться в океан только в том случае, если убедится, что Вы можете определить  предельную глубину, на которую можно погружаться в водолазном костюме, массу и объём своего тела

Какие результаты вами были получены?

Какой формулой для расчёта  вы воспользовались?

4 этап «Утереть нос»

Путь по просторам Физического океана предстоит долгий. Поэтому капитан предлагает изучить корабль. Он показывает штурманскую рубку, навигационные приборы, но рассказывать о них что-либо отказывается.

Утрем нос бравому капитану и покажем, что мы  и без него все знаем!

 У команд есть дополнения?

Что нам пришлось вспомнить при прохождении этого этапа?

 

Самооценка своей деятельности.

Физические величины и их обозначения. Формулы для расчета давления твёрдых тел, архимедовой силы и силы тяжести.

Работа в группах по решению расчётной задачи в тетради.

Представители команд рассказывают о  назначении и применении  барометра, водяного насоса и гидравлического пресса  по плакатам и моделям.

Если был ответ не полный,  участники команд дополняют его.

Устройство, назначение и принцип действия барометра, водяного насоса и гидравлического домкрата.

Оценивание ответа участника команды.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их пути разрешения.

        Познавательные:

-понимать информацию;

- осуществлять анализ, синтез, делать вывод.

Коммуникативные:

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения

5

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Наше путешествие благополучно закончилось. А как вы думаете, благодаря чему Вы смогли преодолеть все эти этапы путешествия?

Предлагаю вспомнить с чего мы начинали наше занятие?

Как же ответить и что является причиной во всех них?

Обучающиеся высказывают свои предположения

Самоооценка

С вопросов

1. Роза колется, так как шипы имеют маленькую площадь, а мы знаем, чем меньше площадь, тем больше давление.

2. Во втором вопросе про мамину голову, наверное у неё поднялось артериальное давление.

3. Фонтаны работают за счёт разности давлений.

4. Ну, а люди иногда плачут, если на них оказывают психологическое давление.

Регулятивные:

- контролировать процесс и результаты деятельности.

6

Постановка домашнего задания

Сочинение- эссе «Что я увидел на острове Эврика»

Лист самооценки

Форма

прохожде-

ния

Фамилия

Имя

Этапы путешествия

1этап

«Пароль»

2 этап

«Экипаж корабля»

3 этап

«С глубины океана»

4 этап

«Утереть нос капитану»

Работа в течении

всего урока

индивидуально

группа

группа

Индивидуально - групповая

___

        

              полностью справился                    справился частично        были затруднения,

                                                                                                                                                                                             не справился.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Урок – смотр знаний в 7 классе по физике. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:  закрепить, обобщить знания и умения учащихся по теме «Давление», проверить умение пользоваться приборами и навыки использования своих знаний. Воспитывать гордость за свои усп...

конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....

"Своя игра" на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

"Своя игра" проводится в 7 классе после  изучения темы  "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

"Давление твердых тел, жидкостей и газов"

урок обобщения знаний с использованием "Интеллект - карт"...

Конспект урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс).

Тема урока:  Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)....

Конспект урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Давление».. Обобщение единичных знаний в систему....