Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике 7-9 классы, А.В. Пёрышкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_po_fizike-7kl.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Починковский муниципальный район Нижегородской области
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байковская основная школа
(полное наименование образовательной организации)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) основное общее образование, 7 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 .
Составитель: Шабарова Людмила Ивановна, учитель физики
Рабочая программа «Физика» разработана в соответствии с примерной учебной
программой по предмету "Физика 7-9кл", авторы-составители А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович Н.В., Гутник Е.М., 2015г
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Изучение физики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учащийся научится:
1.Понимать и объяснять физические термины: тело, вещество, материя, такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
2.Измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию.
Учащийся получит возможность:
1.Овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды
2.Понимать смысл основных физических законов и применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии.
3.Понять принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
4.Овладеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
5. Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы (введение)
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Первоначальные сведения о строении вещества
Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Вес тела. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе МКТ. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание | Количество часов |
Физика и физические методы изучения природы | 5 | |
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. | 1 |
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. | 1 |
3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | 1 |
4 | Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 |
5 | Урок повторения. Физика и мир, в котором мы живем | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | |
6 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | 1 |
7 | Лабораторная работа №2: «Определение размеров малых тел» | 1 |
8 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 |
9 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 |
10 | Агрегатные состояния вещества. Строение вещества. | 1 |
11 | Повторение темы. | 1 |
Взаимодействие тел | 23 | |
12 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 |
13 | Скорость. Единицы скорости. | 1 |
14 | Расчет пути и времени движения. | 1 |
15 | Взаимодействие тел. Инерция. | 1 |
16 | Масса тела. Единицы массы. | 1 |
17 | Лабораторная работа №3: «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 |
18 | Плотность вещества. | 1 |
19 | Лабораторные работы № 4: «Измерение объёма тела», | 1 |
20 | Лабораторные работы № 5: «Определение плотности тела». | 1 |
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 |
22 | Решение задач. | 1 |
23 | Контрольная работа№1: «Плотность вещества. Механическое движение. Масса» | 1 |
24 | Сила. Сила тяжести. | 1 |
25 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
26 | Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 |
27 | Сила тяжести на других планетах. | 1 |
28 | Динамометр. Лабораторная работа №6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 |
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | 1 |
30 | Сила трения. Трение покоя. | 1 |
31 | Трение в природе и технике. | 1 |
32 | Лабораторная работа №7: «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». | 1 |
33 | Решение задач. | 1 |
34 | Контрольная работа №2 по теме "Взаимодействие тел" | 1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | |
35 | Давление. Единицы давления. | 1 |
36 | Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 |
37 | Давление газа | 1 |
38 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 |
39 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач. | 1 |
40 | Контрольная работа №3: «Давление в жидкости и газе» | 1 |
41 | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
42 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 |
43 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 |
44 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 |
45 | Манометры. | 1 |
46 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина. | 1 |
47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 |
48 | Закон Архимеда. Л/р № 8: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | 1 |
49 | Плавание тел. | 1 |
50 | Л/р № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | 1 |
51 | Проект: "На земле, под водой и в небе..." | 1 |
52 | Решение задач. | 1 |
53 | Контрольная работа №4: по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | 1 |
Работа и мощность. Энергия. | 12 | |
54 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 |
55 | Мощность. Единицы мощности. | 1 |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 |
57 | Момент силы. | 1 |
58 | Рычаги в технике, быту и природе. Л/р № 10 "Выяснение условия равновесия рычага" | 1 |
59 | Блоки. «Золотое правило" механики | 1 |
60 | Центр тяжести тела. Решение задач. | 1 |
60 | Условия равновесия тел. | |
61 | Коэффициент полезного действия Л/р №11: «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | 1 |
62 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращения энергии | 1 |
63-64 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия" | 2 |
65 | Контрольная работа №5: « Работа и мощность» | 1 |
Повторение | 3 | |
66 | Повторение | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 |
68 | Обобщение материала. | 1 |
Учебно – методическое обеспечение
1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «дрофа», 2010г.
2. Е.М.Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика7-9 класс», М., «дрофа», 2002 г.
З. В.Н.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2000 г.
4.Дидактические материалы «Физика-7 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2007 год.
Материально-техническое обеспечение:
1.Интерактивная доска
2.Ноутбук
3.Проектор, колонки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
1.понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
2.умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию.
3.владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды
4.понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии
5.понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6.овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
7.умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Список источников:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
- Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «дрофа», 2010г.
- Е.М.Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 класс», М., «дрофа», 2002 г.
- В.Н.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2000 г.
- Дидактические материалы «Физика-9 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2007 год.
Интернет- ресурсы:
ladlav.narod.ru›Разработки уроков
afportal.ru›Учителю›Преподавание›Нетрадиционные уроки физики
uchportal.ru›Методические разработки›Уроки физики
teach-shzz.narod.ru›pag/phusik.html Уроки физики с мультимедийным приложением
seninvg07.narod.ru›s_portfolio_phis.htm Уроки презентации
festival.1september.ru›Преподавание физики
bibliotekar.ru›media/255.htm Решение задач по физике
wiki.pskovedu.ru›index.php/ИКТ_на_уроках_физики
sh-fizika.ru›Презентации уроков физики
kollegi.kz›Статьи›Физика в помощь учителю
fizkoval.narod.ru›sovremennyi_yrok.htm Современный урок физики
gannalv.narod.ru Живая физика
xreferat.ru›Рефераты по педагогике›…-na-urokah-fiziki.html
referatwork.ru›Социальная работа›source/ref-91506.html Развитие творческих способностей на уроках физики
svetlana18.ucoz.ru›index/uroki_dlja_8a_8b…klassov…
Сайт учителя
schools.perm.ru›Архив файлов›Физика
bankportfolio.ru›Банк сайтов›Физика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...