Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) по теме

Бондарева Светлана Александровна

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физического образования». Данный учебник одобрен Федеральным Экспертным советом и рекомендован Министерством образования, включен в Федеральный перечень учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx46.58 КБ
Файл 11.docx35.86 КБ
Файл poyasn10-11.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

 

Дата

№ урока

Тема урока

Опыты, демонстрации

Требования к уровню подготовки выпускников:

Дом. задание

Знать

уметь

Механика. 42 часа.

4.09

1

Классическая механика Ньютона и границы её применимости.

Наборы «Механика», штатив, таблица «Траектория движения"

Понятия: механическое движение, траектория, радиус-вектор, материальная точка и условия применимости этой модели, система отсчёта и необходимость её выбора при списании; Физические величины и их единицы: перемещение и отличие перемещения  от пройденного пути, скорость и её векторный характер, ускорение и его векторный характер, период вращение, угловая и линейная скорости;

Средняя скорость, равномерное прямолинейное движение и равнопеременное прямолинейное движение, гармоническое движение и криволинейное баллистическое движение;

Фундаментальные экспериментальные факты: свободное падение тел происходит с одинаковым ускорением;

Формулы: зависимость скорости тела от времени при равномерном движение, зависимости координаты тела от времени при равномерном движение, связь линейной и угловой скоростей вращательного движения, центростремительное ускорение.

Понятия, физические величины и их единицы: инерциальная система отсчёта, инертность и масса тела, сила, сила упругости, тяготения и трения, сила тяжести , вес тела и различия между ними, невесомость и перегрузки. Физические явления: движение по инерции. Законы и границы их применимости: законы Ньютона, закон Гука, закон всемирного тяготения. Формулы: преобразования Галилея, закон сложения скоростей, принцип суперпозиции сил, второй закон Ньютона, закон Гука, силы трения (покоя, скольжения), закон всемирного тяготения, сила тяжести.

Понятия, физические величины и их единицы: импульс силы, система тел, замкнутая система, механическая работа, потенциальная и кинетическая энергия, мощность, равновесие тел и виды равновесия, упругий и неупругий удары, плечо силы, момент силы. ЗСИ, теорема о кинетической энергии, ЗСЭ, правило моментов. Формулы для вычисления КПД, импульса тела и силы, механической работы и мощности.

Решать задачи, читать и строить графики, экспериментально определять перемещение, скорость и ускорение материальной точки с учётом погрешностей измерений.

Экспериментально определять жёсткость пружины и коэффициент трения скольжения. Выводить формулу веса тела, движущегося с ускорением, закон всемирного тяготения.

Производить расчёты работы сил упругости, тяжести, трения, мощность двигателя, КПД механизмов, механической энергии. Проверять выполнимость ЗСЭ.

1,2

Упр.1(1,2д)

5.09

2

Кинематика точки. Векторные величины. Путь, перемещение, скорость.

Наборы «Механика», штатив, таблица «Траектория движения"

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №8

3-10

Упр.1(3,4д)

7.09

3

Кинематика точки. Векторные величины. Путь, перемещение, скорость.

Наборы «Механика», штатив, таблица «Траектория движения"

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №9

Р. 20 (а-г,дд)

11.09

4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

11,12

Упр.2(1,2, 3д)

12.09

5

Ускорение. Равноускоренное движение.

Наборы «Механика», штатив

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №10

13-16

Упр.3(1,2, 3д)

14.09

6

Свободное падение тел.

Наборы «Механика», штатив

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №16

17,18д

Упр.4(1)

18.09

7

Равномерное движение точки по окружности.

Демонстрационный набор «Вращательное движение»

Вращательное движение. Опыт №1

19

19.09

8

Кинематика твёрдого тела.

Демонстрационный набор «Вращательное движение»

Вращательное движение. Опыт №2

20,21д

21.09

9

Колебательные системы.

  Скамья, транспортир, оптоэлектрический датчик, платформа стартового устройства, измерительный блок L-микро, блок питания.

Механика. Демонстрационный эксперимент по физике. Опыт №19

Конспект

25.09

10

Решение задач по теме «Кинематика»

Карточки

26.09

11

Самостоятельная работа №1по теме «Кинематика», тест 2-4

Упр.5

28.09

12

Законы механики Ньютона.

Наборы «Механика», штатив, динамометр (старый и новый)

22-26

2.10

13

Законы механики Ньютона.

Наборы «Механика», штатив, динамометр (старый и новый)

27-30

3.10

14

Законы механики Ньютона.

Наборы «Механика», штатив, динамометр (старый и новый)

Упр.6(1-3,9д)

5.10

15

Силы в природе. Гравитационные силы.

31-35д

9.10

16

Силы упругости

Наборы «Механика», штатив, динамометр (старый и новый), наборы полосовой резины, линейки.

Д: комплект «Виды деформаций"

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №14

36,37

10.10

17

Силы трения.

Наборы «Механика», штатив, динамометр (старый и новый)

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №2

38-40

12.10

18

Лабораторная работа №1 «Движение тела под действием силы тяжести и силы упругости»

По учебнику Ф-10.

Л.Р. №1

Упр.7(1,2д)

16.10

19

Решение задач по теме «Силы в механике».

Упр.7(3)

17.10

20

Решение задач по теме «Силы в механике».

Р. 273, 276д

19.10

21

Самостоятельная работа №2 по теме «Динамика», тест 5-7

Р. 279

23.10

22

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

Д:  Скамья, ограничитель, транспортир, оптоэлектричексие датчики – 2, тележки – 2, груз для тележки, измерительный блок L-микро, пластилин, платформа стартового устройства.

Механика. Демонстрационный эксперимент по физике. Опыт №16

41,42

Упр.8(1,2,3д)

24.10

23

Реактивное движение.

Воздушный шарик, модель ракеты.

43

26.10

24

Реактивное движение.

44

6.11

25

Работа силы, мощность.

45,46

7.11

26

Работа силы, мощность.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Работа силы трения»

45,46

9.11

27

Энергия, кинетическая энергия и её изменение.

47,48

13.11

28

Энергия, кинетическая энергия и её изменение.

47,48

14.11

29

Работа силы тяжести.

49

16.11

30

Работа силы упругости.

50

20.11

31

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

Пластина стальная, платформа стартового устройства, оптоэлектрический датчик, блок питания, измерительный блок L-микро

Демонстрационный эксперимент по физике. Опыт №18

51-53

Упр.9(1)

21.11

32

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии».

Штатив, динамометр, 2 груза, направляющая рейка.

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №19

Упр.9(3,4д)

23.11

33

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии»

Упр.9(5)

27.11

34

Самостоятельная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике», тест 8-10

Упр.9(6)

28.11

35

Равновесие абсолютно твёрдых тел.

Штатив, рычаг, набор грузов, линейка, 2 крючка

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №3

54-56

30.11

36

Изучение устройства и действия неподвижного блока.

Штатив с муфтой, динамометр, неподвижный блок с нитью, набор грузов, направляющая рейка, крючок

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №4

Упр.10(1-3д)

4.12

37

Изучение устройства и действия подвижного блока.

Штатив с муфтой, динамометр, подвижный блок с нитью, набор грузов, направляющая рейка, крючок

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №5

Упр.10(4,5)

5.12

38

Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Направляющая рейка и каретка, динамометр, штатив, набор грузов, линейка

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №6

7.12

39

«Золотое правило» механики

Штатив, рычаг, динамометр, набор грузов, направляющая рейка, крючок

Механика. Физика в ученическом эксперименте Опыт №7

11,12.12

40,41

Решение задач по теме «Механика»

Карточки

14.12

42

Контрольная работа №1 по теме «Механика» тест 1-2 из КИМа для 11 кл

Молекулярная физика. Тепловые явления. 29 часов

18.12

43

Основные положения МКТ. Размер и масса молекул.

Д: 3 сосуда с водой, марганец, модель броуновского движения, 2 магнита, пластилин.

Понятие физические величины, их единицы измерения: атом, молекула, заряд- главная характеристика химического элемента, зарядовое и массовое числа, изотоп, дефект массы, относительная атомная масса, количество вещества, моль, молярная масса, постоянная Авогадро, температура, идеальный газ, давление насыщенного пара, относительная влажность, точка росы, поверхностное натяжение, кристаллы, анизотропия, изотропия, деформация и её виды, механическое напряжение, абсолютное и относительное удлинение, волновой процесс, механическая волна, гармоническая волна, длина, скорость волны, поляризация волн, звуковые волны (тембр, высота, громкость звука). Фундаментальные экспериментальные факты: опыт Штерна, основное уравнение Клапейрона-Менделеева и его частные случаи. Закон Гука. Формулы: давления и плотности насыщенного пара от температуры, относительная влажность воздуха. Понятие физические величины, их единицы измерения: внутренняя энергия, количество теплоты, работа. Формулы для вычисления кпд теплового двигателя. Законы термодинамики.

Применять законы термодинамики к различным тепловым процессам, объяснять принцип действия тепловых двигателей. Объяснять на основе МКТ свойства газообразных, жидких и твёрдых тел. Читать и строить графики, решать задачи на основное уравнение МКТ, уравнение Клапейрона –Менделеева, на формулу связи абсолютной температуры газа и средней кинетической энергии, на определение относительной влажности воздуха; пользоваться измерительными приборами: барометром, термометром, металлическим манометром, психрометром.

57-59

Упр. 11(1,2), таблица

19.12

44

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Идеальный газ.

60-63

21.12

45

Основное уравнение МКТ.

Газовые законы и свойства насыщенных паров

Опыт №4

64,65

Упр. 11(8-10)

25.12

46

Основное уравнение МКТ.

Газовые законы и свойства насыщенных паров

Опыт №5

64,65

26.12

47

Основное уравнение МКТ.

64,65

28.12

48

Температура и тепловое равновесие.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Теплопроводность»

66,67, презент.по пробл.вопр

16.01

49

Абсолютная температура. Изм. скоростей молекул газа.

68,69

презент.по пробл.вопр

17.01

50

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Газовые законы и свойства насыщенных паров

Опыт №1

70,71

18.01

51

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Газовые законы и свойства насыщенных паров

Опыт №2

Составить таблицу

22.01

52

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Газовые законы и свойства насыщенных паров

Опыт №3

Упр. 13(1-3)

23.01

53

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Упр. 13(4-6,7д)

25.01

54

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Упр. 13(10,11д)

29.01

55

Лабораторная работа №3 «Закон Гей-Люссака»

Методические рекомендации по применению набора по молекулярной физике.

Опыт №5-7

Р.544

30.01

56

Самостоятельная работа №4 по теме «Газовые законы», тест 12,13

Р.545

1.02

57

Взаимные превращения жидкостей и газов.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Испарение вещества»

72-74

5.02

58

Взаимные превращения жидкостей и газов.

Методические рекомендации по применению набора по молекулярной физике.

Опыт №13

Упр. 14(5,6д)

6.02

59

Зависимость температуры кипения от давления

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Зависимость температуры кипения от давления»

Записи в тетради

8.02

60

Твёрдые тела.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Плавление и отвердевание твёрдых тел»

75

12.02

61

Твёрдые тела.

76

13.02

62

Внутренняя энергия, работа в термодинамике.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Изменение внутренней энергии при деформации тела»

77,78

Упр. 15(1)

15.02

63

Количество теплоты.

Демонстрационный эксперимент по физике. Тепловые явления.

Опыт «Количество теплоты»

79

19.02

64

Первый закон термодинамики.

80,81

Упр. 15(3)

20.02

65

Необратимость процессов в природе.

82

Упр. 15(6д)

22.20

26.02

27.02

66-68

Тепловые двигатели.

83,84, доклады

1.03

69

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

Р. 650

5.03

70

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

Р. 658, 659д

6.03

71

Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления», тест 15,17

Основы электродинамики. 24 часа

12.03

72

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ.

Опыт «Определение заряда электрона»

Понятие физические величины, их единицы измерения: электрический заряд, диэлектрическая проницаемость, электрическое поле, напряжённость, потенциальная энергия заряда в электрическом поле, разность потенциалов, электроёмкость, конденсатор. Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона. Формулы: для вычисления работы электрического поля по перемещению заряда, ёмкости плоского конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.

Уметь объяснять процесс электризации тел на основе электронной теории, причину отсутствия электрического поля внутри проводника, причину ослабления электростатического поля внутри диэлектрика, независимость работы электростатического поля по перемещению заряда от формы траектории. Вычислять силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле, силу взаимодействия двух известных точечных зарядов при заданном расстоянии между ними, электроёмкость. Определять вид движения заряда в однородном электрическом поле. Вычислять работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле.

85-90

13.03

73

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Упр. 16(1,2)

15.03

74

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Упр. 16(3)

19.03

75

Электрическое поле. Напряжённость.

Д: Набор для демонстрации электрических полей, источник высокого напряжения.

91-94

20.03

22.03

76, 77

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

95-97

2.04

78

Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

Д: Набор для демонстрации электрических полей, источник высокого напряжения.

98-100

3.04

79

Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

Д: Набор для демонстрации электрических полей, источник высокого напряжения.

Упр. 17(1,2,3д)

5.04

80

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Электричество 3

Опыт №1,2

101-103

9.04

81

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Электричество 3

Опыт №3

С.287 №1,2

10.04

82

Решение задач по теме «Электростатика».

Упр.18(2)

12.04

83

Решение задач по теме «Электростатика».

Упр.18(3)

16.04

84

Самостоятельная работа №5 по теме «Электростатика», тест 18, 19

17.04

85

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.

Электричество 1

Опыт №1-7

104-106

19.04

23.04

86, 87

Лабораторная работа №4 «Параллельное и последовательное соединение проводников»

Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ.

Опыт «Изучение соединения проводников»

107

Упр.19(1,2)

24.04

88

Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

Электричество 1

Опыт №10,11

108-110

26.04

89

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС»

По учебнику

Упр.19(1,2)

30.04

90

Электрическая проводимость различных веществ.

Электричество 2

Опыт №1-2

111, 112-114д

7.05

91

Электрический ток в полупроводниках.

Электричество 2

Опыт №3

115-117

8.05

92

Полупроводниковый диод. Транзисторы.

Электричество 2

Опыт №4,5

118-121, 120д

14.05

93

Электрический ток в жидкостях.

122,123 упр.20(3,4д)

15.05

94

Электрический ток в газах.

Электричество 2

Опыт №8,9

124-125, 126д

17.05

95

Контрольная работа №3 по теме «Основы электродинамики» тест 3 из КИМа для 11 кл

21.05

22.05

24.05

28.05

29.05

96-101

100 и 101 на 1 ур.

Обобщающее повторение.

карточки

31.05

102

Итоговая контрольная работа, тест 24

В связи с выходным днём: 3.09, обобщающее повторение сокращено на 1 час.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование.

Дата

№ урока

Тема урока

Опыты,

демонстрации

Требования к уровню подготовки выпускников

Дом. задание

знать

уметь

3.09

4.09

6.09

10.09

11.09

13.09

17.09

1-7

Повторение материала, изученного за курс 10 класса

Кар-точки

18.09

8

Диагностическая контрольная работа, тест 1,2,3

Электродинамика. 35 часов

20.09

9

Взаимодействие токов.

Понятия: магнитное поле, характеристики МП, индукция МП, магнитный поток, магнитная проницаемость, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле;

законы и правила: Ампера, Лоренца, ЭМИ, Буравчика, левой руки для тока, левой руки для скорости частицы в магнитном поле, правой руки для ЭДС индукции;

формулы: Fa=IB∆lsinα; Fл=qvBsinα; r = ; Ф=BScosα; Ф=LI; E=-∆Ф/∆t; W=LI2/2

Применять: правило буравчика для определения направления силы тока и линий индукции магнитного поля, правило левой руки для определения направления силы ампера и силы Лоренца, тока и скорости частиц в МП, правило правой руки для определения направления ЭДС индукции;

решать задачи: на движение и равновесие заряженных частиц в магнитном поле, на расчёт ЭДС индукции магнитного потока, работы магнитного поля;

производить расчёты: силы Ампера и силы Лоренца, заряда, массы. Скорости, энергии частиц, находящихся в МП.

1 упр.1(1)

24.09

10

Вектор магнитной индукции. Сила Ампера.

Д: Проволока, штатив, источник тока, магнит

2,3 упр.1(2)

25.09

11

Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера.

Амперметры, вольтметры, милиамперметры

4,5

27.09

12

Л.Р.№1 Наблюдение действия МП на ток.

Электричество

Опыт «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Упр.1 (3,4)

1.10

13

Сила Лоренца.

6

2.10

14

Магнитные свойства вещества.

7

4.10

15

Явление ЭМИ. Магнитный поток.

Электричество 3

Опыт №4

8,9 с.41 №1

8.10

16

Направление индукционного тока, правило Ленца.

Д: Прибор для изучения правила Ленца, магнит.

10

9.10

17

Л.Р.№2 Изучение явления ЭМИ

Набор «Электричество»

С.49 №2

11.10

18

Закон ЭМИ.

11 упр.2 (1-3)

15.10

19

Вихревое электрическое поле.

12-14 упр.2 (4)

16.10

20

Самоиндукция. Индуктивность.

Электричество 3

Опыт №5

15 упр.2 (5,6)

18.10

21

Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

16, 17 упр.2 (9)

22.10

22

Контрольная работа №1, тест4,5,6

23.10

23

Механические колебания.

Д: Модель механической волны, камертоны с молоточком

Понятия: свободные и вынужденные колебания, гармонические колебания, электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, трансформатор, волна, электромагнитная волна;

Устройство и принцип действия: математического и пружинного маятника, уха, автоколебательной системы, конденсатора, колебательного контура, радиоприёмника, радиолокатора, радиотелескопа.

Читать и строить графики: колебаний x=x(t) и волн;

Рассчитывать: амплитуду, период, частоту, массу маятника, жесткость пружины, ускорение свободного падения, параметры колебательного контура;

Измерять: число, колебаний, время колебаний, период колебаний, ускорение свободного падения, длину маятника, скорость распространения волны.

18-26 упр.3 (1,2)

25.10

24

Л.Р.№3 Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

По учебнику

С.77 №1,2

6.11

25

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

27-29 упр.3 (3, 8д)

8.11

26

Период свободных электромагнитных колебаний. Фаза колебаний.

30 с.110 №1

12.11

27

Переменный электрический ток.

31 с110 №2-4

13.11

28

Активное, емкостное и индуктивное сопротивление в  цепи переменного тока.

Электричество 3

Опыт №6

32-34

Упр.4(1)

15.11

29

Активное, емкостное и индуктивное сопротивление в  цепи переменного тока.

Электричество 3

Опыт №7

Упр.4(3)

19.11

30

Активное, емкостное и индуктивное сопротивление в  цепи переменного тока.

Электричество 3

Опыт №8

Упр.4 (5,6)

20.11

31

Электрический резонанс.

Электричество 3

Опыт №9

35

22.11

32

Генератор на транзисторе.

36

26.11

33

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

Электричество 3

Опыт №11

37,38, доклады

27.11

29.11

34-35

Производство, передача и использование электрической энергии.

39-41

3.12

36

Контрольная работа №2, тест 8,9

4.12

37

Волновые явления. Электромагнитные волны. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.

42-49

Упр.6 (3,6)

6.12

38

Плотность потока электромагнитного излучения.

50, доклады

10.12

39

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.

Набор для исследования принципов радиосвязи

51,52

11.12

40

Модуляция и детектирование.

Набор для исследования принципов радиосвязи

53

Упр.8 (2,3)

13.12

17.12

41-42

Распространение радиоволн, радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи.

Набор для исследования принципов радиосвязи

54-58

18.12

43

Контрольная работа №3, тест 10

Оптика. 25 часов

20.12

44

Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Геометрическая оптика. Опыт№1,2,5

Понятия: свет, корпускулярно-волновой дуализм, отражение и преломление света, полное отражение, зеркало, линза, фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение, интерференция, дифракция и дисперсия света, относительность движения, тело отсчёта, система отсчёта, относительность одновременности, относительность расстояний, релятивистская динамика, источник света, излучение, тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция, спектр, непрерывный, линейчатый, полосатый спектры, спектр излучения и поглощения, спектральный анализ, спектроскоп, ИК и УФ излучение;

Законы: принцип Гюйгенса, законы  отражения и преломления света, полного отражения, принцип постоянства скорости света в вакууме, постулаты СТО, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы и энергии от скорости, формула Эйнштейна;

Практическое применение: интерферометр, просветление оптики, дифракционная решётка, поляроиды;

Устройство и принцип действия: спектроскоп, спектрограф, рентгеновская трубка, приборы ночного видения.

Строить: изображение предмета в зеркалах и линзах, чертить ход лучей при отражении, преломлении и полном отражении света;

Вычислять: фокусное расстояние, оптическую силу, линейное увеличение линзы, расстояние от объекта до линзы, расстояние от линзы до изображения, условия максимумов и минимумов интерференции дифракции, период решётки, длину волны света;

Пользоваться: дифракционной решеткой для определения длины световой волны, стеклянной призмой для определения показателя преломления стекла;

Решать задачи: на применение основных следствий СТО: определение возраста космонавтов, продолжительности процесса, определение собственных размеров тел, на определение массы и энергии тела, движущегося со скоростью, близкой к скорости света;

Объяснять: природу и характерные отличия спектров излучения и спектров поглощения, назначение спектрального анализа в технике,

Пользоваться: спектроскопом для  изучения состава различных исследуемых веществ.

59,60

С188 №1,2

24.12

45

Закон преломления света.

Геометрическая оптика. Опыт№8,9

61

С189 №3

25.12

46

Полное отражение.

Геометрическая оптика. Опыт№7,11

62

Упр.8 (1)

27.12

47

Линза. Построение изображений, даваемых линзами.

Геометрическая оптика. Опыт№16-20

63

Упр.8 (2,3)

17.01

48

Л.Р. №4 Измерение показателя преломления стекла.

Плоскопараллельная пластинка

Упр.8

(4-7)

21.01

49

Л.Р. №5 Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Линза собирающая, линейка

Геометрическая оптика. Опыт№17

Упр.8 (11, 12д)

22.01

50

Геометрическая оптика, дисперсия света.

Оптика.

Опыт №21

64-66

Упр.9 (5,7)

24.01

51

Интерференция.

Оптика.

Опыт №18

67-69

28.01

52

Дифракция.

Оптика.

Опыт №17

70-72

29.01

53

Л.Р. №6 Измерение длины световой волны.

Оптика.

Опыт №19

С.231 №1

31.01

54

Поляризация света..

Оптика.

Опыт №20

73,74

Упр.10(1)

4.02

55

Виды излучений, источники света.

81

5.02

56

Спектры и спектральные аппараты.

Д: Набор спектральных трубок с источником питания.

82

7.02

57

Спектры и спектральный анализ.

Д: Набор спектральных трубок с источником питания.

83,84

11.02

58

Л.Р. №7 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Д: Набор спектральных трубок с источником питания.

Повт. Краткие итоги гл.10

12.02

14.02

59,60

Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение.

85,86

18.02

19.02

61,62

Шкала электромагнитных излучений.

87

21.02

63

Контрольная работа №4, тест 13, 15

25.02

64

Законы электродинамики и принцип относительности.

75

26.02

65

Постулаты теории относительности.

76

28.02

66

Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией.

77-80

4.03

67

Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией.

Упр.11 (3,4)

5.03

68

Контрольная работа №5, тест 18

Квантовая физика. 23 часа

7.03

69

Зарождение квантовой теории.

Понятия:  фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, атомное ядро, ядерные силы, энергия связи, радиоактивность, радиоактивный распад, период полураспада, изотопы, ядерные реакции, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица.

Законы: связь массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, правило смещения, закон радиоактивного распада.

Механизм: деления массивных ядер, цепная реакция деления ядер урана, термоядерная реакция.

Практическое применение: фоторезистор, фотоэлемент, фотография, лазер, детекторы, ядерные реакторы.

Определять число нуклонов в ядре, продукты ядерных реакций, энергетический выход реакции, знак заряда и направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

Рассчитывать: дефект массы атома, энергию связи ядра атома, красную границу фотоэффекта, импульс, массу и энергию фотона, энергию фотоэлектронов при фотоэффекте, период полураспада ядер атомов образца, времени распада, числа распавшихся ядер.

Чертить схему атома химического элемента.

Объяснять: + и – ядерных моделей, принцип действия детекторов, механизм возникновения ядерных сил.

Записывать: уравнения ядерных реакций, формулы для расчёта энергии связи и удельной энергии связи ядра атома.

11.03

70

Фотоэффект.

88,89

12.03

71

Фотоэффект.

Упр.12 (1)

14.03

72

Фотоны, применение фотоэффекта.

90,91 Упр.12 (2,3)

18.03

73

Давление света, химическое действие света.

92,93

19.03

74

Упр.12 (4)

21.03

75

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.

94

Упр.13 (1)

1.04

76

Квантовые постулаты Бора.

95

Упр.13 (2)

2.04

77

Вынужденное излучение. Лазер.

96,97

Упр.13 (3)

4.04

78

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.

98

8.04

79

Открытие радиоактивности. Виды излучений.

99,100

9.04

80

Радиоактивные превращения.

101

11.04

81

Закон радиоактивного распада.

102

15.04

82

Изотопы.

103

16.04

83

Открытие нейтрона.

104

18.04

84

Энергия связи.

105,106

22.04

85

Ядерные реакции.

107

Упр.14 (6,7)

23.04

86

Энергетический выход ядерной

107

25.04

87

Деление ядер урана.

108

18.04

88

Ядерный реактор.

109,110

29.04

89

Термоядерные реакции.

111-114

30.04

90

Этапы развития элементарных частиц.

115,116

6.05

91

Контрольная работа №6, тест 22

7.05

8.05

13.05

14.05

16.05

20.05

21.05

92-98

Итоговое повторение.

карточки

23.05

99

Итоговая контрольная работа, тест 26,27



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

     Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

    Курс физики структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.

Особенностью предмета «физика» является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

    Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и

Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физического образования». Данный учебник одобрен Федеральным Экспертным советом и рекомендован Министерством образования, включен в Федеральный перечень учебников.

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

  • Примерная программа среднего(полного) общего образования. (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Москва. Просвещение 2009год)
  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2010-2011 учебный год;
  • Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Автор программы В.А. Касьянов (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы. Москва. Дрофа 2004год)

 

   Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

. усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. 1 час в неделю добавляется из резерва регионального компонента в 10-11 классах и 0,5 часа в 10 классе из школьного компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ПО  ФИЗИКЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе, современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике дли объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
  • практического    использования    физических    знаний:   оценивать    достоверность    естественнонаучной информации,
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знании по физике с использованием различных источников информации современных информационных технологий,
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностно-го и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основании экспериментальных данных; приводить примеры практического использования полученных знаний; воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Физика и методы научного познания

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы,

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпус-кулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

 Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторная работа

Наблюдение линейчатых спектров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио-и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Распределение учебного времени, отведённого на изучение отдельных разделов курса.

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

10 класс

11 класс

всего

Физика и методы научного познания

Механика

42

42

Молекулярная физика

29

29

Электродинамика

24

35+25

84

Квантовая физика

23

23

Итоговое повторение

7

16

23

Резерв

Всего

102

99

201

Цель программы:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения, основанного на знаниях и жизненном опыте;
  • развитие целеустремлённости к самообразованию, саморазвитию;
  • воспитание экологической культуры учащихся.

   В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:

  • развитие интеллекта;
  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре для обучающихся 9 класса(базовый уровень)

Обоснование необходимости выбора данного типа программыРабочая программа по алгебре для обучающихся 9  класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основно...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

2018-2019 Рабочая программа по физике для 10-11 классов (базовый уровень)

Пояснительная  записка Изучение предмета «Физика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.Рабочая программа  предназначена для п...

2018-2019 Рабочая программа по физике для 7 - 9 классов (базовый уровень)

Пояснительная  записка Изучение предмета «Физика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.Рабочаяучебнаяпрограмма по физике для 7-9 к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

Рабочая программа по физике для 10-11. ФГОС. Базовый уровень.

Данная программы разработана для учащихся 10-11 классов, обучающихся на базовом уровне.Программа разработана  в соответствии и на основе:приказа Министерства образования и науки Российской Федера...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по физике авторской программы А.В.Перышкина, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта...