Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011/)

 

Рабочая программа по физике для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

 

Цели изучения курса – выработка компетенций:

 

общеобразовательных:

 

– умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 

– умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

 

– умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

 

– умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

 

• предметно-ориентированных:

 

– понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества; осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

 

– развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

 

– воспитывать убеждённость в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

 

 

– применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Программа рассчитана на 68 (2 часа в неделю). В учебном плане школы 68 (2 часа в неделю).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Утверждаю к использованию:

директор__________(Т.М. Антонова)

Приказ №_________ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

за курс 7 класса

Составлена  учителем физики

Триливич Ж.А.

Рассмотрена на заседании школьного

методического объединения

учителей ОО «Естествознание»        

Протокол № _______от _______

Руководитель МО________(                             )

Согласована на методическом совете

Протокол № _______от _______

Председатель МС __________ (                           )


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 91 городского округа Тольятти

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011/)

Рабочая программа по физике для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

общеобразовательных:

– умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

– умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

– умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

– умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

• предметно-ориентированных:

– понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества; осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

– развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

– воспитывать убеждённость в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

– применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа рассчитана на 68 (2 часа в неделю). В учебном плане школы 68 (2 часа в неделю).

5 сентября  2013 год.                                                                                  Трилевич Ж.А.


Содержание обучения.

Кол.

уроков

Средства обучения

Методический аппарат

Ожидаемый результат

Введение (4 ч)

1

Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

УМК 2.1

§1-3

стр 3-7

УМК 3.2

Стр5

Знать: смысл понятия «вещество», «тело», «явление».

.

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

УМК 2.1

§ 4,5

стр 7-11

УМК 3.2

Стр 6

Знать: смысл понятия «Физическая величина», « единица измерения», прибор для измерения

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических  величин. Выражать результаты в СИ.

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

УМК 2.1

стр 159-160

УМК 3.2

Стр 7

Уметь: определять цену деления измерительных приборов, производить измерения с учетом погрешности

4

Физика и техника.

1

УМК 2.1

§ 6

стр 12-15

УМК 3.2

Стр 7-8

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5

Строение вещества. Молекулы.

1

УМК 2.1

§ 7.8

стр 16-20

УМК 3.2

Стр 9

Знать:  представления о молекулярном строении вещества.

Уметь: применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению различных явлений.

6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

УМК 2.1

стр 160-161

УМК 3.2

Стр 9-10

Уметь: производить измерения при помощи приборов, оформлять полученные результаты, делать выводы

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

УМК 2.1

§ 9

стр 20-22

УМК 3.2

Стр 10-11

Иметь: представление о явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул.

Уметь: применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению диффузии.

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

УМК 2.1

§ 10

стр 23-25

УМК 3.2

Стр 11-12

Знать: условия возникновения силы отталкивания и силы притяжения между молекулами.

Уметь: применять основные положения МКТ при объяснении явления смачивания, несмачивания и капиллярность.

9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

УМК 2.1

§ 11,12

стр 26-29

УМК 3.2

Стр 12-13

Знать и понимать: сходства и различия в строении вещества в различных агрегатных состояниях.

Уметь: применять  основные положения МКТ к объяснению различий между агрегатными состояниями вещества.

10

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

УМК 2.1

§ 1-12

стр 3-22

УМК 3.2

Стр 14

Уметь систематизировать имеющиеся знания

Практика: составить классификационную таблицу «Строение вещества»

Взаимодействие тел (21ч)

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

УМК 2.1

§ 13,14

стр 30-33

УМК 3.2

Стр 15

Знать: смысл понятий материальная точка, путь , перемещение.

Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение.

12

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.

1

УМК 2.1

§ 15

стр 34-37

УМК 3.2

Стр 15-16

Знать: смысл понятий скорость, законы и формулы для определения скорости.

Уметь: решать задачи с применением изученных законов и формул, выявлять и  изображать графически  зависимость пути от расстояния, скорости от времени, выражать величины в СИ.,

13

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

2

УМК 2.1

§ 16

стр 38-39

УМК 3.2

Стр 16-17

14

Явление инерции. Решение задач.

1

УМК 2.1

§ 17

стр 40-42

УМК 3.2

Стр 17-18

Знать: смысл понятия инерции.

Уметь: применять законы инерции при  решении качественных задач.

15

Взаимодействие тел.

1

УМК 2.1

§ 18

стр 42-43

УМК 3.2

Стр 18

Знать: что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Уметь приводить примеры.

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

УМК 2.1

§ 19-20

стр 44-48

УМК 3.2

Стр 18-19

Знать: определение массы; единицы масс.

Уметь: измерять массу тела на рычажных весах.

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

УМК 2.1

стр 161-163

УМК 3.2

Стр 19

Уметь пользоваться рычажными весами при измерении массы тела

18

Плотность вещества.

1

УМК 2.1

§ 21

стр 48-51

УМК 3.2

Стр 20-22

Знать определение плотности вещества, формулу для вычисления плотности.

Уметь работать с величинами, входящими в данную формулу.

19

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела».

1

УМК 2.1

стр 164-165

УМК 3.2

Стр 22-23

Уметь при помощи мензурки и весов определять плотность тела

20

Расчет массы и объема по его плотности.

1

УМК 2.1

§ 22

стр 52-54

УМК 3.2

Стр 23

Знать формулы и законы плотности, массы, объема тела, единицы измерения.

Уметь  применять формулы и законы при решении расчетных и качественных задач, пользоваться таблицами плотности.

21

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

УМК 4.1

Л280, 278

УМК 3.2

Стр 24

Знать формулы и законы плотности, массы, объема тела, единицы измерения.

Уметь  применять формулы и законы при решении расчетных и качественных задач, пользоваться таблицами плотности.

22

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

Уметь воспроизводить и находить физические  величины: масса, объем, плотность вещества

23

Сила. Сила – причина изменения скорости.

1

УМК 2.1

§ 23

стр 54

УМК 3.2

Стр 26

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения,

Уметь схематически изобразить точку приложения силы.

24

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

УМК 2.1

§ 24

стр 57-58

УМК 3.2

Стр 26

Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить ее точку приложения к телу.

25

Сила упругости. Закон Гука.

1

УМК 2.1

§ 25

стр 59-61

УМК 3.2

Стр 26-27

Знать определение силы упругости, закон Гука.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

26

Вес тела.

1

УМК 2.1

§ 26

стр 61-62

УМК 3.2

Стр 27

Знать определение веса тела.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

УМК 2.1

§ 27

стр 62-64

УМК 3.2

Стр 27-28

Применение на практике: отработка формулы зависимости между силой и массой тела

28

Лабораторная работа №6  «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

УМК 2.1

§ 28

стр 165-166

УМК 3.2

Стр 29

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

29

Сложение сил, направленных по одной прямой.

1

УМК 2.1

§ 29

стр 68-70

УМК 3.2

Стр 30-31

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело.

30

Сила трения. Трение скольжения. Трения покоя.

1

УМК 2.1

§ 30-31

стр 70-74

УМК 3.2

Стр 31-32

Знать определения силы трения.

Уметь привести примеры.

31

Трение в природе и технике.

Кратковременная контрольная работа №2 «Силы в природе».

1

УМК 2.1

§ 32

стр 74-76

УМК 3.2

Стр 32-35

Уметь приводить примеры трения в природе и технике.

Давление твердых тел, газов и жидкостей (23 ч)

32

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

УМК 2.1

§ 33,34

стр 77-81

УМК 3.2

Стр 36-38

Знать: определение давления, формулу, единицу измерения.

Уметь: применять формулу для решения задач, выражать единицы в системе СИ.

33

Давление газа.

1

УМК 2.1

§ 35

стр 82-85

УМК 3.2

Стр 38-40

Знать: природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ.

34

Закон Паскаля.

1

УМК 2.1

§ 36

стр 85-87

УМК 3.2

Стр 40-41

Знать смысл закона Паскаля.

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах.

35

Давление в жидкости и газе.

Тест «Давление. Закон Паскаля».

1

УМК 2.1

§ 37

стр 88-90

УМК 3.2

Стр 41-42

Знать формулу для вычисления давления жидкости и газа на стенки и дно сосудов, единицы измерения.

Уметь применять формулы при решении задач;

36

Расчет давления жидкости на дно стенки сосуда.

1

УМК 2.1

§ 38

стр 90-91

УМК 3.2

Стр 42-43

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах.

37

Решение задач «Давление жидкости»

1

УМК 2.1

§ 37

УМК 3.2

Стр 43-45

Знать формулу для вычисления давления жидкости и газа на стенки и дно сосудов.

Уметь применять формулы при решении задач

38

Сообщающиеся сосуды.

1

УМК 2.1

§ 39

стр 93-94

УМК 3.2

Стр 45-47

Знать особенности и основной закон сообщающихся сосудов.

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли?

1

УМК 2.1

§ 40,41

стр 97-100

УМК 3.2

Стр 41

Знать причины , создающие атмосферное давление.

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

УМК 2.1

§ 42

стр 101-104

УМК 3.2

Стр 41

Уметь раскрывать физическое содержание опыта Торричелли.

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

УМК 2.1

§ 43-44

стр 105-107

УМК 3.2

Стр 54-56

Знать строение и принцип действия барометра-анероида

Уметь:  объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления.

42

Решение задач

1

УМК 2.1

УМК 3.2

Стр 57-58

Уметь применять при решении задач формулы давления газов и жидкостей, правила сообщающихся сосудов, изменение атмосферного давления.

43

Манометры.

Кратковременная контрольная работа № 4

1

УМК 2.1

§ 45

стр 108-110

УМК 3.2

Стр 58-60

Уметь:  объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления

44

Поршневой жидкостный насос.

1

УМК 2.1

§ 46

стр 110-111

УМК 3.2

Стр 60-61

Знать: назначение и устройство поршневого жидкостного насоса.

Уметь объяснять принцип действия поршневого насоса

45

Гидравлический пресс.

1

УМК 2.1

§ 47

стр 111-113

УМК 3.2

Стр 61-62

Знать: назначение и устройство гидравлического пресса.

Уметь

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

УМК 2.1

§ 48

стр 114-117

УМК 3.2

Стр 63-64

Знать: смысл закона Архимеда, формулу для вычисления Архимедовой силы.

Уметь: применять закон Архимеда при решении задач;  выражать величины в СИ.

47

Сила Архимеда.

1

УМК 2.1

§ 49

стр 117-119

УМК 3.2

Стр 64-65

48

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

УМК 2.1

§ 49

стр 167-168

УМК 3.2

Стр 65

Уметь; используя простейшее оборудование проверить справедливость закона Архимеда.

49

Плавание тел.

1

УМК 2.1

§ 50

стр 82-85

УМК 3.2

Стр 65

Знать:  условия плавания тел.

50

Решение задач «Определение архимедовой силы»

1

УМК 2.1

§ 49

УМК 3.2

Стр 66-67

Уметь решать задачи по определению силы Архимеда.

51

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

УМК 2.1

§ 50

стр 169-170

УМК 3.2

Стр 67-68

Уметь; используя простейшее оборудование проверить условия плавания тел

52

Плавание сосудов.

1

УМК 2.1

§ 51

стр 124-125

УМК 3.2

Стр 68

Знать:  условия плавания тел.

Уметь: решать задачи на плавание тел использую закон Архимеда

53

Воздухоплавание.

1

УМК 2.1

§ 52

стр 126-128

УМК 3.2

Стр 69-70

54

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

УМК 3.2

Стр 70

Уметь воспроизвоить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

55

Контрольная работа №5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

УМК 3.2

Стр 71-72

56

Механическая работа

1

УМК 2.1

§ 53

стр 129-132

УМК 3.2

Стр 73-74

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения;

Уметь применять формулу работы при решении задач.

57

Мощность.

1

УМК 2.1

§ 54

стр 132-135

УМК 3.2

Стр 75-76

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения;

Уметь применять формулу мощности при решении задач.

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

УМК 2.1

§ 55,56

стр 136-140

УМК 3.2

Стр 76-77

Знать устройство рычага.

59

Момент силы.

1

УМК 2.1

§ 57

стр 140-141

УМК 3.2

Стр 78-79

Уметь изображать на рисунке расположение сил и вычислять момент силы.

60

Лабораторная работа №9

«Выяснение условия равновесия рычага».

1

УМК 2.1

стр 169-170

УМК 3.2

Стр 79

Уметь:

- проводить эксперимент и измерять длину рычага и массу грузов;

- работать с физическими приборами.

61

Блоки. «Золотое правило механики».

1

УМК 2.1

§ 59, 60

стр 145-150

УМК 3.2

Стр 80-81

знать устройство блока и физический смысл «золотого правила механики»;

Уметь объяснять на примерах.

62

Решение задач «Золотое правило механики»

1

УМК 2.1

УМК 3.2

Стр 81-82

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины при решении задач на золотое правило механики.

63

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

УМК 2.1

§ 61

стр 150-152

УМК 3.2

Стр 83

Знать определение КПД;

Уметь определять КПД, работу полезную и затраченную.

64

Решение задач «Определение КПД простых механизмов»

1

УМК 2.1

УМК 3.2

Стр 83-84

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: КПД

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Кратковременная контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность».

1

УМК 2.1

§ 62, 63

стр 152-156

УМК 3.2

Стр 84-87

Знать определение энергии, кинетической и потенциальной энергии, единицы измерения, закон сохранения энергии

Уметь решать задачи: работа и мощность, КПД

66

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

УМК 2.1

§ 64

стр 156-158

УМК 3.2

Стр 87-88

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения

67

Повторение пройденного материала

1

УМК 3.2

Стр 88-92

68

Итоговое занятие.

1

                                                                               


   Учебно-методический комплекс по физике за курс 7 класса.

  1. Программа.

Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика. 7-9 классы. – Москва, Дрофа, 2011

  1. Учебник.

Перышкин А. В.. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 11-е изд. -  Москва, Дрофа, 2007.

  1. Методические рекомендации.
  1. Попова В.А. Рабочие программы по физике. 7-11 классы.  Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся
  2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Контрольно-измерительные материалы.
  1. Сборник задач по физике. Для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 7-9 классы по авторской программе А.В.Перышкин, Гутник.

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  по авторской программе А....

Рабочая программа по физике для 7 класса на основе авторской программы Перышкина

Рабочая программа учебного предмета физика для 7-х классов составлена на основе авторской программы Пёрышкина А. В. «Физика» 7 – 9 классы  для общеобразовательных учреждений (Рабочие програ...

Рабочая программа по физике для 8 класса на основе авторской программы Перышкина

Рабочая программа учебного предмета физика для 8-х классов составлена на основе авторской программы Пёрышкина А. В. «Физика» 7 – 9 классы  для общеобразовательных учреждений (Рабочие программы по...

Рабочая программа по физике, 7-9 классы, на основе авторской программы А.В. Пёрышкина

Рабочая программа по физике, 7-9 классы, на основе авторской программы А.В. Пёрышкина...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Ф...