КТП физика 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО МБОУ «СОШ№23» Протокол № __ от «_» _ 20 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УР МБОУ «СОШ № 23» ________ Канаткалиева М.Э. «_ » ___ ____20 г | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 23» _______ Клюева О.Г. «__» __ ___ г. |
Рабочая программа педагога
Мурадовой Татьяны Викторовны
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя физики первой квалификационной категории
по физике
(наименование учебного предмета \ курса)
основное общее образование/ 7класс
(ступень образования \ класс)
базовый
(уровень)
2016-2017 учебный год
- Пояснительная записка
1. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для общеобразовательных школ 7 классы, А. В. Перышкин, 2016 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика-7», А. В. Перышкин, 2016 г., а также дополнительных пособий:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (общего) образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Положение МБОУ «СОШ №23» п. Айхал о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов.
- Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение физики в объеме 68 часов 2 урока в неделю
1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
- на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
- на предметном уровне:
овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;
формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.
1.2 Место дисциплины в учебном плане
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Физика в картинках», включающий некоторые явления из области физики, химии и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
- решать задачи на применение физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
- использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Критерии оценки
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а)обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в)технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики,сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное,обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно,или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например,ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а)обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики,не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г)обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один изпоставленных вопросов.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена неполностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц,измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения,
- неумение выделить в ответе главное,
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
- неумение делать выводы и обобщения,
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
- неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
- нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде
2. Содержание и структура дисциплины
2.1 Содержание разделов дисциплины
7 класс.
№ раздела | Наименование | Содержание раздела | Форма текущего |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника. | устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание. |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ. | устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет. |
3 | Взаимодействие тел. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике. | устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет. |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет. |
5 | Работа и мощность. Энергия. | Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии. | устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет. |
2.2 Структура дисциплины
7 класс.
Полугодие | Примерные сроки | Содержание программы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ и зачетов |
1 | Введение Первоначальные сведения о строении вещества Взаимодействие тел | 4 6 23 | 1 1 6 | - 1 1+2 | |
2 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. Резерв учителя | 21 14 2 | 3 3 - | 1+2 1+1 - | |
Итого | 01.09. 13 – 30.05.14 | 70 | 14 | 4+5 |
8 класс.
Полугодие | Примерные сроки | Содержание программы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ и зачетов |
1 | Тепловые явления Электрические явления | 23 9 | 4 - | 1+2 - | |
2 | Электрические явления Электромагнитные явления Световые явления Резерв часов | 20 5 11 2 | 5 2 3 - | 1+1 1+1 1+1 - | |
Итого | 01.09. 13 – 30.05.14 | 70 | 14 | 4+5 |
9 класс.
Полугодие | Примерные сроки | Содержание программы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ и зачетов |
1 | Законы взаимодействия и движения тел Механические колебания и волны. Звук | 26 6 | 2 2 | 1+1 - | |
2 | Механические колебания и волны. Звук Электромагнитное поле Строение атома и атомного ядра Строение и эволюция Вселенной | 7 15 11 5 | - 2 4 - | 1+1 1 1 - | |
Итого | 01.09. 13 – 30.05.14 | 70 | 10 | 4 +2 |
2.3 Лабораторные работы
7 класс.
№ ЛР | № раздела | Наименование лабораторных работ | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Определение цены деления измерительного прибора | 1 |
2 | 2 | Измерение размеров малых тел | 1 |
3 | 3 | Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости | 1 |
4 | 3 | Измерение массы тела на рычажных весах | 1 |
5 | 3 | Измерение объема тел | 1 |
6 | 3 | Определение плотности твердого тела | 1 |
7 | 3 | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины | 1 |
8 | 3 | Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Измерение коэффициента трения | 1 |
9 | 4 | Измерение давления твердого тела на опору | 1 |
10 | 4 | Определение выталкивающей силы | 1 |
11 | 4 | Выяснение условий плавания тел | 1 |
12 | 5 | Выяснение условия равновесия рычага | 1 |
13 | 5 | Определение центра тяжести плоской пластины | 1 |
14 | 5 | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | 1 |
2.4. Тематическое планирование учебного материала.
7 класс.
№ урока | Дата | Тема урока | К-во часов | Применение ИКТ | |
План | Факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ТЕМА 1: Введение | 4 | ||||
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 | |||
2 | Физические величины. Погрешность измерений. | 1 | + | ||
3 | «Определение цены деления измерительного прибора» Л.Р. № 1 | 1 | + | ||
4 | Физика и техника. | 1 | |||
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | ||||
5 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | 1 | + | ||
6 | « Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2 | 1 | |||
7 | Движение молекул. | 1 | + | ||
8 | Взаимодействие молекул. | 1 | |||
9 | Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | 1 | + | ||
10 | Зачет 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | . | ||
ТЕМА 3: Взаимодействие тел. | 23 | ||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | + | ||
12 | Скорость. Единицы скорости. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». ЛР № 3 | 1 | |||
13 | Расчет пути и времени движения. | 1 | + | ||
14 | Инерция. | 1 | + | ||
15 | Взаимодействие тел. | 1 | + | ||
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. | 1 | + | ||
17 | «Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 4 | 1 | + | ||
18 | Плотность вещества | 1 | |||
19 | «Измерение объема тел» Л.Р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 6 | 1 | + | ||
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | |||
21 | Решение задач на расчет массы, плотности и объема. | 1 | |||
22 | «Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 1 | 1 | |||
23 | Сила. | 1 | + | ||
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | 1 | + | ||
25 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | + | ||
26 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | + | ||
27 | Динамометр. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» Л.Р. № 7 | 1 | + | ||
28 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | 1 | + | ||
29 | Сила трения. Трение покоя. | 1 | + | ||
30 | Трение в природе и технике. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Измерение коэффициента трения» Л.Р. № 8 | 1 | |||
31 | Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила». | 1 | + | ||
32 | «Силы в природе» К.Р. № 2 | 1 | + | ||
33 | Зачет 2 по теме: «Взаимодействие тел» | 1 | + | ||
ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 21 | ||||
34 | Давление. Единицы давления. «Измерение давления твердого тела на опору» Л.Р. № 9 | 1 | + | ||
35 | Способы изменения давления | 1 | + | ||
36 | Давление газа. | 1 | + | ||
37 | Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля. | 1 | + | ||
38 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда | 1 | + | ||
39 | + | Решение задач на расчет давления | 1 | + | |
40 | + | Сообщающие сосуды | 1 | + | |
41 | + | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | ||
42 | + | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | + | |
43 | + | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | ||
44 | + | Решение задач. Манометры. | 1 | + | |
45 | + | ,,Давление твердых тел, жидкостей и газов» К.Р. № 3 | 1 | + | |
46 | + | Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс | 1 | + | |
47 | + | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | ||
48 | + | Архимедова сила. | 1 | + | |
49 | + | «Определение выталкивающей силы» Л.Р. № 10 | 1 | + | |
50 | + | Плавание тел. | 1 | ||
51 | + | «Выяснение условий плавания тел» Л.Р.№ 11 | 1 | + | |
52 | + | Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | ||
53 | + | «Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 4 | 1 | ||
54 | + | Зачет 3 по теме: «Давление, гидростатика и аэростатика» | |||
ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия. | 14 | ||||
55 | + | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | ||
56 | + | Мощность. Единицы мощности. | 1 | ||
57 | + | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | + | |
58 | + | Момент силы. | 1 | + | |
59 | + | Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия рычага» Л.Р. № 12 | 1 | + | |
60 | + | Блоки. «Золотое правило механики». | 1 | + | |
61 | + | Решение задач | 1 | + | |
62 | + | Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел. «Определение центра тяжести плоской пластины» Л.Р. № 13 | 1 | + | |
63 | + | Условия равновесия тел. | 1 | + | |
64 | + | КПД. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Л.Р. № 14 | 1 | + | |
65 | + | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | 1 | + | |
66 | + | Превращение энергии. Закон сохранения энергии. | 1 | ||
67 |
| + | «Работа. Мощность. Энергия» К.Р. № 5 | 1 | |
68 | + | Зачет 4 по теме: «Работа. Мощность. Простые механизмы. Энергия» | 1 | ||
Резерв часов учителя | 2 | + |
3. Образовательные технологии
3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях
- проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
- проектное обучение;
- мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
- технология проведения дискуссий;
- технология «Дебаты»;
- тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1 Основная литература
- Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.- 398 с.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
- Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2011. – 88с.
- Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2014. – 192с.
УМК «Физика» 7 класс.
- Физика. 7 класс. А.В. Перышкин
- Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
- Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
- Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
- Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
- Электронное приложение к учебнику.
- Электронное приложение к учебнику.
4.2 Дополнительная литература
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге - М.: Наука, 1979. – 125с.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
- Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.- (Стандарты второго поколения)
- Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82
- Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306
- Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура, экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41
4.3 Периодические издания
- Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант»
4.4 Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. |
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.
Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...