ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине «Физика» Класс: 10
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Класс: 10
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
«Физика»
Класс: 10
Уровень обучения: базовый
Автор – составитель: учитель Додонова И.А.
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
2016 год
Фонд оценочных средств разработан на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки России №253 от 31 марта 2014 г. Письмо Министерства образования и науки России от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
- Рабочей программы дисциплины «Физика».
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине рассмотрен на заседании методического объединения Протокол № 1 30.08.2016
ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать
З1 иметь представление о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
З2 иметь представление о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
З3 иметь представление о методах научного познания природы;
уметь
У1 проводить наблюдения,
У2 планировать и выполнять эксперименты,
У3 выдвигать гипотезы и строить модели,
У4 применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
У5 оценивать достоверность естественнонаучной информации;
У6 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
У7 обеспечения безопасности собственной жизни,
У8 рационального природопользования и охраны окружающей среды.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для решения практических задач повседневной жизни;
обеспечения безопасности собственной жизни;
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Компетенции:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ОК1 - обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
ОК2 - оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
ОК3 - рационального природопользования и защиты окружающей среды.
2.Модели контролируемых компетенций
-указываются компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины;
- указываются требования для освоения дисциплины.
Таблица 1. Модели контролируемых компетенций
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины | Требования для освоения дисциплины |
ОК 1 . обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; | Знать: -иметь представление о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; - иметь представление о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; - иметь представление о методах научного познания природы; |
Уметь: - проводить наблюдения, - планировать и выполнять эксперименты, - выдвигать гипотезы и строить модели, - применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; - использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, - обеспечения безопасности собственной жизни, - рационального природопользования и охраны окружающей среды. | |
ОК 2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; | Знать: - иметь представление о методах научного познания природы; - иметь представление о методах научного познания природы; |
Уметь: - проводить наблюдения, - планировать и выполнять эксперименты, - применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; - обеспечения безопасности собственной жизни. | |
ОК3.рационального природопользования и защиты окружающей среды. | Знать: - иметь представление о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; - иметь представление о методах научного познания природы; |
Уметь: - проводить наблюдения, - планировать и выполнять эксперименты, - применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; - обеспечения безопасности собственной жизни |
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по разделам (темам)
Элемент учебной дисциплины | Текущая аттестация (текущий контроль успеваемости) | ||
Наименование оценочного средства | Результаты освоения (знания, умения, компетенции) | ||
Раздел 1 | Механика и разделы СТО | ||
Тема 1.1 | Кинематические характеристики движения материальной точки | РЗ; ЛЗ; КР | З2,З3,У1,У2,У4,У5,ОК2,ОК3 |
Тема 1.2 | Динамика поступательного движения | РЗ; ЛЗ; КР | З1,З2,З3,У1,У2,У4, , ОК2,ОК3 |
Тема 1.3 | Работа и механическая энергия | РЗ; КР | З2,З1,З3,У4, ОК1 |
Раздел 2 | Основы молекулярной физики | ||
Тема 2.1 | Молекулярно-кинетическая теория | РЗ; | З1,З2,З3,У4, ОК3 |
Тема 2.2 | Взаимные превращения жидкостей и газов | РЗ | З3,У1,У2,У4,ОК2 |
Тема 2.3 | Основы термодинамики | РЗ; ЛЗ; КР | З1,З2,З3,У1,У2, ОК2, ОК3 |
Раздел 3 | Основы электродинамики | ||
Тема 3.1 | Электросатика | РЗ; КР | З1,З2,З3, У4,ОК1,ОК3 |
Тема 3.2 | Законы постоянного тока | РЗ; ЛЗ; КР | З1,З2,З3,У1,У2,У4,У5,ОК1,ОК2, ОК3, |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине | КР |
Принятые сокращения, НС – накопительная система оценивания, РЗ – решение задач, ТР – написание и защиты творческих работ ЛЗ – итоги выполнения и защита лабораторных работ, ПЗ – итоги выполнения и защита практических работ, ПР – проверочная работа, ВСР – выполнение внеаудиторно самостоятельной работы (домашние работы и другие виды работ или заданий), КР – контрольная работа. Для результатов освоения указывают только коды знаний, умений и компетенций
3.Текущая аттестация обучающихся.
Текущая аттестация по учебной дисциплине «Физика», проводится в форме контрольных мероприятий (устный опрос, оценка творческих работ в виде докладов, рефератов и презентаций на семинарских занятиях, защита практических работ и пр.), оценивание фактических результатов обучения обучающихся осуществляется учителем.
Объектами оценивания выступают:
учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);
степень усвоения теоретических знаний;
уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;
результаты самостоятельной работы.
Активность обучающихся на занятиях оценивается на основе выполненных обучающимися работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой.
Задания для текущей аттестации
Тема 1.1. Кинематические характеристики движения материальной точки
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Физика как наука, ее предмет и методы исследования. Скалярные и векторные величины.
- Механическое движение, его характеристики: траектория движения, перемещение, путь, скорость, ускорение.
- Равномерное и равнопеременное движение. Уравнения движения.
- Кинематика криволинейного движения. Угловые величины: перемещение, скорость, ускорение.
Тема 1.2. Динамика поступательного движения
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Масса. Сила. Первый закон Ньютона.
- Второй и третий законы Ньютона
- Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.
- Закон Гука. Силы трения.
Тема 1.3. Работа и механическая энергия
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Импульс силы, импульс тела. Закон сохранения импульса.
- Энергия. Виды механической энергии. Полная механическая энергия.
- Закон сохранения механической энергии. Работа. Мощность.
- Механические колебания. Виды колебаний. Характеристики колебательных движений.
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Относительность движения;
- релятивистская масса;
- взаимосвязь массы и энергии.
Раздел 2. Основы молекулярной физики
Тема 2.1. Молекулярно-кинетическая теория
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Основные положения МКТ. Наблюдения и опыты подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Основное уравнение МКТ
- Температура. Абсолютная шкала температур.
- Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клайперона).
- Газовые законы для идеального газа. Изотермический процесс. Уравнение состояния. Работа, изменение внутренней энергии
- Газовые законы для идеального газа. Изохорный процесс. Уравнение состояния. Работа, изменение внутренней энергии
- Газовые законы для идеального газа. Изобарный процесс. Уравнение состояния. Работа, изменение внутренней энергии
- Газовые законы для идеального газа. Адиабатический процесс. Уравнение состояния. Работа, изменение внутренней энергии.
Тема 2.2 Взаимные превращения жидкостей и газов
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Испарение и конденсация. Кипение. Уравнение теплового баланса.
- Реальный газ. Насыщенный и ненасыщенный пар.
- Поверхностное натяжение. Смачивающие и несмачивающие жидкости.
- Монокриссталы и поликристаллы. Механические свойства твердых тел
Тема 2.3 Основы термодинамики
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Работа газ.
- Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.
- Работа идеальной тепловой машины за цикл. К. п. д. идеальной тепловой машины.
Раздел 3 Основы электродинамики
Тема 3.1 Электростатика
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
- Закон Кулона. Напряжённость электрического поля.
- Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжённостью и напряжением.
- Конденсатор. Электрическая ёмкость. Энергия конденсатора.
- Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Тема 3.2 Законы постоянного тока
Вопросы для устных (письменных) опросов:
- Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление.
- Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи.
- Последовательное и параллельное соединение проводников.
- Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Критерии оценки
«отлично» - ставится за такие знания, когда:
- обучающийся обнаруживает усвоение всего объема программного материала;
- выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы;
- не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала.
«хорошо» - ставится, когда:
- обучающийся знает весь изученный материал;
- отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
«удовлетворительно» - ставится за знания, когда:
- обучающийся обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя,
- предпочитает отвечать на вопросы, воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы,
«неудовлетворительно» - ставится, когда у обучающийся имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена.
4. Самостоятельная работа
Тема 1.1. Кинематические характеристики движения материальной точки
Самостоятельное решение задач:
- Зависимость координаты от времени имеет вид: x=4 – 3t. Определите 1) какой это вид движения; 2) постройте графики зависимости проекции скорости и ускорения от времени.
- Уравнение данного движения имеет следующий вид: x= 5 + 4t – t2. Запишите зависимость проекции скорости от времени и постройте график этой зависимости. Какой это вид движения? Почему?
- Торможение автомобиля до полной остановки заняло время 4 с и происходило с постоянным ускорением 4 м/с2. Найдите тормозной путь и начальную скорость автомобиля.
- Камень брошен вертикально вверх со скоростью 50 м/с. Через сколько секунд его скорость будет равна 30 м/с и направлена вертикально вниз? На какой высоте от поверхности земли окажется в этот момент камень? g=10 м/с2.
- Когда пассажиру осталось дойти до двери вагона 15 м, поезд тронулся с места и стал разгоняться с ускорением 0.5 м/с2. Пассажир побежал со скоростью 4 м/с. Через какое время он достигнет двери вагона?
- Линейная скорость точек обода вращающегося колеса равна 50 см/с, а линейная скорость его точек, находящихся на 3 см ближе к оси вращения, равна 40 см/с. Определите радиус колеса.
- Минутная стрелка часов в 1.2 раза длиннее секундной. Во сколько раз скорость конца секундной стрелки больше, чем конца минутной стрелки?
- Во сколько раз увеличится центростремительное ускорение точек обода колеса, если период обращения колеса уменьшить в 5 раз?
Тема 1.2. Динамика поступательного движения
Самостоятельное решение задач:
- Может ли мотоциклист двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем? Ответ обосновать.
- Два шара массами 1 кг и 0,5 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 5 м/с и 4 м/с соответственно. Какова будет их скорость после неупругого удара?
- Определить ускорение грузов, если их массы равны.
- Мяч массой 300 г брошен под углом 60 0 к горизонту со скоростью 20 м/с. Модуль силы тяжести, действующий на мяч в верхней точке траектории, равен: А) 1,5 Н Б) 3 Н В) 0 Г) 6 Н
- Будет ли инерциальной система отсчета, связанная с тормозящим автомобилем. Ответ обосновать.
- На горизонтальном полу стоит ящик массой 10 кг. Коэффициент трения 0,25. К ящику приложена горизонтальная сила 16 Н и он остается в покое. Какова сила трения между ящиком и полом.
- При деформации 1 см пружина имеет потенциальную энергию 1 Дж. На сколько изменится ее потенциальная энергия при увеличении деформации на 1 см?
Тема 1.3. Работа и механическая энергия
Самостоятельное решение задач:
- Какое время на тело действовала сила 20 Н, если импульс тела изменился на 120 кг·м/с?
- Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Какую скорость приобретет вагон, если он двигался навстречу снаряду со скоростью 10 м/с?
- Тело массой 5 кг было поднято с высоты 2 м над землей на высоту 8 м. Чему равна работа силы тяжести при подъеме тела?
- Тело брошено вертикально вниз с высоты 8 м над землей с начальной скоростью 5 м/с. Какую скорость и кинетическую энергию будет иметь тело в момент падения на землю?
- Какую скорость при выстреле приобретает пушка массой 1 т, если она стреляет под углом 600 к горизонту? Масса снаряда 100 кг, скорость 300 м/с.
- Тело массой 5 кг было поднято с высоты 2 м над землей на высоту 8 м, а затем опущено на прежнюю высоту. Чему равна работа силы тяжести при спуске тела?
- Сжатая пружина, распрямляясь, двигает тело массой 1,5 кг по горизонтальной поверхности без трения. Какую скорость приобретет тело в момент, когда деформация пружины равна нулю, если пружина была сжата на 5 см, а ее жесткость равна 2 кН/м?
- Два шара массами 4 и 2 кг движутся со скоростями 6 и 1,5 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. Определите кинетическую энергию шаров после неупругого удара, если первый догоняет второй.
Раздел 2. Основы молекулярной физики
Тема 2.1. Молекулярно-кинетическая теория
Самостоятельное решение задач:
- Сколько молекул содержится в 1 кг водорода?
- Какой объем занимают 100 моль воды? (Плотность воды 1000 кг/м3)
- Под каким давлением находится газ в сосуде, если средняя квадратичная скорость 1000м/с, концентрация 3*1025 м-3, а масса каждой молекулы 5*10-26 кг.
- Определите плотность кислорода при давлении 1,3*105 Па, если средняя квадратичная скорость его молекул равна 1,4*103 м/с.
- Какое количество вещества содержится в 10 г воды?
- За 5 суток испарилось 50 г воды. Сколько в среднем молекул вылетало с поверхности воды за 1 с?
- Как изменится давление газа, если концентрация его молекул увеличится в 3 раза, а средняя квадратичная скорость его молекул уменьшится в 3 раза?
- Какое давление на стенки сосуда производят молекулы газа, если масса газа 3 г, объем 0,5*10-3 м3, средняя квадратичная скорость молекул 500 м/с?
Тема 2.2 Взаимные превращения жидкостей и газов
Самостоятельное решение задач:
- Какую работу совершит идеальный газ в количестве 2·103 моль при его изобарном нагревании на 50С ?
- Определите температуру холодильника, если температура нагревателя 1500 K; максимальный КПД тепловой машины 80%.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 2 кг воды, взятой при 293 K, чтобы нагреть ее до кипения при нормальном давлении и полностью превратить в пар.
- В чем проявляются негативные для природы последствия применения тепловых двигателей? Ответ обоснуйте примерами.
- Какую работу совершит водород массой 300 г при изобарном повышении температуры с 150С до 450С ?
- Определите температуру нагревателя, если температура холодильника 585 K; максимальный КПД тепловой машины 35%.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 0,2 кг спирта, при его нагревании от 301 K до кипения и испарения при нормальном давлении.
- Каковы основные направления борьбы с отрицательными последствиями применения тепловых двигателей?
Тема 2.3 Основы термодинамики
Самостоятельное решение задач:
- Какую работу совершит идеальный газ в количестве 2·103 моль при его изобарном нагревании на 50С ?
- Определите температуру холодильника, если температура нагревателя 1500 K; максимальный КПД тепловой машины 80%.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 2 кг воды, взятой при 293 K, чтобы нагреть ее до кипения при нормальном давлении и полностью превратить в пар.
- В чем проявляются негативные для природы последствия применения тепловых двигателей? Ответ обоснуйте примерами.
- Какую работу совершит водород массой 300 г при изобарном повышении температуры с 150С до 450С ?
- Определите температуру нагревателя, если температура холодильника 585 K; максимальный КПД тепловой машины 35%.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 0,2 кг спирта, при его нагревании от 301 K до кипения и испарения при нормальном давлении.
- Каковы основные направления борьбы с отрицательными последствиями применения тепловых двигателей?
Раздел 3 Основы электродинамики
Тема 3.1 Электростатика
Самостоятельное решение задач:
- Электрон , двигаясь в электрическом поле, изменяет свою скорость от 200 км/с до 10000км/с . Чему равна разность потенциалов между начальной и конечной точками пути?
- В однородном электрическом поле находится пылинка массой 40·10-8 гр. обладает зарядом 1,6 ·10-11Кл. Какой должен быть по величине напряженность поля, чтобы пылинка осталась в покое.
- Два точечных заряда 6,6 ·10-9Кл и 1,32·10-8Кл находится в вакууме на расстоянии 40 см друг от друга. Какова сила взаимодействия между зарядами?
- Почему конденсаторы , имеющие одинаковые емкости, но рассчитанные на разные напряжения . имеют неодинаковые размеры?
- Какую площадь должны иметь пластины плоского конденсатора для того чтобы его электроемкость была равна 2 мкФ, если между пластинами помещается слой слюды толщиной 0,2 мм? (ε =7).
Тема 3.2 Законы постоянного тока
Самостоятельное решение задач:
- Если к источнику подключить сопротивление R, на напряжение на его зажимах 10 B. Если к источнику подключить сопротивление 5R, то напряжение на его зажимах 30 B. Определите ЭДС источника.
- При подключении к источнику постоянного тока с внутренним сопротивлением r двух одинаковых сопротивлений во внешней цепи выделится одна и та же мощность, как при последовательном, так и при параллельном соединении. Определите сопротивление цепи. 1 случай.
- Почему при коротком замыкании источника напряжение на его зажимах близко к нулю?
- Какие сопротивления можно получить, имея три резистора по 6 кОм?
- Электромотор включен в цепь постоянного тока напряжением U = 220 В. Сопротивление обмотки мотора R = 2 Ом, потребляемая сила тока I = 10 А. Найти потребляемую мощность и КПД мотора.
- Имеется прибор с ценой деления 10 мкА.Шкала прибора содержит 100 делений. Внутреннее сопротивление прибора 50 Ом. Как из этого прибора сделать вольтметр для измерения напряжения до 200 В или миллиамперметр для измерения силы тока до 800 мА?
- Электрический чайник имеет два нагревательных элемента. При включении одного из них вода в чайнике закипает за 15 мин, при включении другого — за 30 мин. Через какое время закипит вода в чайнике, если включить оба элемента: последовательно, параллельно?
Критерии оценки
«Отлично» - ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
«Хорошо» - ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или неболее двух недочетов.
«Удовлетворительно» - ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
«Неудовлетворительно» - ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения,
- неумение выделить в ответе главное,
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
- неумение делать выводы и обобщения,
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
- неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
- нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.
5.Задания на практические занятия
Тема 1.1. Кинематические характеристики движения материальной точки
Практическое занятие №1 по теме «Кинематика»
Вариант 1
- Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси ОХ. В начальный момент времени точка имела координату -10 м. 1) Найдите координату точки через 5 с от начала отсчета времени, если модуль ее скорости равен 2 м/с. 2) Чему равен путь, пройденный точкой за это время? 3) Запишите уравнение данного движения и постройте график зависимости координаты от времени.
- При аварийном торможении автомобиль, двигавшийся со скоростью 30 м/с, проходидт тормозной путь с ускорением 5 м/с2. Найдите тормозной путь.
- С высоты 12 м над землей без начальной скорости падает тело. На какой высоте оно окажется через 1 с после начала падения? Чему будет равна его скорость в этот момент времени?
- Автомобиль на повороте движется по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля? Как изменится величина ускорения, если радиус окружности увеличить в 2 раза, а скорость движения уменьшить в 2 раза?
- Угловая скорость лопастей вентилятора 20 π рад/с. Найдите число оборотов за 10 минут.
Вариант 2
- Точка движется равномерно и прямолинейно противоположно положительному направлению оси ОХ. В начальный момент времени точка имела координату 12 м. 1) Найдите координату точки спустя 6 с от начала отсчета времени, если модуль ее скорости равен 3 м/с. 2) Чему равен путь, пройденный точкой за это время? 3) Запишите уравнение данного движения и постройте график зависимости координаты от времени.
- Какое расстояние пройдет автомобиль до полной остановки, если шофер резко тормозит при скорости 20 м/с, а с момента торможения до остановки проходит 6 с?
- Тело брошено вертикально вверх. Через 0.5 с после броска его скорость 20 м/с. Какова начальная скорость тела? На какую высоту оно поднялось? Сопротивлением воздуха пренебречь.
- Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R1 и R2, причем R1 =4 R2 . При условии равенства линейных скоростей точек каким соотношением связаны их центростремительные ускорения?
- Пуля, выпущенная из винтовки, попадает во вращающийся с частотой 50 об/с тонкостенный цилиндр диаметром 20 см. Найдите скорость пули, если выстрел произведен в направлении диаметра цилиндра, а к моменту вылета пули из цилиндра входное отверстие сместилось на 1 см.
Тема 1.2. Динамика поступательного движения
Практическое занятие №2 по теме «Динамика»
Вариант 1
- Объясните причину равномерного движения автомобиля погоризонтальному участку дороги.
- Масса человека на Земле 80 кг. Чему будут равны его масса и вес на поверхности Марса, если ускорение свободного падения на Марсе 3,7 м/с2 ?
- Найдите силу притяжения двух тел массами по 10 кг, находящимися на расстоянии 100 м.
- Пружина длиной 25 см растягивается с силой 40 Н. Найдите конечную длину растянутой пружины, если ее жесткость 100 Н/м.
- Чему равна масса Луны, если ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2 , а ее радиус 1,74* 106 м.
Вариант 2
- Книга лежит на столе. Назовите и изобразите силы, действие которых обеспечивает ее равновесие.
- Какая сила сообщает ускорение 3 м/с2 телу массой 400 г?
- Деревянный брусок массой 5 кг скользит по горизонтальной поверхности. Чему равна сила трения скольжения, если коэффициент трения скольжения 0,1?
- Снаряд массой 15 кг при выстреле приобретает скорость 600 м/с. Найдите среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола орудия 1,8 м. Движение снаряда в стволе считайте равноускоренным.
- Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции на расстояние 100 м. Чему равна масса станции, если сила притяжения станции и корабля 1 мкН.
Тема 1.3. Работа и механическая энергия
Практическое занятие №3 по теме «Законы сохранения в механике»
Вариант 1
- Скорость машины массой 1,5 т возросла с 30 км/ч до 72 км/ч. Чему равен импульс силы, действовавшей на автомобиль?
- Человек массой 70 кг, бегущий со скоростью 5 м/с, догоняет тележку массой 50 кг, движущуюся со скоростью 1 м/с, и вскакивает на нее. С какой скоростью они будут продолжать движение?
- Тело массой 12 кг было поднято с высоты 10 м на высоту 14 м над землей. Чему равна работа силы тяжести при подъеме тела?
- Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На какой высоте скорость тела будет равна 10 м/с?
- Снаряд массой 50 кг, летящий вдоль рельсов со скоростью 600 м/с, попадает в платформу массой 10 т и застревает в песке. Скорость снаряда в момент падения образует угол 450 с горизонтом. Чему равна скорость платформы после попадания снаряда, если платформа движется навстречу снаряду со скоростью 10 м/с?
Вариант 2
- Как изменилась скорость автомашины массой 1 т, если на нее в течение 2 минут действовала сила 83,3 Н? Начальная скорость машины 36 км/ч.
- Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, догоняет тележку, движущуюся со скоростью 1,5 м/с, и вскакивает на нее. С какой скоростью станет двигаться тележка после этого? Массы человека и тележки соответственно 60 и 25 кг.
- Чему равна масса тела, упавшего с высоты 20 м на землю, если работа силы тяжести при этом составила 3920 Дж?
- На какой высоте потенциальная энергия тела, брошенного вертикально вверх с начальной скоростью 15 м/с, равна половине его кинетической энергии?
- Из пушки массой 200 кг вылетает ядро массой 1 кг под углом 600 к горизонту со скоростью 400 м/с. Какова скорость отдачи пушки после выстрела?
Раздел 2. Основы молекулярной физики
Тема 2.1. Молекулярно-кинетическая теория
Практическое занятие №4 по теме «Законы сохранения в механике»
Вариант 1
- Дан цикл в координатах p;V(см рис). Построить его в координатах p;Tи V;T.
- Внутри закрытого с обоих концов горизонтально расположенного цилиндра имеется поршень, который скользит внутри цилиндра без трения. С одной стороны от поршня находится 2г водорода, с другой – 15г азота. Какую часть объёма цилиндра займёт водород?
- Два баллона, содержащие один и тот же газ, соединены трубкой с краном, объемом которой можно пренебречь. В одном баллоне давление 400 кПа, а во втором 600 кПа, температуры одинаковы. Емкость первого баллона 3,6 л, второго 6,4 л. Вычислить давление, которое установится в баллонах, если кран открыть.
Вариант 2.
- Дан цикл в координатах p;T(см рис). Построить его в координатах p;Vи V;T.
- Два сосуда соединены трубкой с краном. В первом сосуде находится 3кг газа под давлением 4*105Па, а во втором – 4 кг того же газа под давлением 9*105Па. Какое установится давление после открытия крана? Температура постоянна.
- В сосуде объёмом 30 л содержится идеальный газ при температуре 00С. после того, как часть газа была выпущена наружу, давление в сосуде понизилось на 0,78*105 Па (без изменения температуры). Найдите массу выпущенного газа. Плотность данного газа при нормальных условиях 1,3 кг/л.
Тема 2.3 Основы термодинамики
Практическое занятие №5 по теме «Основы термодинамики»
Вариант 1
- Какую работу совершит идеальный газ в количестве 2·103 моль при его изобарном нагревании на 50С ?
- Определите температуру холодильника, если температура нагревателя 1500 K; максимальный КПД тепловой машины 80%.
A. 500 K. Б. 300 K. В. 900 K. Г. 369 K. Д. Среди ответов нет верного.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 2 кг воды, взятой при 293 K, чтобы нагреть ее до кипения при нормальном давлении и полностью превратить в пар.
А. 5,36 МДж. Б. 0,196 МДж. В. 5,2 МДж. Г. 2,81 МДж. Д. Среди ответов нет верного.
- В чем проявляются негативные для природы последствия применения тепловых двигателей? Ответ обоснуйте примерами.
Вариант 2
- Какую работу совершит водород массой 300 г при изобарном повышении температуры с 150С до 450С ?
- Определите температуру нагревателя, если температура холодильника 585 K; максимальный КПД тепловой машины 35%.
A. 500 K. Б. 300 K. В. 900 K. Г. 369 K. Д. Среди ответов нет верного.
- Определите количество теплоты, которое необходимо сообщить 0,2 кг спирта, при его нагревании от 301 K до кипения и испарения при нормальном давлении.
А. 5,36 МДж. Б. 0,194 МДж. В. 5,27 МДж. Г. 2,81 МДж. Д. Среди ответов нет верного.
- Каковы основные направления борьбы с отрицательными последствиями применения тепловых двигателей?
Раздел 3 Основы электродинамики
Тема 3.1 Электростатика
Практическое занятие №6 по теме «Основы электростатики»
Вариант 1
- Между двумя точечными зарядами q= 6,410Кл и q= - 6,410Кл расстояние равно 12 см. Найдите напряжённость в точке, удалённой на 8 см от обоих зарядов.
- Два заряда, значения которых равны 210 Кл и 310Кл, находятся на расстоянии 10 см. Какую работу нужно совершить, чтобы их сблизить до расстояния 1 см?
- Два одинаковых металлических шарика заряжены положительными зарядами 5 нКл и 20 нКл. Центры шариков находятся на расстоянии 10 см друг от друга. Шарики привели в соприкосновение. На какое расстояние после этого нужно развести их центры, чтобы сила взаимодействия осталась прежней?
Вариант 2
- В плоском горизонтально расположенном конденсаторе заряженная капля ртути находится в равновесии. Напряжённость электрического поля между пластинами равна 30000 Н/Кл. Определите массу капли, если её заряд равен 810Кл.
- Расстояние между двумя точечными зарядами q= 410 Кл и q= -510Кл равно 60 см. Найдите напряжённость поля в средней точке между зарядами.
- Два одинаковых одноимённых точечных заряда, по 400 нКл каждый, расположены в двух вершинах равностороннего треугольника со стороной 1 м. Определите значение потенциала в третьей вершине треугольника.
Тема 3.2 Законы постоянного тока
Практическое занятие №7 по теме «Законы постоянного тока»
Вариант 1
- Батарея накала электронной лампы имеет ЭДС 6,0 В. Для накала лампы необходимо напряжение 4,0 В при силе тока 80 мА. Внутреннее сопротивление батареи 0,2 Ом. Чему должно быть равно сопротивление резистора, который необходимо включить последовательно с нитью лампы во избежание ее перегрева?
- Для нагревания некоторой массы воды до кипения требуется 3 000 000 Дж. Определите, сколько времени будет происходить нагревание воды, если пользоваться одним нагревателем мощностью 500 Вт? двумя такими же нагревателями, соединенными последовательно? Напряжение в сети и сопротивление спиралей плиток считать постоянным.
- Почему при коротком замыкании источника напряжение на его зажимах близко к нулю?
- Какие сопротивления можно получить, имея три резистора по 6 кОм?
Вариант 2
- К источнику тока с ЭДС 4,5 В и внутренним сопротивлением 1,50м присоединена цепь, состоящая из двух проводников по 10 Ом каждый, соединенных между собой параллельно, и третьего проводника сопротивлением 2,5 Ом, присоединенного последовательно к двум первым. Чему равна сила тока в неразветвленной части цепи?
- Электродвигатель механической мощностью 3,3 кВт и кпд, равным 75%, работает под напряжением 220 В. Определите силу тока в цепи.
- Две спирали одинакового .сопротивления включаются в сеть:один раз последовательно, другой раз параллельно. В каком случае выделится большее количество теплоты и во сколько раз?
- Можно ли включить в сеть с напряжением 220 В реостат, на котором написано: 6Ом, 5 А; б) 2000 Ом, 0,2 А?
Критерии оценки
«Отлично» - ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
«Хорошо» - ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или неболее двух недочетов.
«Удовлетворительно» - ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
«Неудовлетворительно» - ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения,
- неумение выделить в ответе главное,
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
- неумение делать выводы и обобщения,
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
- неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
- нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.
5.1 Лабораторные занятия
Раздел 1. Механика
№ 1. Изучение движения тела по окружности
Цель работы
Определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.
Теоретическая часть
Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиусом R. При этом нить АВ, к которой прикреплён шарик, описывает поверхность прямого кругового конуса. Из кинематических соотношений следует, что аn = ω2R = 4π2R/T2.
На шарик действуют две силы: сила тяжести m и сила натяжения нити (рис. Л.2, а). Согласно второму закону Ньютона m = m + . Разложив силу на составляющие 1 и 2, направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх, второй закон Ньютона запишем следующим образом: m = m + 1 + 2. Тогда можно записать: mаn = F1. Отсюда аn= F1/m.
Модуль составляющей F1 можно определить, пользуясь подобием треугольников ОАВ и F1FB: F1/R = mg/h (|m| = |2|). Отсюда F1 = mgR/h и an = gR/h.
Сопоставим все три выражения для аn:
аn = 4 π2R/T2, аn =gR/h, аn = F1/m
и убедимся, что числовые значения центростремительного ускорения, полученные тремя способами, примерно одинаковы.
Оборудование
Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Порядок выполнения работы
1. Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.
2. Нить проденьте сквозь отверстие в пробке и зажмите пробку в лапке штатива (рис. Л.2, б).
3. Начертите на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерьте радиус с точностью до 1 см.
4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращайте маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.
6. Отсчитайте время, за которое маятник совершает заданное число (например, в интервале от 30 до 60) оборотов.
7. Определите высоту конического маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса (считаем h ≈ l).
8. Найдите модуль центростремительного ускорения по формулам
9. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей 1.
Затем вычислите ускорение по формуле
10. Результаты измерений (в СИ) и вычислений занесите в таблицу 3.
Сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что они примерно одинаковы.
№ 5. Изучение закона сохранения механической энергии
Цель работы
Научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землёй тела и деформированной пружины; сравнить два значения потенциальной энергии системы.
Оборудование
Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз массой m на нити длиной l, набор картонок толщиной порядка 2 мм, краска и кисточка.
Указания к работе
Для выполнения работы собирают установку, показанную на рисунке Л.4. Динамометр укрепляется в лапке штатива.
Порядок выполнения работы
1. Привяжите груз к одному концу нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерьте вес груза FT = mg (в данном случае вес груза равен силе тяжести).
2. Измерьте длину l нити, на которой привязан груз.
3. На нижний конец груза нанесите немного краски.
4. Поднимите груз до точки закрепления нити к крючку динамометра.
5. Отпустите груз и убедитесь по отсутствию краски на столе, что груз не касается его при падении.
6. Повторяйте опыт, каждый раз подкладывая картонки до тех пор, пока на верхней картонке не появятся следы краски.
7. Взявшись за груз рукой, растяните пружину до его соприкосновения с верхней картонкой и измерьте динамометром максимальную силу упругости Fynp и линейкой максимальное растяжение пружины Δl, отсчитывая его от нулевого деления динамометра.
8. Вычислите высоту, с которой падает груз: h = l + Δl (это высота, на которую смещается центр тяжести груза).
9. Вычислите потенциальную энергию поднятого груза:
Е'п = mg(l + Δl).
10. Вычислите энергию деформированной пружины:
Подставив выражение для k в формулу для энергии Е"п, получим
11. Результаты измерений (в СИ) и вычислений занесите в таблицу 7.
12. Сравните значения энергий Е'п и Е"п. Подумайте, почему значения этих энергий совпадают не совсем точно.
Раздел 2. Основы молекулярной физики
№ 7. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
Цель работы
Экспериментально проверить справедливость соотношения
Оборудование
Стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40—50 мм, наполненный горячей водой (t ≈ 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин.
Указания к работе
Чтобы проверить, выполняется ли закон Гей-Люссака, достаточно измерить объём и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства Это можно осуществить, используя в качестве газа воздух при атмосферном давлении.
Стеклянная трубка открытым концом вверх помещается вертикально на 3—5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис. Л.7, а). В этом случае объём воздуха V1равен объёму стеклянной трубки, а температура — температуре горячей воды Т1. Это — первое состояние. Чтобы при переходе воздуха во второе состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замазывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис. Л.7, б), а затем прямо под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъёма воды в трубке (рис. Л.7, в) объём воздуха в ней станет равным V2 < V1, а давление р = ратм - ρgh. Чтобы давление воздуха в трубке вновь стало равным атмосферному, необходимо увеличивать глубину погружения трубки в стакан до тех пор, пока уровни воды в трубке и стакане не выровняются (рис. Л.7, г). Это будет второе состояние воздуха в трубке при температуре Т2 окружающего воздуха. Отношение объёмов воздуха в трубке в первом и втором состояниях можно заменить отношением высот воздушных столбов в трубке в этих состояниях, если сечение трубки постоянно по всей длине
Поэтому в работе следует сравнить отношения Длина воздушного столба измеряется линейкой, температура — термометром.
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте бланк отчёта с таблицей 10 для записи результатов измерений и вычислений (инструментальные погрешности определяются с помощью таблицы 1).
2. Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
3. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде.
4. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом сказано выше. Измерьте длину l2 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2.
5. Вычислите отношения относительные (ε1, и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам
6. Сравните отношения (см. п. 3 и рис. Л.1 введения к лабораторным работам).
7. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.
Раздел 3 Основы электродинамики
Тема 3.2 Законы постоянного тока
№ 8. Последовательное и параллельное соединения проводников
Цель работы
Проверить основные закономерности последовательного и параллельного соединений проводников (резисторов), а также справедливость формул для определения эквивалентного сопротивления.
Теоретическая часть
1) При последовательном соединении проводников R1 и R2сила тока, идущего по ним, одинакова:
I = I1 = I2,
а напряжение на концах этого участка цепи равно сумме падений напряжения на каждом из проводников:
U = U1 + U2.
При любом числе последовательно соединённых проводников полное сопротивление участка цепи
R = R1 + R2 + R3 + ... .
2) При параллельном соединении проводников напряжение на их концах одинаково:
U = U1 = U2.
Сила тока в цепи равна сумме токов, идущих по параллельно соединённым проводникам:
I = I1 + I2
При любом числе параллельно соединённых проводников эквивалентное (полное) сопротивление этого участка цепи определяется формулой
Оборудование
Источник тока, резисторы, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода, ключ.
Порядок выполнения работы
1. Соберите схему, состоящую из соединённых последовательно источника тока, реостата, амперметра, одного резистора (рис. Л.8).
2. Подключите к точкам С и D вольтметр параллельно резистору.
3. Замкните цепь и измерьте силу тока I1 и напряжение U1.
4. Замените первый резистор вторым и измерьте силу тока I2 и напряжение U2.
5. Подключите между точками С и D оба резистора последовательно. Параллельно им подключите вольтметр.
Измерьте силу тока I3 и напряжение U3.
6. Соедините резисторы параллельно, подключите их между точками С и D, затем параллельно им подключите вольтметр.
Измерьте силу тока I4 и напряжение U4.
7. Результаты измерений запишите в таблицу 11.
8. Проведите расчёты и заполните таблицу 12.
Сравните значения эквивалентных сопротивлений при последовательном и параллельном соединениях резисторов. Возможное несовпадение результатов объясняется погрешностями измерений.
9. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерений.
Относительную погрешность измерения каждого сопротивления можно определить по формуле
Абсолютная погрешность ΔRi = εiRi.
Оцените, насколько ошибки измерений повлияли на совпадение результатов. Запишите окончательные результаты измерений сопротивлений для каждого случая в виде
R - ΔR ≤ R ≤ R + ΔR.
Сделайте вывод о справедливости приведённых выше формул.
№ 9. Измерение эдс и внутреннего сопротивления источника тока
Цель работы
Научиться измерять ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление.
Оборудование
Аккумулятор или батарейка для карманного фонаря, вольтметр, амперметр, реостат, ключ.
Указания к работе
При разомкнутом ключе (рис. Л.9) ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого RB должно быть много больше внутреннего сопротивления r источника тока. Обычно сопротивление источника тока достаточно мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0—6 В и сопротивлением RB = 900 Ом (см. надпись под шкалой прибора). Так как RB >> r, отличие Ε от U не превышает десятых долей процента, а потому погрешность измерения ЭДС равна погрешности измерения напряжения. Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенным путём, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Действительно, из закона Ома для полной цепи (см. § 106) получаем Ε = U + Ir, где U = IR — напряжение на внешней цепи (R — сопротивление реостата). Поэтому Для измерения силы тока в цепи можно использовать школьный амперметр со шкалой 0—2 А. Максимальные погрешности измерений внутреннего сопротивления источника тока определяются по формулам
Порядок выполнения работы
1. Подготовьте бланк отчёта со схемой электрической цепи и таблицами 13 и 14 для записи результатов измерений и вычислений.
2. Соберите электрическую цепь согласно рисунку Л.9. Проверьте надёжность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.
3. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.
4. Измерьте ЭДС источника тока.
5. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе для трёх положений движка реостата и вычислите гпр. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 13.
6. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов. Занесите все данные в таблицу 14.
7. Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока:
Критерии оценки
«Отлично» - ставится в том случае, если обучающийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
«Хорошо» - ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«Удовлетворительно» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
«Неудовлетворительно» - ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указаннымивыше нормами.
6.Промежуточная аттестация обучающихся.
По данной учебной дисциплине «Физика» промежуточная аттестация предусмотрена в форме контрольного опроса .
Задание для промежуточной аттестации.
Вопросы для контрольного опроса
Вопросы для проверки уровня обученности «ЗНАТЬ»
- Относительность механического движения. Система отсчёта. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
- Равномерное прямолинейное движение. Графическое описание движения.
- Равноускоренное движение. Графическое описание движения.
- Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
- Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона.
- Силы в природе. Силы упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела.
- Закон всемирного тяготения. Невесомость. Ускорение свободного падения. Космические скорости.
- Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
- Потенциальная и кинетическая энергия.
- Закон сохранения механической энергии. И его применение.
- Работа и мощность.
- Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
- Свободные и вынужденные колебания. Резонанс
- Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны, скорость, частота.
- Звуковые волны. Ультразвук и инфразвук, его использование в технике и медицине.
- Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Масса и размер молекул.
- Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
- Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
- Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары.
- Влажность воздуха. Психрометр.
- Модель строения твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.
- Уравнение Менделеева - Клаперона. Изопроцессы и их графики.
- Первый закон термодинамики. Его применение к изопроцессам.
- Необратимость процессов. Второй закон дермодинамики. Адиабатный процесс.
- Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
- Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
- Закон Кулона. Напряжённость электрического поля.
- Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжённостью и напряжением.
Вопросы для проверки уровня обученности «УМЕТЬ»
- Движение тела описывается уравнением x=5-4t+8t2 . Определить его скорость и ускорение. Охарактеризовать движение.
- При аварийном торможении автомобиль двигался со скоростью 72 км/ч, остановился через 5с. Найти тормозной путь
- С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90кН.
- Найти удлинение буксирного троса жесткостью 100кН/м при буксировке автомобиля массой 2т с ускорением 0,5 м/с2.
- Вагон массой 20т движущийся со скоростью 0,3 м/с , нагоняет вагон массой 30т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий?
- На вагонетку массой 50 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/с насыпали сверху 200кг щебня. На сколько при этом уменьшилась скорость вагонетки?
- Какова кинетическая энергия космического корабля «Союз» массой 6,6т, двигающегося со скоростью 7,8 км/с?
- Какова потенциальная энергия ударной части свайного молота массой 300кг, поднятого на высоту 1,5м?
- Каково давление сжатого воздуха, находящегося в болоне вместимостью 20л при температуре 120С, если масса этого воздуха 2кг?
- При сжатии газа его объем уменьшился с 8 до 5л, а давление повысилось на 60кПа. Найти первоначальное давление. Процесс считать изотермическим.
- Какую работу совершил газ при изменении объема на 4м3 и давлении 107Па?
- Определить КПД теплового двигателя, если температура нагревателя 600К, а холодильника 495К
- На каком расстоянии друг от друга заряды 1мкКл и 10нКл взаимодействуют с силой 9мН?
- С какой силой взаимодействуют два заряда по 10нКл находящиеся на расстоянии 3см друг от друга?
7. Итоговая аттестация обучающихся.
Итоговая аттестация по дисциплине «Физика» проводится в форме итоговой контрольной работы.
К итоговому тестированию допускаются обучающиеся, не имеющие задолженности по изучаемым темам.
По результатам всех видов оценочной ведомости обучающемуся выставляется итоговая отметка по междисциплинарному курсу.
Шкала оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», неудовлетворительно.
Обучающиеся, не сдавшие итоговую контрольную работу в установленное время по уважительной причине, подтвержденной документально соответствующим документом, сдают его индивидуально, в установленные сроки.
Задание для итоговой контрольной работы.
Пояснительная записка
Цель мониторинга: выявить уровень усвоения учебного материала за курс 10 класса средней школы по предмету физика.
Инструкция по выполнению работы
Для выполнения работы по физике отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий. Часть 1 содержит 7 заданий (А1–А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Часть 2 содержит 2 задания (В1, В2), часть 3 состоит из 1 задачи (С1), для которых требуется дать развернутые решения. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Контрольная работа по основным темам курса физики 10 класса составлена в 2 двух вариантах и рассчитана на один урок.
Контрольная работа универсальна: ее можно использовать как в классах базового уровня, так и в классах профильного уровня. По структуре напоминает варианты ЕГЭ в миниатюре.
К каждому из семи заданий типа А (А.1 – А.7) дается четыре варианта ответов, из которых правильный только один.
Задание типа В (В.1 – В.2) и С (С.1) – задачи, для которых надо привести полное решение.
Правильный ответ на задание А оценивается в один балл, задание В- в два балла, на задание С- в три балла.
Перевод баллов в оценки
Суммарный балл | Базовый уровень | 0 - 4 | 5 - 6 | 7 - 9 | 10 - 12 |
Профильный уровень | 0 - 5 | 6 - 7 | 8 - 11 | 12 - 14 | |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Желаем успеха!
1 вариант
А.1 Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/с2 . Через 4 с скорость автомобиля будет равна
1) 12 м/с 2) 0,75 м/с 3) 48 м/с 4) 6 м/с
А.2 На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела в инерциальной системе отсчета. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление вектора равнодействующей всех сил, действующих на это тело?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А.3 Импульс тела, движущегося по прямой в одном направлении, за 3с под действием постоянной силы изменился на 6 кг·м/с. Каков модуль действующей силы?
1) 0,5 Н 2) 2 Н 3) 9 Н 4) 18 Н
А.4 Камень массой 0,2 кг, брошенный вертикально вверх скоростью 10 м/с, упал в том же месте со скоростью 8 м/с. Найдите работу сил сопротивления воздуха за время движения камня.
1) 1,8 Дж 2) -3,6 Дж 3) -18 Дж 4) 36 Дж
А.5 На рисунке показан цикл, осуществляемый с идеальным газом. Количество вещества газа не меняется. Изобарному нагреванию соответствует участок
1) АВ 2) ВС 3) CD 4) DA
А.6 За 1 цикл рабочее тело теплового двигателя совершило работу 30 кДж и отдало холодильнику 70 кДж количества теплоты. КПД двигателя равен
1) 70% 2) 43% 3) 30% 4) 35%
А.7 Сила, с которой взаимодействуют два точечных заряда, равна F. Какой станет сила взаимодействия, если величину каждого заряда уменьшить в 2 раза?
1) 4F 2) 3) 2F 4)
В.1 Автомобиль массой 2 т движется по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 200 м, со скоростью 36 км/ч. Найдите силу нормального давления в верхней точке траектории.
В.2 Для изобарного нагревания газа, количество вещества которого 800 моль, на 500 К ему сообщили количество теплоты 9,4 МДж. Определить приращение его внутренней энергии.
С.1 Двигаясь между двумя точками в электрическом поле, электрон приобрел скорость V= 2000 км/с. Чему равно напряжение между этими точками me = 9,1×10 -31кг, e = 1,6×10-19 Кл.
2 вариант
А.1 На рисунках изображены графики зависимости модуля ускорения от времени для разных видов движения по прямой. Какой график соответствует равномерному движению?
А.2 Тело массой 1 кг равномерно и прямолинейно движется по горизонтальной плоскости. На тело действует сила F= 2Н. Каков коэффициент трения между телом и плоскостью?
1) 2 2) 1 3) 0,5 4) 0,2
А.3 Чему равно изменение импульса тела, если на него в течение 5 с действовала сила 15 Н?
1) 3 кг·м/с 2) 5 кг·м/с 3) 15 кг·м/с 4) 75 кг·м/с
А.4 Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии?
1) 2,5 м 2) 3, 5 м 3) 1,4 м 4) 3,2 м
A.5 В сосуде, закрытом поршнем, находится идеальный газ. Процесс изменения состояния газа показан на диаграмме. Как менялся объем газа при его переходе из состояния А в состояние В?
1) все время увеличивался
2) все время уменьшался
3) сначала увеличивался, затем уменьшался
4) сначала уменьшался, затем увеличивался
А.6 Температура нагревателя идеальной машины Карно 700 К, а температура холодильника 420 К. Каков КПД идеальной машины?
1) 60% 2) 40% 3) 30% 4) 45%
А.7 Расстояние между двумя точечными зарядами уменьшили в 4 раза. Сила электрического взаимодействия между ними
1) уменьшилась в 16 раз 2) увеличилась в 16 раз
3) увеличилась в 4 раза 4) уменьшилась в 4 раза
В.1 Масса поезда 3000т. Коэффициент трения 0,02. Какова должна быть сила тяги паровоза, чтобы поезд набрал скорость 60 км/ч через 2 мин после начала движения? Движение при разгоне поезда считать равноускоренным.
В.2 Чему равна молярная масса газа, плотность которого 0,2 кг/м3 , температура 250 К, давление 19 кПа?
С.1 Электрон, начальная скорость которого равна нулю, начал двигаться в однородном поле напряженностью 1,5 В/м. На каком расстоянии его скорость возрастает до 2000 км/с? me = 9,1×10 -31кг, e = 1,6×10-19 Кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине физика для НПО
КОСы по физике для НПО...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Физика
ФОС включает самостоятельные,зачетные, контрольные и экзамеционные вопросы, критерии оценокза курс физики...
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Физика для профессий технического профиля
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки уровня освоения образовательных программ студентов специальностей 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации", 15.01.29 "...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Физика"
Материал содержит проверяемые результаты обучения по учебной дисциплине "Физика" в соответствии с ФГОС СОО, типовые задания, инструкции по их выполнению, этолон ответов и критерии оценки....
Экзаменационные контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Физика"
Материал содержит проверяемые результаты обучения в соответствии с ФГОС СОО, типовые задания для проведения экзамена по учебной дисциплине "Физика", инструкции по выполнению заданий, эталон ...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 23.01.03 Автомеханик
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 21.02.05. Земельно – имущественные отношения код, наименование специальности/профессии
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...