Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Физика
Класс: 10 «а» класс, автор
Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Форма проведения урока: урок-практикум
Цели урока:
Обобщение, закрепление и коррекция ранее полученных знаний о понятии «внутренняя энергия». Расширение и систематизация знаний, их практическая направленность.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Формирование знаний об основных положениях МКТ, обобщение широкого круга физических явлений на основе данной теории. Систематизация понятий, их мировоззренческой интерпретации в современной научной картине мира.
РАЗВИВАЮЩАЯ формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, дополнительной литературой. Развивать познавательный интерес к физике и технике, творческих способностей. Формирование осознанных мотивов учения.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ Воспитание аккуратности, навыков письменной и устной речи. Воспитание способности следовать нормам поведения
Основные ЗУН: Тепловое движение частиц, основные положения МКТ, температура как мера средней кинетической энергии, изопроцессы, идеальный газ. Основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнение внутренней энергии газа. Умения устанавливать связь между средней кинетической энергией и температурой, рассчитывать значение внутренней энергии.
Оборудование: проектор, компьютеры; интерактивная доска; письменные принадлежности, раздаточный материал.
Использование новых информационных технологий. В качестве дополнительного иллюстративного материала использование презентации, для создания теста использованы программы Microsoft Office Power Point; Microsoft Office Word.
1 . Мотивация учебной деятельности
На доске написан девиз:
Фронтальная форма работы.
− Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Прочтите девиз для сегодняшней работы. О чем говорит наш девиз? (Он говорит о том, что, чтобы понять, надо не только слушать, но и самостоятельно делать.)
На доску вывешивается карточка со стихотворением:
− О чем говорят эти строки?
− С чего надо начать работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний
1. Что называется идеальным законом?
2. Что называется изопроцессом?
3. Какие изопрооцессы вы знаете?
4.Сформулируйте законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля?
Повторим графики изопроцессов
− Итак, обобщите, что вы повторили? (Газовые законы)
− Какое следующее задание я вам предложу? (Задание с затруднением, пробное задание.)
− С какой целью я предложу пробное задание? (Выполняя пробное задание, мы поймем, что мы не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ:
Решить задачу: «В баллоне находится аргон с массой 5 кг при температуре 300К . Чему равна внутренняя энергия газа?»
Время выполнения задания − 1 минута.
− У кого нет ответа?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно найти внутреннюю энергию газа. Мы не можем обосновать получение ответа..)
− Правильный ответ . У кого ответ не совпал с образцом?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно найти внутреннюю энергию.)
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать получение ответа.)
− Что будете делать дальше? (Нужно остановиться и подумать.)
3. Выявление причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо найти внутреннюю энергию)
− Как вы решали задачу? (С использованием знакомых формул.)
− Почему не справились с заданием? (У нас нет формулы для нахождения внутренней энергии.)
− Прочтите определение в учебнике на стр. 209.
Два определения внутренней энергии:
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ : ЭНЕРГИЯ, ЗАВИСЯЩАЯ ОТ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ: ТЕМПЕРАТУРЫ, ОБЪЕМА, ДАВЛЕНИЯ.
МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЕ: ЭНЕРГИЯ, РАВНАЯ СУММЕ КИНЕТИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЙ МОЛЕКУЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАСС ТЕЛА И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭНЕРГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ МОЛЕКУЛ ДРУГ С ДРУГОМ.
В СОСТАВ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ВХОДЯТ:
1) КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ПОСТУПА ТЕЛЬНОГО, ВРАЩАТЕЛЬНОГО И КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ И АТОМОВ;
2) ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ВЗАИМО - ДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ И АТОМОВ;
3) ЭНЕРГИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБОЛОЧЕК АТОМОВ;
4) ВНУТРИЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ
Учащиеся зачитывают определение внутренней энергии.
− Переформулируйте причину затруднения. (У нас нет формулы для расчета внутренней энергии)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Вывести формулу для расчета внутренней энергии.)
− Сформулируйте тему урока. («Внутренняя энергия».)
Название темы фиксируется на доске.
− Запишите тему в тетрадь.
− Как вы можете достигнуть поставленной цели?
5. Реализация построенного проекта. Вывод формулы расчета внутренней энергии.
ИЗМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ИДЕАЛЬНЫХ ГАЗОВ СВОДИТСЯ К ИЗМЕНЕНИЮ ЛИШЬ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ МОЛЕКУЛ, ТАК КАК МОЛЕКУЛЫ ЭТИХ ГАЗОВ НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Для вычисления внутренней энергии идеального одноатомного газа массой m нужно умножить среднюю кинетическую энергию одного атома на число молекул U= NEk. Учитывая, что kNa=R, получаем формулу для внутренней энергии идеального газа:
U=
Учитель записывает формулу на доске под диктовку учащегося, учащиеся в тетрадях. Учащиеся проговаривают формулу.
− Как вы думаете, теперь вы справитесь с пробным заданием? Выполните это задание еще раз.
Учащиеся решают задачу в тетрадях, затем сверяют ответ с подробным образцом на слайде или с обратной стороны доски.
− Итак, вы справились с возникшим затруднением? (Да, мы вывели формулы для расчета внутренней энергии )
− Эту формулу можно использовать только для данной задачи? (Нет, для всех задач, в которых речь об идеальных газах.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Какое из приведенных тел обладает большей внутренней энергией: 1литр воды при 200С или 1литр воды при 1000С?
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Решение задач. При нагревании аргона, количество вещества которого 2 моля, внутренняя энергия увеличилась на 250Дж. Каково изменение температуры аргона?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Изучив тексты пословиц и поговорок, выполни задание:
- Выбери № пословиц, отражающие основные положения о строении веществ.
- Выбери № пословиц, отражающие способы изменения внутренней энергии.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
- Как с гуся вода.
- Вода с водой – не гора с горой : сливаются.
- Возле огня ляжешь – обожжёшься.
- Масло с водой не смешаешь.
- Береги нос в большой мороз.
- Нарезанный лук сильнее пахнет.
- Тухлое яйцо всю кашу портит.
- На мешке с солью и верёвка солёная.
- Золотые цветы не пахнут.
- Овощной лавке и вывеска не нужна.
- Чем огонь просить, лучше его высечь.
- Работающей мельнице некогда мерзнуть
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы узнали сегодня на уроке?
− Какова была цель вашей деятельности?
− Вы достигли цели?
− Как вы открывали новое?
− Зачем вам нужно уметь рассчитывать внутреннюю энергию? (Это пригодится в повседневной жизни).
Домашнее задание: параграф 75 Упражнение 15(1,2).
ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ:
Мы не смогли правильно найти внутреннюю энергию газа
Мы не можем обосновать получение ответа.
ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ:
У нас нет формулы для расчета внутренней энергии газа.
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Выводить формулу для расчета внутренней энергии.
ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН):
формулы для расчета внутренней энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185702-1358858211.jpg)
Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода Петерсон Л.Г. Предметы мебели
Урок "Предметы мебели"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/03/picture-127144-1630694798.jpg)
Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по физике
Представление собственного опыта работы по теме "Приёмы целеполагания на уроках открытия новых знаний по физике" (Архангельский областной институт открытого образован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875566-1484122859.jpg)
"Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс Урок открытия новых знаний.
Если моя работа Вам понравилась и Вы решили ее использовать в своей трудовой деятельности, Вы можете меня отблагодарить, нажав кнопку "Мне нравится" внизу страницы, или, оставив комментарий. Спасибо з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-376708-1391015128.jpg)
технологическая карта урока литературы в 5 классе - урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода: "Патриотическая позиция И.А. Крылова в басне «Волк на псарне». Мораль басни".
Урок выстроен согласно ФГОС. Прописаны планируемые результаты, деятельность учитедя и ученика, формируемые ууд....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083964-1542636460.jpg)
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение и усв...