Рабочая программа по учебной дисциплине Физика
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Сейтова Альбина Сериковна

Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика" по специальности "Сварщик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа77.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Александрово-Гайский политехнический лицей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для специальности технического профиля

(указать профиль специальность)

 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»

(код специальности и название)

на базе основного общего образования

2017


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

_________________________________

 _______________/_________________/

«_______»_____________2016 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии ____________________

______________________________________

Протокол №__, дата «___»________2016 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2017 г.

Председатель комиссии ________/________/

Составители (авторы):

Сейтова А.С. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»

Рецензенты:

Вахитова Н.Р.- заместитель директора по УВР ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»

Внешний

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ               

                                                                 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          

               

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           

                     

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИЗИКА»           

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

  1. 1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Физика» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», реализуемой на базе основного общего образования.

        Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).

  1. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

«Физика» является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студента естественнонаучного мировоззрения.

  1. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих формируются

личностные результаты

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты 

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научнойкартине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

7) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

8) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

9) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

10) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

11) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

  1. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

       Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 270 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 180 часов;

самостоятельная работа обучающегося 90 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:

     лабораторные занятия

16

     Практические занятия

54

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

90

в том числе:

подготовка докладов, рефератов

завершение и оформление отчётов по лабораторным и практическим работам;

решение задач;

составление таблиц, схем, построение графиков

расчётно-графические работы

подготовка презентаций

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме  экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика- наука о природе. Естественно   научный метод познания , его возможности и границы применяемости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.  Физическая величина. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

1

Раздел 1. Механика                                                                                                                                                                       44

Тема 1.1.

Кинематика

Содержание учебного материала

6

1,2

        

1.

Механическое движение. Основные характеристики механического движения. Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, путь, скорость, ускорение.

2.

Виды движения. Равномерное, равноускоренное движение и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Расчетные задачи на нахождение скорости, ускорения, определение средней скорости, пути.

Практическая работа «Описание видов движения материальной точки».

Практическая работа «Расчетные задачи на нахождение скорости, ускорения, определение средней скорости, пути».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

- подготовка работы

«Графическое изображение различных видов движения» Составление таблицы категорий движения.

2

Тема 1.2.

Динамика

Содержание учебного материала

7

1,2

1.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической механики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы те. Силы в механике.      

Лабораторные работы: № 1. «Исследование движения тела под действием постоянной силы».

Практическая работа «Движение материальной точки под действием сил: упругости, трения, тяжести».

Практическая работа «Движение тел  под  действием нескольких сил».

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся -

Составление таблицы - «Основные виды сил в механике».

Графическое изображение сил, действующих на тело.

Решение задач на законы динамики

Закончить оформление лабораторных работ по теме

«Исследование движения тела под действием постоянной силы».

8

Контрольная работа «Кинематика и динамика»

1

Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

4

Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения импульса»

Лабораторная работа № 3 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

Практическая работа «Применение законов сохранения импульса».

Практическая работа «Применение законов сохранения энергии».

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся -

Закончить оформление лабораторных работ по теме

«Изучение закона сохранения импульса».

 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

6

Тема 1.4.

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

2

1,2

1.

Колебательное движение. Механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

2.

Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

4

Практическая работа  «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити».

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Закончить оформление практической работы «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити».

2

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика                                                                                                               30

Тема 2.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

Содержание учебного материала

5

1,2

1.

Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Сила и энергия межмолекулярного взаимодействия. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

1,2

Практическая работа  «Графическое решение газовых законов».

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка реферата по теме «Г. Галилей – основатель точного естествознания»

2

Тема 2.2. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

2

2

2

1

1.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало динамики. Тепловые двигатели.

Практическая работа  «Изменение внутренней энергии тела в процессе совершения работы».

Практическая работа  «Основы термодинамики».

Контрольная работа «Основы МКТ и термодинамики»

Тема 2.3.

Агрегатные состояния вещества

Содержание учебного материала

5

2

1.

Модели строения вещества. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно - молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменение агрегатных состояний вещества.

Лабораторная работа № 4. «Измерение влажности воздуха».

Лабораторная работа № 5. «Изучение деформации растяжения».

Практическая работа «Измерение поверхностного натяжения жидкости».

Практическая работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора».

Практическая работа «Явление диффузии»

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Построение графиков различных процессов в газе в координатах  PV,   PT,  VT  и приведение объема к нормальным условиям.

Графическая работа «Строение атмосферы». Построить график изменения температуры воздуха и его давления в зависимости от высоты.

Закончить оформление лабораторной и практических  работ по темам:            «Измерение влажности воздуха».

«Изучение деформации растяжения».

 «Измерение поверхностного натяжения жидкости».

 «Наблюдение роста кристаллов из раствора

12

Контрольная работа «Агрегатные состояния вещества»

1

2

Раздел 3. Электродинамика – 50 часов                                                                                                                                                     50

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

6

1,2

1.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения  электрического заряда. Закон Кулона.

2.

Характеристики электрического поля. Электрическое поле. Напряженность  поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля.  Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

1,2

Практическая работа «Определение основных характеристик электрического поля».

Практическая работа «Движение заряженной частицы в электрическом поле».

Практическая работа «Взаимодействие заряженных тел»

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Расчетная работа «Определение элементарного заряда электрона»

Расчетно-графическая работа «Исследование электрического поля». По заданным точкам рассчитать напряженность и изобразить графически полученное поле.

6

Тема 3.2.

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

7

1,2

1.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое  сопротивление. Плотность тока.

2.

Законы постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Ома для полной цепи.  Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Лабораторная работа № 6. «Изучение закона Ома для участка цепи».

Практическая работа «Последовательное и параллельное соединение потребителей электрического тока».

Практическая работа «Расчет электрической цепи».

2

2

2

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

1

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках

1

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

2

Тема 3.4. Магнитное поле

2.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.  Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

6

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

1

Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

6

2.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформаторы. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

3

Лабораторная работа № 7. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Практическая работа  «Магнитное поле и его характеристики».

Практическая работа  «Движение заряженной частицы в магнитном поле».

Практическая работа.  «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Расчет электрических цепей постоянного тока.

Составление сравнительной таблицы «Электрический ток в различных средах.

Графическая работа «Описание электроизмерительного прибора».

Расчетная работа «Определение магнитного потока и магнитной индукции различных видов проводников с током».

Закончить оформление лабораторных и практических работ по теме

«Изучение закона Ома для участка цепи

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

 «Изучение явления электромагнитной индукции»

13

Самостоятельная работа обучающихся –

Составление схем и описание устройств для приема и передачи электромагнитных волн

Подготовка презентаций по теме «Электроизмерительные приборы»

10

Контрольная работа «Магнитное поле»

1

Раздел 4.  Колебания и волны – 24 часа

24

Тема 4.1.

Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

1,2

1.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы.

7

1,2

Практическая работа «Определение параметров электромагнитных колебаний».

 Практическая работа «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока».

 Практическая работа «Измерение индуктивности катушки»

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Расчет электрической цепи переменного тока, включающей реактивную нагрузку.

Закончить оформление практических работ по темам:

«Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока»

«Измерение индуктивности катушки».

Контрольная работа за 1 курс.

10

 

1

Тема 4.2. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

7

2

1

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Практическая работа «Электромагнитные колебания и волны».

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

4

Контрольная работа «Электромагнитные колебания и волны»

1

Раздел 5. Оптика

                                                                                                                                                        12

Содержание учебного материала

1.

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

3

1,2

2.

Волновые свойства света. Интерференция света. Кольца Ньютона. Дифракция света. Понятие о голографии. Поляризация света. Дисперсия света. Виды спектров. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи.

3

1,2

Лабораторная работа № 8. «Изучение изображения предметов в тонкой линзе»

Практическая работа «Изучение интерференции и дифракции света».

Практическая работа «Закон отражения света»

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся –

Изучение изображения предметов в тонкой линзе

Изучение интерференции и дифракции света.

12

Раздел 6. Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

10

  1.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний эффект. Типы фотоэлементов.

4

2.

Развитие взглядов на развитие вещества. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

2

3.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Эффект Вавилова-Черенкова. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений.

4

Раздел 7. Эволюция Вселенной                                                                                                                                                   8

Содержание учебного материала

7

2

1

Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

2

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система, происхождение. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд.

Самостоятельная работа:

Подготовка презентации по теме «Солнечная система»

3

Итоговая контрольная работа

1

2

Всего:

270


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Физика» имеется учебный кабинет и лаборатория физики.

         Оборудование учебного кабинета:

– стенд «Физические постоянные»;

- стенд «Ученые - физики»;

- стенд «Молекулярная физика и термодинамика»;

- модели твердых тел: кристаллических и аморфных,.

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

        Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- лабораторная посуда;

- лабораторное оборудование;

- спиртовки;

- коллекции образцов твердых тел, жидкостей

- методические пособия по проведению лабораторных работ.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий

Основные источники:

1. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский дом «Академия», 2012.

2. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учебное пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования . – М., 2014.

4. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебное пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. М. – 2013.

2. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. М. – 2015.

3. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. М. – 2013.

4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебное пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. – М., 2014.

5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

Интернет-ресурсы -

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).

www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета - Физика).

https//fiz.1september.ru ((Учебно-методическая газета «Физика»).

www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

Методические разработки

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (лабораторные работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий ( групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

        Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по лабораторным занятиям.

        Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме  экзамена.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

«ФИЗИКА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  занятий и лабораторных работ, устного и письменного опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Физика":

-  сформированность представлений о роли и месте физики в современной научнойкартине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Входной контроль: собеседование

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Оперативный контроль:

- просмотр и обсуждение докладов, рефератов;

- коллоквиум ;

- проверка и оценка презентаций

- сформированность умения решать физические задачи;

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и оценка отчётов по лабораторным работам

- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

- сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

Рубежный контроль

- письменная контрольная работа;

- комбинированный опрос

- сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

- владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

- владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и оценка отчётов по лабораторным работам

Итоговый контроль – экзамен



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач 

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты 

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика" по профессии Сварщик

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 Физика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с однов...

Программа по учебной дисциплине Физика

Программа по учебной дисциплине Физика...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика"

Рабочая программа по физике разработана в соответствии с ФГОС среднего ( полного)  общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)....

Программа по учебной дисциплины "Физика" для профессии "Мастер общестроительных работ"

Рабочая  программа учебной дисциплины «Физика» является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих технического профиля для профессии 270802.09 «Мастер общестроительных...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика"

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисцмплины "Физика", на основе Прим...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика"

Рабочая программа учебной дисциплины разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессии среднего профессионального образования (да...