Программа по учебной дисциплины "Физика" для профессии "Мастер общестроительных работ"
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих технического профиля для профессии 270802.09 «Мастер общестроительных работ».
Учебная дисциплина «Физика» изучается в образовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
Рабочая программа предназначена для обучающихся I , II курса очной формы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fizika_stroiteli2016-17.doc | 680 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 49»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 08. Физика
для профессии
270802.09 «Мастер общестроительных работ»
2016
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО)
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донецкое профессиональное училище №49»
Разработчик:
Прихожая Светлана Петровна, преподаватель ГБПОУ РО ПУ № 49 г. Донецка
Рецензенты:
1. Заведующая учебной частью ГБПОУ РО ПУ № 49 Л.Г. Кривушко
2. Преподаватель физики ГБПОУ РО ПУ № 50 Т.И. Дятлова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 20 |
| 33 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 08. «Физика»
профессии
270802.09 «Мастер общестроительных работ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих технического профиля для профессии 270802.09 «Мастер общестроительных работ».
Учебная дисциплина «Физика» изучается в образовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
Рабочая программа предназначена для обучающихся I , II курса очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общеобразовательному циклу, является базовой учебной дисциплиной, изучается в 1,2,3,4 семестрах.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно – научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
- предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется через:
- отбор дидактических единиц;
- использование потенциала межпредметных связей с основами материаловедения, основами электротехники, основами технологии общестроительных работ, основами строительного черчения;
- отражение профильной составляющей в отборе видов учебной деятельности;
- в организации самостоятельной работы обучающихся.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 180 час
самостоятельной работы обучающегося - 90 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
лабораторные работы | 20 |
контрольные работы | 11 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников, конспектом лекций, работа с учебной и справочной литературой выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы), составление таблиц, кроссвордов | 33 |
подготовка сообщений с презентацией | 19 |
подготовка рефератов, докладов, сообщений | 38 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение |
Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Физическая величина и ее измерение. Абсолютная и относительная погрешность. Международная система единиц (СИ). | 2 | 1 |
Раздел 1. Механика | 38 | ||
Тема 1.1. Кинематика 10ч | Содержание учебного материала | 7 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 10 10 | ||
Проектное задание: «Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель»
| |||
Тема 1.2. Законы механики Ньютона. Силы в природе 12ч | Содержание учебного материала | 5 | |
Связь между ускорением и силой. II закон Ньютона. Масса. III закон Ньютона. Инерциальные системы.
| 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа №2 по теме: «Динамика» | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Работа с учебной литературой, подготовка сообщения на тему: «Опыт Кавендиша» | |||
Тема 1.3. Законы сохранения в механике 10ч | Содержание учебного материала | 5 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа по теме№3: «Законы сохранения» | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
| |||
| |||
Самостоятельная работа | 5 | ||
| 1 2 2 | ||
Тема 1.4. Механические колебания и волны 6ч | Содержание учебного материала | 5 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
| |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Работа с учебной литературой, подготовка сообщений на темы:
| 1 1 1 | ||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. | 24 | ||
Тема 2.1. Основы молекулярно – кинетической теории. Идеальный газ 11ч | Содержание учебного материала | 4 | |
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Контрольная работа №4 по теме: «Основы МКТ» | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
| |||
| |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Работа с учебной литературой, написание конспектов по темам:
«Абсолютный нуль температуры» | 1 1 | ||
Тема 2.2. Основы термодинамики 7ч | Содержание учебного материала | 4 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа №5 по теме: «Основы термодинамики» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 3 | ||
| 1 1 1 | ||
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы 6ч | Содержание учебного материала | 4 | |
| |||
2 | |||
Лабораторные работы | 2 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Самостоятельная работа | 5 | ||
| 2 1 2 | ||
Раздел 3. Электродинамика | 54 | ||
Тема 3.1. Электрическое поле 15ч | Содержание учебного материала | 11 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 3 | ||
| |||
| |||
| |||
Контрольная работа №6 по теме: «Электростатика» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
| 2 4 | ||
Тема 3.2. Законы постоянного тока 12ч | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
| |||
Лабораторные работы | 6 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
| 4 4 2 | ||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах 8ч | Содержание учебного материала | 6 | |
| |||
2 | |||
Практические занятия | 1 | ||
| |||
| 1 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
| 2 2 | ||
Тема 3.4. Магнитное поле 10ч | Содержание учебного материала | 7 | |
Магнитные свойства вещества | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа №7 по теме: «Магнитное поле» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
| 1 4 1 | ||
Тема 3.5. Электромагнитная индукция 9ч | Содержание учебного материала | 6 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
| |||
Лабораторные работы | 2 1 | ||
| |||
| 1 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
| 4 2 | ||
Раздел 4. Колебания и волны | 26 | ||
Тема 4.1. Электромагнитные колебания и волны 26ч | Содержание учебного материала | ||
| 21 | ||
Практические занятия | 4 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Контрольная работа №8 по теме: «Колебания» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
| 2 4 | ||
Раздел 5. Оптика | 14 | ||
Тема 5.1. Волновая оптика 14ч | Содержание учебного материала | 7 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа №9 по теме: «Оптика» | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная работа | 8 | ||
| 1 2 4 1 | ||
Раздел 6. Строение атома и квантовая физика | 14 | ||
Тема 6.1. Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 5 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
| |||
Контрольная работа №10 по теме: «Световые кванты» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
Работа с учебной литературой, написание рефератов на темы:
| 3 3 | ||
Тема 6.2. Физика атома и атомного ядра | Содержание учебного материала | 4 | |
| |||
Практические занятия | 3 | ||
| |||
| |||
Контрольная работа № 11 теме: «Физика атомного ядра» | 1 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
| 1 3 | ||
Раздел 7.Эволюция Вселенной | 8 | ||
Тема 7.1. Термоядерный синтез | Содержание учебного материала | 4 | |
| 1 | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
| 2 | ||
Тема 7.2 Строение и развитие Вселенной | Содержание учебного материала | 3 | |
| 1 | ||
| 1 | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
| 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) | Формы и методы контроля и оценка результатов обучения |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации. | Устный опрос Фронтальный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Кинематика | Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы | Фронтальный опрос Устный опрос Тестирование Физический диктант Практические работы № 1, 2,3, 4 Терминологический диктант Контрольная работа №1,2 Лабораторные работы №1,2 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Законы сохранения в механике | Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения | Физический диктант Устный опрос Тестирование Практические работы № 5,6,7 Контрольная работа №3 Лабораторная работа №3 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ | Устный опрос Физический диктант Тестирование Практические работы № 8,9,10,11 Лабораторная работа №4 Контрольная работа № 4 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки» | Фронтальный опрос Самостоятельная работа Физический диктант Практические работы № 12, 13 Контрольная работа №5 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов | Фронтальный опрос Устный опрос Терминологический диктант Тестирование Лабораторная работа №5 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей | Фронтальный опрос Устный опрос Физический диктант Практические работы № 14, 15,16 Контрольная работа № 6 Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей | Фронтальный опрос Самостоятельная работа с книгой Физический диктант Практические работы № 17, 18 Лабораторная работа № 6, 7, 8 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Магнитные явления | Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа с книгой Физический диктант Практические работы № 19,20, 21 Контрольная работа № 7 Лабораторная работа №9 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Механические колебания | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний | Устный опрос Физический диктант Практические работы № 22 Тестирование Контрольная работа № 7 Самостоятельная работа с книгой Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Упругие волны | Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека | Устный опрос Физический диктант Тестирование Решение задач Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии | Устный опрос Тестирование Физический диктант Практические работы № 23, 24, 25 Внеаудиторная самостоятельная работа Контрольная работа № 8 Экзамен |
Электромагнитные волны | Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной | Тестирование Устный опрос Физический диктант Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Природа света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа | Устный опрос Физический диктант Практические работы № 26, 27 Лабораторная работа № 10 Тестирование Контрольная работа № 9 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Волновые свойства света | Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений | Устный опрос Тестирование Физический диктант Лабораторная работа №11 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без- инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики | Тестирование Устный опрос Физический диктант Практические работы № 28 Контрольная работа № 10 Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера | Устный опрос Физический диктант Мозговой штурм Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Физика атомного ядра | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности | Устный опрос Физический диктант Тестирование Практические работы № 29, 30 Контрольная работа № 11 Решение задач Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен Работа с различными информационными источниками, учебником, справочной литературой (в том числе представленных в электронном виде) |
Строение и развитие Вселенной | Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д. | Устный опрос Фронтальный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа Экзамен |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы | Тестирование Устный опрос Конспектирование Контрольная работа № 12 Внеаудиторная самостоятельная работа |
4.УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
- таблицы по физике;
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- вспомогательное оборудование;
Технические средства обучения:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
- мультимедиапроектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
- Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
- Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2016.
- Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
- Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
- Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
- Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
- Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
- Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
- Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
- Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И. Трофимовой. — М., 2014.
Для преподавателя:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
- Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет-ресурсы:
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www.booksgid.com (Воо^ Gid. Электронная библиотека).
- www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
- www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www. ru/book (Электронная библиотечная система).
- www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
- www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
- www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
- www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
- www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
- www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
- www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
Аудиовизуальные средства
- Электронное пособие Кирилла и Мифодия по физике 2011г
- Диск «Повторение и обобщающий контроль знаний 10 – 11 класс»
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
- Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
- Альтернативная энергетика.
- Акустические свойства полупроводников.
- Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
- Асинхронный двигатель.
- Астероиды.
- Астрономия наших дней.
- Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
- Бесконтактные методы контроля температуры.
- Биполярные транзисторы.
- Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
- Величайшие открытия физики.
- Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
- Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
- Вселенная и темная материя.
- Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
- Голография и ее применение.
- Движение тела переменной массы.
- Дифракция в нашей жизни.
- Жидкие кристаллы.
- Законы Кирхгофа для электрической цепи.
- Законы сохранения в механике.
- Значение открытий Галилея.
- Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
- Исаак Ньютон — создатель классической физики.
- Использование электроэнергии в транспорте.
- Классификация и характеристики элементарных частиц.
- Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
- Конструкция и виды лазеров.
- Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
- Лазерные технологии и их использование.
- Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
- Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
- Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
- Макс Планк.
- Метод меченых атомов.
- Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
- Методы определения плотности.
- Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
- Модели атома. Опыт Резерфорда.
- Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
- Молния — газовый разряд в природных условиях.
- Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
- Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
- Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
- Нильс Бор — один из создателей современной физики.
- Нуклеосинтез во Вселенной.
- Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
- Оптические явления в природе.
- Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
- Переменный электрический ток и его применение.
- Плазма — четвертое состояние вещества.
- Планеты Солнечной системы.
- Полупроводниковые датчики температуры.
- Применение жидких кристаллов в промышленности.
- Применение ядерных реакторов.
- Природа ферромагнетизма.
- Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
- Производство, передача и использование электроэнергии.
- Происхождение Солнечной системы.
- Пьезоэлектрический эффект его применение.
- Развитие средств связи и радио.
- Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
- Реликтовое излучение.
- Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
- Рождение и эволюция звезд.
- Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.
- Свет — электромагнитная волна.
- Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники.
- Силы трения.
- Современная спутниковая связь.
- Современная физическая картина мира.
- Современные средства связи.
- Солнце — источник жизни на Земле.
- Трансформаторы.
- Ультразвук (получение, свойства, применение).
- Управляемый термоядерный синтез.
- Ускорители заряженных частиц.
- Физика и музыка.
- Физические свойства атмосферы.
- Фотоэлементы.
- Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
- Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
- Черные дыры.
- Шкала электромагнитных волн.
- Экологические проблемы и возможные пути их решения.
- Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
- Эмилий Христианович Ленц — русский физик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для профессии НПО: 130401.01 «Ремонтник горного оборудования»; 130405.03 «Проходчик»; 270802.09«Мастер общестроительных работ»; 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудований»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС- по профессии НПО:130401.01 группа №1 «Ремонтник горного...
Рабочая программа по географии, специальность мастер-общестроительных работ.
Рабочая программа по географии для СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по профессии 08.01.07. Мастер общестроительных работ ...
Рабочая программа учебного предмета Математика по профессии СПО 08.01.27 Мастер общестроительных работ
Рабочая программа учебного предмета Математика разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по профессии среднего профессио...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Английский язык» (далее УД) программы подготовки квалифицированных рабочих и служащ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СГ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для профессии среднего профессионального образования 08.01.27 Мастер общестроительных работ 2 курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСГ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для профессии среднего профессионального образования08.01.27 Мастер общестроительных работ 2 курс...