Рабочая программа по учебной дисциплине "Физика" по профессии Сварщик
рабочая программа по физике на тему
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 Физика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413) и требований ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 15.01.05 сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (ФГОС утверждён приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 №701, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013 № 29498) и в соответствии с приказом Минобрнауки России от 05.06.2014 года № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом министерства образования и науки РФ от 29.10.2013г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 28.09.2009г. № 354 и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 г. № 355»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_svarshchiki.doc | 544 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 5
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»
для профессии 15.01.05 сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
2015 год
РАССМОТРЕНО методическим объединением естественно-научного цикла «28» августа 2015 г. Председатель ___________ Е.Л. Васильева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК «АТОИТ» «31» августа 2015 г. _______________ В.В. Палата |
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № 1от 31.08.2015 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 Физика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413) и требований ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 15.01.05 сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (ФГОС утверждён приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 №701, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013 № 29498) и в соответствии с приказом Минобрнауки России от 05.06.2014 года № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом министерства образования и науки РФ от 29.10.2013г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 28.09.2009г. № 354 и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 г. № 355»)
Организация разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 5 Краснодарского края
Разработчики:
Емельянов В.С., преподаватель
Рецензенты: __________________________
__________________________ квалификация по диплому
_______________________________
подпись
__________________________
__________________________ квалификация по диплому
_______________________________
Подпись
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………….4
- Общая характеристика учебной дисциплины……………………………..6
- Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………….12
- Результаты освоения учебной дисциплины – личностные, метапредметные, предметные……………………………………………………………..12
- Содержание учебной дисциплины………………………………………….14
- Тематическое планирование……………………………………………….18
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины…………………………………………………..19
1.Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Цели обучения конкретизируются в задачах учебного предмета. Задачи более конкретны по сравнению с целями. При постановке задач обучения следует помнить, каждая из них есть шаг к достижению цели. Например, в качестве цели обучения обозначено формирование у учащихся целостной научной картины мира. Этой цели соответствуют указанные далее задачи:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Вполне возможно, что решение одной и той же задачи направлено на достижение разных целей. В той же рабочей программе задача «понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека» направлена на достижение нескольких целей:
- создание предпосылок для работы учащихся в открытом информационном пространстве;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» студент должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач ; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле ;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
2. Общая характеристика учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Физика рассчитана на 270 часов максимальной нагрузки, 180 часов обязательной аудиторной нагрузки и 90 часов самостоятельной работы. В соответствии с учебным планом изучается в 1, 2, 3 и 4 семестрах. Итоговый контроль осуществляется в конце четвертого семестра в виде экзамена.
При изучении курса физики на базовом уровне продолжаются и получают развитие следующие разделы.
Раздел 1. «Механика» изучает такие понятия как материальная точка, относительность механического движения, виды движения: равномерное и равноускоренное, поступательное и вращательное; инерциальная и неинерциальная системы отсчета; путь, перемещение, скорость, средняя скорость мгновенная скорость, ускорение, центростремительное ускорение; масса, сила, сила тяжести, сила трения, силы упругости, вес, невесомость, давление, импульс; механическая работа, КПД механизма, потенциальная и кинетическая энергия, мощность.
В разделе «Механика» все занятия теоретические, по типу относятся к урокам изучения нового учебного материала, комбинированным, применения знаний и умений.
В конце изучения тем «Кинематика» и «Законы механики Ньютона» проводится урок контроля знаний, умений и навыков.
В данном разделе выполняются лабораторные работы способствующие формированию у обучающихся экспериментальных навыков, наблюдения, описания, измерения, умений обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся выполняют
- сообщения по теме: «Вибрации в сварочном оборудовании», «Силы упругости и трения и их проявление при сварке»;
- готовят карточки, составляют таблицы, кроссворды;
- решают задачи с элементами самостоятельного планирования и самооценивания;
- составляют тесты.
Раздел 2. «Молекулярная физика. Термодинамика» изучает такие понятия как тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, молярная масса, количество вещества, идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение, температура, необратимость тепловых процессов; работа газа и теплопередача; тепловые машины; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации;
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, применения знаний и умений. В конце изучения тем «Основы МКТ. Идеальный газ» и «Свойства паров, жидкостей и твердых тел» проводится урок контроля знаний и умений.
В данном разделе выполняются лабораторные работы способствующие формированию у обучающихся экспериментальных навыков, действий наблюдения и сравнения, описания, измерения, умений пользоваться приборами, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается на выбор: - составить конспект и вопросы к нему по темам «Низкие температуры в
науке и технике», «Поверхностное натяжение и смачивание»;
- подготовить сообщения по темам «Тепловые двигатели», «Кондиционеры», «Явления смачивания и несмачивания, их учёт в сварочном производстве», «Влажность, её значение в профессии», «Виды деформаций и их учёт в профессии», «Энергетический и экологический кризисы»;
- составить и решить задачи с профессиональной направленностью.
Раздел 3. «Электродинамика» изучает такие понятия как электрическое взаимодействие, электрический заряд, элементарный электрический заряд, электромагнитное поле; проводники и диэлектрики; напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, конденсатор, диэлектрическая проницаемость среды; сила тока, сопротивление, удельное сопротивление, сторонние силы, электродвижущая сила, источник тока, последовательное и параллельное соединение проводников; собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n-переход в полупроводниках, диод, транзистор; электромагнитная индукция, магнитный поток самоиндукция, индуктивность.
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, применения знаний и умений, семинары, закрепление знаний и умений. В конце изучения тем «Законы постоянного тока», «Магнитное поле. Электромагнитная индукции» проводится урок контроля знаний и умений.
В данном разделе выполняются лабораторные работы, способствующие формированию у обучающихся экспериментальных навыков, умений собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты, делать выводы и применять полученные знания на практике.
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается на выбор подготовить:
- рефераты по темам: «Развитие электродинамики»; «История открытия и практическое применение электромагнетизма», «Электродуговая сварка, как вид газового разряда», «Плазменная резка металлов»;
- сообщения по темам: «Эволюция представлений об электроне»; «Ампер – основоположник электродинамики»; «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия»; «Влияние термической обработки на магнитные свойства вещества;
- составление алгоритма решения задач и решение задач по темам: «Закон Кулона», «Законы постоянного тока»; «Индуктивность», «Энергия магнитного поля», а также задач профессиональной значимости;
- составление кроссвордов, викторин.
Раздел 4. «Колебания и волны» изучает такие понятия как амплитуда, период, частота; поперечные и продольные волны, длина волны; интерференция, дифракция, ультразвук, колебательный контур, переменный ток, генератор, электромагнитная волна, радиосвязь.
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, применения знаний и умений, семинары, закрепление знаний и умений. В конце изучения раздела проводится урок контроля знаний и умений.
В данном разделе выполняются лабораторные работы, способствующие формированию у обучающихся экспериментальных навыков, умений применять полученные теоретические знания при проведении эксперимента, собирать электрические цепи; наблюдать процессы в колебательных системах и описывать их, умений пользоваться электроизмерительными приборами, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты, делать выводы и применять полученные знания на практике.
В рамках самостоятельной работы обучающиеся выполняют:
- сообщения, рефераты по темам «Трансформаторы», «Современные средства связи»; «Ультразвук и его использование в технике и медицине», «Вибрации в сварочном оборудовании»;
- решают задачи на применение формул: Томсона, индуктивного и емкостного сопротивления, длины электромагнитной волны;
- создают презентации по темам: «Ультразвук и его применение», «Производство, передача и использование электроэнергии».
Раздел 5. «Оптика» изучает такие понятия как отражение, преломление, интерференция, дифракция, дифракционная решетка, дисперсия, линза, лупа, микроскоп, телескоп, поляризация, спектры, спектроскоп, коротковолновые излучения.
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, применения знаний и умений, семинары, закрепление знаний и умений. В конце изучения раздела проводится урок контроля знаний и умений.
В данном разделе выполняются лабораторные работы, способствующие формированию у обучающихся экспериментальных навыков, умений применять полученные теоретические знания при проведении эксперимента, умений пользоваться оптическими приборами, обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты, делать выводы и применять полученные знания на практике.
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается на выбор составить конспект и вопросы к нему по темам: «Волновые свойства света», «Шкала электромагнитных волн», «Оптические приборы»;
- подготовить сообщения, рефераты по темам «Оптические явления в природе», «Дифракция в нашей жизни», «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение», «Спектральный анализ, его использование», «Влияние цвета на психическое состояние человека»;
- создать презентации по темам: «Линзы», «Оптические приборы», «Волновые свойства света», «Виды спектров»;
- решить задачи на применение: законов отражения и преломления света, формулу тонкой линзы; на построение изображений в линзах.
Раздел 6. «Элементы квантовой физики» изучает такие понятия как квант, фотон, фотоэффект, фотоэлемент, красная граница фотоэффекта, фотоэлектроны, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, спектры испускания и поглощения, атом, ядро, протон, нейтрон, радиоактивность, изотоп, дефект массы, энергия связи, ядерная реакция, цепная реакция, ядерный реактор, радиация, энергетический выход ядерных реакций;
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, применения знаний и умений, семинары, закрепление знаний и умений. В конце изучения раздела проводится урок контроля знаний и умений.
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается подготовить:
- доклады по темам: «Макс Планк», «А.Г.Столетов – русский физик», «Открытие радиоактивности», «Ядерная энергетика и экология», «Виды радиоактивных излучений, их использование»;
- презентации по темам: «Опыты Резерфорда», «Ядерный реактор», «Оптические явления в природе», «Рентгеновское излучение»;
- сообщения по темам: «Вильгельм Конрад Рентген», «Открытие -лучей», «Применение ядерных реакторов» «Фотоэлементы, их применение в технике», «Применение лазеров при резке тугоплавких металлов»;
- подготовка карточек, кроссвордов, викторин.
Раздел 7. «Эволюция Вселенной» изучает такие понятия как Солнечная система, планета, спутники, астероид, метеорит, звезда, галактика, Вселенная, термоядерный синтез, черная дыра.
По типу все занятия делятся на уроки изучения нового материала, комбинированные, семинары, обобщения и систематизации знаний. В конце изучения раздела проводится итоговый урок контроля знаний и умений.
В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагается подготовить:
- доклады по темам: «История освоения космоса», «Космические объекты», «Галактики», «Происхождение Солнечной системы», «Рождение и эволюция звезд».
- сообщения по темам: «Развитие астрономических знаний в античности, средних веках и в новое время»; «Ядерные реакции в звездах»;
- презентации по темам: «Солнце – источник жизни на Земле», «Мифы о созвездиях».
Система оценки достижения результатов по дисциплине «Физика» состоит из текущего контроля по теоретическому материалу, оценок за лабораторные работы и промежуточной аттестации в виде экзамена.
3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Общественная учебная дисциплина ОУД 08. Физика относится к предметной области естественные науки и общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС с учётом требований ФГОС СПО и профиля профессионального образования.
4. Результаты освоения учебной дисциплины - личностные,
метапредметные, предметные
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
- предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
5. Содержание учебной дисциплины
Введение
Физика - наука о природе.
Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Физические законы. Понятие о физической картине мира.
Раздел 1. Механика
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Лабораторные работы
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение закона сохранения импульса.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.
Изучение особенностей силы трения (скольжения).
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Термодинамическая шкала температур. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Второе начало термодинамики. Холодильные машины. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Кипение. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления, их учет в профессии.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Лабораторные работы
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Изучение деформации растяжения.
Изучение теплового расширения твердых тел.
Изучение особенностей теплового расширения воды.
Раздел 3. Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Понятие об электробезопасности. Действие тока на организм человека.
Электрический ток в полупроводниках. Проводимость различных веществ. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи,
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.
Определение температуры нити лампы накаливания.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Раздел 4. Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
Раздел 5. Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи.
Лабораторные работы
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
Изучение интерференции и дифракции света.
Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.
Раздел 6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний и внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Раздел 7. Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система - Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы . Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
6. Тематический план учебной дисциплины
ОУД.08 «Физика»
для профессии 15.01.05 сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)
\технический профиль\
Наименование разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки | Самостоятельная работа | |
Всего | Лабораторные работы | ||
Введение | 2 | 1 | |
Раздел 1. МЕХАНИКА | 32 | 16 | |
Тема 1.1 Кинематика | 10 | 5 | |
Тема 1.2 Законы механики Ньютона | 10 | 2 | 5 |
Тема 1.3 Законы сохранения в механике | 12 | 4 | 6 |
Раздел 2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКА | 30 | 15 | |
Тема 2.1 Основы МКТ. Идеальный газ | 8 | 4 | |
Тема 2.2. Основы термодинамики | 5 | 3 | |
Тема 2.3 Свойства паров, жидкостей и твердых тел | 17 | 5 | 8 |
Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 55 | 27 | |
Тема 3.1 Электрическое поле | 16 | 8 | |
Тема 3.2 Законы постоянного тока | 22 | 5 | 11 |
Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | 3 | 1 | |
Тема 3.4 Магнитное поле | 9 | 5 | |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | 5 | 1 | 2 |
Раздел 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 25 | 13 | |
Тема 4.1. Механические колебания | 6 | 1 | 3 |
Тема 4.2 Упругие волны | 6 | 3 | |
Тема 4.3 Электромагнитные колебания | 9 | 1 | 5 |
Тема 4.4 Электромагнитные волны | 4 | 2 | |
Раздел 5. ОПТИКА | 14 | 7 | |
Тема 5.1 Природа света | 4 | 1 | 2 |
Тема 5.2 Волновые свойства света | 10 | 2 | 5 |
Раздел 6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ | 14 | 7 | |
Тема 6.1 Квантовая оптика | 4 | 2 | |
Тема 6.2 Физика атома | 4 | 2 | |
Тема 6.3 Физика атомного ядра | 6 | 3 | |
Раздел 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 8 | 4 | |
Тема 7.1 Строение и развитие вселенной | 4 | 2 | |
Тема 7.2 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | 4 | 2 | |
Итого | 180 | 22 | 90 |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Физика»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, сборники задач, опорные конспекты, плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ);
- стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
- кодоскоп, проекционный экран.
Лабораторное оборудование учебного кабинета
- весы учебные с разновесами;
- тахометр;
- набор грузов по механике;
- термометры лабораторные;
- штангенциркуль;
- штативы;
- микроскоп;
- модель броуновского движения;
- манометр лабораторный;
- модель ДВС;
- модель паровой турбины;
- набор капилляров;
- амперметр с гальванометром;
- амперметры и вольтметры лабораторные;
- выпрямитель В-24;
- батарея конденсаторов;
- конденсатор разборный;
- электрометры с принадлежностями;
- набор полупроводников;
- АВОметр;
- реостаты;
- магазин сопротивлений;
- сопротивления спиральные;
- генератор «Спектр»;
- осциллограф;
- набор магнитов;
- магнитная стрелка:
- соленоид;
- трансформаторы;
- набор «Электронный усилитель»;
- набор по интерференции и дифракции света;
- трубки спектральные;
- бипризма Френеля;
- спектроскоп двухтрубный;
- пластинки стеклянные с плоскопараллельными гранями;
- экран со щелью;
- набор по фотоэффекту;
- прибор по геометрической оптике;
- прибор по поляризации света;
- радиометр;
- демонстрационная модель камеры Вильсона;
- набор линз и зеркал.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Физика: учеб. Для 10, 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010.
Фирсов А. В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. — М., 2014.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Интернет- ресурсы
www.fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww.dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
мирпрезентаций.рф›index/prezentacii_po_fizike/
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 5
Краснодарского края
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ОД
__________________________
«28» августа 2015 г.
Календарно-тематический план
На 2015 – 2017 учебные годы
для профессии 15.01.05 сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
по учебной дисциплине ОУД.08 Физика
Преподаватель Емельянов В.С.
Количество часов по учебному плану 180 часов.
Составлен в соответствии с рабочей программой, утверждённой от
«31» августа 2015 г.
Рассмотрен на заседании методического объединения преподавателей
общеобразовательных дисциплин.
Протокол № 1 от «28 » августа 2015 г.
Председатель методического объединения _____________ Васильева Е.Л.
№ урока | Наименование разделов и тем 1 курс | Кол-во часов | Вид занятия, тип урока | Календарные сроки изучения, план/факт | |||
гр. № | гр. № | ||||||
ВВЕДЕНИЕ | 2 | ||||||
Физика – наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости | 1 | Изучение нового материала | |||||
Физические законы. Основные элементы физической картины мира | 1 | Изучение нового материала | |||||
Раздел 1. МЕХАНИКА | 32 | ||||||
Тема 1.1 КИНЕМАТИКА | 10 | ||||||
Механическое движение | 1 | Изучение нового материала | |||||
Перемещение. Путь | 1 | Изучение нового материала | |||||
Скорость. Равномерное прямолинейное движение | 1 | Комбинированный | |||||
Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач на равнопеременное прямолинейное движение | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы» | 1 | Изучение нового материала | |||||
Свободное падение. Движение тела брошенного под углом к горизонту. | 1 | Комбинированный | |||||
Равномерное движение по окружности. | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач по теме «Кинематика» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Тема 1.2 ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА | 10 | ||||||
Первый закон Ньютона. | 1 | Изучение нового материала | |||||
Сила. Масса. Импульс | 1 | Изучение нового материала | |||||
Второй закон Ньютона | 1 | Комбинированный | |||||
Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. | 1 | Комбинированный | |||||
Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Сила тяжести. Вес тела. Способ измерения массы тел | 1 | Комбинированный | |||||
Силы в механике | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач в профессиональной значимости | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 2 «Изучение особенностей силы трения» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Контрольная работа № 2 по теме «Законы механики Ньютона» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Тема 1.3 ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ | 12 | ||||||
Закон сохранения импульса. Реактивное движение | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 3 «Изучение закона сохранения импульса» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Работа силы. Работа потенциальных сил | 1 | Комбинированный | |||||
Мощность. Энергия | 1 | Изучение нового материала | |||||
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач на расчет кинетической и потенциальной энергии | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 4 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Закон сохранения механической энергии | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 6 «Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Раздел 2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ | 30 | ||||||
Тема 2.1 ОСНОВЫ МКТ. ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ | 8 | ||||||
Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Броуновское движение | 1 | Изучение нового материала | |||||
Строение газообразных, жидких и твердых тел | 1 | Изучение нового материала | |||||
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ газов | 1 | Комбинированный | |||||
Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температур | 1 | Изучение нового материала | |||||
Газовые законы | 1 | Изучение нового материала | |||||
Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач по теме «Основы МКТ. Идеальный газ» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
К/р №4 по теме «Основы МКТ. Идеальный газ» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Тема 2.2 ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ | 5 | ||||||
Внутренняя энергия идеального газа | 1 | Изучение нового материала | |||||
Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость | 1 | Комбинированный | |||||
Первый закон термодинамики. Принцип действия тепловой машины | 1 | Комбинированный | |||||
Второе начало термодинамики. Холодильные машины. Охрана природы | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тема 2.3 СВОЙСТВА ПАРОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ | 17 | ||||||
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства | 1 | Изучение нового материала | |||||
Абсолютная и относительная влажность воздуха | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач на влажность воздуха | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Кипение. Перегретый пар и его использование в технике | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р №7 «Измерение влажности воздуха» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости | 1 | Изучение нового материала | |||||
Явление на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления, их учет в профессии | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р №8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Решение задач на свойства жидкостей | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел | 1 | Изучение нового материала | |||||
Закон Гука. Механические свойства твердых тел | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 9 «Изучение деформации растяжения» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 10 «Изучение теплового расширения твердых тел» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 11 «Изучение особенностей теплового расширения воды» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Решение задач по теме «Механические свойства твердых тел» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Контрольная работа № 4 по теме «Свойства паров, жидкостей и твердых тел» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 55 | ||||||
Тема 3.1 Электрическое поле | 16 | ||||||
Электрические заряды. Закон сохранения заряда | 1 | Изучение нового материала | |||||
Закон Кулона | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач на закон Кулона | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Электрическое поле. Напряженность электрического поля | 1 | Изучение нового материала | |||||
Работа сил электростатического поля | 1 | Комбинированный | |||||
Потенциал. Разность потенциалов | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач профессиональной значимости | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля | 1 | Комбинированный | |||||
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков | 1 | Комбинированный | |||||
Проводники в диэлектрическом поле | 1 | Изучение нового материала | |||||
Конденсаторы | 1 | Изучение нового материала | |||||
Соединение конденсаторов в батарею | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач на нахождение электроёмкости | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Энергия заряженного конденсатора | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач по теме «Электрическое поле» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Контрольная работа № 5 по темам «Основы МКТ и термодинамика. Электрическое поле» | 1 | Контроль знаний и умений |
№ урока | Наименование разделов и тем 2 курс | Кол-во часов | Вид занятия, тип урока | Календарные сроки изучения, план/факт | |||
гр. № | гр. № | ||||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока | 22 | план | факт | план | факт | ||
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока | 1 | Изучение нового материала | |||||
Сила тока и плотность тока | 1 | Комбинированный | |||||
Закон Ома для участка цепи без ЭДС | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 1 «Изучение закона Ома для участка цепи» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника | 1 | Изучение нового материала | |||||
Соединение проводников | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 2 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач профессиональной значимости | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Л/р № 3 «Определение температуры нити лампы накаливания» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи | 1 | Изучение нового материала | |||||
Соединение источников электрической энергии в батарею | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 4 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тепловое действие тока. Закон Джоуля–Ленца. | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач по теме «Закон Джоуля-Ленца» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Работа и мощность электрического тока | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 5 «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Понятие об электробезопасности. Действие тока на организм человека | 1 | Рассказ, беседа | |||||
Решение задач на законы постоянного тока | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Решение задач профессиональной значимости | 1 | Применение знаний и умений | |||||
К/р № 1 по теме: «Законы постоянного тока» | 1 | Контроль знаний и умений | |||||
Тема 3.3 Электрический ток в полупроводниках | 3 | ||||||
Проводимость различных веществ. | 1 | Изучение нового материала | |||||
Собственная и примесная проводимость полупроводников. | 1 | Изучение нового материала | |||||
Полупроводниковые приборы | 1 | Комбинированный | |||||
Тема 3.4 Магнитное поле | 9 | ||||||
Вектор индукции магнитного поля | 1 | Изучение нового материала | |||||
Закон Ампера | 1 | Изучение нового материала | |||||
Взаимодействие токов. Магнитный поток | 1 | Комбинированный | |||||
Решение задач на нахождение силы Ампера | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле | 1 | Комбинированный | |||||
Сила Лоренца | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач на нахождение силы Лоренца | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Определение удельного заряда | 1 | Комбинированный | |||||
Ускорители заряженных частиц | 1 | Изучение нового материала | |||||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | 5 | ||||||
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 6 « Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Комбинированный | |||||
Самоиндукция. Энергия магнитного поля | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
К/р № 2 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 | Проверка знаний и умений | |||||
Раздел 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 25 | ||||||
Тема 4.1 Механические колебания | 6 | ||||||
Колебательное движение. Гармонические колебания | 1 | Изучение нового материала | |||||
Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы | 1 | Изучение нового материала | |||||
Превращение энергии при колебательном движении | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 7 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач по теме «Механические колебания» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тема 4.2 Упругие волны | 6 | ||||||
Поперечные и продольные волны. Характеристики волн | 1 | Изучение нового материала | |||||
Уравнение плоской бегущей волны | 1 | Изучение нового материала | |||||
Интерференция волн | 1 | Изучение нового материала | |||||
Понятие о дифракции волн. Звуковые волны | 1 | Комбинированный | |||||
Ультразвук и его применение | 1 | Семинар | |||||
Решение задач по теме «Упругие волны» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тема 4.3 Электромагнитные колебания | 9 | ||||||
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре | 1 | Изучение нового материала | |||||
Вынужденные электрические колебания. Решение задач на формулу Томсона | 1 | Комбинированный | |||||
Переменный ток. Генератор переменного тока | 1 | Изучение нового материала | |||||
Ёмкостное и индуктивное сопротивления переменного тока | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 8 «Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Закон Ома для электрической цепи переменного тока | 1 | Комбинированный | |||||
Работа и мощность переменного тока | 1 | Комбинированный | |||||
Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Решение задач профессиональной значимости | 1 | Закрепление знаний и умений | |||||
Тема 4.4 Электромагнитные волны | 4 | ||||||
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны | 1 | Изучение нового материала | |||||
Открытый колебательный контур | 1 | Изучение нового материала | |||||
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн | 1 | Комбинированный | |||||
Контрольная работа № 3 по теме «Колебания и волны» | 1 | Контроль знаний и умений | |||||
Раздел 5. ОПТИКА | 14 | ||||||
Тема 5.1 Природа света | 4 | ||||||
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Линзы. Оптические приборы | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач по теме «Линзы» | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Л/р № 9 «Изучение изображения предметов в тонкой линзе» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Тема 5.2 Волновые свойства света | 10 | ||||||
Интерференция света. Когерентность световых лучей | 1 | Изучение нового материала | |||||
Интерференция в тонких пленках. Использование интерференции в науке и технике | 1 | Комбинированный | |||||
Дифракция света. Дифракционная решётка | 1 | Изучение нового материала | |||||
Л/р № 10 «Изучение интерференции и дифракции света» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Поляризация поперечных волн. Поляризация света | 1 | Изучение нового материала | |||||
Двойное лучепреломление. Поляроиды | 1 | Изучение нового материала | |||||
Дисперсия света. Спектры испускания. Спектры поглощения | 1 | Комбинированный | |||||
Л/р № 11 «Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий» | 1 | Применение знаний и умений | |||||
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи | 1 | Семинар | |||||
Контрольная работа № 4 по теме «Оптика» | 1 | Контроль знаний и умений | |||||
Раздел 6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ | 14 | ||||||
Тема 6.1 Квантовая оптика | 4 | ||||||
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны | 1 | Изучение нового материала | |||||
Внешний и внутренний фотоэффекты | 1 | Изучение нового материала | |||||
Решение задач на фотоэффект | 1 | Закрепление знаний и умений | |||||
Типы фотоэлементов | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Тема 6.2 Физика атома | 4 | ||||||
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода | 1 | Изучение нового материала | |||||
Ядерная модель атома. Опыты Резерфорда | 1 | Изучение нового материала | |||||
Модель атома водорода по Бору | 1 | Комбинированный | |||||
Квантовые генераторы | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Тема 6.3 Физика атомного ядра | 6 | ||||||
Естественная радиоактивность. | 1 | Изучение нового материала | |||||
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер | 1 | Изучение нового материала | |||||
Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность | 1 | Комбинированный | |||||
Деление тяжелых ядер. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор | 1 | Изучение нового материала | |||||
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных изотопов | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Контрольная работа № 5 по теме «Элементы квантовой физики» | 1 | Контроль знаний и умений | |||||
Раздел 7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 8 | ||||||
Тема 7.1 Строение и развитие Вселенной | 4 | ||||||
Наша звездная система – Галактика. Другие галактики | 1 | Изучение нового материала | |||||
Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная | 1 | Изучение нового материала | |||||
Модель горячей Вселенной | 1 | Комбинированный | |||||
Строение и происхождение галактик | 1 | Совершенствование знаний | |||||
Тема 7.2 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | 4 | ||||||
Термоядерный синтез. Энергия Солнца и звезд | 1 | Изучение нового материала | |||||
Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы | 1 | Изучение нового материала | |||||
Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний и умений | |||||
Повторительно-обобщающий урок по разделам «Колебания и волны. Оптика» | 1 | Обобщение и систематизация знаний |
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по учебной дисциплине ОУД.08 «Физика»
Данная программа предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика», рекомендованной ФГАУ «ФИРО».
Программа включает: пояснительную записку; общую характеристику учебной дисциплины, место учебной дисциплины в учебном плане, результаты освоения учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Материал изложен полно и подробно, объём рабочей программы соответствует требованиям и рассчитан на 180 часов аудиторных занятий и 90 часов – самостоятельной работы.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Оформление рабочей программы, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование осуществлено в соответствии с требованиями.
Методическое обеспечение предмета достаточно полно и доступно, ориентировано на современные источники и ссылки на цифровые образовательные ресурсы.
Заключение:
Рабочая программа может использоваться в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу в пределах освоения ОПОП СПО по учебной дисциплине «Физика»
Рецензент ________________________________________ _____________
(Фамилия И.О., место работы, должность) личная подпись
Дата М.П.
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу по учебной дисциплине ОУД.08 Физика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников профессий технического профиля. Данная программа тесно связана с другими учебными дисциплинами (математика, литература, история, химия, биология) и спец. дисциплинами.
Программа содержит все необходимые разделы согласно предъявленным требованиям: пояснительная записка; общая характеристика учебной дисциплины, место учебной дисциплины в учебном плане, результаты освоения учебной дисциплины, содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа рассчитана на 180 учебных часов и 90 часов – самостоятельной работы. В рабочей программе отражены цели и задачи дисциплины, в содержании приведена тематика внеаудиторных самостоятельных работ. В тематическом планировании представлены основные разделы дисциплины, фронтальные лабораторные работы, повторительно-обобщающие уроки, контрольные работы. Рабочая программа предусматривает применение информационных технологий.
Учебно-методическое обеспечение представлено достаточно полным и доступным списком литературы, ссылками на цифровые образовательные ресурсы.
Представленная рабочая программа вполне достаточна по объёму, включает в себя все основные дидактические единицы дисциплины. Содержание тем изложено подробно, лаконично и ясно.
Данная программа подготовлена на достаточном методическом уровне, содержание предлагаемого материала соответствует современным представлениям в области физики, астрономии, используется научный подход. Программа составлена с учётом требований Федеральных Государственных стандартов и может быть использована в учебном процессе.
Рецензент ____________________________________________ _________________
(Фамилия И.О., место работы, должность) личная подпись
Дата М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для профессии "Сварщик"
Программа по обществознанию для профессии "Сварщик" предназначена для обучающихся 1 курса....
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.07 «Сварщик на электро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессиям СПО 15.01.05 «Сварщик», 35.01.23 «Хозяйка усадьбы»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных...
Рабочая программа по ОБЖ для профессии "Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)"
Рабочая программа по ОБЖ для профессии "Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)" с региональным компонентом...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета "История" по профессии 15.01.05 Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая програма общеобразовательного учебного предмета "История"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ООД.02 Литература по профессиям СПО 15.01.05 «Сварщик ручной частично-механизированной сварки (наплавки)»,
Общеобразовательная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиии ...