Разработка элективного курса "Физика человека"
элективный курс по физике (10, 11 класс) на тему

Элективный курс адресован учащимся10-11 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часов.

Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по биофизике, биологической и медицинской физике каждому человеку для понимания процессов ,  происходящих в биологических системах , в том числе человеческом организме.

Организм человека - высокоорганизованная  многоуровневая система со сложной иерархией органов и тканей. Небезынтересным является применение к их изучению физических методов, что приведет к пониманию многих сложных явлений, происходящих в организме человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_cheloveka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Новошешминский муниципальный район

Зиреклинский лицей

Элективный курс

«Физика человека»

Составила: Кашапова З.Х.,

учитель физики высшей кв. категории

2017 г.


Пояснительная записка

Элективный курс адресован учащимся10-11 классов. Курс рассчитан на 34 учебных часов.

Целесообразность изучения предлагаемого элективного курса обусловлена значением знаний по биофизике, биологической и медицинской физике каждому человеку для понимания процессов ,  происходящих в биологических системах , в том числе человеческом организме.

Организм человека - высокоорганизованная  многоуровневая система со сложной иерархией органов и тканей. Небезынтересным является применение к их изучению физических методов, что приведет к пониманию многих сложных явлений, происходящих в организме человека.

         

Цель элективного курса – формирование у учащихся представлений о единстве природы и наук о ней.

В соответствии с этой целью  в процессе изучения данного элективного курса создаются условия для решения ряда образовательных задач.

Углубление и расширение знаний учащихся по :

  • механике,
  • термодинамике,
  • электродинамике,
  • оптике.

Приобретение учащимися предметных умений:

  • планировать эксперимент;
  • применять математические методы к решению теоретических задач.

Приобретению учащимися общеучебных умений:

  • Информационных - работать со средствами информации (научной, учебной, справочной литературой, компьютерными программными средствами); готовить сообщения и доклады, оформлять и представить их; готовить и представлять эксперимент;
  • коммуникативных - работать в группе, участвовать в дискуссиях.

Воспитанию учащихся:

  • формированию научного мировоззрения;
  • нравственному воспитанию;
  • эстетическому воспитанию.

        

Содержание программы.

Введение(2 ч)

Значение для человека знаний по биологии, биофизике и медицинской и биологической физике. Место человека в биосфере. Работы Ньютона, Юнга, Гельмгольца, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского.

Физические параметры человека.

Предельно допустимые значения величин.

Предельно достижимые значения величин.

Механические характеристики человека(6ч): кинематические, динамические , энергетические.

Основы биостатики.  Биостатика растений. Биостатика животных.

Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека.

Тепловые характеристики человека.(2ч)

Температура человека. Распределение температуры по телу человека. Нормальная температура тела человека.

Реакция человека на низкие и высокие температуры.

Человек и физические поля окружающего мира.(6ч)

Естественные источники электромагнитного излучения. Действие излучений различной частоты на человека. Виды и свойства радиоактивных излучений; защита от них.

Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине.

Электромиография: физические основы, диагностические методики.

Собственные физические поля организма человека(5ч)

Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ- диапазона. Акустические поля человека.

Периодические процессы в организме человека (2ч)

Различные ритмы в организме человека. Внутренние ритмы организма. Внешние источники регулирования внутренних ритмов человека.

Электрическая активность органов (3ч)

Физические основы электрокардиографии.

Методы исследования электрической активности мозга.

Зрительная и слуховая система (3ч)

Оптическая система  глаза. Биомеханика слуха. Слух. Вестибулярный аппарат. Эхолокация.

                                Физический практикум.

Измерение характеристик тела человека: объема, плотности, площади поверхности (1ч).

Измерение механической работы при прыжке в высоту; мощности , развиваемой при подъеме по лестнице ;мощности развиваемой при беге на дистанцию 60  м (1ч).

Изучение прибора для измерения давления , измерение давления человека.

Термометрия. Исследование суточных колебаний температуры человека.(1ч)

Исследование зрения, слуха. Обработка  электрокардиограммы((1ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса

Дополнительный курс литературы...

Элективный курс "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...

Элективный курс"Человек и его здоровье"

         Этот элективный курс направлен на:                                  ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)

Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащ...