Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Булюк Алла Александровна

       Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащихся, полученные  по  различным  естественным  предметам. В частности, она  непосредственно  связана  с  учебным  курсом  "Человек". Данный  элективный  курс  помогает  удовлетворить  познавательный  интерес  многих  учащихся  к  природе, расширить  их  знания  по  вопросу  взаимодействия  природы  и  человека, их  взаимного  влияния  друг  на  друга.  

      На  занятиях  уделяется  внимание  влиянию, как  положительному, так  и  отрицательному  различных  факторов  окружающей  среды  на  здоровье  человека, что  в  настоящее  время  является  очень  актуальным. На  экскурсиях  и  практических  занятиях  ребята  получают  не  только  теоретические  знания, но  и  практические  навыки.

      Программой  элективного  курса  предусмотрены  экскурсии  в  Музей  антропологии  и  этнографии  народов  мира, в Музей  гигиены  и  санитарного  просвещения, экскурсия  и  практическое  занятие  в  Водоканал  и  другие.

      Занятия  по  данной  программе  элективного  курса  будут  способствовать  профессиональной  ориентации  школьников, которые  в  дальнейшем, возможно, захотят  связать  свою  судьбу  с  биологией, медициной, фармакологией, метеорологией  или  экологией, и выберут  обучение  в  специализированных  старших  классах. Кроме  того, они  имеют  важное  просветительско- воспитательное  значение: подростки  осознают, как  важно  вести  здоровый  образ  жизни, а  также  беречь  природу  и  создавать  вокруг  своего  организма  здоровую  и  чистую  окружающую  среду, которая  оказывает  положительное  влияние  на  организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_chelovek_i_priroda_bulyuk_2015.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к  предметному  элективному курсу

«Человек и  природа» (Основы экологии человека) 17 часов, 9 класс.

        Экологическое образование – образование по проблемам окружающей среды (environmental education) – развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Экологическое образование признано мировой педагогической общественностью одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Сегодня остро стоит вопрос об изменении всего дела экологического образования  в нашей стране и в мире с учетом требований дальнейшего усиления охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

        Данный элективный курс дополняет знания учащихся, полученные при изучении таких предметов, как природоведение, география и биология. А также способствует удовлетворению природопознавательных потребностей школьников.

        Программа данного элективного курса нацелена на развитие у подростков системы экологических норм, на изменение отношения к своему здоровью, окружающей среде, на формирование ответственности за деятельность человека в природе.

        Цель программы – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе новой нравственности и нового мышления.

        Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов, но  может быть использован в образовании старших школьников. Знания и навыки, полученные на занятиях, помогут профессиональной ориентации школьников, а также будут способствовать воспитанию ответственных людей, которые в условиях любой производственной деятельности будут принимать решения, сообразные научным принципам целостности природы и законам ее развития.

        В процессе реализации программы данного элективного курса решаются задачи по формированию определенных знаний, умений и навыков:

  • Изменение ценностной ориентации: замена потребительского отношения к природе на систему экологических норм (запретов и требований);
  • Развитие системы знаний об экологических проблемах современности;
  • Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  • Развитие интеллектуальных способностей: способности причинного и вероятностного анализа экологических ситуаций, способности научного, эстетического, нравственного (а возможно, и политического, правового) суждений по поводу экологических проблем;
  • Развитие и укрепление стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды.

Диагностика результатов освоения программы учащимися может осуществляться следующими методами

-  текущий контроль умений и навыков  (наблюдение за работой на занятиях);

-  индивидуальные и групповые беседы, семинары (текущий контроль знаний);

-  анализ выполненных заданий (итоговый контроль знаний и умений).

Формы работы учащихся:

  • отчетные работы по результатам экскурсий, рефераты, доклады;
  • творческие работы и статьи в школьную экологическую газету;
  • тестирование;
  • конкурсы;
  • решение заданий поискового характера т.п.

Учебный план

 предметного элективного курса «Человек и  природа»

(Основы экологии человека) 17 часов 9 класс.

Название раздела

Кол-во часов

1.

 Социальная  экология.

4

2.

 Окружающая среда и здоровье человека.

9

3.

 Современные проблемы охраны природы и здоровья  человека.

3

4.

 Итоговое  занятие.

1

Итого:

17

Содержание программы предметного элективного курса «Человек и  природа»

(Основы экологии человека) 17 часов· 9 класс

1. Социальная экология  ( 4 ч ).

Вводное занятие. Предмет экология и ее разделы: общая экология и экология человека (социальная  экология).  История возникновения науки экологии.

        Проблемы, изучаемые  социальной экологией. Человек как биосоциальный вид; экологическое сходство и экологические отличия человечества от других биологических видов.

        История развития взаимоотношений человека с природой: исторические этапы развития человеческого общества - первобытно- общинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, современность. Отличие  экологич. связей человека от других  биологических  видов.  Особенности пищевых, энергетических  и информационных связей человека.

2. Окружающая среда и здоровье человека ( 9 ч ).

        Взаимосвязь образа жизни человека и его здоровья.  Понятия природная среда, социальная среда, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.   Воздействие  человека  на  природу и  обратное  влияние  факторов  природы  на  здоровье  человека.  Влияние климатических факторов на здоровье человека; закаливание и его значение. Влияние различных факторов среды на работу разных систем органов: питание, шум, атмосферный воздух, свет и солнечные лучи,  биосоциальные и другие факторы.

        Изучение факторов среды своего города, микрорайона, своего дома, школы.

3. Современные проблемы охраны природы  и  здоровья  человека ( 3 ч).

        Воздействие человечества на природу  и  обратное  влияние   факторов природы  на здоровье  человека.  Изучение факторов  среды  своего  города,  микрорайона,  своего  дома,  школы.  Изменение потребительского отношения к природе, использование щадящих и природовозобновляемых технологий   - рациональное природопользование –  приведет  к уменьшению  загрязнения  окружающей  среды и  частоты кризисных ситуаций, а, следовательно -   это путь к устойчивому развитию биосферы и человечества.  

4.  Итоговое занятие.  Семинар  «Взаимное влияние природы и человека.  (1 ч)

        Учащиеся делают сообщения о техногенном и др. влиянии  деятельности человечества на  природу, обсуждают  последствия этого влияния на здоровье человека. Другие учащиеся приводят примеры рационального природопользования.

Учебно-тематический план

элективного курса «Человек и  природа»

(Основы экологии человека) 17 часов· 9 класс.

п/п

Раздел. Тема занятия

Количество

часов

Формы

аттестации

1.

1.Социальная   экология

4

1.1.

Вводное  занятие.   Предмет  экологии, ее  разделы: общая экология, социальная  экология.

Человек  как  биосоциальный  вид.

1

Собеседование

1.2.

Особенности пищевых, энергетических  и информационных  связей  человека.

1

Собеседование

1.3.

Экскурсия  в музей антропологии и этнографии  народов  мира.

1

Педагогич. наблюдение

1.4.

Семинар «Из истории  развития взаимоотношений человека с природой

(от древних  людей  к  современности)

1

Анализ результатов сообщений уч- ся  по материалам экскурсии.

2.

Окружающая среда и здоровье человека.

9

2.1.

Экск.  в  музей  Гигиены человека  «Здоровье  и  образ жизни»

1

Педагогич. наблюдение

2.2.

Влияние  климатич. факторов  на здоровье  человека.  (Сообщения учащихся)

1

Анализ результатов

2.3.

Влияние  факторов  среды  на  системы  органов.

1

Педагогич. наблюдение

2.4.

Рациональное  питание и  культура  здоровья.

1

Собеседование

2.5.

Стресс как  негативный  биосоциальный фактор.

1

Педагогич. наблюдение

2.6.

Чувствительность к  внешним  воздей - ствиям и  тип  высш. нервн. деятельности.  Определение  своего  типа  ВНД

1

Педагогич. наблюдение

Собеседование

2.7.

Биоритмы и  причины  их  нарушений.

1

2.8.

Экскурсия  на  Водоканал «Влияние  воды на  здоровье  человека»  (или Экскурсия  по экологической тропе  в парке  Сосновка)

1

Педагогич. наблюдение

2.9.

Семинар: сообщения учащихся по материалам экскурсии или  периодической печати.

1

Анализ результатов сообщений уч- ся  

3.

Современные  проблемы  охраны  природы и здоровья  человека.

3

3.1.

Экскурсия  по микрорайону  школы. «Изучение влияния  человека на окруж. среду. Выявление антропогенного (техногенного) загрязнения окружающей среды».

1

Педагогич. наблюдение

Анализ  результ. деят- ти

3.2.

Экскурсия  и  практическое занятие на базе Водоканала  «Методы  изучения  состояния  окружающей среды».

2

Педагогич. наблюдение

4.

Итоговый  семинар  «Взаимное влияние природы  и  человека. От экологических  кризисов  и  катастроф к устойчивому развитию».

1

Анализ результатов

Деятельности учащихся

Итого:

17

Ресурсы, используемые  при  подготовке  и  проведении  занятий:  

 Учебное  пособие  

1.  М.З. Федорова,  В.С. Кучменко,  Т.П. Лукина. Экология  человека.  Культура здоровья.

     8  кл. М.  Изд. центр  «Вентана- Граф».  2004

  ДЛЯ  ШКОЛЬНИКОВ

Основные

  1. Анатомия,  физиология,  психология  человека.  Краткий  иллюстрированный словарь.  Под  ред. академика  РАО Батуева А.С., СПб, «Питер».  2001 г.
  2. Федорова  М.З., Кучменко  В.С., Лукина  Т.П.  Экология  человека. Культура  здоровья.  8 класс.  М.,. Изд. ценр  «Вентана - Граф».  2004 г.
  3. Швец  И.М.,  Добротина  Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. Москва. Изд. центр  «Вентана-Граф».  2004 г.  
  4. «Экологический видеоархив»  -   http://www.zelife.ru/ecovideo.html
  5. «Природа и здоровье человека»  -  http://www.physiography.ru/content/view/188/44/
  6. «Природа  и  человек: единство и взаимосвязи»

 http://energiya-zdorovya.ru/vozvrashhenie-k-prirode/

7.    Человек  и  природа  -  «комплексная  защита»

 http://doctor- zdorovie.ru/zaschita/chelovek-priroda

Дополнительные

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Уч. пособие для  9-10  классов средней школы. М., «Просвещение». 1989 г.

2.  Углов  Ф. Г.  Из  плена  иллюзий. (О вреде пьянства). Ленинград. Лениздат.  1986 г.

  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

Основные

1. Анатомия,  физиология, психология  человека. Краткий  иллюстрированный  словарь.  

     Под  ред. академика  РАО  А.С. Батуева. СПб,  «ПИТЕР».  2001

2. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов.  Основы экологии. 10 (11) класс.

      6- е издание.  М.,  «Дрофа».  2002

3.  И.М. Швец, Н.А. Добротина.  Биосфера  и  человечество.  9 класс.  М. Изд. центр  «Вентана-Граф».  2004

4.  CD – диск  «1С: Образование  3.0» Экология. 10–11 кл.  Фирма 1С. ООО «Дрофа».МО РФ. 2004 г.

5.  CD–диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии».  2000-2007

6.  «Экологический видеоархив»  -   http://www.zelife.ru/ecovideo.html

7.  Сайт  учителя  биологии  -   http://tana.ucoz.ru/

8.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/

9. Педсовет.org   -  12-й Всероссийский интернет-педсовет 

 http://pedsovet.org/forum/forum33.html

Дополнительные

  1. П.Д. Астапенко.  Вопросы  о  погоде.  Ленинград,  Гидрометеоиздат. 1986 г.
  2. Ингмар  Курк.  Торопись  не  спеша.  Таллин.  «Валгус». 1983 г.
  3. Д.В. Колесов,  Р.Д. Маш.  Основы  гигиены  и  санитарии. Уч. пособие  для  9-10  классов  средней  школы.  М.  «Просвещение».  1989 г.
  4. В.А. Люсов.  Сердечно-сосудистые заболевания в молодости. М, «Медицина».  1979
  5. Формы физического воспитания  школьника./ В кн. Студеникин  М.Я. «Книга о здоровье  детей». М, «Медицина»,  1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...

Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»

Методическая разработка к элективному курсу:  «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...

Методическая разработка. Программа элективного курса "Изучаем себя" для 9 класса (17 часов)

Программа  данного  элективного  курса  предназначена  для  учащихся 9 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия лучше проводить...