Урок по физике "Давление в жидкости и газе" (7 кл.)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок по физике "Давление в жидкости и газе" для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.zip | 829.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия
по теме: «Давление в жидкости и газе»
Федеки Лилии Михайловны,
учителя физики и информатики муниципального бюджетного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа п. Сосновка»
Предмет: физика
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели занятия:
(образовательная) создать условия для формирования понятия о существовании весового давления в жидкостях и газах; объяснить зависимость давления жидкости от глубины погружения; подвести учащихся для вывода формулы для расчета давления жидкости на дно сосуда; научить вычислять давление на любом уровне жидкости;
(развивающая) продолжить развивать логическое мышление учащихся, развивать умение анализировать и делать выводы, учить правильно оформлять и решать задачи;
(воспитательная) прививать трудолюбие, аккуратность ведения записей в тетрадях и на доске учащимися.
Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация-сопровождение к уроку.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Виды работы: устная, письменная.
Структура учебного занятия:
- Организационный момент (приветствие) – 1 мин.
- Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
- Актуализация базовых знаний – 4 мин.
- Объяснение новой темы – 20 мин.
- Закрепление (решение задач) – 10 мин.
- Итоги урока – 7 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка наличия всех принадлежностей, необходимых на уроке.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
Слайд 1 Тема урока: Давление в жидкости и газе. (Запись в рабочих тетрадях)
Слайд 2 Цель урока:
- узнать о существовании весового давления в жидкостях и газах;
- объяснить зависимость давления жидкости от глубины погружения;
- вывести формулу для расчета давления жидкости на дно сосуда;
- научиться вычислять давление на любом уровне жидкости.
3. Актуализация базовых знаний.
Слайд 3 Ответьте на вопросы:
- Как передают давление жидкости и газы?
Из-за подвижности частиц жидкости и газа давление, производимое на жидкость или газ, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа.
- Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?
Вареное яйцо – твердое тело. Давление в твердых телах передается только в направлении действия силы, поэтому в яйце будет только отверстие. Сырое яйцо – жидкость. Давление будет передаваться во всех направлениях, поэтому яйцо разлетится.
- Сформулируйте закон Паскаля.
Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.
- От чего зависит давление газа, помещенного в сосуде?
Давление газа, помещенного в сосуде, зависит от температуры. Чем выше температура, тем больше давление в закрытом сосуде, и наоборот.
4. Объяснение новой темы.
Слайд 4 Тема, которую будем изучать сегодня на уроке очень важная, т.к. на выпускной экзамен по физике выносятся качественные и расчетные задачи по этой теме.
Ребята, а знаете ли вы, что…
Японцы тысячелетиями добывали себе пропитание, собирая на дне океана различную живность, при этом ныряя до 100 раз за день на глубину от 5 до 20 метров. А искатели жемчуга с островов Туамоту ныряют на глубины до 42-45 м.
Кто-нибудь из вас знает, почему ныряльщики испытывают сильную боль в ушах при погружениях?
Ответы учащихся.
На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Каждый слой жидкости, который мы наливаем в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается не только вниз, но и по всем направлениям.
Рассмотрим анимационный Опыт 1 (колба с резиновым дном).
Вывод: из опыта видно, что чем выше столб воды, тем сильнее прогибается дно. На воду в сосуде действуют сила тяжести и сила упругости резины, которые уравновешивают друг друга.
Рассмотрим анимационный Опыт 2 (колбу с резиновым дном опускают в широкий сосуд с водой). Резиновое дно выпрямляется.
Вывод: из опыта видно, что с увеличением глубины погружения в жидкость давление на дно трубки возрастает. Силы, действующие сверху и снизу, равны.
Мысленный эксперимент. Необходимо выбрать правильную картинку.
Вывод: опыт подтвердил нашу гипотезу. Действительно, при дальнейшем погружении трубки в сосуд сила давления жидкости на пленку увеличивается. Пленка будет прогибаться во внутрь и уровень воды в трубке немного поднимается.
Рассмотрим анимационный Опыт 3 (колба с боковым отверстием, закрытым резиновой пленкой).
Вывод: из опыта видно, что пленка полностью выпрямляется, когда уровни воды в трубке и сосуде совпадают. При этом выпрямление происходит на том же уровне, что и в предыдущем опыте. Следовательно, давление жидкости на одном и том же уровне одинаково.
Рассмотрим анимационный Опыт 4, показывающий изменение давления жидкости с глубиной.
Делая вывод, вставляем в текст пропущенные слова.
В отличие от твердых тел жидкости, по закону Паскаля, передают производимое на них давление одинаково по всем направлениям. Давление внутри жидкости на разных высотах разное. Оно увеличивается с увеличением глубины.
Рассмотрим анимационный Опыт 5 с сосудом, дно которого может отпадать.
Вывод: дно отпало от сосуда, когда уровни воды в сосуде и в банке стали одинаковы. В момент отрыва на дно давит сверху вниз столб подкрашенной жидкости в сосуде, а снизу вверх на дно передается давление такого же по высоте столба жидкости, но находящегося в банке. Оба эти давления одинаковы. Дно падает из-за действия на него силы тяжести.
Интерактивная модель для изучения зависимости давления жидкости от высоты столба жидкости.
Сделать вывод, вставляя пропущенные слова в текст.
Вывод: внутри жидкости существует давление, и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.
Газы тоже имеют вес, поэтому всё сказанное выше для жидкостей, справедливо и для газов.
Слайд 5 Как можно рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?
Ответ: по определению давления .
Слайд 6 Сила F, с которой жидкость, налитая в сосуд, давит на его дно, численно равна какой силе, если сосуд неподвижен?
Ответ: весу Р жидкости.
Слайд 7 Как определить вес жидкости, зная ее массу?
Ответ: .
Слайд 8 Как можно определить массу жидкости, зная ее плотность?
Ответ: используя определение плотности
Слайд 9 Как можно определить объем жидкости в сосуде, зная площадь дна сосуда и высоту столба жидкости?
Ответ:
Слайд 10 После сокращения дроби мы получили формулу для нахождения давления жидкости – .
Слайд 11 От какой величины не зависит давление жидкости?
Ответ: от площади дна сосуда, в которую налита жидкость. р
Слайд 12 Опорный сигнал зарисуйте в тетради.
g h
Слайд 13 Гидростатический парадокс
Вывод: Давление не зависит от массы жидкости.
Слайд 14 От чего зависит давление жидкости? Напомним изученное ранее на уроке рисунком.
Ответ: Давление жидкости зависит от глубины (h).
Слайд 15-17 От чего зависит давление жидкости? Решим задачу Упр. 15 №1.
Дано: h = 0,6 м | Давление жидкости:
Ответ: рв = 5880 Па, рк = 4704 Па, ррт = 79968 Па. |
рв - ? рк -? ррт - ? |
Слайд 18 Какой вывод можно сделать, анализируя результаты задачи? От чего зависит давление?
Ответ: на одинаковой глубине давление той жидкости больше, плотность которой больше.
5. Закрепление (решение задач).
Слайд 19 Задачи по карточкам «Давление жидкостей и газов».
Задания уровня «А»
А.1. В бутыль, заполненную водой, вставляют пробку, действуя на воду силой 7,5 Н. Чему равно давление, передаваемое водой на ее дно и стенки, если площадь сечения пробки 0,013 м2?
Гиперссылка на Слайд 29
Дано: F = 7,5 Н S = 0,013 м2 | По определению давления |
p - ? |
Ответ: р = 577 Па.
А.4. Аквалангисты достигают глубины 40 м. Каково давление морской воды на этой глубине?
Гиперссылка на Слайд 30
Дано: h = 40 м | Давление жидкости |
p - ? |
Ответ: р = 403760 Па.
6. Итоги урока.
Ответы обучающихся на вопрос о ныряльщиках, что чем глубже погружение, тем сильнее ныряльщики испытывают давление на уши.
Слайд 20-24
Ответим на 5 вопросов.
- Нижние отверстия одинаковых стеклянных трубок затянуты тонкой резиновой пленкой. В них налита вода так, как показано на рисунке. Какая из пленок прогнется больше?
- В какой трубке плотность жидкости наибольшая?
- В точках А, В, С, Е, сосуда проделаны отверстия. Из каких отверстий вода будет бить под наибольшим давлением?
- Сравните давления одной и той же жидкости на дно стакана и на дно ведра.
- Одинаковы. 2) Различны.
- На какую из рыбок в аквариуме давление воды наибольшее?
Ребята, поменяйтесь тетрадями для проверки ваших ответов.
Слайд 25
Ответы:
| Оценки: 5 – «5» 4 – «4» 3 – «3» 2 – «2» 1 – «1» |
Слайд 26 Рефлексия.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я решал задачи…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
7. Домашнее задание. Слайд 27
- «3» §37 §38
- «4» §37 §38 Упр. 15 № 2
- «5» §37 §38 Упр. 15 № 2 Л № 515
Слайд 28 Спасибо за урок!
Литература и ресурсы
- А.В. Перышкин Физика 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010г.
- Н.М. Обликова Физика 7 класс. 2 часть: Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина в 2-х частях. – Волгоград: Учитель–АСТ, 2004г.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf
- А.В. Чеботарева Дидактические карточки-задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений» – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме "Давление жидкостей и газов" в 7 классе
При изучении большой темы в 7 классе для оживления интереса детей полезно проводить уроки-игры с элементами эксперимента. Обычно такой урок состоит из нескольких частей, представляющих собой разные в...
Фрагменты урока на тему: «Давление жидкостей и газов», «Закон Архимеда»
Самостоятельная работа, состоящая из следующих частей:физический диктантзадания с выбором ответапословицы и поговорки, для определения процесса плавания тел...
Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс
Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда
Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...
Конспект урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Применяется при обобщении темы по теме "Давления"...
Самоанализ урока "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
Самоанализ проекта (учебного занятия) с использованием ИКТ...