МАОУ СШ №72 Рабочая программа дополнительных курсов по физике в 10 – 11 классах Подготовили: Коснова Людмила Николаевна, Духленкова Наталья Ивановна
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Пояснительная записка
Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.
Основные цели и задачи курса :
*обеспечение дополнительной поддержки учащихся для успешной задачи ЕГЭ по физике;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
*овладение умениями строить модели, устанавливать границы применимости;
*применение знаний по физике для объяснения явлений природы, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания;
*использование приобретённых знаний и умений для решения жизненных, практических задач;
*углубление знаний по физике, формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnyh_kursov_po_fizike_v_10_klasse.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СШ №72
Рабочая программа дополнительных курсов по физике в 10 – 11 классах
" Решение задач повышенной сложности"
112 часов, 2 часа в неделю
Подготовили: Коснова Людмила Николаевна
Д ухленкова Наталья Ивановна
Пояснительная записка
Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.
Основные цели и задачи курса :
*обеспечение дополнительной поддержки учащихся для успешной задачи ЕГЭ по физике;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
*овладение умениями строить модели, устанавливать границы применимости;
*применение знаний по физике для объяснения явлений природы, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания;
*использование приобретённых знаний и умений для решения жизненных, практических задач;
*углубление знаний по физике, формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;
*развитие логического мышления учащихся и интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.
Рабочая программа дополнительных курсов разработана на основе элективного курса «Методы решения физических задач»: 10 – 11 классы, автора Н.И.Зорина (учебно-методическое издание), - М.:ВАКО, 2012.(Мастерская учителя).
Курс «Решение задач повышенной сложности» актуален и современен. Основное средство и цель освоения – решение задач.
Задачи как качественные, так и расчетные, располагаются в порядке возрастающей трудности. Решение самой простой задачи, наряду со знанием формул, требует знания физического процесса или явления, или теории. Задачи содержат в себе элемент исследования и решаются разными методами. При решении задач рекомендуется использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент.
Курс «Решение задач повышенной сложности» ориентирован на развитие интереса у учащихся к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса, самостоятельной практической деятельности.
Курс «Решение задач повышенной сложности» позволяет учащимся изучать физику на более высоком уровне, понять физические законы и научиться их применять при анализе конкретных физических явлений, при решении расчётных, графических и 5качественных задач. Предлагаемый материал выходит за рамки основных образовательных программ.
Формы проведения занятий:
В основном это традиционные занятия, в процессе которых используется беседа, практикумы и семинары. Большое внимание уделяется организации индивидуализированной самостоятельной работы, на многих занятиях учащиеся сами выбирают наиболее интересную для них серию, состоящую из задач различных видов.
При решении задач на данном курсе учащиеся для расчетов используют микрокалькуляторы.
Основное содержание программы
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (4 ч).
Задачи по физике и их классификация. Оформление решения задачи.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы составления задач. Примеры задач всех видов.
2. Механика. Кинематика (8 ч).
Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей.
Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.
3. Динамика (8 ч).
Координатный метод решения задач по динамике.
Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.
4. Статика (4ч).
Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.
5. Законы сохранения (6ч).
Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.
Решение задач на определение работы и мощности
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.
Решение комбинированных задач
6. Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (4ч).
Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния.
Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Решение качественных экспериментальных задач.
7. Основы термодинамики (8 ч).
Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
8. Электродинамика. Электрическое поле (6 ч).
Задачи разных типов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда, законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Решение экспериментальных задач.
9. Законы постоянного тока (8ч).
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления сложных цепей.
Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений проводников.
Ознакомление с правилом Кирхгофа при решении задач.
Решение задач на расчет участка цепи, содержащей ЭДС.
Решение экспериментальных задач.
Основы электродинамики . Магнитное поле. 4 часа.
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Правило буравчика. Сила Ампера. Правило левой руки. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Масс – спектрограф. Циклотрон.
Электромагнитная индукция. 4 часа.
Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебания и волны. 4 часа.
Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Электромагнитные колебания. 8 часов.
Превращение энергии при элек5тромагнитных колебаниях. Период свободных электрических колебаний. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Механические волны. 2 часа.
Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны. Звуковые волны.
Электромагнитные волны. 2 часа.
Плотность потока электромагнитного излучения. Свойства электромагнитных волн.
Оптика. 10 часов.
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Интерференция. Дифракция. Условия максимума и минимума при интерференции и дифракции света.
Элементы теории относительности. 2 часа.
Элементы релятивисткой теории. Постулаты теории относительности.
Квантовая физика. Световые кванты. 8 часов.
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Давление света.
Атомная физика. 4 часа.
Строение атома. Квантовые постулаты Бора.
Физика атомного ядра. 8 часов
Альфа-, бета-, гамма- излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.
Календарно - тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во /ч | Дата |
1.Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения (4 ч). | |||
1-2 | Различные приемы и способы решения физических задач: | 2 | |
3-4 | Составление физических задач | 2 | |
Механика. Кинематика (8 ч). | |||
5-6 | Координатный метод решения задач по кинематике | 2 | |
7-8 | Равномерное и равноускоренное движение. | 2 | |
9-10 | Сложение перемещений и скоростей | 2 | |
11-12 | Криволинейное движение. | 2 | |
Динамика (8 ч). | |||
13-14 | Координатный метод решения задач по динамике. | 2 | |
15-16 | Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона | 2 | |
17-18 | Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил. | 2 | |
19-20 | Подбор, составление и решение занимательных задач. | 2 | |
Статика (4ч). | |||
21-22 | Момент силы. Центр тяжести. | 2 | |
23-24 | Общие условия равновесия твердого тела. | 2 | |
Законы сохранения (6ч). | |||
25 | Решение задач на определение работы и мощности | 1 | |
26-27 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение | 2 | |
28-29 | Решение задач на сохранение и превращение механической энергии | 2 | |
30 | Решение комбинированных задач | 1 | |
Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твердых тел (6ч). | |||
31-32 | Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ | 2 | |
33 | Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | 1 | |
34 | Определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 1 | |
35-36 | Решение задач с использование уравнения Менделеева-Клапейрона, | 2 | |
Основы термодинамики (6ч). | |||
37-39 | Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики | 3 | |
40-42 | Решение задач на тепловые двигатели. | 3 | |
Электродинамика. Электрическое поле (6 ч). | |||
43-44 | Задачи разных типов на описание электрического поля | 2 | |
45-46 | Решение задач на описание систем конденсаторов | 2 | |
47-48 | Решение экспериментальных задач. | 2 | |
Законы постоянного тока (8ч). | |||
49-50 | Решение задач на расчет сопротивления сложных цепей. | 2 | |
51-52 | Решение задач на описание электрических цепей постоянного электрического тока | 2 | |
53-54 | Решение задач на закон Ома | 2 | |
55-56 | Решение задач на Закон Джоуля Ленца | 2 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№п/п | Кол-во часов | Название темы | Дата | |
Магнитное поле. 4 часа. | ||||
1-2 | 2 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | ||
3-4 | 2 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | ||
Электромагнитная индукция . 4часа | ||||
5-6 | 2 | Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | ||
7-8 | 2 | ЭДС индукции. Самоиндукция. Индуктивность. | ||
Колебания и волны. 4 часа. | ||||
9-10 | 2 | Динамика колебательного движения. | ||
11-12 | 2 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. | ||
Электромагнитные колебания. 8 часов | ||||
13-14 | 2 | Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | ||
15-16 | 2 | Свободные электрические колебания. | ||
17-18 | 2 | Активное сопротивление. Действующие значения напряжения и силы тока. | ||
19-20 | 2 | Емкостное и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока. | ||
Механические волны. 2 часа | ||||
21-22 | 2 | Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны. | ||
Электромагнитные волны. 2 часа | ||||
23-24 | 2 | Плотность потока электромагнитного излучения. | ||
Оптика . 10 часов | ||||
25-26 | 2 | Закон отражения света. | ||
27-28 | 2 | Закон преломления света. | ||
29-30 | 2 | Построение изображений в линзах. | ||
31-32 | 2 | Формула тонкой линзы. | ||
33-34 | 2 | интерференция и дифракция света.. | ||
Элементы СТО. 2 часа | ||||
35-36 | 2 | Элементы релятивисткой динамики. |
Квантовая физика. Световые кванты. 8 часов | |||
37-40 | 4 | Фотоэффект. | |
41-42 | 2 | Применение фотоэффекта. | |
43-44 | 2 | Давление света. | |
Атомная физика. 4 часа. Физика атомного ядра. 8 часов. | |||
45-46 | 2 | Радиоактивные распады и превращения. | |
47-50 | 4 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | |
51-54 | 4 | Строение атомного ядра. Ядерные реакции. | |
55-56 | 2 | Энергия связи атомных ядер. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Решение задач повышенной сложности» в 10 -11классах ученик должен:
знать/понимать
- смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
- смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
уметь
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
- описывать и объяснять физические явления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
После изучения курса «Решение задач повышенной сложности по физике» учащиеся должны уметь:
*при решении задач по механике
- одну и ту же задачу решать в разных системах отсчета;
- использовать при равномерном или равноускоренном движении уравнения движения, определяющие координаты движущегося тела в зависимости от времени;
- применять законы сохранения в механике: упругий и неупругий центральный удары, разделение неподвижного и движущегося тела на 2 или более частей;
* при решении задач МКТ и термодинамики
- рассматривать два подхода к изучению тепловых явлений- статистического и термодинамического;
- решать задачи на изопроцессы в газах;
- рассматривать условие равновесия смеси газов в сосудах;
- использовать уравнение теплового баланса при изменении агрегатного состояния вещества4
- представлять в различных координатах круговые процессы (PV ; VT ;PT).
* при решении задач основы электродинамики
- рассчитывать напряженность и потенциал поля распределенных зарядов равномерно заряженных сфер, бесконечной тонкой нити, тонкого кольца;
- рассматривать суперпозицию электрических полей;
- использовать при расчете разветвленных цепей постоянного тока правило Кирхгоффа.
Учащиеся должны знать:
- алгоритмы решения задач по механике, МКТ и термодинамике, электродинамике, законам постоянного тока;
- методы решения задач:
* как иллюстрировать решение задачи с помощью графика, чертежа, пояснительного рисунка;
* как составлять эквивалентные схемы и владеть приемами ее начертания;
* как указывать эмпирические зависимости физических величин.
*при решении задач по электродинамике
-применять правило буравчика для определения направления линий вектора магнитной индукции;
- использовать правило левой руки для определения силы Ампера и силы Лоренца;
- применять основные формулы для нахождения модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока;
* при решении задач по механическим колебаниям
-находить энергию, знать условия возникновения свободных колебаний;
- решать задачи на нахождение длины и скорости волны, периода и частоты колебаний;
- рассматривать условия возникновения свободных колебаний;
- использовать закон сохранения энергии при решении задач на механические колебания.
* при решении задач на электромагнитные колебания
- рассчитывать активное, емкостное, индуктивное и полное сопротивление в цепи переменного тока;
-различать действующее и максимальное значение напряжения и силы тока;
- использовать формулы при расчете активного, емкостного , индуктивного и полного сопротивления.
*при решении задач на оптику
- уметь применять законы отражения и преломления света;
- строить изображения в собирающих и рассеивающих линзах;
- использовать формулу тонкой линзы;
- находить максимум и минимум интерференции и дифракции света.
*при решении задач по квантовой физике
- применять теорию фотоэффекта;
- знать постулаты Бора, строение атома и атомного ядра;
- использовать закон радиоактивного распада;
Учащиеся должны знать:
- алгоритмы решения задач по электродинамике, по оптике;
- методы решения задач:
* как иллюстрировать решение задачи с помощью графика, чертежа, пояснительного рисунка;
* как составлять эквивалентные схемы и владеть приемами ее начертания;
* как указывать эмпирические зависимости физических величин.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Физика 10 -11»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., М.: Просвещение, 2014 г..
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2013-2014 г..
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2013г..
- Журнал «Физика в школе»
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 2013г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Задачник 10-11 классы», М. Дрофа 2013г.
- Бендриков Г., Буховцев Б. «Сборник задач по физике» М., Айрис-пресс,2012г
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» М. Илекса, 2013г.
- Вишнякова Е.А., Макаров В.А. «Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач». М. Интелект-центр,. Ю.Л.Гуревич, В.Г.Краштоп Физика ЕГЭ-2014-2015 «Легион» Ростов -на - Дону
- Н.И.Зорин ЕГЭ Физика Задачи частей В и С Москва 2014-2015
Рабочая программа дополнительных курсов по физике в 10 – 11 классах
" Решение задач повышенной сложности"
112 часов, 2 часа в неделю
Разработали учителя физики высшей квалификационной категории
Коснова Л.Н., Духленкова Н.И.
Город Ульяновск 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс
Курс "Решение задач повышенной сложности", 34ч....
Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс
Курс "Практикум по физике ", 68 часов...
Рабочая программа элективного курса по физике 7 класс
Курс "Практикум по физике", 34 часа...
Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Решения практических задач по физике»
Помощь в подготовке к ЕГЭ по физике...
Рабочая программа дополнительного курса совершенствования грамотности 7 класс по учебнику Ладыженской
Рабочая программа дополнительного курса совершенствования грамотности 7 класс по учебнику Ладыженской...