Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy.docx42.94 КБ
Файл ktp.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя  школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

дополнительных курсов

 в  10-11  классах

 «Система подготовки учащихся к ЕГЭ

 по русскому языку»

   

Учитель Т.В.Затагина

 

Ульяновск

2016г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Программа

3. Календарно-тематическое планирование

4. Список используемой литературы для учителя и учащихся

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен по русскому языку – один из двух обязательных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, а его результаты принимаются практически во все государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования страны.

Настоящая программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по предмету, плана экзаменационной работы по русскому языку, спецификатора и кодификатора содержания в полном соответствии с демонстрационным вариантом КИМа ФИПИ за 2016 год

Предлагаемая программа подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Программа поможет педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на дополнительных занятиях.

Цель курса – обеспечение качественной подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи преподавания курса:

• изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

• совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

• освоение учащимися алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач;

• обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

• освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

• совершенствование лингвистической компетенции при выполнении тестовых заданий с развёрнутым ответом.

Структура курса.

Программа построена с учётом принципов преемственности, последовательности, системности и научности. Учебный материал сгруппирован в блоки по разделам, соответствующим структуре теста ЕГЭ. Это позволяет учащимся наиболее эффективно обобщить и систематизировать материал.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, выпускники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определённые правила, что требуется при выполнении заданий ЕГЭ.

Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создаёт условия для формирования навыков проблемного анализа текста, а также следующих умений: правильно формулировать и комментировать проблему, согласившись или не согласившись с мнением автора, приведя не менее двух примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы; выражать свою точку зрения на освещаемую проблему, приводя аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Знакомит с композицией сочинения, приёмами написания вступления и заключения, основными законами формальной логики. Формирует практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Осуществляет знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

Все виды учебной  деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, практические занятия, самостоятельная работа с КИМами, написание сочинения-рассуждения с использованием моделей, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Программа подготовительных курсов предназначена для учителей-словесников, работающих в 10-11 классах, и рассчитана на 68 учебных часов.

К концу изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

• оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

• соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

• адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

• понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

• создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по прочитанному тексту;

• аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

• оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка и требованиями к письменной экзаменационной работе.

Содержание программы

Тема раздела

Содержание учебного материала

Количество часов

Введение.

Изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомство со структурой КИМов по русскому языку, типологией заданий, системой оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

2

Языковые нормы.

10

Орфоэпические (акцентологические) нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. Отработка орфоэпических норм на примере наиболее частотных слов (на материале КИМов ЕГЭ, Орфоэпических словников). Работа с орфоэпическим словарём под редакцией Р.И.Аванесова.

2

Лексические нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. Отработка лексических норм на примере паронимов: знать, что такое паронимы; уметь разграничивать лексическое значение слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов. Работа со словарём паронимов.

Углубление знаний о фразеологизмах, о видах фразеологизмов по происхождению и стилистической принадлежности. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте, отличать их от метафор. Работа со словарём фразеологизмов русского языка В.П.Жукова.

Умение определять лексическое значение слова в узком контексте или определять значение слова в предложенном фрагменте словарной статьи. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Совершенствование знаний о синонимах и антонимах, о контекстных синонимах и антонимах. Отработка умения находить данные лексические единицы в тексте.

2

Грамматические нормы (морфологические нормы). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка при образовании  форм различных частей речи: падежных форм имён числительных, форм множественного числа именительного и родительного падежей   имён существительных, степеней сравнения имён прилагательных и наречий, местоимений, личных форм глагола и деепричастий.

3

Грамматические нормы (синтаксические нормы). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка при выборе форм управления и согласования,  при построении предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, несогласованными приложениями, при построении предложений с косвенной речью, сложных предложений.

3

Анализ текста.

2

Информационная обработка письменных текстов научного стиля. Умение распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия текста); отработка умения прослеживать смысловые, логические, грамматические связи между предложениями,   правильно определять необходимое для данного контекста слово или сочетание слов из предложенного перечня.

2

Орфографические нормы.

15

Умение анализировать, классифицировать орфограммы; проводить орфографический анализ слова, предложения. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии в практике правописания.

Правописание корней.  Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

2

Правописание приставок разного вида. Совершенствование правописания неизменяемых приставок, изменяемых приставок  раз-/рас- и роз-/рос; изменяемых приставок, оканчивающихся на –З и –С; правописание приставок пре- и при-; правописание И,Ы после приставок; правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

2

Правописание суффиксов. Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс в слове.

Совершенствование правописания суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов.

Совершенствование правописания суффиксов причастий: выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола; сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

2

Правописание личных окончаний. Отработка умения определять часть речи. Различение окончаний –е и –и  в именах существительных; отработка умения правильно образовывать видовую форму инфинитива, определять по ней спряжение, правописание личных окончаний глагола; совершенствование правописания падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

2

Правописание Н-НН в разных частях речи. Углубление и систематизация правил написания Н-НН в суффиксах имён существительных, прилагательных, причастий, наречий. Отработка сложных случаев написания Н-НН в разных частях речи.

3

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Отработка слитного и раздельного написания частицы НЕ с разными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями. Отработка смыслового и морфемного различения НЕ и НИ.

2

Правописание наречий, производных предлогов,  производных союзов. Отработка умения определять, к какой части речи (производный предлог, союз, частица, наречие) принадлежит выделенное слово, применяя способ подстановки. Совершенствование слитного и раздельного написания омонимичных частей речи. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

2

Пунктуационные нормы.

12

Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения. Совершенствование умения правильно объяснять постановку запятой или её отсутствие в предложении с однородными членами (однородные члены, не соединённые союзами; однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами; однородные члены, соединённые повторяющимися союзами; однородные члены, соединённые двойными союзами). Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

2

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Отработка умения различать причастие и деепричастие как части речи, совершенствование знаний постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обстоятельствами, выраженными  деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.   Совершенствование пунктуационных навыков при обособлении приложений, дополнений.

2

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Отработка умения выделять вводные конструкции, отличать их от самостоятельных частей речи и частей составного именного сказуемого. Слова, которые никогда не являются вводными.

2

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, различать сложносочинённые предложения с союзом И  и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И. Совершенствование пунктуационных навыков в сложных случаях при общем второстепенном члене предложения в сложносочинённом предложении с союзом И.

2

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границу главной и придаточной части, совершенствование знаний темы «Виды придаточных предложений».

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции; определять, какие синтаксические единицы связывает союз И: части сложного предложения или однородные члены предложения. Отработка сложных случаев пунктуации: на стыке двух союзов ( сочинительного и подчинительного) при наличии-отсутствии второй части двойного союза ТО, НО, ТАК.

2

Речь. Текст.

9

Смысловая и композиционная цельность текста. Совершенствование навыка адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.

2

Функционально-смысловые типы речи. Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста, языковым особенностям.

2

Средства связи предложений в тексте. Совершенствование знаний о средствах связи (лексических, морфологических, синтаксических) предложений в тексте. Отработка умения находить данные средства связи в тексте.

2

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Совершенствование знаний о выразительных языковых средствах: тропах (лексических средствах) и синтаксических средствах (фигурах речи). Отработка умения различать лексические средства выразительности (основанные на переносном значении слова) и синтаксические (основанные на необычном построении словосочетаний и предложений). Знакомство с тропами и синтаксическими средствами. Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте.

3

Сочинение-рассуждение.

18

Написание сочинения-рассуждения. Отработка умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. Отработка умения последовательно излагать собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. Отработка умения оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Для успешного выполнения заданий №25 (сочинения-рассуждения) учащиеся должны овладеть следующими специальными умениями:

• усвоить алгоритм работы с текстом;

• составлять ряд понятий-ассоциаций;

• составлять вступление и заключение сочинения;

• формулировать одну из проблем текста;

• определять характер проблемы;

• использовать разнообразные речевые клише при написании сочинения;

• комментировать проблему;

• определять авторскую позицию;

• выражать согласие-несогласие с мнением автора;

• приводить не менее двух аргументов (один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) для аргументации собственного мнения по проблеме;

• выражать своё мнение о прочитанном тексте;

• грамотно оформлять сочинение в соответствии с речевыми, орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Итого:

68

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

1. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Гембух Е.Ю., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В. – М.: ФИПИ, 2012.

3.Ларионова Л.Г. Коомуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005.

4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2006.

5. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

6. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2011.

7. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Б.Н. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / под ред. С.И.Львовой. – М.: Дрофа, 2007.

8. Мещерякова В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта; Наука, 2000.

9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2005.

10. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М.: Айрис-пресс, 2007.

11. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

12. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012.

13. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.

14. Угловатова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2010.

15. Черепанова Л.В. Аудирование: теория и практика обучения. – Чита, 2002.

Литература для учащихся.

1. Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000.

2. Векшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. – М.: МГУ, 2001.

3. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2000.

4. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы / В.И.Капинос и др. – М., 2013-2015.

5. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников: Факультативный курс: 6-9 классы. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.

7. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллеки-Центр, 2016.

8. Лопушанская С.П., Горбань О.А., Шептухина Е.М. Страницы истории русского языка: Пособие для учащихся: 8-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.

9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10-11 классы. – Л., 2005.

10. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.

11. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Дрофа, 2005.

12. Русский язык: Самостоятельные, лабораторные, контрольные работы / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.

13. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000.

14. Русские писатели о языке: Хрестоматия / под ред. Н.А.Николиной. В 2-х томах. – 2-е изд.  – М.: Русское слово, 2006.

15. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. – М., 2014.

16. Русский язык. Орфоэпический словник. ЕГЭ 2013. – Национальное образование, 2013.

Школьные словари русского языка.

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.  5-11 классы. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка.  – М.: Дрофа, 2010.
  3. Жуков В.П.,  Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 2000.
  5. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Дрофа, 2010.
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2010.
  7. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. – М., 2004.
  8. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – 2-е изд. – М.: Астрель, 2005.
  9. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей 18-20 вв.) – М.: Дрофа, 2005.
  10. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2000.
  11. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М.: Цитадель, 2002.
  12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – (Любое издание).
  13. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  14. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В.Панов. – М., 2004.

Ресурсы Интернет

1. http://www.1september.ru
Издательский Дом "Первое сентября"
2 .http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ruslo_shkol/index.php

Журнал «Русский язык и литература для школьников»

3. http://www.vestnik.edu.ru/

Вестник образования.

4 .http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

Словарь методических терминов

5. http://philolog.pspu.ru/index.shtml

Научно-методический журнал «Филолог»

6. festival@1september.ru.

«Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей

7. http://rus.1september.ru/urok/

Газета «Я иду на урок русского языка»

8. http://www.mapryal.org/shownews.phtml?id=112

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

9. http://www.uroki.net/docrus.htm

Поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.

10. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/uvp/russian/seminar/2002-10-17.htm

Информационные технологии на уроке русского языка

11..http://slova.ndo.ru

Крылатые слова и выражения

12. http://www.mapryal.org

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

13.http://www.gramota.ru
Русский язык | Портал "Грамота.ру" | Культура речи, грамотность, орфография, словари, правила
14.
http://rostest.runnet.ru
Образовательный сервер тестирования
15.
http://urok.hut.ru
УРОК – русский язык для школьников и преподавателей
16.
http://gramma.ru
Культура письменной речи

17.http://repetitor.1c.ru/online/
1С: Репетитор-Он-Лайн
18.
http://teacher.fio.ru
19.
http://www.edu.nsu.ru/vmrus/
20.
http://www.rusword.com.ua

21.Справочные материалы по русскому языку, полезная информация:

http://www.traktat.com/language/book/index.php

http://www.gramota.ru/

http://www.prosv-ipk.ru/

http://language.edu.ru/

22.Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/

http://www.rustest.ru/

23.http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала

24.http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

25.http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru

26.http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор

27.http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук

28.http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru

29.http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы

Мультимедийные обучающие, тренинговые и контролирующие  программы:

  1. Образовательная коллекция 1С.
  2. Электронные учебные издания "Просвещение-Медиа."
  3. Электронные учебные издания "Кирилла и Мефодия."
  4. Уроки русского языка "Кирилла и Мефодия."
  5. Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер.
  6. Видеофильмы по разделам русского языка.
  7. Презентации по разделам курса.
  8. «Фраза».  Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

9. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

10.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

11.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Технические средства обучения, компьютерная техника

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Сканер
  5. Принтер
  6. Копировальный аппарат
  7. Фото/видеокамера
  8. CD, DVD-проигрыватели



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№/№

Тема раздела / Тема занятия

Количество часов

Содержание занятия

Формы работы

Введение.

2

1

Правила для участников ЕГЭ.

1

Знакомство обучающихся с правилами сдачи

ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена.

Лекция.

2

Типология заданий ЕГЭ.

1

Знакомство обучающихся со структурой КИМов

 по русскому языку, системой оценивания заданий.

Практикум.

Языковые нормы.

10

3

Орфоэпические нормы современного русского языка.

1

Обобщение знаний об орфоэпических нормах, отработка умения оценивать речь с точки зрения орфоэпических норм.

Лекция.

Практикум.

4

Орфоэпические нормы современного русского языка.

1

Формирование орфоэпических норм.

Тест.

5

Лексические нормы.

1

Определение лексического значения слова в узком контексте или нахождение слова по одному из предложенных значений; виды фразеологизмов, умение находить фразеологизмы в тексте; совершенствование знаний  о синонимах, антонимах.

Лекция.

Практикум.

6

Лексические нормы.

1

Ознакомление с паронимическими парами, их лексическим значением; отработка умения

 правильно употреблять паронимы в речи.

Практикум.

7-8

Грамматические (морфологические) нормы.

2

Ознакомление с морфологическими нормами при образовании форм различных частей речи (имя существительное, имя прилагательное,

числительное, местоимение, глагол, глагольные формы).

Лекция.

Практикум.

9

Грамматические (морфологические) нормы.

1

Практическое умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

Тест.

10-

11

Грамматические (синтаксические) нормы.

2

Ознакомление с синтаксическими нормами построения предложений с однородными членами,

 с деепричастными и причастными оборотами, сложных предложений, предложений с косвенной речью; синтаксические нормы при согласовании и управлении.

Лекция.

Практикум.

12

Грамматические (синтаксические) нормы.

1

Практическое умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических  норм русского литературного языка.

Тест.

Анализ текста.

2

13

Информационная обработка письменных текстов научного стиля.

1

Отработка умения находить ключевые слова, главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставлять её с предложенными вариантами, соблюдая  фактологическую  достоверность.

Лекция.

Практикум.

14

Информационная обработка письменных текстов научного стиля.

1

Отработка умения правильно определять необходимое для данного контекста слово или сочетание слов из предложенного перечня.

Тест.

Орфографические нормы.

15

15-

16

Правописание корней.

2

Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова; правописание согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

Практикум.

17-

18

Правописание приставок

 разного вида.

2

Совершенствование правописания неизменяемых приставок; приставок на –з, -с; раз-/рас- и роз-/рос-; пре-, при-. Буквы ы-и после приставок.  Правописа-ние разделительных ъ,ь знаков.

Практикум.

19

Правописание суффиксов.

1

Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс в слове; совершенствование правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Лекция.

Практикум.

Тест.

20

Правописание суффиксов.

1

Совершенствование правописания суффиксов причастий: выбор суффикса причастия настоящего времени  в зависимости от спряжения глагола; сохранение на письме глагольного  суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

Тест.

21-

22

Правописание личных окончаний.

2

Отработка умения определять часть речи; правильно образовывать видовую форму инфинитива и определять по ней спряжение глагола. Совершенствование правописания падежных окончаний  имён существительных, прилагательных, причастий.

Лекция.

Практикум.

Тест.

23-

24

Правописание  Н-НН в разных частях речи.

2

Обобщение и систематизация общих правил правописания н-нн в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий. Отработка сложных случаев написания н-нн 

Лекция.

Практикум.

25

Правописание  Н-НН в разных частях речи.

1

Отработка сложных случаев написания н-нн  в

разных частях речи.

Тест.

26

Правописание  НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Отработка слитного и раздельного написания частицы  не  с разными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями, глаголами, деепричастиями.

Лекция.

Практикум.

27

Правописание  НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Отработка смыслового и морфемного различения употребления  не и ни.

Практикум.

28-

29

Правописание наречий, производных предлогов, производных союзов.

2

Отработка умения определять часть речи; совершенствование слитного и раздельного написания омонимичных частей речи; употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Лекция.

Практикум.

Пунктуационные нормы.

12

30-

31

Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

2

Отработка умения выделять грамматическую основу предложения; совершенствование умения находить ряды однородных членов, определять виды союзов, которыми они связаны. Обобщение и систематиза-ция  правил пунктуации при однородных членах предложения.

Лекция.

Практикум.

32-

33

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2

Отработка умения отличать деепричастие  и причастие как часть речи; обобщение и систематизация общих правил обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств.

Лекция.

Практикум.

34-

35

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2

Отработка умения выделять вводные конструкции, отличать их от самостоятельных частей речи и

 частей составного именного сказуемого.

Практикум.

36-

37

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

2

Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, различать сложносочинённые предложения с союзом  и  и простые предложения с однородными членами, связанными союзом и;  совершенствование пунктуационных навыков сложных случаях при общем второстепенном члене предложения в сложносочинённом предложении.

Лекция.

Практикум.

38-

39

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

2

Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границу главной и придаточной части; совершенствование знаний по видам придаточных предложений.

Лекция.

Практикум.

40-

41

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции; определять, какие синтаксические единицы связывает союз и; отработка сложных случаев пунктуации (стык двух союзов).

Лекция.

Практикум.

Тест.

Речь. Текст.

9

42-

43

Смысловая  и композиционная цельность текста.

2

Отработка навыка адекватно понимать информацию письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями , содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.

Практикум.

44-

45

Функционально-смысловые

 типы речи.

2

Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста и языковым особенностям.

Практикум.

46-

47

Средства связи предложений в тексте.

2

Совершенствование знаний о средствах связи  предложений в тексте; отработка умения находить данные средства связи в тексте.

Практикум.

48-

49

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

2

Совершенствование знаний о выразительных языковых средствах;  отработка умения различать лексические, синтаксические средства выразительности, тропы.

Практикум.

50

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте.

Тест.

Сочинение-рассуждение.

18

51

Критерии оценки сочинения-рассуждения.

1

Знакомство учащихся с критериями оценки сочинения-рассуждения по критериям (К1-К12).

Лекция.

52

Структура сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

1

Знакомство учащихся с композицией сочинения-рассуждения, основными средствами связи между предложениями в тексте.

Лекция.

53

Проблема текста. Типы проблем.

1

Отработка умения определять проблему текста,

типы проблем, способы формулирования проблем в сочинении-рассуждении; знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулирования проблемы. Типичные  ошибки при формулировании проблемы.

Лекция.

Практикум.

54-

55

Комментарий проблемы.

2

Отработка умения комментировать одну из проблем текста; знакомство с типовыми конструкциями (клише) для комментирования проблемы; введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Лекция.

Практикум.

56-

57

Авторская позиция в тексте.

2

Отработка умения выявлять и осмысливать позицию автора, определять средства выражения авторской позиции в художественном и публицистическом тексте. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.  Согласие / несогласие с позицией автора, типовые конструкции для выражения своей позиции.

Лекция.

Практикум.

58-

59

Аргументация собственной позиции.

2

Отработка умения аргументировать собственную позицию, знакомство с видами аргументов, структурой аргумента. Типичные ошибки аргументации.

Лекция.

Практикум.

60

Смысловая цельность текста.

1

Повторение сведений о микротеме, абзаце;

 отработка умения правильно составлять вступление и заключение, виды и формы вступления и

заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.

Лекция.

Практикум.

61

Речевое оформление сочинения.

1

Повторение видов речевых ошибок; наиболее распространённые логические, фактические ошибки.

Лекция.

Практикум.

62

Грамматические ошибки.

1

Повторение видов грамматических ошибок, знакомство с наиболее распространёнными грамматическими ошибками.

Лекция.

Практикум.

63-

68

Написание сочинения-рассуждения по проблеме текста.

6

Закрепление навыка написания сочинения-рассуждения.

Практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Программа  составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков 5-6 класс

Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков...

Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс

Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...