Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy.docx | 42.94 КБ |
ktp.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
дополнительных курсов
в 10-11 классах
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по русскому языку»
Учитель Т.В.Затагина
Ульяновск
2016г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Программа
3. Календарно-тематическое планирование
4. Список используемой литературы для учителя и учащихся
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен по русскому языку – один из двух обязательных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, а его результаты принимаются практически во все государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования страны.
Настоящая программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по предмету, плана экзаменационной работы по русскому языку, спецификатора и кодификатора содержания в полном соответствии с демонстрационным вариантом КИМа ФИПИ за 2016 год
Предлагаемая программа подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Программа поможет педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на дополнительных занятиях.
Цель курса – обеспечение качественной подготовки учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи преподавания курса:
• изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
• совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
• освоение учащимися алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач;
• обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
• освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
• совершенствование лингвистической компетенции при выполнении тестовых заданий с развёрнутым ответом.
Структура курса.
Программа построена с учётом принципов преемственности, последовательности, системности и научности. Учебный материал сгруппирован в блоки по разделам, соответствующим структуре теста ЕГЭ. Это позволяет учащимся наиболее эффективно обобщить и систематизировать материал.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, выпускники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определённые правила, что требуется при выполнении заданий ЕГЭ.
Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создаёт условия для формирования навыков проблемного анализа текста, а также следующих умений: правильно формулировать и комментировать проблему, согласившись или не согласившись с мнением автора, приведя не менее двух примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы; выражать свою точку зрения на освещаемую проблему, приводя аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Знакомит с композицией сочинения, приёмами написания вступления и заключения, основными законами формальной логики. Формирует практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Осуществляет знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, практические занятия, самостоятельная работа с КИМами, написание сочинения-рассуждения с использованием моделей, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Программа подготовительных курсов предназначена для учителей-словесников, работающих в 10-11 классах, и рассчитана на 68 учебных часов.
К концу изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
• соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
• адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
• понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
• создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по прочитанному тексту;
• аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
• оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка и требованиями к письменной экзаменационной работе.
Содержание программы
Тема раздела | Содержание учебного материала | Количество часов |
Введение. | Изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомство со структурой КИМов по русскому языку, типологией заданий, системой оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. | 2 |
Языковые нормы. | 10 | |
Орфоэпические (акцентологические) нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. Отработка орфоэпических норм на примере наиболее частотных слов (на материале КИМов ЕГЭ, Орфоэпических словников). Работа с орфоэпическим словарём под редакцией Р.И.Аванесова. | 2 | |
Лексические нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. Отработка лексических норм на примере паронимов: знать, что такое паронимы; уметь разграничивать лексическое значение слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов. Работа со словарём паронимов. Углубление знаний о фразеологизмах, о видах фразеологизмов по происхождению и стилистической принадлежности. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте, отличать их от метафор. Работа со словарём фразеологизмов русского языка В.П.Жукова. Умение определять лексическое значение слова в узком контексте или определять значение слова в предложенном фрагменте словарной статьи. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Совершенствование знаний о синонимах и антонимах, о контекстных синонимах и антонимах. Отработка умения находить данные лексические единицы в тексте. | 2 | |
Грамматические нормы (морфологические нормы). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка при образовании форм различных частей речи: падежных форм имён числительных, форм множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных, степеней сравнения имён прилагательных и наречий, местоимений, личных форм глагола и деепричастий. | 3 | |
Грамматические нормы (синтаксические нормы). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка при выборе форм управления и согласования, при построении предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, несогласованными приложениями, при построении предложений с косвенной речью, сложных предложений. | 3 | |
Анализ текста. | 2 | |
Информационная обработка письменных текстов научного стиля. Умение распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия текста); отработка умения прослеживать смысловые, логические, грамматические связи между предложениями, правильно определять необходимое для данного контекста слово или сочетание слов из предложенного перечня. | 2 | |
Орфографические нормы. | 15 | |
Умение анализировать, классифицировать орфограммы; проводить орфографический анализ слова, предложения. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии в практике правописания. Правописание корней. Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 2 | |
Правописание приставок разного вида. Совершенствование правописания неизменяемых приставок, изменяемых приставок раз-/рас- и роз-/рос; изменяемых приставок, оканчивающихся на –З и –С; правописание приставок пре- и при-; правописание И,Ы после приставок; правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | 2 | |
Правописание суффиксов. Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс в слове. Совершенствование правописания суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Совершенствование правописания суффиксов причастий: выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола; сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени. | 2 | |
Правописание личных окончаний. Отработка умения определять часть речи. Различение окончаний –е и –и в именах существительных; отработка умения правильно образовывать видовую форму инфинитива, определять по ней спряжение, правописание личных окончаний глагола; совершенствование правописания падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. | 2 | |
Правописание Н-НН в разных частях речи. Углубление и систематизация правил написания Н-НН в суффиксах имён существительных, прилагательных, причастий, наречий. Отработка сложных случаев написания Н-НН в разных частях речи. | 3 | |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Отработка слитного и раздельного написания частицы НЕ с разными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями. Отработка смыслового и морфемного различения НЕ и НИ. | 2 | |
Правописание наречий, производных предлогов, производных союзов. Отработка умения определять, к какой части речи (производный предлог, союз, частица, наречие) принадлежит выделенное слово, применяя способ подстановки. Совершенствование слитного и раздельного написания омонимичных частей речи. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельно?». | 2 | |
Пунктуационные нормы. | 12 | |
Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели. Умение проводить пунктуационный анализ предложения. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения. Совершенствование умения правильно объяснять постановку запятой или её отсутствие в предложении с однородными членами (однородные члены, не соединённые союзами; однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами; однородные члены, соединённые повторяющимися союзами; однородные члены, соединённые двойными союзами). Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. | 2 | |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Отработка умения различать причастие и деепричастие как части речи, совершенствование знаний постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями. Совершенствование пунктуационных навыков при обособлении приложений, дополнений. | 2 | |
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Отработка умения выделять вводные конструкции, отличать их от самостоятельных частей речи и частей составного именного сказуемого. Слова, которые никогда не являются вводными. | 2 | |
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, различать сложносочинённые предложения с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И. Совершенствование пунктуационных навыков в сложных случаях при общем второстепенном члене предложения в сложносочинённом предложении с союзом И. | 2 | |
Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границу главной и придаточной части, совершенствование знаний темы «Виды придаточных предложений». | 2 | |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции; определять, какие синтаксические единицы связывает союз И: части сложного предложения или однородные члены предложения. Отработка сложных случаев пунктуации: на стыке двух союзов ( сочинительного и подчинительного) при наличии-отсутствии второй части двойного союза ТО, НО, ТАК. | 2 | |
Речь. Текст. | 9 | |
Смысловая и композиционная цельность текста. Совершенствование навыка адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста. | 2 | |
Функционально-смысловые типы речи. Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста, языковым особенностям. | 2 | |
Средства связи предложений в тексте. Совершенствование знаний о средствах связи (лексических, морфологических, синтаксических) предложений в тексте. Отработка умения находить данные средства связи в тексте. | 2 | |
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Совершенствование знаний о выразительных языковых средствах: тропах (лексических средствах) и синтаксических средствах (фигурах речи). Отработка умения различать лексические средства выразительности (основанные на переносном значении слова) и синтаксические (основанные на необычном построении словосочетаний и предложений). Знакомство с тропами и синтаксическими средствами. Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте. | 3 | |
Сочинение-рассуждение. | 18 | |
Написание сочинения-рассуждения. Отработка умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. Отработка умения последовательно излагать собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. Отработка умения оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. Для успешного выполнения заданий №25 (сочинения-рассуждения) учащиеся должны овладеть следующими специальными умениями: • усвоить алгоритм работы с текстом; • составлять ряд понятий-ассоциаций; • составлять вступление и заключение сочинения; • формулировать одну из проблем текста; • определять характер проблемы; • использовать разнообразные речевые клише при написании сочинения; • комментировать проблему; • определять авторскую позицию; • выражать согласие-несогласие с мнением автора; • приводить не менее двух аргументов (один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) для аргументации собственного мнения по проблеме; • выражать своё мнение о прочитанном тексте; • грамотно оформлять сочинение в соответствии с речевыми, орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. | ||
Итого: | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
1. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Гембух Е.Ю., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В. – М.: ФИПИ, 2012.
3.Ларионова Л.Г. Коомуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005.
4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2006.
5. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
6. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2011.
7. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Б.Н. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / под ред. С.И.Львовой. – М.: Дрофа, 2007.
8. Мещерякова В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта; Наука, 2000.
9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2005.
10. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М.: Айрис-пресс, 2007.
11. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
12. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012.
13. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
14. Угловатова Т.Ю. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2010.
15. Черепанова Л.В. Аудирование: теория и практика обучения. – Чита, 2002.
Литература для учащихся.
1. Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000.
2. Векшин Н.Л. Русский язык в афоризмах. – М.: МГУ, 2001.
3. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2000.
4. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы / В.И.Капинос и др. – М., 2013-2015.
5. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников: Факультативный курс: 6-9 классы. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
7. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллеки-Центр, 2016.
8. Лопушанская С.П., Горбань О.А., Шептухина Е.М. Страницы истории русского языка: Пособие для учащихся: 8-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.
9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10-11 классы. – Л., 2005.
10. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
11. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Дрофа, 2005.
12. Русский язык: Самостоятельные, лабораторные, контрольные работы / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.
13. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2000.
14. Русские писатели о языке: Хрестоматия / под ред. Н.А.Николиной. В 2-х томах. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2006.
15. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. – М., 2014.
16. Русский язык. Орфоэпический словник. ЕГЭ 2013. – Национальное образование, 2013.
Школьные словари русского языка.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 5-11 классы. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Жуков А.В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2010.
- Жуков В.П., Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 2000.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Дрофа, 2010.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2010.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. – М., 2004.
- Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – 2-е изд. – М.: Астрель, 2005.
- Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей 18-20 вв.) – М.: Дрофа, 2005.
- Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2000.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М.: Цитадель, 2002.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – (Любое издание).
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В.Панов. – М., 2004.
Ресурсы Интернет
1. http://www.1september.ru
Издательский Дом "Первое сентября"
2 .http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/ruslo_shkol/index.php
Журнал «Русский язык и литература для школьников»
3. http://www.vestnik.edu.ru/
Вестник образования.
4 .http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov
Словарь методических терминов
5. http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Научно-методический журнал «Филолог»
6. festival@1september.ru.
«Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей
7. http://rus.1september.ru/urok/
Газета «Я иду на урок русского языка»
8. http://www.mapryal.org/shownews.phtml?id=112
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
9. http://www.uroki.net/docrus.htm
Поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.
10. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/uvp/russian/seminar/2002-10-17.htm
Информационные технологии на уроке русского языка
11..http://slova.ndo.ru
Крылатые слова и выражения
12. http://www.mapryal.org
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
13.http://www.gramota.ru
Русский язык | Портал "Грамота.ру" | Культура речи, грамотность, орфография, словари, правила
14.http://rostest.runnet.ru
Образовательный сервер тестирования
15.http://urok.hut.ru
УРОК – русский язык для школьников и преподавателей
16.http://gramma.ru
Культура письменной речи
17.http://repetitor.1c.ru/online/
1С: Репетитор-Он-Лайн
18.http://teacher.fio.ru
19.http://www.edu.nsu.ru/vmrus/
20.http://www.rusword.com.ua
21.Справочные материалы по русскому языку, полезная информация:
http://www.traktat.com/language/book/index.php
http://www.gramota.ru/
http://www.prosv-ipk.ru/
http://language.edu.ru/
22.Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/
http://www.rustest.ru/
23.http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
24.http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
25.http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
26.http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
27.http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук
28.http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru
29.http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы
Мультимедийные обучающие, тренинговые и контролирующие программы:
- Образовательная коллекция 1С.
- Электронные учебные издания "Просвещение-Медиа."
- Электронные учебные издания "Кирилла и Мефодия."
- Уроки русского языка "Кирилла и Мефодия."
- Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер.
- Видеофильмы по разделам русского языка.
- Презентации по разделам курса.
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
9. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
10.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
11.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Технические средства обучения, компьютерная техника
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Сканер
- Принтер
- Копировальный аппарат
- Фото/видеокамера
- CD, DVD-проигрыватели
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Тема раздела / Тема занятия | Количество часов | Содержание занятия | Формы работы |
Введение. | 2 | |||
1 | Правила для участников ЕГЭ. | 1 | Знакомство обучающихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена. | Лекция. |
2 | Типология заданий ЕГЭ. | 1 | Знакомство обучающихся со структурой КИМов по русскому языку, системой оценивания заданий. | Практикум. |
Языковые нормы. | 10 | |||
3 | Орфоэпические нормы современного русского языка. | 1 | Обобщение знаний об орфоэпических нормах, отработка умения оценивать речь с точки зрения орфоэпических норм. | Лекция. Практикум. |
4 | Орфоэпические нормы современного русского языка. | 1 | Формирование орфоэпических норм. | Тест. |
5 | Лексические нормы. | 1 | Определение лексического значения слова в узком контексте или нахождение слова по одному из предложенных значений; виды фразеологизмов, умение находить фразеологизмы в тексте; совершенствование знаний о синонимах, антонимах. | Лекция. Практикум. |
6 | Лексические нормы. | 1 | Ознакомление с паронимическими парами, их лексическим значением; отработка умения правильно употреблять паронимы в речи. | Практикум. |
7-8 | Грамматические (морфологические) нормы. | 2 | Ознакомление с морфологическими нормами при образовании форм различных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы). | Лекция. Практикум. |
9 | Грамматические (морфологические) нормы. | 1 | Практическое умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. | Тест. |
10- 11 | Грамматические (синтаксические) нормы. | 2 | Ознакомление с синтаксическими нормами построения предложений с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами, сложных предложений, предложений с косвенной речью; синтаксические нормы при согласовании и управлении. | Лекция. Практикум. |
12 | Грамматические (синтаксические) нормы. | 1 | Практическое умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка. | Тест. |
Анализ текста. | 2 | |||
13 | Информационная обработка письменных текстов научного стиля. | 1 | Отработка умения находить ключевые слова, главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставлять её с предложенными вариантами, соблюдая фактологическую достоверность. | Лекция. Практикум. |
14 | Информационная обработка письменных текстов научного стиля. | 1 | Отработка умения правильно определять необходимое для данного контекста слово или сочетание слов из предложенного перечня. | Тест. |
Орфографические нормы. | 15 | |||
15- 16 | Правописание корней. | 2 | Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова; правописание согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | Практикум. |
17- 18 | Правописание приставок разного вида. | 2 | Совершенствование правописания неизменяемых приставок; приставок на –з, -с; раз-/рас- и роз-/рос-; пре-, при-. Буквы ы-и после приставок. Правописа-ние разделительных ъ,ь знаков. | Практикум. |
19 | Правописание суффиксов. | 1 | Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс в слове; совершенствование правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | Лекция. Практикум. Тест. |
20 | Правописание суффиксов. | 1 | Совершенствование правописания суффиксов причастий: выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола; сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени. | Тест. |
21- 22 | Правописание личных окончаний. | 2 | Отработка умения определять часть речи; правильно образовывать видовую форму инфинитива и определять по ней спряжение глагола. Совершенствование правописания падежных окончаний имён существительных, прилагательных, причастий. | Лекция. Практикум. Тест. |
23- 24 | Правописание Н-НН в разных частях речи. | 2 | Обобщение и систематизация общих правил правописания н-нн в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий. Отработка сложных случаев написания н-нн | Лекция. Практикум. |
25 | Правописание Н-НН в разных частях речи. | 1 | Отработка сложных случаев написания н-нн в разных частях речи. | Тест. |
26 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | Отработка слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями, глаголами, деепричастиями. | Лекция. Практикум. |
27 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | Отработка смыслового и морфемного различения употребления не и ни. | Практикум. |
28- 29 | Правописание наречий, производных предлогов, производных союзов. | 2 | Отработка умения определять часть речи; совершенствование слитного и раздельного написания омонимичных частей речи; употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | Лекция. Практикум. |
Пунктуационные нормы. | 12 | |||
30- 31 | Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. | 2 | Отработка умения выделять грамматическую основу предложения; совершенствование умения находить ряды однородных членов, определять виды союзов, которыми они связаны. Обобщение и систематиза-ция правил пунктуации при однородных членах предложения. | Лекция. Практикум. |
32- 33 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 2 | Отработка умения отличать деепричастие и причастие как часть речи; обобщение и систематизация общих правил обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. | Лекция. Практикум. |
34- 35 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 2 | Отработка умения выделять вводные конструкции, отличать их от самостоятельных частей речи и частей составного именного сказуемого. | Практикум. |
36- 37 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 2 | Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, различать сложносочинённые предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, связанными союзом и; совершенствование пунктуационных навыков сложных случаях при общем второстепенном члене предложения в сложносочинённом предложении. | Лекция. Практикум. |
38- 39 | Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения. | 2 | Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границу главной и придаточной части; совершенствование знаний по видам придаточных предложений. | Лекция. Практикум. |
40- 41 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | Отработка умения выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции; определять, какие синтаксические единицы связывает союз и; отработка сложных случаев пунктуации (стык двух союзов). | Лекция. Практикум. Тест. |
Речь. Текст. | 9 | |||
42- 43 | Смысловая и композиционная цельность текста. | 2 | Отработка навыка адекватно понимать информацию письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями , содержащими авторскую позицию, главную мысль текста. | Практикум. |
44- 45 | Функционально-смысловые типы речи. | 2 | Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста и языковым особенностям. | Практикум. |
46- 47 | Средства связи предложений в тексте. | 2 | Совершенствование знаний о средствах связи предложений в тексте; отработка умения находить данные средства связи в тексте. | Практикум. |
48- 49 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 2 | Совершенствование знаний о выразительных языковых средствах; отработка умения различать лексические, синтаксические средства выразительности, тропы. | Практикум. |
50 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте. | Тест. |
Сочинение-рассуждение. | 18 | |||
51 | Критерии оценки сочинения-рассуждения. | 1 | Знакомство учащихся с критериями оценки сочинения-рассуждения по критериям (К1-К12). | Лекция. |
52 | Структура сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. | 1 | Знакомство учащихся с композицией сочинения-рассуждения, основными средствами связи между предложениями в тексте. | Лекция. |
53 | Проблема текста. Типы проблем. | 1 | Отработка умения определять проблему текста, типы проблем, способы формулирования проблем в сочинении-рассуждении; знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. | Лекция. Практикум. |
54- 55 | Комментарий проблемы. | 2 | Отработка умения комментировать одну из проблем текста; знакомство с типовыми конструкциями (клише) для комментирования проблемы; введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. | Лекция. Практикум. |
56- 57 | Авторская позиция в тексте. | 2 | Отработка умения выявлять и осмысливать позицию автора, определять средства выражения авторской позиции в художественном и публицистическом тексте. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Согласие / несогласие с позицией автора, типовые конструкции для выражения своей позиции. | Лекция. Практикум. |
58- 59 | Аргументация собственной позиции. | 2 | Отработка умения аргументировать собственную позицию, знакомство с видами аргументов, структурой аргумента. Типичные ошибки аргументации. | Лекция. Практикум. |
60 | Смысловая цельность текста. | 1 | Повторение сведений о микротеме, абзаце; отработка умения правильно составлять вступление и заключение, виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. | Лекция. Практикум. |
61 | Речевое оформление сочинения. | 1 | Повторение видов речевых ошибок; наиболее распространённые логические, фактические ошибки. | Лекция. Практикум. |
62 | Грамматические ошибки. | 1 | Повторение видов грамматических ошибок, знакомство с наиболее распространёнными грамматическими ошибками. | Лекция. Практикум. |
63- 68 | Написание сочинения-рассуждения по проблеме текста. | 6 | Закрепление навыка написания сочинения-рассуждения. | Практикум. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса " Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Программа составлена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа дополнительного курса изучения родного (русского) языка
Рабочая программа...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...
Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков 5-6 класс
Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков...
Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс
Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...