Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
элективный курс (10 класс) по теме
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений. Эффективному изучению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении её богатства.
Методические рекомендации.
Курс состоит из двух частей.
Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.
Вторая часть посвящена решению задач. Учащиеся обобщают сведения, подробно знакомятся с историей возникновения и, формируют навыки решения задач.
На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать анализ полученных понятий на практике.
Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс по физике 10 класс | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по физике 10 класс
«Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах»
(на английском языке)
среднее (полное) общее образование.
Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.
Составитель Каримова Светлана Азгамовна учитель физики (1 квалификационная категория)
Казань, 2014
Пояснительная записка к элективному курсу
по физике (базовый уровень)
в 10 классе социально — экономического профиля,
(10 класс 34 часа –1 час в неделю)
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по физике составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;
- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "об образовании в российской федерации"
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Приказа Министерства образования и науки республики Татарстан от 12.06.2011г №1093 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РБ № 1168 от 03.09.2008г;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г №196 (в редакции постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №216);
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"
- Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани на 2014/2015 учебный год от 21 августа 2014г.
- концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783
Программа курса предназначена для учащихся 10 классов.
цели курса:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.
- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Задачи курса:
- сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; понимание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
- сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать;
- научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
- школьники должны овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования;
- привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
- познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
- обеспечить глубину и прочность базовых знаний учащихся по основам наук.
- способствовать осознанному решению учащимися качественных задач путем обучения их отдельным действиям, входящим в процесс решения качественных физических задач.
В данной программе предлагается один из вариантов организации межпредметного курса по решению качественных задач. Качественные задачи по физике создают условия для:
- углубления и закрепления знаний учащихся;
- повышения интереса учащихся к физике;
- активизации восприятия ими материала;
- проверки знаний и практических навыков учащихся.
Решение качественных задач способствует:
- приобретению учащимися общеучебных умений (освоение способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, и т.д.);
- умению анализировать физические явления;
- развитию логического мышления, смекалки, творческого воображения;
- умению применять полученные теоретические знания для объяснения явлений природы;
- подготовке учащихся к практической деятельности (обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться).
Качественные задачи - это задачи, на которых проверяется не натасканность ученика, а подлинное понимание им материала.
Таким образом, очевидна необходимость введения межпредметного курса по физике по решению качественных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ожидаемые результаты данного курса:
- знание основных экономических терминов, необходимых школьнику для адаптации в новых хозяйственно-экономических условиях;
- умение пользоваться математическим аппаратом для расчета бюджета семьи, выгодности кредитования, составления бизнес-плана и т. п.;
- адекватная оценка своих потребностей и возможностей учениками;
- выработка навыков экономии и бережливости;
- сознательный выбор учениками профиля обучения в средней школе.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
- Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
- познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- информационно-коммуникативная деятельность: • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- рефлексивная деятельность: • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Административной проверки материала курса не предполагается. Соответственно задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамен. В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащемся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащихся по теме курса.
Технология обучения
Некоторые вопросы разделов учащиеся рассматривают самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Педагогические технологии, применяемые в работе:
1. Технология объяснительно-иллюстративного обучения
2. Лекционно-семинарско-зачетная технология;
3. Технология блочного обучения;
4. Технология проблемного обучения;
5. Технология игрового обучения;
6. Технология внутриклассовой дифференциации;
7. Технология уровневой дифференциации;
8. Технология проектного обучения;
9. ТИО
Учебный процесс при изучении курса физики в 10 классе строится с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);
- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений. Эффективному изучению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении её богатства.
Методические рекомендации.
Курс состоит из двух частей.
Первая часть способствует формированию основ экономических знаний. Она является подготовительной для формирования навыков решения задач с экономическим содержанием. Здесь предлагается учащимся самим сформулировать задачи, с которыми они встречаются в жизненных ситуациях.
Вторая часть посвящена решению задач. Учащиеся обобщают сведения, подробно знакомятся с историей возникновения и, формируют навыки решения задач.
На итоговом занятии учащимся предлагается анкета, в которой они должны будут сделать анализ полученных понятий на практике.
Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание учебного материала | Количество часов по программе | Форма контроля |
1. | Наука экономика. | 16 | Применение терминов при составлении задач экономического характера |
2. | Практическое направление качественных задач. | 18 | Тестирование, практические занятия |
Итого: | 34 |
При решении качественных задач применяются следующие приемы: эвристический, графический и экспериментальный. Эти приемы могут применяться в сочетании друг с другом.
НАЗВАНИЕ ПРИЕМА | СУЩНОСТЬ ПРИЕМА | ПРЕИМУЩЕСТВА |
Эвристический | Постановка и разрешение ряда взаимосвязанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах. | Учит анализировать физические явления, описанные в задаче, обобщать данные условия с содержанием известных физических законов. |
Графический | Заключается в том, что позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего графика, чертежа, рисунка и т.п. | Наглядность и лаконичность решения. Развивает мышление учащихся, формирует точность и аккуратность. |
Экспериментальный | Получение ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведённого в соответствии с её условием. | Способствует развитию исследовательских умений, любознательности учащихся, их активности, формированию практических умений и навыков работы с физическими приборами. |
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
- Мультимедийный экран, карточки с тестами, карточки с задачами по физике.
- Дидактический материал с физическими задачами
- Проверочные тесты с использованием компьютерной программы
- Компьютерный класс, ЦОРы
- Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Тестовые задания.
- Разно уровневые контрольные работы.
ЛИТЕРАТУРА
Методическая литература:
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
- Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике Москва: издательство «Просвещение», 1972
- Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс Москва: издательство «Просвещение», 1978
- Методика факультативных занятий по физике. Пособие для учителя/под ред. О.Ф.Кабардина, В.А. Орлова. М.: Просвещение, 1988.
- Я.И. Перельман. Занимательная физика. Кн.1. издательство “Наука”, 1972.
- Я.И.Перельман. Занимательная физика. Кн .2. изд. “Наука”, 1976.
- М.Е. Тульчинский. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.:Просвещение, 1971.
- Г.П. Макеева, М.С. Цедрик. Физические парадоксы и занимательные вопросы. Минск “Народная асвета”, 1981.
- Г.А. Вайзер. Моделирование решения качественных физических задач/Материалы докладов республиканской научно-теоретической конференции “Модели и моделирование в методике обучения физике”. Киров, 2000.
- Библиотека учителя физики. Межпредметные связи курса физики в средней школе/под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. М.: Просвещение, 1987.
- В.И. Петрухин. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов// Физика в школе. - 2004. -№3. –с.58-60.
- В.А. Орлов. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения // Физика в школе. -2003. - №7.-С.17-19.
- Володарский В.Е., Янцев В.Н. Задачи и вопросы по Физике межпредметного содержания.
- Преображенская Е. В. «Основы предпринимательства». «Домашняя экономика». Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: «Лицей», 2002.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
- Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003.
- Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
- Тарасов Л.В. Физика в природе Москва: издательство «Просвещение», 1988
- Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? Домодедово: издательство «ВАП», 1994
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Электронные образовательные ресурсы:
- Библиотека электронных наглядных пособий, физика 7 – 11 классы.
- Учебное электронное издание физика 7 – 11 классы, практикум.
- Библиотека наглядных пособий, физика 7 – 11 классы.
- Учебно-методический комплекс ″Открытая физика″.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (сайт)
Комплекты проверочных работ :
- Костаева Т. В. Диагностика готовности школьников к профессионально-личностному самоопределению. – Саратов: ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2004.
- Преображенская Е. В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. – Саратов: «Лицей», 2002.
Учебно - тематическое планирование по физике для 10 класса (34 часа, 1час в неделю)
Наука экономики (16 часов)
№ | Дата проведения | Тема урока | Вид контроля Измерители | Тип урока | |
По плану | Факти-чески | ||||
1 | Организационное занятие | фронтальный опрос беседа | Урок изучения новых знаний | ||
2 | Основные экономические понятия | Урок изучения новых знаний | |||
3 | Тестирование. | Урок закрепления знаний | |||
4 | Семья как экономический потенциал | фронтальный опрос беседа | Комбинированный урок | ||
5 | Работа в группах, самостоятельная работа. | Урок закрепления знаний | |||
6 | Ресурсы семьи | Урок-практикум | |||
7 | Практическая работа. | Урок закрепления знаний | |||
8 | Потребности семьи | фронтальный опрос беседа | Комбинированный урок | ||
9 | Практическая работа. | Урок закрепления знаний | |||
10 | Домашняя экономика | Работа в группах, самостоятельная работа. | Урок-практикум | ||
11 | Тестирование. | Урок закрепления знаний | |||
12 | Семейный маркетинг | фронтальный опрос беседа | Урок изучения новых знаний | ||
13 | Обслуживание техники | Тестирование. | Урок-практикум | ||
14 | Практическая работа. | Урок закрепления знаний | |||
15 | Анкетирование | Тестирование. | Урок контроля | ||
16 | Результаты анкетирования |
Практическое направление качественных задач. (18 часов)
№ | Дата проведения | Тема урока | Вид контроля Измерители | Тип урока | |
По плану | Факти-чески | ||||
1 | Классификация качественных задач | фронтальный опрос беседа | Урок изучения новых знаний | ||
2 | Классификация вычислительные задач | Тестирование. | Урок изучения новых знаний | ||
3 | Классификация графических задач | Практическая работа. | Урок изучения новых знаний | ||
4 | Классификация экспериментальных задач | Тестирование. | Урок изучения новых знаний | ||
5 | Аналитико-синтетический метод в решении физических задач | фронтальный опрос беседа | Урок изучения новых знаний | ||
6 | Экономика в задачах | Практическая работа. | |||
7 | Ох уж эти проценты | решение качественных задач. | Комбинированный урок | ||
8 | Производственные задачи с силой Архимеда | решение качественных задач. | Урок-практикум | ||
9 | Производственные задачи с тепловыми явлениями | решение качественных задач. | Урок закрепления знаний | ||
10 | Производственные задачи с инерцией | Работа в группах, самостоятельная работа. | Урок-практикум | ||
11 | Производственные задачи с наземными видами транспорта | фронтальный опрос беседа | Комбинированный урок | ||
12 | Производственные задачи с воздушным видом транспорта | решение качественных задач. | Урок-практикум | ||
13 | Производственные задачи с водным видом транспорта | решение качественных задач. | Урок закрепления знаний | ||
14 | Производственные задачи по механике | фронтальный опрос беседа | Урок-практикум | ||
15 | Производственные задачи по электродинамике | решение качественных задач. | Урок-практикум | ||
16 | Производственные задачи по оптике | Работа в группах, самостоятельная работа. | Комбинированный урок | ||
17 | Анкетирование | Тестирование. | Урок контроля | ||
18 | Результаты анкетирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа элективного курса для 10-11 класса "Решение задач по физике"
Рабочая программа элективного курса для 10-11 класса "Решение задач по физике", 2 часа в неделю, предусматривает работу с задачником Рымкевич...
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...
Программа элективного курса для 9 класса " Алгоритмы решения качественных и расчётных задач по химии"
Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для9 класса «Алгоритмы решения качественных и расчётных задач по химии». 1.Место предмета в структуре основной образовате...
Решение качественных задач по физике при подготовке к ОГЭ
Качественные задачи, представленные в ОГЭ, целесообразно решать по следующему алгоритму:1. Проанализировать содержание задачи:Выделить один или несколько объектовЗаписать явления, о которых идет речь ...