Урок по физике "Плотность вещества" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost_veshchestva.docx | 37.76 КБ |
plotnost_veshchestva.pptx | 881.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Плотность вещества» 7 класс
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
- Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.
Воспитательные:
- Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
- Развивать умение выражать свои мысли в слух.
Развивающие:
- Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
- Развивать способности выдвигать гипотезы;
- Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
- Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- Формировать умение решать качественные задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Используемые технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на очередной урок физики и хочу начать его с отрывка из стихотворения Вадима Шефнера "Техника":
Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам. (Слайд2)
А как вы понимаете смысл этих строк?
А разве каждый наш урок не является тоже открытием?
И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. Поэтому сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей.
Мотивация учащихся - 2мин
Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки.
Да, что-то ничего не получается?
Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.
2.Актуализация знаний- 5 мин
Тест 1 вариант | Тест 2 вариант |
1.Масса первого шара больше второго шара. При взаимодействии этих шаров изменение скорости будет
2.В одном кубическом метре (м3) содержится
3.За единицу массы в Международной системе единиц (СИ) принят(-а)
4.Если объём тела уменьшается, то
5.Масса тела – это физическая величина, которая характеризует
| 1. За единицу массы в Международной системе единиц (СИ) принят(-а)
2.Масса первого шара больше второго шара. При взаимодействии этих шаров изменение скорости будет
3.В одном кубическом метре (м3) содержится
4. Масса тела – это физическая величина, которая характеризует
5. Если объём тела уменьшается, то
|
Ключи к тесту
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | c | a | d | d | c |
2 вариант | d | с | а | с | d |
3. Изучение нового материала
Определение темы и целей урока
Ребята, отгадайте загадку: "Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?" (Слайд4).
А если взять вату и железо одинакового объёма?
Давайте наши предположения проверим экспериментальным путём. (Слайд5).
Весь класс делится на 6 групп (4 человека в каждой группе). Экспериментальные задания у каждой группы на столе. Приложение3.
Задание для группы №1
Перед вами два тела разного объёма изготовленные из одного и того же вещества. Убедитесь, что эти тела имеют разную массу, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело | Масса тела в г |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела разного объёма, сделанные из одного вещества
имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для 2 группы
Перед вами два бруска одинакового объёма, но изготовленные из разных веществ.
Найдите массу каждой из них, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело | Масса тела в г |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для группы №3
Перед вами два тела равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?
Найдите объём каждого тела с помощью мензурки, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.
Таблица
тело | Объём тела в см 3 |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод: тела равной массы имеют ……………объёмы.
Запишите данные таблицы на доске.
Какие результаты у вас получились?
Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.
Посмотрите на рисунок.
Что различного в этих рисунках? (Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность.)
Итак, тема нашего урока "Плотность вещества" (Слайд 8).
Сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной - плотность.
Так что же такое плотность вещества?
Давайте запишем определение физической величины плотность вещества:
Плотность - физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Слайд10).
Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро).
А как это можно записать математически? ρ =
Каковы единицы измерения плотности вещества?
Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (Слайд11).
Так в чём же физический смысл плотности вещества?
Плотность показывает какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. (Слайд12).
Возьмём одно и то же вещество массой 50 г и 100 г. Будет ли отличаться его плотность?
Будет ли меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо?
На что это указывает?
Действительно, плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т. к. не зависит от направления движения (Слайд13).
Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? (Слайд 14).
Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром (Слайд15).
Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.
4. Закрепление изученного материала
В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.
Но мы с вами попробуем определить плотность деревянного бруска, воспользовавшись весами и линейкой.
Дано: m= V= ρ-? | CИ ______кг ______ | Решение: ρ = ρ = Ответ: |
Задача № 228
Задача № 232
5. Подведение итогов
Рефлексия содержания учебного материала: выполните тест №2
Рефлексия деятельности:
- сегодня я узнал:
- было интересно:
- было трудно:
- я почувствовал, что:
- я приобрел:
- я научился:
- я смог: я попробую:
- меня удивило:
6. Домашнее задание:
П.22 пересказ; упр.7(1,2,4) письменно; задание стр 64.
Список используемой литературы.
- Физика. 8 класс. А.В. Пёрышкин. Москва. Издательство DPOФА.20011.
- Сборник задач по физике. В.И. Лукашик. Е.В. Иванова. Москва "Просвещение" 2007.
- Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина " Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство " Экзамен" , 2010г.
Приложение3
Задание для группы №1
Перед вами два тела разного объёма изготовленные из одного и того же вещества. Убедитесь, что эти тела имеют разную массу, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело | Масса тела в г |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела разного объёма, сделанные из одного вещества
имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для 2 группы
Перед вами два бруска одинакового объёма, но изготовленные из разных веществ.
Найдите массу каждой из них, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Таблица
тело | Масса тела в г |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
Задание для группы №3
Перед вами два тела равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?
Найдите объём каждого тела с помощью мензурки, данные запишите в таблицу.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.
Таблица
тело | Объём тела в см 3 |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод: тела равной массы имеют ……………объёмы.
Запишите данные таблицы на доске.
Тест №2 Вариант 1 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) уменьшается. б) может и увеличиваться, и уменьшаться. в) увеличивается. г) не меняется | Тест №2 Вариант 2 1. Чтобы определить плотность вещества, надо ... а) его массу разделить на объем б) его объем разделить на массу. в) его массу умножить на объем. 2.Плотность керосина 800 кг/м3. Это означает, что ... а)керосин массой 1 кг занимает объем 800 м3. б)керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3. в)керосин массой 800 кг занимает объем 800 м3. 3. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) кг/м3. в) г/л. г) м3/кг 4. Стакан с спиртом тяжелее… а) такого же стакана с бензином. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При нагревании плотность воды … а) не меняется. б) может и увеличиваться, и уменьшаться. в) увеличивается. г) уменьшается. |
Оценочный лист
_________________________
Фамилия имя
задания | Баллы (5-ти бальная система) |
1.тест №1 | |
2.экспериментальная работа | |
3.решение задач | |
5.тест №2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕСТ №1 № вопроса 1 2 3 4 5 1 вариант c a d d c 2 вариант d с а с d Ключи к тесту
Что тяжелее килограмм ваты или железа?
Экспериментальная работа
Выводы экспериментальной работы Тела разного объёма, сделанные из одного вещества имеют разную массу. Тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют разную массу. Тела равной массы из разного вещества имеют разные объёмы. Вывод : масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.
Тема урока : «Плотность вещества»
ρ = в СИ 1кг=1000г 1м³=1000000см³ 1 кг/м³ = 0,001 г/см³ Плотность - физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму
m V Запомни схему расчёта плотности, массы, объёма! Вот он дом. В нём три квартирки. Дружно живут в нем Масса сверху Внизу плотность и объём.
Плотност ь показывает какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. 1 см 3 1 м 3 серебро V=1 м 3 m=1 0 5 00 кг медь V=1 м 3 m= 8 9 00 кг Физический смысл плотности вещества
Вывод: 1 . плотность – скалярная величина; 2 . постоянная для данного вещества . 1. Возьмём одно и то же вещество массой 50 г и 100 г. Будет ли отличаться его плотность? 2. Будет ли меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо? 3. На что это указывает ?
Ареометры применяются для измерения: плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах; плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов; плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - и змерять ) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел. Ареометры
Рефлексия: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....