Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике
статья (физика, 10 класс) по теме

ВАНЮКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.

Основной целью создания в нашем лицее НОУ “Физика”, в которое входят лицеисты 7 –11-х классов, является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:

  • приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
  • создание условий для расширения среды общения и получения информации;
  • участие в проводимых в рамках района, края, страны олимпиадах, конференциях, научно-практических конференциях;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

В этом процессе можно выделить несколько этапов.

На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит и мне, как учителю-предметнику. Я в процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).

На втором этапе – происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы кафедры и на установочной конференции НОУ. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:

  • осознать учащимися значимость своей работы
  • создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.

Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.

3 этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят заседания кафедры, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:

  • осуществлять контроль над процессом работы
  • оперативно решать возникающие проблемы
  • поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.

Курс “Методология научных исследований” состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.

Программа курса “Методология научных исследований”

Тема

Кол-во часов

Введение. Знакомство с деятельностью НОУ лицея. Новая дисциплина “Методология научных исследований”. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.

1

Тема 1: Работа над ведением научного исследования 

7

1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.

2

1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей различных конкурсов. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования.

2

1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

3

Тема 2. Работа над основной частью исследования

14

2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: “Источники и литература”. Понятия: источник, литература.

6

2.2. Сбор первичной информации и ее организация. Практическое занятие в библиотеке “ Правила работы в библиографическом отделе”.

2

2.3. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ.

4

2.4. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

2

Тема 3. Оформление научной работы

9

3.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.

1

3.2. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ-победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию.

1

3.3. Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования.

1

3.4. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации.

4

3.5. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел “Источники и литература” в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.

1

3.6. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями.

1

Тема 4. Подготовка к защите научной работы.

3

4.1. Презентация проекта. Теория + практическое задание на дом: оформить презентацию проекта в Power Point.

1

4.2. Рецензия, статья, эссе к научной работе. Теория + практическое задание на дом: написать статью к своей научной работе в соответствии с принятыми требованиями.

1

4.3. Подготовка публичного выступления. Практическое задание на дом: написать доклад для выступления на научно-практической конференции.

1

4.4. Представление проектно-исследовательских работ на конференциях:

  • Шаг в будущее
  • Краевым чтения им. Ю.А. Гагарина
  • Районные и краевые проектные конкурсы.

 

Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.

При защите работ на научно-исследовательских конференциях было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.

Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.

Этапы реализации проекта:

  1. Составление плана работы над презентацией.
  2. Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
  3. Сканирование графических иллюстраций.
  4. Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
  5. Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
  6. Окончательное оформление презентаций.
  7. Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.

Наш опыт показывает действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.

Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научной конференции учащихся.

Наше НОУ “Физика” – еще на этапе становления, у нас много нерешенных, но уже поставленных задач.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике

В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...