Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов
проект по математике

Инна Георгиевна Кузнецова

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Такое включение имеет и немалое практическое значение:

- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

- есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конкурсах, конференциях и семинарах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_uchashchihsya_5-6_klassov.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности индивидуального подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов

Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Такое включение имеет и немалое практическое значение:

- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

- есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конкурсах, конференциях и семинарах.

Уже в 5 классе ребята нашей школы могут почувствовать себя начинающими учеными. Бытует мнение, что с учащимися 5-6 классов заниматься научно-исследовательской деятельностью нецелесообразно.

При этом приводятся такие доводы, как:

- отсутствие адаптированных или модифицированных методик,

- бесперспективность показа на конкурсах,

- сложность подборки доступного для детей этого возраста материала и др.

Представляется, что такая точка зрения в корне не верна. Я глубоко убеждена, не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности.

Работая с учащимися своего 5 класса, я поняла, что одним из главных мотивов исследовательской деятельности для них является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, исследованию.

В своей работе я обязательно учитываю то обстоятельство, что исследовательское поведение – это универсальная характеристика человеческой деятельности. А одним из основных факторов развития исследовательского поведения ребенка как раз и выступает исследовательский метод обучения.

Цель настоящего доклада - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную на индивидуальном подходе.

 Основные этапы работы, характерные для исследования:

Теория:

Как известно, основными этапами работы, характерными для исследования являются:

- постановка проблемы (формулировка темы),

- изучение теории, связанной с выбранной темой,

- выдвижение гипотезы исследования,

- подбор методик и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, оформление и представление выполненной работы.

Хочу подчеркнуть, что такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения1.

Сокращение хотя бы одного из названных этапов, существенно обеднит процесс, а, следовательно, и результат работы. Поэтому, одна из важнейших методических задач руководителя: сделать прохождение каждого этапа исследовательской деятельности доступным для учащегося 5-6 класса.

Практика:

На первом занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» я объяснила ребятам, что представляет собой научное исследование, чем они отличаются от реферата или доклада. Важный этап - знакомство со структурой исследовательской работы. Ребята конспектируют основные элементы: что должно включать введение, из чего состоит основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Кроме того, юные исследователи получают информацию о доступных для них методах исследования: сравнительный анализ, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение и др.

Основные понятия научно-исследовательской работы:

Теория:

Следующий шаг - необходимо доходчиво объяснить детям содержание основных понятий научно-исследовательской работы.

Объектная область исследования - это сфера, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет исследования и определяет тему работы.

Тема – это представление объекта изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения поставленной задачи, вопроса.

Цель исследования - ответ на главный вопрос темы, ожидаемый результат исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Задачи - шаги, ступеньки к достижению цели и подтверждению (опровержению) гипотезы.

Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы.

Практика:

В ходе объяснения я привожу примеры из научно-исследовательских работ. Мы подробно разбираем каждое из понятий на конкретных примерах. Затем учащиеся пытаются поставить самостоятельно цель, которая обычно формулируется со слов: доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить. Из поставленной цели вытекают задачи исследования, которые формулируются со слов: охарактеризовать; провести анализ (наблюдение, опрос, интервью и т.д.); выявить; определить; изучить.

Проблема выбора и формулировки темы

Теория:

Постановка проблемы и формулировка темы – важнейший этап, от которого во многом зависит успешность работы. Здесь обязательно нужно учитывать возрастные особенности исследователей.

Как и всякое творчество, исследовательская и проектная деятельность возможна и результативна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает у ребенка тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы актуальной она ни была, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы помочь выбрать тему, интересующую ученика, нужно узнать его склонности, суметь услышать, понять, почувствовать его интересы. Это сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Практика:

Ученицы 5- 6 класса Шалина Алина и Попова Юлия написали исследовательскую работу  по теме «Приёмы быстрого счёта в математике». В 21 веке, разговор об устном счете может показаться неуместным, однако и по сей день способность, производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление. Умение быстро считать повысит не только скорость вычислений, интерес к урокам математики, но и пригодится в жизни. Необходимо также отметить, что приёмов рациональных вычислений в учебниках практически нет. В результате получилось замечательное исследование, включающее

- изучение приемом быстрого счета – умножение и деление на 4 и 5; умножение на 25; умножение на 9 и 11;

- интересные исторические способы: крестьянский способ, метод решетки, умножение на пальцах;

- собственное исследование, проведенное методом анкетирования, которое дало интересные результаты;

- проведен тренинг на устный счет, знакомство с презентацией по теме «Устный счет»  и новый тренинг, который показал более высокие результаты

Проведенное исследование, оформленное, в том числе и в виде мультимедийной презентации, может служить замечательным пособием на математики.

Планирование исследования. Выдвижение гипотез.

Теория:

Важный элемент процесса учебно-исследовательской деятельности – планирование. Качественного исследования практически невозможно получить без тщательного планирования с учетом методов и сроков. Как уже отмечалось, наиболее адаптированными к возрасту младших подростков являются такие методы, как: сравнительный анализ, анкетирование, опрос, интервью, наблюдение, эксперимент.

Понимание в чем состоит суть гипотезы (предположения) доступно для учащихся 5-6 класса. Гипотезы помогают ориентировать исследование, придают ему направленный характер.

Практика

После того, как мы определились с темой – составляем план исследования. Выбираем метод, формулируем цели и задачи. Необходимо уделять большое внимание составлению плана.

На примерах ребята узнают, что гипотеза – это предположение чего-либо. Причем предположения могут быть предварительными и неточными. Гипотеза может быть подтверждена проведенным исследованием или опровергнута им. Кроме того, бывает, что гипотеза подтверждается частично. Особенно часто так бывает в исследованиях из междисциплинарной области. После формулировки и выдвижения гипотезы ребятам намного легче формулировать вопросы анкеты, опроса, так как они должны доказать или опровергнуть свои же предположения.

Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности

Теория

В учебно-исследовательской деятельности все более актуальным становится применение учащимися новых информационных технологий, которые позволяют в полной мере использовать такой принцип, как наглядность.

Практика

Информационные технологии в учебных исследованиях и проектах в основном используются для:

1. Оформления работ.

2. Создания мультимедийных презентаций для сопровождения доклада.

3. Создания сопроводительного материала (буклетов, представлений, материалов для стендов).

4. Консультаций руководителя, экспертизы, рецензирования (с помощью электронной почты).

5. Поиска информации в сети Интернет.

Защита работы или представление экспертам полученных результатов

Теория:

Оформление и представление полученных результатов также имеет большое значение, как образовательное, так и психологическое. Ребята получают навык правильного оформления результатов проведенной работы, учатся составлять справочно-ссылочный аппарат, список использованных источников и литературы, правильно форматировать текст.

Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся.

Итак, очевидно, что ученики 5-6 классов должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.

Подготовила Кузнецова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике

В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...