"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_18.02.2016.docx | 94.89 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.48 МБ |
razdatochnyy_material_refleksiya.docx | 12.69 КБ |
razdatochnyy_material_tabl._dlya_shemy.docx | 14.24 КБ |
razdatochnyy_material_test.docx | 21.21 КБ |
razdatochnyy_material_eksperiment.docx | 15.3 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 64.5 КБ |
tehnolgicheskaya_karta_harchenko_n.i.doc | 597.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у вас урок физики проведу я. Зовут меня Харченко Наталья Ивановна. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в III век до н.э., в Древнюю Грецию, г.Сиракуза. В то время правил царь Гиерон II. Вы спросите, «зачем мы туда отправляемся?», так вот, наш путь лежит к одному мудрецу, другу царя Гиерона II.
(я включаю зеркало),
(слайд 1 – г.Сиракуза),
(слайд 2 – мультфильм 1)
Учитель: Жил с Сиракузах мудрец…
Был он другом царя Гиерона….
- А как его звали, мы узнаем, отгадав кроссворд.
Последуем совету Аристотеля:
(слайд 3 – высказывание Аристотеля)
«Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью»
Аристотель
- Актуализация знаний
(Слайд 4, 5, 6 – кроссворд)
Кроссворд (повторение):
П | а | с | к | А | л | ь |
д | и | н | а | м | о | м | е | т | р | |||||||
в | в | е | р | х | ||||||||||||
ф | и | з | и | к | а | |||||||||||
о | б | ъ | ё | м | ||||||||||||
в | е | с | ||||||||||||||
д | а | в | л | е | н | и | е |
- Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
- Каким прибором измеряют силу (динамометр)
- Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
- Наука о природе (физика)
- Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
- Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
- А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости… (давление)
Проблемная ситуация
Учитель: Что получилось по вертикали в выделенных клетках?
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далёкий век.
Ученик: Архимед
Учитель: Вот мы и узнали имя мудреца, друга царя – это (портрет) Архимед.
(слайд 7 –Архимед)
Учитель: Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!
(слайд 8 – мультфильм 2)
Учитель: И задумался ученый,
Что известно? ВЕС короны,
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
Учитель: Как же это возможно?
(ребята отвечают: нужно взять мензурку, налить воды, замерить объём воды (уровень жидкости), опустить тело в мензурку, уровень воды поднялся, замерить объём уровня воды, разность этих значений и будет объёмом тела)
Учитель: Архимед именно так и сделал, но как же он доказал, что действительно корона из чистого золота или нет? (учащиеся отвечают)
Так как Архимед был мудрецом, то он нашёл решение на вопрос царя, сделав открытие .
- А у нас, как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы, таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело. Для того, чтобы мы могли полноценно дальше работать, нам необходимо сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. Пожалуйста…
Ученики: Тема урока «Закон Архимеда» или «Сила Архимеда»
(слайд 9 – название темы урока)
ребята записывают в свою тетрадь.
Наша цель: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.
Следуя цели, ставим себе задачи на урок:
(слайд 9. 10 - цель и задачи)
Ученики:
- Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда;
- Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда;
- Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы Архимеда.
Учитель: Тема урока определена, цели и задачи намечены. Приступаем к их выполнению.
- Проблемное изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке вы изучали действие жидкости и газа на погружённое в них тело. (читаю стих: «Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч».
(бросаю в аквариум с водой мяч)
Учитель: Почему мяч всплыл на поверхность? (ученики отвечают)
Учитель: Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть её выталкивающей. Опустим в тот же аквариум металлический шарик. Тело утонуло, действует ли выталкивающая сила в этом случае? (ученики отвечают: на оба шарика действует выталкивающая сила, но она разная по числовому значению, поэтому один шарик находится на поверхности воды, а второй наполовину погружён в воду)
Учитель: (слайд 11 – высказывание)
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением»
М.В.Ломоносов
Учитель: Проведём опыт (учитель демонстрирует опыт) (слайд - опыт) :
Опыт: К пружине подвешивают небольшое ведёрко и тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечается стрелками на штативе. Она показывает вес тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляем отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести, действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости. Если в ведёрко вылить жидкость из стакана (т.е. ту, которую вытеснило тело), то указатель пружины возвратиться к своему начальному положению.
Учитель: Из этого опыта мы видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.
(слайд 12 – мультфильм 3)
Учитель: Теперь сформулируем закон Архимеда (работа с учебником)
Откроем учебник на стр.147 и найдём формулировку закона Архимеда.
(слайд 13 – формулировка закона Архимеда):
На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела. (ребята записывают в тетрадь формулировку закона)
Учитель: Силу, выталкивающую погружённое в жидкость тело, Fвыт называют так же архимедовой силой FА. (слайд – Fвыт = FА )
Fвыт = FА
(ребята записывают в тетрадь)
Физкультминутка
(слайд 14)
Учитель: А теперь вам предстоит выяснить, от каких величин зависит архимедова сила.
Работа в группах (по 4 ученика, две соседние парты на ряду объединяются)
(Слайд 15 – эксперимент)
Учитель: Проведём работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос эксперимента. Выберите капитана группы, распределите роли в своих группах.
А перед началом выполнения заданий хочу вам напомнить технику безопасности на уроке физики при работе со стеклянными приборами.
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.
Р1 - Р2=_____Н
2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р3=_____Н
3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.
Р3 - Р4 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес большого цилиндра в воздухе. Р1=_____Н
3 ученик: Определить вес большого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на большой цилиндр.
Р1 –Р2=______Н
2 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воздухе. Р3=______Н
3 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воде. Р4=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на маленький цилиндр.
Р3 –Р4= ______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от объема тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой и соленой водой, шар.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1= ______Н
3 ученик: Определить вес шара в пресной воде. Р2=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на шар в пресной воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определи вес шара в соленой воде. Р3=______Н
4 ученик: Найди архимедову силу, действующую на шар в соленой воде.
Р1- Р2 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2=____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1 =_____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3=___Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.
Р1 – Р3 =_____Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от глубины погружения тела.
Задание пятой группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р1 – Р2 = _____Н
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р3= ______Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р3 - Р4=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.
Задание шестой группе
Определите зависимость архимедовой силы от
объёма погружённой части.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.
Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р2 = _____Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.
Р3 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р3=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части
После получения результатов представители от каждой группы выходят к доске и свои выводы крепят с помощью магнитов на доску к заранее приготовленной схеме.
(слайд 16 схема зависимости)
Архимедова сила | |
не зависит от: | зависит от: |
1) формы тела 2) плотности тела 3) глубины погружения | 1) объема тела 2) плотности жидкости 3) объёма погружённой части |
Учитель: Молодцы! А теперь после выяснения, от чего же зависит архимедова сила, мы с вами выведем формулу для расчёта этой силы.
Закон Архимеда гласит: Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела, т.е.
Fвыт = FА = Рж = mж g = ρж VТ g
FА = ρж VТ g
(слайд 17 – формула) –
ребята записываю в тетрадь
(слайд 18 – производные формулы)
ρж = VТ = g =
Применение: 1. Плавание судов;
2. Водолазы;
3. Рыбы и все морские жители;
4. Воздухоплавание;
5. Птицы
- Первичное закрепление нового материала
Учитель: Решим качественную задачу 1 :
Корабль из устья Волги переходит в Каспийское море. Как изменится при этом выталкивающая сила, действующая на корабль? (она увеличится, т.к. плотность пресной воды в реке Волга 1000 кг/м3, а в Каспийском море – 1030 кг/м3)
Учитель: Решим задачу 2:
(слайд 19, 20 – условие задачи)
Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м3 .
Дано: Решение:
VТ = 1,6 м3 FА = ρж VТ g
g = 9,8 Н/кг FА = 9,8 Н/кг 1030 кг/м3 1,6 м3 = 16480 Н ≈ 16,5 кН.
ρж = 1030 кг/м3 Ответ: FА = 16,5 кН
FА - ?
(слайд – 21 – тест)
Задача 3: На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3)
Дано: Решение:
FА = 18 мН
ρж = 900 кг/м3 VТ = VТ =
g = 9,8 Н/кг
VТ - ?
Тест ________________________________________________________
№ | Вопрос |
| Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? | А) На третье | ||
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) | А)Перевесит цилиндр в спирте | ||
5 | Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н | ||
6 | Архимедова сила определяется формулой: | А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g В) FА = ρV g |
Учитель: А теперь обменяйтесь своими тестами и сделаем взаимопроверку.
(слайд 22 – взаимопроверка)
Домашнее задание
(слайд – 23 домашнее задание)
§ 51 с.146
- кто любит читать – с.150
- кто не любит считать – упр.26 (2)
- кто любит считать – упр.26 (4)
- кто любит творчество – упр.26 (5)
- кто любит экспериментировать – упр.26 (6)
Рефлексия
Учитель: Наше путешествие подходит к завершению. Нам нужно возвращаться обратно, в наш 21 век. Итак, …. (включаю зеркало). Благодаря методу исследования вы совершили научное открытие. Вы по-другому взглянули на те предметы, которые мы часто используем в жизни. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному, и сегодня мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
(Слайд 24 – рефлексия)
Оцени работу:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Для меня это важно и интересно…
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
- Для меня было не достаточно…
- Моя оценка атмосферы урока…
Итог урока: Итак,
- С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
- Какова формула для расчёта этой силы? (FА = ρжVТ g)
- От каких величин она зависит? (плотности жидкости , объёма тела)
- Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока, и наше путешествие ему совсем не понравилось.
Сделайте два хлопка те, кто понял частично.
Похлопайте те, кто хорошо понял тему.
- А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно сегодня работать.
Спасибо за работу на уроке!
слайд 25
Мне сегодня было очень приятно с вами работать.
Опыт: яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? Об этом вы узнаете на следующем уроке!
Урок окончен! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
18.02.2016
18.02.2016 «Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью» Аристотель
18.02.2016 КРОССВОРД Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» Каким прибором измеряют силу
18.02.2016 КРОССВОРД 3 . Куда направлена выталкивающая сила? 4. Наука о природе 5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты
18.02.2016 КРОССВОРД 6. Какая сила действует на опору или подвес? 7. А ну-ка быстро посмотри, И разреши сомненья Скажи нам, как узнать внутри У жидкости …
18.02.2016 Архимед 287 – 212 г до н.э.
18.02.2016
18.02.2016 Тема урока: Закон Архимеда Цель: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения на практике
18.02.2016 Задачи: Экспериментально определить величины, от которых зависит сила Архимеда; Вывести формулу для количественного расчёта силы Архимеда; Научиться применять полученные знания при решении простейших задач на определение силы А рхимеда
18.02.2016 «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением» М.В.Ломоносов
18.02.2016
18.02.2016 Закон Архимеда На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погружённой части тела F выт = F А F выт = F А F выт = F А
18.02.2016
18.02.2016 Эксперимент
18.02.2016 Архимедова сила зависит НЕ зависит Объёма тела 1 . Ф ормы тела Плотности жидкости 2. П лотности тела Объёма погруженной части 3. Глубины погружения
18.02.2016 ФОРМУЛА F выт = F А = Р ж = m ж g = ρ ж V т g F А = ρ ж V т g
18.02.2016 ρ ж = F А / V т g V т = F А / ρ ж g g = F А / ρ ж V т
18.02.2016 Задача: Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м 3 . Дано: Решение: V Т = 1,6 м 3 g = 9,8 Н/кг ρ ж = 1030 кг/м 3 F А −?
18.02.2016 Задача: Определить архимедову силу, действующую в морской воде на камень объёмом 1,6 м 3 . Дано: Решение: V Т = 1,6 м 3 F А = ρ ж V Т g g = 9,8 Н/кг F А = 9,8 Н/кг ∙ 1030 кг/м 3 ∙ 1,6 м 3 = 16480 Н ≈ ρ ж = 1030 кг/м 3 ≈ 16,5 кН F А − ? Ответ: F А = 16,5 кН
18.02.2016 Т Е С Т
18.02.2016 Т Е С Т ОТВЕТЫ: Б А А А А Б
18.02.2016 Домашнее задание § 51 с.146 кто любит читать – с.150 кто не любит считать – упр.26 (2) кто любит считать – упр.26 (4) кто любит творчество – упр.26 (5) кто любит экспериментировать – упр.26 (6)
18.02.2016 Оцени работу: 1. Что вы узнали нового на уроке? 2. Для меня это важно и интересно … 3. Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке? 4. Для меня было не достаточно … 5. Моя оценка атмосферы урока …
18.02.2016 Спасибо за работу на уроке! До свидания!
Предварительный просмотр:
Оцени работу:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Для меня это важно и интересно…
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
- Для меня было не достаточно…
- Моя оценка атмосферы урока…
Оцени работу:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Для меня это важно и интересно…
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
- Для меня было не достаточно…
- Моя оценка атмосферы урока…
Оцени работу:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Для меня это важно и интересно…
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
- Для меня было не достаточно…
- Моя оценка атмосферы урока…
Оцени работу:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Для меня это важно и интересно…
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?
- Для меня было не достаточно…
- Моя оценка атмосферы урока…
Предварительный просмотр:
Тест ________________________________________________________
№ | Вопрос |
| Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? | А) На третье | ||
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) | А)Перевесит цилиндр в спирте | ||
5 | Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н | ||
6 | Архимедова сила определяется формулой: | А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVТ g В) FА = ρV g |
Предварительный просмотр:
Задание первой группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела одинакового объема и разной плотности (алюминиевый и медный цилиндры), нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1= _____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр.
Р1 - Р2=_____Н
2 ученик: Определить вес медного цилиндра в воздухе. Р3=_____Н
3 ученик: Определить вес медного цилиндра в воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на медный цилиндр.
Р3 - Р4 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности тела.
Задание второй группе
Определите зависимость архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема (алюминиевые цилиндры), динамометр, нить.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес большого цилиндра в воздухе. Р1=_____Н
3 ученик: Определить вес большого цилиндра в воде. Р2=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на большой цилиндр.
Р1 –Р2=______Н
2 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воздухе. Р3=______Н
3 ученик: Определить вес маленького цилиндра в воде. Р4=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на маленький цилиндр.
Р3 –Р4= ______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от объема тела.
Задание третьей группе
Определите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой и соленой водой, шар.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1= ______Н
3 ученик: Определить вес шара в пресной воде. Р2=______Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на шар в пресной воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес шара в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определи вес шара в соленой воде. Р3=______Н
4 ученик: Найди архимедову силу, действующую на шар в соленой воде.
Р1- Р2 =______Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: архимедова сила …………………………………от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Определите зависимость архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1=______Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 5 см. Р2=____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр в воде.
Р1 – Р2 =______Н
2 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воздухе. Р1 =_____ Н
3 ученик: Определить вес алюминиевого цилиндра в воде на глубине 10 см. Р3=___Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на алюминиевый цилиндр во втором случае.
Р1 – Р3 =_____Н
1 ученик: Сделать вывод о зависимости ( независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от глубины погружения тела.
Задание пятой группе
Определите зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусочек пластилина.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму куба и определить вес пластилина в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р1 – Р2 = _____Н
2 ученик: Кусочку пластилина придать форму шара и определить вес пластилина в воздухе. Р3= ______Н
3 ученик: Определить вес пластилина воде. Р4=_____Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на кусочек пластилина.
Р3 - Р4=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила …………………………………от формы тела.
Задание шестой группе
Определите зависимость архимедовой силы от
объёма погружённой части.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый цилиндр.
1 ученик: следить за соблюдением техники безопасности при выполнении работы.
2 ученик: Определить вес цилиндра в воздухе. Р1=_____ Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/4 объёма и определите вес.
Р2 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р2 = _____Н
3 ученик: Опустить цилиндр в воду на 1/2 объёма и определить вес.
Р3 =_____ Н
4 ученик: Найти архимедову силу, действующую на цилиндр.
Р1 – Р3=______Н
1 ученик: Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: архимедова сила ………………………………….от объёма погружённой части
Предварительный просмотр:
Харченко Н.И.
учитель физики, МКОУ «Больше – Желтоуховская
средняя общеобразовательная школа»
Самоанализ открытого урока физики, проведенного 18 февраля 2015 года
Тема урока: Закон Архимеда
Тип урока: «открытие» нового знания (или урок изучения нового материала), с применением ИКТ.
Тема урока это один из разделов, относящихся к главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», на изучение которой отводится 21 час учебного времени по тематическому планированию. Данный урок являлся теоретической основой для следующих уроков: решение задач по теме «Плавание тел» и л/р «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело». На уроке осуществлялась связь с предыдущими разделами: «Измерение объёма тела», «Плотность вещества», «Сила. Вес тела», «Динамометр», «Закон Паскаля»
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда, умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при решении проблемных и экспериментальных задач.
Развивающая: формирование кругозора учащихся, умение аргументировано объяснять, делать выводы из экспериментов, работать с таблицами, приводить примеры, развитие познавательного интереса активности, памяти, воли и выражения своих мыслей и эмоций.
Воспитательная: воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие у учащихся самостоятельности, умения работать в группах, чувства личной ответственности перед товарищами, воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
- Создать условия для выявления учащимися недостаточности имеющихся знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, формулировки на этой основе проблемы и познавательных задач урока, мотивируя при этом изучение нового.
- Организовать наблюдение и групповое экспериментальное исследование учащихся, анализ и обобщение их результатов с целью выявления величин, от которых зависит архимедова сила.
- Дать определение силы Архимеда. Путем логического анализа связей между выделенными величинами вывести формулу расчета Архимедовой силы.
- Организовать деятельность учащихся по решению качественных и количественных задач, способствующих формированию умений по применению полученных знаний, выявлению возможностей их применения в практике, в повседневной действительности. Обеспечить разрешение проблемной ситуации путем рассуждения, приведшей к ее возникновению.
- На каждом этапе урока, в каждом виде учебной деятельности обеспечивать осознание учащимися выполняемой учебной задачи, вовлекать их в планирование действий по ее решению, отбор необходимых для этого средств, анализ и оценку полученных результатов.
- Использовать сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм организации учебной деятельности, способствующих эффективному выполнению целей урока, формированию коммуникативной компетентности учащихся.
- Провести первичный контроль и организовать самоконтроль усвоения учащимися изученного, оценив таким образом достижение планируемых предметных результатов.
Ожидаемые результаты
Предметные:
Научиться выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом учебника.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Оборудование: ТСО (ПК, проектор, экран, оборудование для опыта, эксперимента); проверочные тесты; карточки к уроку.
Реализация принципов обучения:
На уроке были реализованы следующие принципы обучения: научности, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой), преемственности, последовательности и систематичности, сознательности и творческой активности, доступности обучения при достаточном уровне его трудности, наглядности, воспитывающего характера обучения.
Принцип научности был реализован на основе обучения умению наблюдать явления и анализировать результаты наблюдений, проводить естественнонаучный эксперимент, вести дискуссию, аргументируя свою точку зрения, работать с учебной литературой.
Реализация принципа фундаментальности и прикладной направленности обеспечивалась сочетанием изучения теоретических основ явлений и показом возможности применения полученных знаний в практической деятельности.
Выполнение принципа преемственности, последовательности и систематичности обеспечивалось на уроке за счет установления взаимосвязи имеющихся и новых знаний, демонстрацией основных этапов естественнонаучного исследования: от наблюдения к эксперименту и от него к обобщению и теоретическому обоснованию установленных закономерностей.
Сознательность и творческая активность учащихся достигалась за счет создания проблемной ситуации, постановки на ее основе проблемы и учебных задач, включения учащихся в самостоятельный поиск их решения, осознанности и целенаправленности их познавательной деятельности.
Для реализации принципа наглядности на уроке использовались разнообразные иллюстрации на слайдах, физический эксперимент, опыт с ведерком Архимеда.
Воспитывающий характер придавали обучению как мировоззренческая значимость изучаемых вопросов, вносящих определенный вклад в формирование представления о физической картине мира, так и методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующие воспитанию коллективизма, ответственности, познавательной активности.
Ведущий метод по типу познавательной деятельности, используемый на уроке: частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно при выполнении исследовательской работы), осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.
Я на уроке использовала следующие методы и приемы обучения: беседа, проблемное изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поискового характера, демонстрационный эксперимент, учебная дискуссия, устная и письменная работа по решению задач. Работа на уроке сопровождалась иллюстрациями с помощью М/ф «Оля, Коля и Архимед», презентации «Закон Архимеда» .
Проблемное изложение и эвристическая беседа с применением слайдов презентации, а также самостоятельная работа учащихся по проведению эксперимента с последующим теоретическим анализом его результатов в наибольшей мере способствовали активизации учебной деятельности и были самыми эффективными из всех использованных методов.)
На данном занятии использовались технологии здоровьесбережения, развивающего обучения, основанные на использовании системно – деятельностного, личностно-ориентированного и проблемного подходов к обучению, развития критического мышления, а также компьютерные технологии.
Организация учебной работы на уроке:
Организация учебной деятельности на уроке строилась в соответствии с логикой проблемного подхода и структурой основных компонентов учебной деятельности: мотивация на основе создания проблемной ситуации → постановка проблемы и учебных задач → отбор доступных средств решения поставленной проблемы на основе актуализации опорных знаний → выполнение учебных действий направленных на поиск решения поставленных задач → выдвижение гипотез на основе анализа результатов наблюдений и эксперимента и их обоснование и обобщение → формулировка выводов → выявление возможностей применения установленных закономерностей → разрешение проблемной ситуации → контроль и оценка полученных результатов → рефлексия. Осознанность и целенаправленность учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечивалось постановкой учебных задач на каждом этапе, в каждом виде работы на уроке. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока.
На уроке сочетались разные формы организации учебной работы. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся. Использовались здоровье сберегающие технологии.
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая. Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
(Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной).
Система работы учащихся:
Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы
Содержание урока: соответствует целям и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Закон Архимеда», демонстрационный опыт, видеофрагмент из М/ф «Оля, Коля и Архимед», которые обеспечили доступность и наглядность, позволили включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по открытию новых знаний.
Особенности организации учебной деятельности на основных этапах урока.
1. Организационный момент, обеспечивающий внешнюю и внутреннюю (психологическую) готовность учащихся к уроку. Оргмомент, имеющий своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу, прошел быстро, организованно. Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и постановка учебных задач.
Цель этапа: подготовка и включение учащихся в познавательную деятельность, оценка степени их готовности к ней.
Для достижения цели на данном этапе были выполнены следующие задачи:
1) проверка усвоения предыдущего материала (фронтальный опрос, кроссворд);
2) мотивация изучения нового (создание проблемной ситуации на основе постановки проблемной задачи), выявление проблем (установление недостатка имеющихся знаний) и постановка познавательных задач (в результате анализа проблемной ситуации была выявлена и сформулирована проблема, что послужило основой самостоятельной формулировки темы, цели и задач урока);
3) планирование действий по решению познавательных задач, актуализация опорных знаний и способов действия (фронтальная работа сопровождаемая презентацией).
3. Формирование новых знаний и способов действия
Целью данного этапа являлось раскрытие сущности нового понятия, выявление закономерностей, получение формулы, обеспечение восприятия и осмысления новой информации.
Задачи этого этапа: организация учебных действий школьников, направленных на изучение новой информации, необходимой для выполнения поставленных познавательных задач, решения проблемы; осуществление действий по осмыслению и усвоению новой информации.
На данном этапе было организовано совместное исследование проблемы: на основе наблюдений, анализа предложенных для рассмотрения примеров учащиеся выдвигают гипотезы, делают разные предположения. Полученные результаты анализируют, обобщают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию своих действий.
4. Подготовка к формированию нового понятия осуществлялось в ходе экспериментального поиска решения поставленной проблемы. Учащиеся проводят коллективное исследование (групповая работа), устанавливают зависимость силы Архимеда от плотности жидкости, объёма тела, объёма тела, погружённого в жидкость.. Дальнейший логический анализ взаимосвязей между величинами, позволил вывести формулу для силы Архимеда. Участвуя в дискуссии, обсуждая различные точки зрения, учащиеся выделяют главное, формулируют выводы, выполняя учебную цель и задачи, открывая новые знания.
5. Осмысление и первичное закрепление нового знания осуществлялось при решении расчётной и качественной задач. На этом этапе переосмысливаются старые знания, устанавливаются их взаимосвязи с новым, определяется место нового знания в формируемом представлении учащихся о физической картине мира и его роль в практике, повседневной деятельности. Участвуя в этой работе школьники учатся формулировать собственное мнение и позицию, приводят примеры, доказательства, аргументы. Осуществляют самоконтроль.
4. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Цель этапа: выявление возможностей применения вновь усвоенной информации, разрешение проблемной ситуации, усвоение способов действия по решению новых типов задач, овладение их применением в различных ситуациях.
На этом этапе разрешение проблемной ситуации осуществляется через возвращение к исходной задаче и ее решение на основе полученных знаний, недостаток которых был установлен на первом этапе.
5. Контроль и рефлексия результатов учебной деятельности и способов ее осуществления. Цель этапа: оценка результатов и способов выполнения познавательных задач. Задачи этапа: контроль и самоконтроль достижения предметных результатов; оценка и самооценка достижения метапредметных результатов; осознание сущности и оценка эффективности способов осуществления познавательной деятельности.
6. Контроль на завершающем этапе урока осуществлялся посредством выполнения самостоятельной работы (тестирование) с последующей взаимопроверкой. Это позволило не только оценить степень усвоения темы учащимися, но и создать условия для их самооценки и планирования ими дальнейших познавательных задач. При подведении итога урока была поставлена проблема следующего урока, что мотивировало учащихся на дальнейшее изучение данной темы.
7. Рефлексия была направлена на соотнесение цели и задач урока с его результатами, формирование у учащихся способности к анализу не только предметных результатов (знаю – не знаю, умею – не умею), но и способов их достижения, к оценке того, как проведенный урок способствовал изменению каждого ученика, овладению им эффективными способами познавательной деятельности. Обучающиеся оценили свои возможности в достижении цели учебной деятельности, соотнесли поставленные цели с результатом и способом его достижения. Это способствовало осознанию значения полученных знаний, формированию собственной нравственной позиции.
В конце урока было дано дифференцированное домашнее задание.
Общие результаты урока.
Урок способствовал формированию знаний о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, умения применять знания для расчета силы Архимеда, представлений о возможностях практического использования полученной информации. У учащихся закрепились умения решать задачи, применяя полученную формулу, формировалось умение пользоваться таблицей плотности различных веществ. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, готовности их к самостоятельному решению познавательных задач, к исследовательской деятельности. На уроке широко использовались как эмпирические, так и теоретические методы познания, что способствовало овладению ими учащимися, их интеллектуальному развитию. При изучении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по истории – о Древней Греции, царе Гиероне. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
В качестве результата учебного занятия можно рассматривать следующее: отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся, сочетание различных форм организации учебной деятельности на всех этапах урока способствовали достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Обучающиеся в течение всего занятия демонстрировали активность, высокую мотивацию, организованность. Высокий темп урока позволил рационально расходовать учебное время, сделать урок плотным, содержательным, мобильным, интересным. Ценным для обучающихся явилась яркая практическая направленность урока. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися, стала показателем качества усвоения учебного материала, повышения информационного кругозора и культуры, совершенствования навыков проведения экспериментального исследования.
Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе хороший (учащиеся ответственно отнеслись к заданиям, проявили интерес при выполнении исследовательской работы).
У учащихся в процессе урока формировались различные виды УУД.
Считаю, что осуществляемый на всех этапах урока контроль и рефлексия показали, что урок цели достиг.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
Выполнил учитель физики МКОУ «Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа» Харченко Наталья Ивановна
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока (планируемые результаты):
Предметные: познакомиться с формулировкой закона Архимеда, вывести формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.
Метапредметные.
Регулятивные: формировать умения: самостоятельно формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, осуществлять самоконтроль, самооценку, рефлексию способов и условий познавательных действий.
Познавательные: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, используя для этого необходимые приемы мышления; умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям. Приобретение опыта по осуществлению основных этапов самостоятельной поисковой познавательной деятельности.
Коммуникативные: развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися класса, работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение, учитывать мнения других и вести дискуссию, развивать навыки грамотной речи.
Личностные: формировать действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, учебник, штатив, динамометр, стакан, отливной сосуд, ведёрко Архимеда, металлические цилиндры, нить, пружина, портрет Архимеда, плакат по технике безопасности при работе со стеклянной посудой.
Приложение 1
- Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
- Каким прибором измеряют силу (динамометр)
- Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
- Наука о природе (физика)
- Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
- Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
- А ну-ка быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри у жидкости…(давление)
Приложение 2 Тест
№ | Вопрос |
| Варианты ответов | Ответ |
1 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
2 | На какое тело действует меньшая выталкивающая сила? | А) На третье | ||
3 | На какое тело действует большая архимедова сила? | А) На первое | ||
4 | К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт? (плотность воды – 1000 кг/м3, плотность спирта – 800 кг/м3) | А)Перевесит цилиндр в спирте | ||
5 | Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н | ||
6 | Архимедова сила определяется формулой: | А) FА = ρтVж g Б) FА = ρжVт g В) FА = ρV g |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
"Координатная плоскость" Математика 6 класс (технологическая карта и презентация к уроку)
Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к уроку по теме: "Координатная плоскость" 6 класс....
Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...
Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)
Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014...
"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»Техн...
физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"
физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"...
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе
Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе...