Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Бунгова Ольга Вячеславовна

Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка в 7 классе

составлена учителем русского языка

ГБОУ СОШ 655

Бунговой Ольгой Вячеславовной

Простое осложненное предложение

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; отработать навык узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно – в письменной; совершенствовать умение понимать выразительные функции данных конструкций в художественной литературе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: овладение учащимися навыками правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.

Метапредметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.

Опорные понятия: простое предложение, грамматическая основа, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.

Метапредметные связи: литература.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся. Мобилизует их на учебную деятельность.  

Настраиваются на работу на уроке.

Подготовка к работе.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Демонстрирует запись на доске: схемы предложений.

Дайте устную характеристику предложениями по данным схемам, объясните устно постановку знаков препинания.

  Учащиеся выполняют задания в устной форме.

Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний.

  1. Мобилизующий этап

Демонстрирует запись на доске:

Перепишите данные предложения в тетрадь. Выделите графически грамматические основы в каждом предложении. Простые предложения или сложные? Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

  1. Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов)
  2. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)
  3. Лес, точно терем расписной, лиловый, 

золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Читают текст. Высказывают предположения о сути задания. Выполняют задание в парах.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Определение темы и цели урока.

Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками. Задает вопрос: «С какими синтаксическими конструкциями мы столкнулись в данных примерах? Назовите их. Можем ли мы сказать, что эти конструкции осложняют простое предложение?» Корректирует ответы учащихся, формулирует и записывает тему урока. Тема урока: простое осложненное предложение.  Предлагает учащимся сформулировать цель урока.  Цель урока: отработать навыки узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно – в письменной.

Учащиеся обобщают свои наблюдения: в предложении 1 есть обращение, в предложении 2 -вводное слово, в предложении 3 – однородные члены и сравнительный оборот.

Высказывают предположения о названии такого типа предложений.

Формулируют определения простого осложненного предложения.

Формулируют цель урока.

Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  1. Систематизация знаний.

Организует учащихся к обобщению обозначенных лингвистических явлений.

Предлагает учащимся схематично отобразить особенности простого осложненного предложения.

При составлении схемы учитель обращает внимание на особенности каждой синтаксической конструкции.

 С помощью учителя создают схему, обобщающую знания о простом осложненном предложении.

Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста.

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование;

  1. Творческая практическая деятельность.

 Составить предложения с обращением по данным схемам.

Составить предложение с вводными словами.

Подобрать верный сравнительный оборот к стихотворным строкам:

  1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
  2. ,…, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
  3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
  4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
  5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)

Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное.

Повторяют материал о конструкциях, осложняющих простое предложения, выполняя письменно задания.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Организует работу на универсальном мультимедийном тренажере «Русский язык», 7 класс, издательства «Экзамен».

Мини-соревнование между группами на узнавание вводных слов, обращений и однородных членов предложений.

Участвуют в соревновании, актуализируя знания.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации.

Предлагает подумать и высказать предположения о роли изучаемых конструкций в художественной речи. Каковы их изобразительно-выразительные функции. Какие из конструкций чаще других встречаются в художественных текстах, почему?

Дополняет и уточняет высказывания учащихся.

Предлагает проанализировать, как обращения, сравнительные обороты и однородные члены помогают авторы создать настроение в художественном произведении, передать чувства лирического героя на примере стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

Работа проходит в парах.

Анализируют, делают вывод об стилистических особенностях применения обращений, вводных слов, однородных членов предложения и сравнительных оборотов.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов уроков.

Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу.

Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке.

Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Учащимся предлагается выбор при выполнении домашней работы:

  1.  Выписать из двух стихотворений А.С.Пушкина («Зимний вечер» и «Зимнее утро») синтаксические конструкции, изучаемые на уроке. Письменно сделать вывод о художественных особенностях применения их в тексте.
  2. Выполнить упр. 144

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Список литературы:

  1. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов – М.: Мнемозина, 2012
  2. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
  3. Уроки русского языка 7кл / Ирина Васильевых: Пособие для учителя/ М.: Мнемозина, 2014



Предварительный просмотр:

  1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
  2. …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
  3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
  4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
  5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)

Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное

  1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
  2. …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
  3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
  4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
  5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)

Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное

  1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
  2. …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
  3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
  4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
  5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)

Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное

  1. Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
  2. …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
  3. Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
  4. Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
  5. В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)

Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простое осложненное предложение Урок русского языка в 7 классе Подготовила учитель русского языка ГБОУ №655 Бунгова Ольга Вячеславовна

Слайд 2

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Слайд 3

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Слайд 4

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Слайд 5

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Слайд 6

Труд этот, Ваня , был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью , в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной , лиловый, золотой, багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

Слайд 7

Простое предложение может быть осложнено: (причастный и деепричастный обороты)

Слайд 8

Обращение называет того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения . Кто лучше? Составьте предложения по данным схемам . О, О! ,о,

Слайд 9

Вводные слова выражает отношение говорящему к тому, о чем он сообщает ( к сожалению ), указывают на источник мысли ( по-моему ), помогают оформить порядок высказывания ( во-первых ). Вводные слова не являются членами предложения и всегда выделяются на письме запятыми. Бесспорно Вероятно К счастью По-моему По-видимому

Слайд 10

Сравнительный оборот выражает значение сравнения, уподобления. Часто присоединяется в предложении с помощью союзов как, словно, будто, как будто, точно . Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. ( А.Вертинский ) ,…, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский) Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. ( Вс.Рождественский ) Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер ) В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… ( Ф.Тютчев ) Сравнения : как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь , словно зеркало стальное

Слайд 11

Какова изобразительная роль данных синтаксических конструкций (обращений, вводных слов, сравнительных оборотов и однородных членов предложений) в художественных текстах? Проанализируем это на примере стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"

Разработка урока русского языка  (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"

Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о...

Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация

Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...

Синтаксический лабиринт (урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения»)

Урок построен на материале, связанном с жизнью саамов и поморов Заполярья.Урок-путешествие позволит учащимся 5 классов на практике применить знания, полученные при изучении обнородных членов, вводных ...

"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»Техн...