Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 23.83 КБ |
uprazhnenie_po_sravnitelnomu_ob.docx | 13.74 КБ |
prostoe_oslozhnennoe_predlozhenie.pptx | 111.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка в 7 классе
составлена учителем русского языка
ГБОУ СОШ 655
Бунговой Ольгой Вячеславовной
Простое осложненное предложение
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; отработать навык узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно – в письменной; совершенствовать умение понимать выразительные функции данных конструкций в художественной литературе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: овладение учащимися навыками правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.
Метапредметные: умение самостоятельно составлять подобные синтаксические конструкции и анализировать их изобразительно-выразительные функции в художественном тексте.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.
Технологии урока: элементы технологии развития критического мышления
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная.
Опорные понятия: простое предложение, грамматическая основа, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
Метапредметные связи: литература.
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова, электронная презентация, электронный тренажер «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| Приветствует учащихся. Мобилизует их на учебную деятельность. | Настраиваются на работу на уроке. Подготовка к работе. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
| Демонстрирует запись на доске: схемы предложений. Дайте устную характеристику предложениями по данным схемам, объясните устно постановку знаков препинания. | Учащиеся выполняют задания в устной форме. | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: обобщение имеющихся знаний. |
| Демонстрирует запись на доске: Перепишите данные предложения в тетрадь. Выделите графически грамматические основы в каждом предложении. Простые предложения или сложные? Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин) | Читают текст. Высказывают предположения о сути задания. Выполняют задание в парах. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| Обобщает и корректирует высказывания, сделанные учениками. Задает вопрос: «С какими синтаксическими конструкциями мы столкнулись в данных примерах? Назовите их. Можем ли мы сказать, что эти конструкции осложняют простое предложение?» Корректирует ответы учащихся, формулирует и записывает тему урока. Тема урока: простое осложненное предложение. Предлагает учащимся сформулировать цель урока. Цель урока: отработать навыки узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов и сравнительных оборотов, выделения данных конструкций интонационно в устной речи и пунктуационно – в письменной. | Учащиеся обобщают свои наблюдения: в предложении 1 есть обращение, в предложении 2 -вводное слово, в предложении 3 – однородные члены и сравнительный оборот. Высказывают предположения о названии такого типа предложений. Формулируют определения простого осложненного предложения. Формулируют цель урока. | Личностные: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: уточнение целеполагания: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей. Коммуникативные: постановка проблемных вопросов, толкование темы урока. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
| Организует учащихся к обобщению обозначенных лингвистических явлений. Предлагает учащимся схематично отобразить особенности простого осложненного предложения. При составлении схемы учитель обращает внимание на особенности каждой синтаксической конструкции. | С помощью учителя создают схему, обобщающую знания о простом осложненном предложении. | Личностные: опыт осмысления роли синтаксической конструкции в стилистике текста. Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы. Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; |
| Составить предложения с обращением по данным схемам. Составить предложение с вводными словами. Подобрать верный сравнительный оборот к стихотворным строкам:
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное. | Повторяют материал о конструкциях, осложняющих простое предложения, выполняя письменно задания. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Организует работу на универсальном мультимедийном тренажере «Русский язык», 7 класс, издательства «Экзамен». Мини-соревнование между группами на узнавание вводных слов, обращений и однородных членов предложений. | Участвуют в соревновании, актуализируя знания. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. |
Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации. | Предлагает подумать и высказать предположения о роли изучаемых конструкций в художественной речи. Каковы их изобразительно-выразительные функции. Какие из конструкций чаще других встречаются в художественных текстах, почему? Дополняет и уточняет высказывания учащихся. Предлагает проанализировать, как обращения, сравнительные обороты и однородные члены помогают авторы создать настроение в художественном произведении, передать чувства лирического героя на примере стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Работа проходит в парах. | Анализируют, делают вывод об стилистических особенностях применения обращений, вводных слов, однородных членов предложения и сравнительных оборотов. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Подведение итогов уроков. | Оценивает деятельность учащихся, обсуждает с ними домашнюю работу. | Обобщают новые знания. Формулируют связное высказывание о том, что узнали на уроке. | Личностные: смыслообразование, действие оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Чему научился? Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание | Учащимся предлагается выбор при выполнении домашней работы:
| Записывают домашнее задание. | Личностные: самоопределение. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в процессе приобретения новых знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Список литературы:
- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов – М.: Мнемозина, 2012
- Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
- Уроки русского языка 7кл / Ирина Васильевых: Пособие для учителя/ М.: Мнемозина, 2014
Предварительный просмотр:
- Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
- …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
- Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
- Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
- В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное
- Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
- …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
- Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
- Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
- В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное
- Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
- …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
- Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
- Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
- В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное
- Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. (А.Вертинский)
- …, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский)
- Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.Рождественский)
- Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер)
- В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… (Ф.Тютчев)
Сравнения: как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь, словно зеркало стальное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой,багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Труд этот, Ваня , был страшно громаден. (Н. Некрасов ) К счастью , в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский ) Лес, точно терем расписной , лиловый, золотой, багряный , веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
Простое предложение может быть осложнено: (причастный и деепричастный обороты)
Обращение называет того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения . Кто лучше? Составьте предложения по данным схемам . О, О! ,о,
Вводные слова выражает отношение говорящему к тому, о чем он сообщает ( к сожалению ), указывают на источник мысли ( по-моему ), помогают оформить порядок высказывания ( во-первых ). Вводные слова не являются членами предложения и всегда выделяются на письме запятыми. Бесспорно Вероятно К счастью По-моему По-видимому
Сравнительный оборот выражает значение сравнения, уподобления. Часто присоединяется в предложении с помощью союзов как, словно, будто, как будто, точно . Сегодня томная луна , …, грустна, задумчива, бледна. ( А.Вертинский ) ,…, дрожит огонь впотьмах. (А. Тарковский) Золотые лучи ,…, сквозь клокастые тучи прошли. ( Вс.Рождественский ) Горит над нами ,…, закатная заря. (В. Инбер ) В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится луна,… ( Ф.Тютчев ) Сравнения : как золотая птичка, как пленная царевна, словно стрелы, как янтарь , словно зеркало стальное
Какова изобразительная роль данных синтаксических конструкций (обращений, вводных слов, сравнительных оборотов и однородных членов предложений) в художественных текстах? Проанализируем это на примере стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме "Повторение изученного о знаках препинания в простом осложненном предложении"
Разработка урока русского языка (форма работы - групповая) для повторения постановки знаков препинания в простом осложненном предложении перед контрольной работой....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"
Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о...
презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему Знаки препинания в простом осложненном предложении
Данная презентация поможет обобщить материал по этой теме...
Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...
"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация
Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...
Синтаксический лабиринт (урок систематизации знаний по теме «Синтаксис простого осложнённого предложения»)
Урок построен на материале, связанном с жизнью саамов и поморов Заполярья.Урок-путешествие позволит учащимся 5 классов на практике применить знания, полученные при изучении обнородных членов, вводных ...
"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»Техн...