"Химические свойства клетки" 5 класс, технологическая карта, презентация.
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Ооржак Мира Мергеновна

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»




Технологическая карта по теме: Химический состав клетки

Учитель: Ооржак Мира Мергеновна

      Технологическая карта урока

      Учитель биологии: Ооржак Мира Мергеновна, МБОУ СОШ № 4 им. Б. В. Чульдумовны г. Чадана

  1. 5 класс​ 
  2. Урок по теме «Химический состав клетки» (п.8)
  3. Урок «открытия» нового знания
  4. В.В.Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс.
  5. Метод обучения: работа в группах, проведение биологических опытов.
  6. Программно-технические средства на уроке: ПК, мультимедийный проектор, экран, оборудования для проведения опытов, раздаточный материал индивидуальный, групповой.




 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Химический состав клетки.

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК  В.В.Пасечника. и соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

 

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Вода. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый метод.

Демонстрация опытов.

Показ презентации.

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки»,семена подсолнечника, лист бумаги, мука, марля, стакан с водой, пипетка, йод, влажные салфетки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Здравствуйте, дорогие мои биологи! Сегодня нам предстоит изучить еще одну из интереснейших тем биологии. Эффективность получения знаний будет зависеть от работы каждого из нас, особенно важна ваша работа на уроке. Поэтому мы должны работать в атмосфере сплоченного коллектива, дружной семьи, преданных друзей. Кто из вас сегодня хочет стать настоящим исследователем? Профессионалом? ».

«Перед тем как приступить к становлению «Профессионалам исследователям», давайте проверим ваши знания.  Пропуском в интересный мир исследований станет ответы на вопросы, которые мы изучали на прошлом уроке».

 

  Мы уже изучили строение клетки. Знаем чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

 

  1. Учащиеся работают индивидуально на карточках.

 Отвечают на вопросы, которые показаны на презентации. На слайде №2,3.

Сразу ответы показываются на презентации. На слайде № 4

 

Вопрос №1. Пластиды делятся на 1,2,3 это.

Вопрос №2. Красные это. Зеленые это. Белые и бесцветные это.

  1. Самостоятельно отвечают на вопросы и вписывают ответы на карточки.
  2. Сразу делают взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас вам всем предстоит отгадать ребусы. И предстоит поработать с буквами и со словами.

Ребус 1. Слайд №6. (ответы учащихся)

Ребус 2. Слайд №7.(ответы учащихся)

Составьте из предложенных букв слово. Слайд №8. (ответы учащихся)

Из полученных слов «Химия, состав, клетка» изменяя их окончания, составьте тему урока. Слайд №9. (ответы учащихся)

Тема: Химический состав клетки. Молодцы!!!

«Что мы сегодня должны узнать?» (ответы учащихся)

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, ученики выявляют задачи урока.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

 

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки. 
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД       

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  2. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

 

 

 

 

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Просмотр презентации.

 

  1. Предоставляет  ознакомиться с текстом своих учебников  и  самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

 

 

Схема «Состав клетки» слайд №13

imageimage                        Вещества клетки

 

imageimageнеорганические вещества                   органические вещества

 

        
  image image image
 image
 
 

вода     минеральные соли            белки   жиры  углеводы    нуклеиновые кислоты                                                                      

 

Обобщение результатов.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Вещества, из которых состоят клетки,   разнообразны. Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов  в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в  виде химических веществ.

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. В клетке вода составляет от 40 до 95%.

Все растения (овощи, фрукты, ягоды) они сочные, значит, содержат воду.

Наши глаза, наш язык влажный, значит, в них содержится вода, как в морях, океанах,  дождях.

Наши кости, раковины твердые, прочные. Так как в них есть минеральные соли. Как в кристаллах.  Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
  2. Входят в состав межклеточного вещества.
  3. Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Слайд № 14, 15, 16, 17

Органические вещества . Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы, нуклеиновые кислоты. Их  насчитывается около 10 миллионов.

 

Давайте проведем физминутку. «Объекты живой и неживой природы».

Я называю объекты живой природы, вы летаете как птицы. Называю объекты неживой природы, вы приседаете как падающие камни. Ученики выполняют упражнение по указанию учителя

 

Чтобы подробно изучить органические вещества, давайте проведем опыты. Опыт№1.

Объект: семена подсолнуха.

Оборудование: лист бумаги, чайные ложки.

Берем лист бумаги и семена подсолнуха. Очищаем от кожуры. Кладем на лист бумаги очищенную семечку. Сворачиваем лист пополам, давим ложкой (карандашом), чем удобнее. Смотрим, появилось жирное пятно.

Вывод: в семенах подсолнуха имеется жир (Масло). Значит в клетках есть жир. (Растительное масло у нас дома делается из семян подсолнуха).

Опыт №2.

Объект: вода.

Оборудование: стакан с водой, мука, марля, пипетка, йод, палочка, влажная салфетка.

Берем муку, высыпаем на марлю, сворачиваем марлю в клубок, отпускаем в стакан с водой, мешаем при помощи палочки. Видим вода стала мутной. Достаем клубок марли, откладываем в сторону. В мутную воду капаем капельку йода. Перемешиваем , видим превращение. Вода в стакане стала фиолетового цвета. Это говорит о том, что присутствует крахмал. А крахмал-это углевод.

Вывод: вода после воздействия с йодом окрасилась в фиолетовой цвет, значит присутствует крахмал (углевод.)

Опыт №3.

Объект: мука.

Оборудование: стакан с водой, мука, марля, влажная салфетка.

Берем клубок марли с мукой со второго опыта. Разворачиваем марлю, берем тесто из муки, оно липкое с белым налетом. Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

 Это значит, присутствует клейковина (белок).

Раньше и сейчас для утепления окон на зиму вместо клея использовали жидкое тесто из муки, оно очень хорошо клеило.

Вывод: в муке имеется клейковина, а клейковина это белок. Значит, в составе клетки присутствует белок.

После проведения опытов были  заданы следующие вопрос:

Какие продукты содержат много жиров?

Какие продукты содержат много жиров?

Какие продукты содержат много жиров? (ответы учащихся)

Нуклеиновые кислоты. Имеют важную роль в передаче наследственной информации и передача ее потомкам. Слайд №22.

 

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В качестве закрепления предлагаю вам поделиться на 4 группы.

1 группа: перечислите фрукты или овощи, в составе которых много воды (арбуз, яблоко, огурец, помидор…)

2 группа: из чего можно получит жиры (молока, подсолнуха).

3 группа: докажите рол  нуклеиновых кислот в жизни человека (наследственность)

4 группа: Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии (Жир)

Схема «Состав клетки» слайд №13

Схема «Состав клетки» слайд №13

imageimage                        Вещества клетки

 

imageimageнеорганические вещества                   органические вещества

 

        
  image image image
 image
 
 

вода     минеральные соли            белки   жиры  углеводы    нуклеиновые кислоты                                                                      

 

 

 

Закрепление.

Самостоятельная работа в малых группах. 

Работают с карточками.

 

 

 

 

2 ученика работают у доски

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

И в кружочки рисуем смайлики. Если все понятно J

                                                         Если понятно на половину K

                                                         Если есть затрудненияL

Выставление оценок.

Рисуют смайлики

8 ЭТАП Домашнее задание. 

Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы страница  42.     

На выбор выполнить одно, две или три задания (можно работать парами).

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?
  3. Ответьте на вопрос используя Интернет или дополнительную литературу, «Почему клетку сравнивают с «миниатюрной лабораторией»».

 

 

     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»




Технологическая карта по теме: Химический состав клетки 

Учитель: Ооржак Мира Мергеновна

      Технологическая карта урока

      Учитель биологии: Ооржак Мира Мергеновна, МБОУ СОШ № 4 им. Б. В. Чульдумовны г. Чадана

  1. 5 класс​ 
  2. Урок по теме «Химический состав клетки» (п.8)
  3. Урок «открытия» нового знания
  4. В.В.Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс.
  5. Метод обучения: работа в группах, проведение биологических опытов.
  6. Программно-технические средства на уроке: ПК, мультимедийный проектор, экран, оборудования для проведения опытов, раздаточный материал индивидуальный, групповой.




ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Химический состав клетки.

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК  В.В.Пасечника. и соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Вода. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.  

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый метод.

Демонстрация опытов.

Показ презентации.

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки»,семена подсолнечника, лист бумаги, мука, марля, стакан с водой, пипетка, йод, влажные салфетки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Здравствуйте, дорогие мои биологи! Сегодня нам предстоит изучить еще одну из интереснейших тем биологии. Эффективность получения знаний будет зависеть от работы каждого из нас, особенно важна ваша работа на уроке. Поэтому мы должны работать в атмосфере сплоченного коллектива, дружной семьи, преданных друзей. Кто из вас сегодня хочет стать настоящим исследователем? Профессионалом? ».

«Перед тем как приступить к становлению «Профессионалам исследователям», давайте проверим ваши знания.  Пропуском в интересный мир исследований станет ответы на вопросы, которые мы изучали на прошлом уроке».

  Мы уже изучили строение клетки. Знаем чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

  1. Учащиеся работают индивидуально на карточках.

 Отвечают на вопросы, которые показаны на презентации. На слайде №2,3.

Сразу ответы показываются на презентации. На слайде № 4

Вопрос №1. Пластиды делятся на 1,2,3 это.

Вопрос №2. Красные это. Зеленые это. Белые и бесцветные это.

  1. Самостоятельно отвечают на вопросы и вписывают ответы на карточки.
  2. Сразу делают взаимопроверку.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас вам всем предстоит отгадать ребусы. И предстоит поработать с буквами и со словами.

Ребус 1. Слайд №6. (ответы учащихся)

Ребус 2. Слайд №7.(ответы учащихся)

Составьте из предложенных букв слово. Слайд №8. (ответы учащихся)

Из полученных слов «Химия, состав, клетка» изменяя их окончания, составьте тему урока. Слайд №9. (ответы учащихся)

Тема: Химический состав клетки. Молодцы!!!

«Что мы сегодня должны узнать?» (ответы учащихся)

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, ученики выявляют задачи урока.

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   Изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  1. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  2. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Просмотр презентации.

  1. Предоставляет  ознакомиться с текстом своих учебников  и  самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

Схема «Состав клетки» слайд №13

                        Вещества клетки

неорганические вещества                   органические вещества

вода     минеральные соли            белки   жиры  углеводы    нуклеиновые кислоты                                                                      

Обобщение результатов.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Вещества, из которых состоят клетки,   разнообразны. Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов  в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в  виде химических веществ.

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. В клетке вода составляет от 40 до 95%.

Все растения (овощи, фрукты, ягоды) они сочные, значит, содержат воду.

Наши глаза, наш язык влажный, значит, в них содержится вода, как в морях, океанах,  дождях.

Наши кости, раковины твердые, прочные. Так как в них есть минеральные соли. Как в кристаллах.  Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
  2. Входят в состав межклеточного вещества.
  3. Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Слайд № 14, 15, 16, 17

Органические вещества . Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы, нуклеиновые кислоты. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Давайте проведем физминутку. «Объекты живой и неживой природы».

Я называю объекты живой природы, вы летаете как птицы. Называю объекты неживой природы, вы приседаете как падающие камни. Ученики выполняют упражнение по указанию учителя

Чтобы подробно изучить органические вещества, давайте проведем опыты. Опыт№1.

Объект: семена подсолнуха.

Оборудование: лист бумаги, чайные ложки.

Берем лист бумаги и семена подсолнуха. Очищаем от кожуры. Кладем на лист бумаги очищенную семечку. Сворачиваем лист пополам, давим ложкой (карандашом), чем удобнее. Смотрим, появилось жирное пятно.

Вывод: в семенах подсолнуха имеется жир (Масло). Значит в клетках есть жир. (Растительное масло у нас дома делается из семян подсолнуха).

Опыт №2.

Объект: вода.

Оборудование: стакан с водой, мука, марля, пипетка, йод, палочка, влажная салфетка.

Берем муку, высыпаем на марлю, сворачиваем марлю в клубок, отпускаем в стакан с водой, мешаем при помощи палочки. Видим вода стала мутной. Достаем клубок марли, откладываем в сторону. В мутную воду капаем капельку йода. Перемешиваем , видим превращение. Вода в стакане стала фиолетового цвета. Это говорит о том, что присутствует крахмал. А крахмал-это углевод.

Вывод: вода после воздействия с йодом окрасилась в фиолетовой цвет, значит присутствует крахмал (углевод.)

Опыт №3.

Объект: мука.

Оборудование: стакан с водой, мука, марля, влажная салфетка.

Берем клубок марли с мукой со второго опыта. Разворачиваем марлю, берем тесто из муки, оно липкое с белым налетом. Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

 Это значит, присутствует клейковина (белок).

Раньше и сейчас для утепления окон на зиму вместо клея использовали жидкое тесто из муки, оно очень хорошо клеило.

Вывод: в муке имеется клейковина, а клейковина это белок. Значит, в составе клетки присутствует белок. 

После проведения опытов были  заданы следующие вопрос:

Какие продукты содержат много жиров?

Какие продукты содержат много жиров?

Какие продукты содержат много жиров? (ответы учащихся)

Нуклеиновые кислоты. Имеют важную роль в передаче наследственной информации и передача ее потомкам. Слайд №22.

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В качестве закрепления предлагаю вам поделиться на 4 группы.

1 группа: перечислите фрукты или овощи, в составе которых много воды (арбуз, яблоко, огурец, помидор…)

2 группа: из чего можно получит жиры (молока, подсолнуха).

3 группа: докажите рол  нуклеиновых кислот в жизни человека (наследственность)

4 группа: Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии (Жир) 

Схема «Состав клетки» слайд №13

Схема «Состав клетки» слайд №13

                        Вещества клетки

неорганические вещества                   органические вещества

вода     минеральные соли            белки   жиры  углеводы    нуклеиновые кислоты                                                                      

Закрепление.

Самостоятельная работа в малых группах.  

Работают с карточками.

2 ученика работают у доски

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

И в кружочки рисуем смайлики. Если все понятно

                                                         Если понятно на половину 😐

                                                         Если есть затруднения

Выставление оценок.

Рисуют смайлики

8 ЭТАП Домашнее задание.  

Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы страница  42.      

На выбор выполнить одно, две или три задания (можно работать парами).

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?
  3. Ответьте на вопрос используя Интернет или дополнительную литературу, «Почему клетку сравнивают с «миниатюрной лабораторией»».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Байлак Веры Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва» Урок по биологии 5 класса учитель биологии: Ооржак Мира Мергеновна Чадан-2020 год.

Слайд 2

Давайте вспомним. Вопрос №1. Пластиды делятся на 1-? 2-? 3-?

Слайд 3

Вопрос №2. Красные это-? Зеленые это-? Белые и бесцветные это-?

Слайд 4

Ответ на вопрос №1. 1. хлоропласты 2. хромопласты 3. лейкопласты Ответ на вопрос №2 Хромопласты. Хлоропласты Лейкопласты

Слайд 5

Отгадайка !

Слайд 8

Расставьте буквы правильно, чтобы получилось слово. К Е К Т А Л

Слайд 9

Химия состав клетка

Слайд 10

Какую тему урока мы можем составить Какое предложение мы можем составить из получившихся слов, изменяя их окончания ?

Слайд 11

Тема: Химический состав клетки.

Слайд 12

Что мы должны сегодня узнать?

Слайд 13

ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ ВОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ УГЛЕВОДЫ ЖИРЫ БЕЛКИ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОСТАВ КЛЕТКИ Нуклеиновые кислоты

Слайд 14

Неорганические вещества: ВОДА . Яблоко-сочное . Арбуз-сочный . Язык-мокрый . Глаза-мокрые . Океан-вода. Дождь-вода.

Слайд 15

Содержание воды в клетке 40-95%

Слайд 16

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Составляют до 1-1,5% массы клетки. РАЗДРАЖИМОСТЬ ПРОЧНОСТЬ КОСТЕЙ И РАКОВИН МОЛЛЮСКОВ

Слайд 18

Органические вещества.

Слайд 19

Объект: семена подсолнуха. Оборудование: лист бумаги, чайные ложки. Берем лист бумаги и семена подсолнуха. Очищаем от кожуры. Кладем на лист бумаги очищенную семечку. Сворачиваем лист пополам, давим ложкой (карандашом), чем удобнее. Смотрим, появилось жирное пятно. Вывод: в семенах подсолнуха имеется жир (Масло). Значит в клетках есть жир. (Растительное масло у нас дома делается из семян подсолнуха). Опыт №1. определение наличия жиров в семенах подсолнуха

Слайд 20

Объект: вода. Оборудование: стакан с водой, мука, марля, пипетка, йод, палочка, влажная салфетка. Берем муку, высыпаем на марлю, сворачиваем марлю в клубок, отпускаем в стакан с водой, мешаем при помощи палочки. Видим вода стала мутной. Достаем клубок марли, откладываем в сторону. В мутную воду капаем капельку йода. Перемещиваем , видим превращение. Вода в стакане стала фиолетового цвета. Это говорит о том, что присутствует крахмал. А крахмал-это углевод. Вывод: вода после воздействия с йодом окрасилась в фиолетовой цвет, значит присутствует крахмал (углевод.) Опыт №2 определение наличия углеводов в муке

Слайд 21

Объект: мука. Оборудование: стакан с водой, мука, марля, влажная салфетка. Берем клубок марли с мукой со второго опыта. Разворачиваем марлю, берем тесто из муки, оно липкое с белым налетом. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? ( пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Это значит, присутствует клейковина (белок). Раньше и сейчас для утепления окон на зиму вместо клея использовали жидкое тесто из муки, оно очень хорошо клеило. Вывод: в муке имеется клейковина, а клейковина это белок. Значит, в составе клетки присутствует белок. Опыт №3. определение наличия белков в муке.

Слайд 22

Нуклеиновые кислоты.

Слайд 23

Домашнее задание. Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы страница 42. На выбор выполнить одно, две или три задания (можно работать парами): 1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? 3.Ответьте на вопрос используя Интернет или дополнительную литературу, «Почему клетку сравнивают с «миниатюрной лабораторией»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме "Железо: физические и химические свойства". 9 класс

Методическая разработка урока химии. Урок включает проведение лабораторной работы по изучению физических и химических свойств  железа  с использованием  электронных образовательных ресу...

Сколько лексических значений имеет слово, урок в 5 классе (технологическая карта+презентация)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК под ред.М.М Разумовской, П.А.Леканта разработан с условием применения ИКТ: презентации и интерактивного тренажера издательства "Экзамен. На...

Простое осложненное предложение, урок систематизации знаний в 7 классе (технологическая карта+презентация)

Урок в 7 классе по УМК по русскому языку под ред. С. И. Львовой, В. В. Львова с применением ИКТ: электронной презентации и электронного тренажера «Русский язык 7класс/ ФГОС / М.: Экзамен, 2014...

"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация

Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс)

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс)...

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс)

Презентация по химии на тему: "Целлюлоза, ее строения и химические свойства" (10 класс)...

Технологическая карта, презентация по теме Свойства функции 9 класс

Технологическая карта + презентация по теме Свойства функции 9 класс...