технологическая карта урока "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Шаталова Светлана Николаевна

Урок получения нового знания с элементами исследовательской деятельности. На уроке прослеживаются обширные метапредметные связи с другими естественно-научными дисциплинами, а также литературой, историей. На уроке обширно используются ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx77.93 КБ
Файл prezentatsiya_sila_treniya.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Сила трения»

ФИО

Шаталова Светлана Николаевна

Место работы

МКОУ «Октябрьская ОШ №30»

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Сила трения

Базовый учебник

А.В. Пёрышкин, М., «Дрофа», 2014.

Тип урока

Урок получения нового знания

Цель урока

Сформировать у учащихся понятие силы трения и на основе эксперимента установить величины, от которых она зависит.

Задачи урока

Достижение учащимися следующих результатов:

1.Предметных:

  • получить представление о силе трения,выявить её природу;
  • познакомиться с видами трения, изучить  причины его возникновения   и экспериментально установить  зависимость силы трения от различных факторов.

2. Метапредметных:

учиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и коллективно: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции  своей  деятельности; владеть  устной  и  письменной  речью, монологической контекстной речью.

3. Личностных:

  • формирование устойчивого интереса к физике при всестороннем анализе физической величины и осознании важности знаний по теме в повседневной жизни человека;
  • усиление мотивации познавательной деятельности в ходе нахождения  логической связи теоретического материала  и данных эксперимента;
  • развития внимания, памяти, логического и творческого мышления, навыков исследовательской деятельности.

Методы обучения

Репродуктивный, проблемный, поисковый, эвристический

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

пластмассовый шарик на нити,  штатив лабораторный,  наклонная плоскость, машинка игрушечная,  металлический шарик, тележки для опытов по механике, лабораторные динамометры, деревянные линейки, полосы резины, стекла, наждачной бумаги, наборы грузов по механике (100 г),   бруски деревянные,  компьютер, проектор, экран.

ЭОР

1)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/791c3c02-73ce-4794-999d-7e2b69996fb4/ видеоролик- анимация «Сравнение силы трения покоя, скольжения и качения);

2)zagame.netvideo/gmHBVtSwjPY «Фиксики. Сила трения»

3) http://files.shool-collektion.edu.ru//dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

4) презентация «Сила трения»

Материалы для познавательной деятельности учащихся

Опорный конспект, включающий дополнительно инструкции к выполнению практических работ и домашнее задание (Приложение 1), печатные тексты экспресс - диагностики (Приложение 2)

Список используемой литературы

  1. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные
    разработки по физике: 7 класс. — 2-е издание. – М.:
    ВАКО, 2009 г.
  2.  Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: Просвещение, 1981.
  3. Браверман  Э.М. Вечера по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1969.
  4. Физика. Приложение к газете «Первое сентября» № 10, 2005 год.
  5. Справочник школьника. Физика. – м.: Филологическое общество “Слово”, Перышки А.В. Физика-7 Изд.– М.: Дрофа, 2004.
  6. Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2. Изд. дом Первое сентября – Физика№21 2007 г.

План-конспект урока

Этап урока, время, задачи

Содержание. Методы, приёмы и формы работы. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап  (1 мин.)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Включение учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята!  Рада видеть вас всех на сегодняшнем уроке. А теперь подарим  друг другу улыбки и начнём работать.

Знакомит учащихся с планом урока.

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала.

2

Актуализация знаний (2 мин.)

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся

- Повторение – мать учения, а поэтому вспомним самое важное из пройденного материала. Тем более,  что на сегодняшнем уроке всё это нам пригодится.

Фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (слайд 2)

1.Что называется силой?

2. В чём измеряют силу?

3. Что означает сила в 1 Ньютон?

4. Чем характеризуется сила?

5.Каким прибором сила измеряется?

6.Какую силу называют силой тяжести, к чему она приложена и какое имеет  направление?

7. От чего зависит сила тяжести?

8. Какую силу называют весом тела? К чему она приложена?

9. Что такое деформация?

10. Что называется силой упругости, какова её природа, к чему она приложена и куда направлена?

11. Какую силу называют силой реакции опоры?

12. Можно ли утверждать, что в реальной жизни тела меняют свою скорость только под действием одной силы?

Отвечают на вопросы, аргументируют ответы.

- Мера взаимодействия тел.

- В Ньютонах.

- Сила тяжести, действующая на тело массой 102 г.

-Численным значением, направлением, точкой приложения.

- Динамометром.

-Сила, с которой земля притягивает к себе все тела, находящиеся вблизи её поверхности; приложена к телу, направлена вертикально вниз.

- От массы тел.

- Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору, подвес, приложена к опоре, подвесу.

- Изменение формы и объёма тел

- Сила, возникающая при деформации тел и препятствующая деформации; приложена к телу, направлена в сторону, противоположную смещению частиц тела при деформации.

- Силу упругости, возникающую в опоре или подвесе, приложена к опоре, подвесу.

- Нет. Чаще всего тело изменяет скорость под действием равнодействующей сил

3

Подготовка к получению нового знания (4 мин.)

Проблемный демонстрационный эксперимент.

Формирование установки: сила трения – причина изменения скорости тела при отсутствии изменяющего действия других сил.

Сейчас я покажу вам несколько демонстраций. Не смотря на то, что они совершенно разные, есть нечто, что общее, что объединяет поведение тел в них. Постарайтесь увидеть, что именно. Смотрим внимательно.

Демонстрации:

  1. Остановка маятника;
  2. Скатывание с наклонной плоскости игрушечной машинки;
  3. Остановка шарика при движении после толчка.

Наблюдают за действиями учителя, анализируют характер движения, делают выводы.

Коллективная устная работа.

Что общего увидели?

Остановку можно назвать изменением скорости?

Что служит причиной изменения скорости?

Как вы думаете, какая сила может служить причиной изменения скорости этих тел?

Что вы знаете о силе трения и её проявлениях?

Хотите знать больше?  

В таком случае, тема сегодняшнего урока формулируется просто  - «Сила трения».

(слайд 3)

Рабочие тетради нам сегодня не понадобятся. Все необходимые записи вы будете вести в опорном конспекте, который вложите в свою рабочую папочку и будете использовать для самоподготовки.

  Повторяя пройденный материал, мы говорили, что каждая сила имеет численное значение, направление и точку приложения. Название силы  – сила трения, предполагает контакт тел, их взаимодействие. В отличие от других сил, у силы трения не одно, а несколько лиц: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Какова же причина  возникновения силы трения? Если судить по названиям «трение скольжения», «трение качения», можно предположить, что эта сила рождена движением. Но как быть с «трением покоя»? Откуда оно берётся? Почему по льду легко скользить, а по асфальту практически не возможно? Почему мы ходим по Земле, держим в руках предметы? Как человек использует силу трения и борется с ней? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе этого урока.

- Все тела через некоторое время останавливаются.

- Да.

- Сила.

- Сила трения.

Приводят примеры, используя жизненный опыт.

- Да.

Беглый осмотр содержания опорного конспекта

Определяют для себя круг вопросов, ответ на которые предстоит найти в ходе урока.

4

Введение нового материала (5 мин.)

Знакомство с понятиями: трение покоя, трение скольжения, трение качения.

А начнём мы с просмотра видеоролика, в котором говорится о различных видах силы трения (просмотр видеоролика-анимации «Сравнение силы трения покоя, скольжения и качения).  

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/791c3c02-73ce-4794-999d-7e2b69996fb4/

Задание для учащихся: услышать новые понятия и заметить, в связи с чем они используются.

(слайд 4)

Обсуждение.

Ребята, обратили вы внимание на тот факт, что в каждом случае: сдвигании бочки с места, её скольжении или качении нам приходится преодолевать силу? Как вы думаете, куда она направлена?  

Почему?

В каком месте возникает сила?

Какие новые понятия, связанные с силой трения, услышали? 

Что же имеют в виду, давая силе трения разные названия? (слайд 5)

Предлагает поработать с рисунками слайда.

Вот теперь мы уже можем сформулировать определение силы трения. Как бы вы её определили?

Вы, наверное, обратили внимание на появление силы трения покоя при попытке сдвинуть бочку с места. Как бы вы учли в определении  факт существования силы трения без движения?

Однако, в реальной жизни, чаще всего приходится считаться с трением движущихся тел, поэтому о трении покоя в определении просто умалчивают.

    Видеоролик нам сообщил ещё об одной особенности сил трения покоя, скольжения, качения – они разные по величине. Какая из сил сама большая?

Какая самая маленькая?

На основании чего вы сделали этот вывод?

Так ли это? Доверяй, но проверяй! Вот мы сейчас или подтвердим, или опровергнем то, что увидели.

Смотрят видеоролик, запоминают новые понятия, связанные с изучением темы.

После просмотра проговаривают их, связывают с конкретным действием: началом движения, скольжением, качением.

- В сторону, противоположную движению.

- Если бы силы были одинаково направлены, сила трения сложилась бы с нашей силой, и нам было бы легко двигать бочку.

- В месте соприкосновения бочки с поверхностью.

- Трение покоя, трение скольжения, трение качения.

Приходят к выводу, что виды трения получили названия от рода движения тела

-Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению.

- Возможный ответ: Трение-это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого или возникающая при попытке сдвинуть тело с места.

- Трение покоя.

- Трение качения

- По величине усилия, приложенного к телу, для сообщения ему скорости.

5

Закрепление первичных  знаний.

(2 мин.)

Практическая работа «Сравнение различных видов трения». Подкрепление теоретических знаний опытными данными.

Практическая работа. У каждого ученика на столе лабораторное оборудование: динамометр, демонстрационная тележка. Вопрос: как используя имеющееся оборудование измерить силу трения покоя, скольжения и качения.

Я так и предполагала, что вы догадаетесь, но, на всякий случай  приготовила слайд с пошаговой инструкцией

Демонстрирует  (слайд 6)

Опыт №1. Пробуем сдвинуть тележку с места, перевернув её «на спину». Замечаем показания динамометра. Записываем результат в таблицу опорного конспекта.  Какую силу измерили?

Опыт№2. Сдвинув тележку с места, заставляем её скользить по столу, по возможности, равномерно. Снова записываем результаты. Какую силу измерили?

Опыт №3. Ставим тележку на колёса. Замечаем силу трения. Записываем результаты. Какое трение измерили?

Предлагает обсудить результаты.

Высказывают предположения о ходе проведения эксперимента.

Выполняют лабораторный опыт. Делают вывод о том, что измерили силу трения покоя. Озвучивают результаты.

Выполняют лабораторный опыт. Делают вывод о том, что измерили силу трения скольжения. Озвучивают результаты.

Выполняют лабораторный опыт. Делают вывод о том, что измерили силу трения качения. Озвучивают результаты.

Ученики делают вывод, что для одного и того же тела сила трения покоя больше трения скольжения и трения качения.

6. Получение нового знания (18 мин.)

Выяснение причин возникновения трения и зависимостей силы трения от различных факторов.

В чём же дело? Почему такая разница в результатах? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать, почему возникает сила трения и от чего она зависит. Давайте это обсудим.

У меня к вам первый «неземной» вопрос: возникает ли сила трения покоя в космосе при отсутствии искусственной гравитации?

Почему?

Демонстрирует слайд 7. Работа с рисунками слайда

Что происходит с молекулами граничных слоёв соприкасающихся тел?

От чего зависит сила притяжения?

Какую же причину для возникновения силы трения вы можете предположить?

Вторую причину возникновения силы трения вы так же назовёте сами, предварительно ответив на вопрос: «Для чего сельские водители зимой часто возят цепи в багажнике?»

А как же лёд? Он ведь гладкий?

- Нет.

- В космосе на тела не действует сила тяжести, и поэтому предметы не стоят на поверхности, а плавают в окружающем пространстве.

Делают вывод: для существования силы трения покоя необходим контакт предмета с поверхностью.

- Они притягиваются.

- От рода веществ, от величины промежутка между слоями.

 Предполагают, что сила трения возникает из-за того, что молекулы соприкасающихся тел притягиваются друг к другу.

- В гололедицу они надевают цепи на колёса, сцепление колёс со скользким покрытием на подъёме увеличивается.

Предполагают, что второй причиной возникновения силы трения является шероховатость соприкасающихся поверхностей.

Высказывают мнение, что абсолютно гладких поверхностей нет.

Выяснение зависимости силы трения от веса тела, шероховатостей трущихся поверхностей и рода трущихся поверхностей.

От чего же зависит сила трения? Существует несколько причин. Вы видите их на слайде: (слайд 8)

1)от веса тела; 2) от шероховатостей трущихся поверхностей; 3) от рода трущихся поверхностей.

А как зависит, выяснять вам.

Исследовательская деятельность.

У каждого из вас на столе карточка с заданием. В течение нескольких секунд вы знакомитесь с заданием, проводите исследование, а затем представляете результаты исследования на обсуждение всему классу (слайд 9)

Задание №1. Исследовать зависимость силы трения скольжения от веса тела. Оборудование: динамометр, брусок, грузы.

Задание №2. Исследовать зависимость силы трения скольжения от шероховатостей поверхности. Оборудование: брусок, грузы, полоса наждачной бумаги, деревянная гладкая доска, динамометр.

Задание №3. Исследовать зависимость силы трения покоя от рода соприкасающихся поверхностей. Оборудование: брусок, грузы,  полосы дерева  и резины.

Координирует работу, корректирует и дополняет выводы учащихся.

Обращает  внимание на третью зависимость, как самую неявную. Почему силы трения покоя на стекле, резине, дереве разные, не смотря на то, что поверхности абсолютно гладкие?

Знакомятся с заданием, задают вопросы по непонятым пунктам инструкции.

Учащиеся исследуют зависимости, заносят результаты в таблицу опорного конспекта. Зачитывают исследуемую зависимость, озвучивают результаты исследования, делают выводы.

Приходят к выводу, что молекулы стекла взаимодействуют между собой сильнее, чем с молекулами бруска, а взаимодействие молекул резины с молекулами бруска сильнее.

Историческая справка по изучению зависимости силы трения от различных факторов итальянским учёным Леонардо да Винчи.

Роль силы трения в жизни человека

Трение в жизни животных и растений

Проблемы промышленного и транспортного значения, связанные с существованием силы трения.

Полезное и вредное трение.

Влияние смазки на силу трения.

Есть ещё одна зависимость, а вернее, независимость, которая очень долго оставалась спорной. Это зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей (слайд 10)

Первые исследования этой зависимости  были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет тому назад, но результаты его работы не были опубликованы. Его ученики  видели, как их учитель сосредоточенно часами таскал по полу толстую тяжёлую верёвку: то скрученную кольцами, то полностью растянутую. Казалось бы очевидный факт – чем больше площадь соприкосновения поверхностей, тем больше сила трения. Однако, он не подтверждается опытом. Очевидно, всё дело в том, что после преодоления силы трения покоя, с появлением силы трения скольжения, притяжение молекул перестаёт быть главной причиной, влияющей на величину силы трения. Главными являются шероховатость поверхностей и вес тела.

Задание: прицепив брусок к динамометру, и поочерёдно  протащив его по деревянной линейке узкой и широкой гранью,  убедитесь в независимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей (проверочный  эксперимент)

(слайд 11)

Давайте поговорим о роли силы трения в жизни всего живого на Земле. Трение – неизбежный спутник множества окружающих нас явлений. В первую очередь такого важного, как перемещение тел в сопротивляющейся среде. Так или иначе, наше существование связанно, с движением по земле, воздуху и воде. Поэтому трение тайно и явно присутствует повсюду, накладывая свой особый отпечаток буквально на все виды нашей жизнедеятельности и играя при этом иногда полезную, а иногда и вредную, даже роковую роль. Характерно, что трение всегда пытается помешать любому перемещению тела относительно среды. Это, с одной стороны, помогает человеку передвигаться по суше, воде и воздуху с нарастающей скоростью, а с другой, вынуждает его расплачиваться за такие перемещения большими расходами энергии и топлива. Трение всегда сопровождается выделением тепла. На заре нашей цивилизации такое счастливое обстоятельство позволило людям сделать одно из величайших изобретений! Научиться добывать огонь.

(слайд 12)

Животный  и растительный мир также во многом существует благодаря силе трения. Посмотрите на слайд. Какие приспособления помогают животным и растениям увеличивать силу трения?

В ходе эволюции появились приспособления, уменьшающие трение. Посмотрите на слайд. Что это за приспособления?

(слайд 13)

И, наконец, изнашивание машин и оборудования – это, безусловно, самое разорительное и, увы, во многих случаях неизбежное порождение трения, ущерб от которого только в нашей стране исчисляется астрономической суммой – десятками миллиардов рублей в год. Такова цена и значимость проблемы трения в народном хозяйстве. Изучение причин трения и природы этого явления занимались в разные времена и эпохи самые выдающиеся естествоиспытатели: Аристотель, Леонардо да Винчи, Галилей, Ньютон, Эйлер, Джоуль и многие другие. С именами этих учёных вы уже встречались на уроках биологии, природоведения, физики и встретитесь ещё не раз. Запомните их.  

(слайд 14)

 Люди отчетливо ощущали трение, перетаскивая волоком гигантские, весящие десятки тонн, каменные глыбы, необходимые для сооружения древних святилищ. Первые катки с успехом использовали для перетаскивания тяжелейших статуй богов в Месопотамии почти четыре тысячи лет тому назад.

(слайд 15)

Увлекаемые ветром и течением реки бревна, не тонущие даже под большим грузом, навели на мысль о плотах, которые породили первые примитивные суда, приводимые в движение веслами и парусом. Стало ясно, что изнуряющего трения на суше можно избежать, заменяя сухопутные перевозки речными, а затем и морскими. Так, шаг за шагом, человек научился успешно бороться с трением доступными и привычными способами, передаваемыми из поколения в поколение (слайд 16).

Но трение не только тормоз для движения. Это еще и главная причина изнашивания  технических устройств. Разобравшись в секретах трения, значительно легче понять, как и за счет чего происходит постепенное стирание поверхностей.

Необходимо отметить, что трение как явление, при всей его важности, никогда не существует само по себе. Оно всегда вторично, и поэтому его скорее можно назвать спутником самых разных явлений: скольжение саней по снегу или движение самолета в среде, оказывающей сопротивление.

Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

(слайд 17)

Способы уменьшения силы трения:

  • шлифовка трущихся поверхностей;

(Приведите примеры, где шлифовка уменьшает трение)

  • применение смазки, заполняющей пустоты между шероховатостями и уменьшающей силу взаимодействия;

(Просит привести примеры)

  • замена трения скольжения трением качения;

(Просит привести примеры)

  • уменьшение нагрузки.

(Просит привести примеры)

Ребята, посмотрите на слайд. Найдите на нём иллюстрацию известной пословицы. Какой? О каком способе уменьшения трения она нам рассказывает?

(слайд 18) Следующий слайд поможет нам понять, почему смазка уменьшает трение.

Смазка - самый распространённый способ уменьшения трения в практической жизни человека. Вам приходилось пользоваться смазкой для уменьшения трения? Приведите примеры использования смазок человеком.

Всегда ли смазка уменьшает силу трения? Как вы думаете? Приведите примеры.

Выслушивает ответы, корректирует их, при необходимости задаёт наводящие вопросы. Говорит о существовании вязкого трения.

Сейчас на слайдах мы видели, что шлифовка уменьшает силу трения. Из этого следует, что чем лучше отполирована поверхность, тем меньше трение. Возьмите в руки новые стеклянные пластины. Они гладкие? Попробуйте пальцами прижать пластины, а затем сдвинуть края пластин относительно друг друга. Получается? Почему?

Дополняет эксперимент пояснением о главной причине появления трения покоя – взаимодействии молекул соприкасающихся тел.

Вот видите, какая удивительная сила – сила трения!

Работа с рисунками слайда 19.

Человек не только уменьшает трение. Очень часто требуется его увеличить. Называет способы увеличения трения.

Способы увеличения силы трения:

  • использование специальных материалов;
  • увеличение нагрузки;
  • Увеличение шероховатости поверхностей.

О каких способах увеличения трения говорят рисунки?

 Если никто из детей не говорит о специальных материалах, используемых для изготовления покрышек колёс автомобилей, дополняет рассказ.

Проводят эксперимент, убеждаются в том, что показания динамометра в обоих случаях одинаковые.

Слушают сообщение учителя, осмысливают новую информацию, воспринимают её как дополнение к имеющемуся жизненному опыту.

Возможные варианты ответов:

- Острые, сложные зубы для захвата и удержания добычи, хвосты у обезьян, усики и лианы ползучих растений, шероховатые поверхности семян.

- Обтекаемые тела рыб, земноводных, скользкое тело у змей и лягушек, вязкий цветочный сок у растений – хищников.

Рассматривают портреты учёных, запоминают их имена.

Слушают учителя, дополняют его рассказ своими примерами (из курса истории, прочитанных книг, просмотренных телепередач и т.д.)

Отмечают отличительные черты конструкции современных морских судов, уменьшающие по сравнению с первыми, примитивными,  трение в воде.  Делают вывод, что знания о силе трения и способах её проявления человек успешно использует в целях научно-технического прогресса.

Слушают сообщение учителя, дополняют его примерами из жизненного опыта.

Приводят примеры, привлекая жизненный опыт.

- Баба с воза – кобыле легче.

- Уменьшение нагрузки.

Приводят примеры, привлекая жизненный опыт.

Возможные варианты ответов: 

Смазывание цепи велосипеда, деталей швейной машины, лыж, мотора автомобиля.

- Возможны варианты «да», «нет».

Возможный вариант ответа:

- Нет. Есть смазки, которые увеличивают силу трения, например, мёд. Муха, сев на поверхность, смазанную мёдом, прилипает.

Делают вывод, что между слишком гладкими поверхностями сила трения большая из-за возрастающего притяжения молекул.

Рассматривают рисунки, отвечают.

7

Закрепление знаний по теме (6 мин.)

Показать проникновение научных знаний в искусство, в народный фольклор - пословицы и поговорки.

С древних времён люди научились использовать благоприятные проявления силы трения и смягчать неблагоприятные. Это нашло отражение в пословицах и поговорках.  Попробуем разобраться,  что имел ввиду человек,  придумавший пословицу.

У всех них двойной смысл. Какой?

Слайды с пословицами:

Выразительно читает пословицы.

(слайд 20)   Не подмажешь – не поедешь.

(слайд 21)   От безделья и лопата ржавеет.

(слайд 22)   Угря в руках не удержишь.

(слайд 23)   Что кругло – легко катится.

(слайд 24)   Задумал муравей гору сдвинуть!

Размышляют, отвечают на вопрос, привлекая жизненный опыт.

Возможный вариант ответа:

У пословицы двойной смысл. В первом случае речь идёт о смазке деталей двигателя, которая уменьшает силу трения скольжения и качения, а, следовательно, их износ. Во втором случае пословица отражает одно из правил жизни человека: для того, чтобы получить желаемое, он делает приятное тому человеку, от которого ждёт помощи (подарок, лесть и т. д.)

Возможный вариант ответа:

Неиспользованные железные (стальные) предметы от времени ржавеют. При работе лопатой, в результате действия силы трения скольжения, частицы поверхности, особенно острия, стираются, и лопата блестит, как новенькая.

 Этой же пословицей можно охарактеризовать человека, который ведёт потребительский образ жизни, не стремится к самосовершенствованию. Такой человек сам себя уничтожает – «ржавеет».

Возможный вариант ответа:

Тело угря скользкое, оно покрыто смазкой для уменьшения силы трения скольжения в толще воды. Поэтому человеку трудно его удержать.

 «Угрём» можно также назвать изворотливого, находчивого человека, у которого на всё есть ответ, и которого трудно на чём – либо подловить.

Возможный вариант ответа:

В первом случае речь идёт о силе трения качения. Катящиеся предметы имеют наименьший контакт с поверхностью, что уменьшает трение.

  Во втором случае «круглым» можно назвать общительного, контактного человека, который может найти «общий язык» с разными людьми. Таким людям легче жить, у них мало проблем, они «катятся» по жизни, а не спотыкаются о каждый камень.

Возможный вариант ответа:

В первом случае речь идёт о преодолении самого большого вида трения – трения покоя. И, очевидно, вес покоящегося тела и сила толчка должны быть соизмеримы. В случае «муравей – гора» это условие не выполняется.

 Во втором случае «муравьём» называют человека, который берётся за непосильное для него дело, не думая о последствиях.

Решение качественных задач  Развитие умений применять полученные знания для объяснения физических явлений.

Знания по теме «Сила трения» можно применить для объяснения многих жизненных и хорошо знакомых ситуаций.

Например:

1)Зачем зимой дорожки посыпают песком?

2) Для чего протекторам шин мопеда глубокий, рельефный рисунок?

3)Какую роль играет слюна при глотании пищи?

4)Почему шёлковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?

5)Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом?

Размышляют, отвечают на вопросы.

- Для уменьшения силы трения скольжения и качения.

- Рисунок протектора увеличивает шероховатость поверхности колеса, а следовательно, увеличивает силу трения качения, сцепление колеса с дорогой.

- Роль смазки, уменьшающей трение скольжения пищи по пищеводу.

- Поверхность шёлкового шнурка гладкая, на ней мало шероховатостей, что не обеспечивает надёжное трение покоя частей шнурка. Шерстяные поверхности имеют ворсинки, которые цепляясь друг за друга, не дают частям шнурка соскальзывать друг с друга.

Роса–это смазка, уменьшающая трение скольжения косы по траве, поэтому рано утром, с росой, косить траву легче.

Пословица «Коси, коса, пока роса»

8

Экспресс-диагностика

 (3 мин.)

Контроль усвоения темы.

Молодцы ребята, хорошо работали. А теперь предстоит выяснить, какие вопросы остались не понятыми. Ведь если я вас сейчас об этом спрошу, всё равно не скажете! Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Он небольшой и займёт немного времени. Тесты у всех в печатном виде на столах и они одинаковые (Приложение 2) После выполнения вы сможете проверить правильность ответов по ключу на слайде, тогда и зададите свои вопросы. Вместе и обсудим

(слайд 25)

1. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортёре?

    а) сила трения скольжения;  б) сила трения покоя;         в) сила тяжести

2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

а) не изменяется;  б) увеличивается;      в) уменьшается

3. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

а) вправо;  б) влево,  в) вертикально вниз

4. Для чего в трущихся деталях машин используются подшипники?

а) для красоты       б) для скорости вращения       в) для замены трения скольжения на трение качения.

5.Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик  быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Что помогло ему отмыть бутылку?

а) смачивание                б) трение скольжения          в) трение качения  

6. В истории известен такой пример:

18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник строительства дороги, чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это подчёркивало, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Но забыли о смазочном действии масляной краски – паровоз буксовал. И жандармы, подобрав полы шинелей, бежали версту перед поездом и посыпали песком   покрашенные рельсы. Зачем?

а) для увеличения трения скольжения     б) для увеличения трения качения    в) для усиления свойств смазки.

Проверка результатов теста (слайд 26)

Предлагает обсудить непонятые вопросы.

Работают с опорным конспектом.

Читают вопросы  экспресс - диагностики, размышляют, выбирают и обводят правильные варианты  ответов.

Проверяют ответы по ключу на слайде. Сообщают учителю результаты, задают вопросы, участвуют в обсуждении вопросов теста.

9

Рефлексия и подведение итогов урока (3 мин.)

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке

Подходит к концу наш урок, пора подводить итоги.

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Какую силу называют силой трения?
  3. Какие существуют виды силы трения?
  4. От чего зависит возникающая сила трения?
  5. Как можно увеличить силу трения? Уменьшить?
  6. Как вы думаете, трение  - сила полезная или вредная?
  7. Понравился вам сегодняшний урок?
  8. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценка работы класса учителем. Выставление оценок.

Отвечают на вопросы, привлекая полученные на уроке знания.

Оценивают работу товарищей на уроке с учётом их активности и количества правильных ответов.

10

Домашнее задание (2 мин.)

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

(слайд 27)

Всем:

1)Прочитать  30-32 и ответить на вопросы к;

2)Выучить основные понятия и определения из опорного конспекта.

3) Ответить на вопросы теста  http://files.shool-collektion.edu.ru//dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html , проконтролировать уровень усвоения материала.

По желанию:

1) посмотреть видеоролик «Фиксики. Сила трения» (ololo.fmartist/videos/Сила трения); ответить на вопрос: какие случаи уменьшения (увеличения) трения используют герои фильма в своей жизни?

2) провести и объяснить домашний эксперимент:  два тетрадных листа бумаги одновременно  падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

В заключение, хочу поблагодарить вас за урок и внимание (слайд 28)

Записывают  д/з, задают вопросы по непонятым для них пунктам задания.

Приложение 1

Опорный конспект урока в 7 классе    (вариант 1)

 по теме «Сила трения»

1.Сила трения -  сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и направленная в сторону, противоположную движению.

2.Различают:

Трение покоя – сила трения, возникающая между опорой и предметом при попытке сдвинуть его с места.

Трение скольжения – сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения – трение между опорой и катящимся по ней телом.

3. Для одного и того же тела:

 трение качения      трение скольжения      трение покоя

4. Причины силы трения:

а) шероховатость поверхностей;

б) взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

5. Сила трения зависит:

а) от веса тела;

б) от шероховатостей соприкасающихся поверхностей;

в) от рода трущихся веществ (например, резина о дерево).

6. Сила трения не зависит от площадей соприкасающихся тел.

6. Опыты с тележкой (таблица №1)

1

Трение покоя

2

Трение скольжения

3

Трение качения

7. Исследовательская работа

Задание №1.

 Исследовать зависимость силы трения скольжения от веса тела.

Оборудование: динамометр, брусок, грузы.

Описание работы:  

  1. Нагрузите брусок одним грузом. Тяните его равномерно по деревянной линейке. Заметьте показания динамометра. Результат запишите в таблицу.
  2. Повторите опыт с двумя, а затем с тремя грузами.
  3.  Сравните результаты измерений и сделайте вывод о зависимости силы трения от веса тела.

Таблица №2

№/о

Количество грузов на бруске

Показания динамометра

1

1

2

2

3

3

 8. Способы уменьшения силы трения:

  • шлифовка трущихся поверхностей;
  • применение смазки, заполняющей пустоты между шероховатостями и уменьшающей силу взаимодействия;
  • замена трения скольжения трением качения;
  • уменьшение нагрузки.

Способы увеличения силы трения:

  • использование специальных материалов;
  • увеличение нагрузки;
  • увеличение шероховатости поверхностей.

Домашнее задание:

Всем:

1)Прочитать  30-32 и ответить на вопросы к;

2)Выучить основные понятия и определения из опорного конспекта.

3) Ответить на вопросы теста  http://files.shool-collektion.edu.ru//dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html , проконтролировать уровень усвоения материала.

По желанию:

1) посмотреть видеоролик «Фиксики. Сила трения» (ololo.fmartist/videos/Сила трения); ответить на вопрос: какие случаи уменьшения (увеличения) трения используют герои фильма в своей жизни?

2) провести и объяснить домашний эксперимент:  два тетрадных листа бумаги одновременно  падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Опорный конспект урока в 7 классе   (вариант 2)

 по теме «Сила трения»

1.Сила трения -  сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и направленная в сторону, противоположную движению.

2.Различают:

Трение покоя – сила трения, возникающая между опорой и предметом при попытке сдвинуть его с места.

Трение скольжения – сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения – трение между опорой и катящимся по ней телом.

3. Для одного и того же тела:

 трение качения      трение скольжения      трение покоя

4. Причины силы трения:

а) шероховатость поверхностей;

б) взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

5. Сила трения зависит:

а) от веса тела;

б) от шероховатостей соприкасающихся поверхностей;

в) от рода трущихся веществ (например, резина о дерево).

6. Сила трения не  зависит от площадей соприкасающихся тел.

6. Опыты с тележкой

Таблица №1

1

Трение покоя

2

Трение скольжения

3

Трение качения

7. Исследовательская работа

Задание № 2.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от шероховатостей поверхности.

 Оборудование: брусок, грузы, полоса наждачной бумаги,  деревянная гладкая доска, динамометр.

Описание работы:

1.Нагрузите брусок   двумя грузами и зацепив его крючком динамометра, тащите равномерно по деревянной линейке. Запишите показание динамометра в таблицу.

2. Повторите опыт,  взяв место деревянной линейке наждачную бумагу. Занесите показания динамометра в таблицу.

3. Сравните результаты опытов и сделайте вывод о зависимости силы трения от шероховатостей поверхностей.

Таблица №2

1

По деревянной линейке

2

По наждачной бумаге

8. Способы уменьшения силы трения:

  • шлифовка трущихся поверхностей;
  • применение смазки, заполняющей пустоты между шероховатостями и уменьшающей силу взаимодействия;
  • замена трения скольжения трением качения;
  • уменьшение нагрузки.

Способы увеличения силы трения:

  • использование специальных материалов;
  • увеличение нагрузки;
  • увеличение шероховатости поверхностей.

Домашнее задание:

Всем:

1)Прочитать  30-32 и ответить на вопросы к;

2)Выучить основные понятия и определения из опорного конспекта.

 3) Ответить на вопросы теста  http://files.shool-collektion.edu.ru//dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-  0800200c9a66/index_listing.html , проконтролировать уровень усвоения материала.

По желанию:

1) посмотреть видеоролик «Фиксики. Сила трения» (ololo.fmartist/videos/Сила трения); ответить на вопрос: какие случаи уменьшения (увеличения) трения используют герои фильма в своей жизни?

2) провести и объяснить домашний эксперимент:  два тетрадных листа бумаги одновременно  падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Опорный конспект урока в 7 классе     (вариант 3)

по теме «Сила трения»

1.Сила трения -  сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и направленная в сторону, противоположную движению.

2.Различают:

Трение покоя – сила трения, возникающая между опорой и предметом при попытке сдвинуть его с места.

Трение скольжения – сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения – трение между опорой и катящимся по ней телом.

3. Для одного и того же тела:

 трение качения      трение скольжения      трение покоя

4. Причины силы трения:

а) шероховатость поверхностей;

б) взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

5. Сила трения зависит:

а) от веса тела;

б) от шероховатостей соприкасающихся поверхностей;

в) от рода трущихся веществ (например, резина о дерево).

6. Сила трения не зависит от площадей соприкасающихся тел.

6. Опыты с тележкой

Таблица №1

1

Трение покоя

2

Трение скольжения

3

Трение качения

7. Исследовательская работа

Задание № 3.

Исследовать зависимость силы трения покоя от рода соприкасающихся поверхностей.

Оборудование:  брусок, грузы,  полосы дерева  и  резины.

Описание работы:

  1. Нагрузите брусок одним грузом и поставьте на деревянную линейку. Зацепите брусок динамометром и тяните медленно до момента отрыва бруска от линейки. Заметьте силу трения в момент начала движения. Это и будет сила трения покоя
  2. Повторите опыт , используя вместо деревянной линейки кусок резины.
  3. Сравните результаты опытов и сделайте вывод о зависимости силы трения покоя  от рода соприкасающихся поверхностей.

Таблица №2

1

По деревянной линейке

2

По полосе резины

8. Способы уменьшения силы трения:

  • шлифовка трущихся поверхностей;
  • применение смазки, заполняющей пустоты между шероховатостями и уменьшающей силу взаимодействия;
  • замена трения скольжения трением качения;
  • уменьшение нагрузки.

Способы увеличения силы трения:

  • использование специальных материалов;
  • увеличение нагрузки;
  • увеличение шероховатости поверхностей.

Домашнее задание:

Всем:

1)Прочитать  30-32 и ответить на вопросы к;

2)Выучить основные понятия и определения из опорного конспекта.

3) Ответить на вопросы теста  http://files.shool-collektion.edu.ru//dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html , проконтролировать уровень усвоения материала.

По желанию:

1) посмотреть видеоролик «Фиксики. Сила трения» (ololo.fmartist/videos/Сила трения); ответить на вопрос: какие случаи уменьшения (увеличения) трения используют герои фильма в своей жизни?

2) провести и объяснить домашний эксперимент:  два тетрадных листа бумаги одновременно  падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Приложение 2

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

1.Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортёре?

  а) сила трения скольжения;  б) сила трения покоя;         в) сила тяжести

   

2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

а) не изменяется;  б) увеличивается;      в) уменьшается

3. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

а) вправо;  б) влево,  в) вертикально вниз

4. Для чего в трущихся деталях машин используются подшипники?

а) для красоты       б) для скорости вращения       в) для замены трения скольжения на трение качения.

5.Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик  быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Что помогло ему отмыть бутылку?

а) смачивание                б) трение скольжения          в) трение качения  

6. В истории известен такой пример:

18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник строительства дороги, чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это подчёркивало, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Но забыли о смазочном действии масляной краски – паровоз буксовал. И жандармы, подобрав полы шинелей, бежали версту перед поездом и посыпали песком   покрашенные рельсы. Зачем?

а) для увеличения трения скольжения     б) для увеличения трения качения    в) для усиления свойств смазки.

Ключ

1

2

3

4

5

6

Б

В

Б

В

Б

А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики в 7 классе по теме «Сила трения» Учебная презентация учителя МКОУ «Октябрьская ООШ №30», Шаталовой Светланы Николаевны. 2015 г.

Слайд 2

Повторение пройденного 1 . Что называется силой? 2. В чём измеряют силу? 3. Что означает сила в 1 Ньютон? 4. Чем характеризуется сила ? 5 . Каким прибором сила измеряется? 6 . Какую силу называют силой тяжести, к чему она приложена и какое имеет направление? 7. От чего зависит сила тяжести? 8. Какую силу называют весом тела? К чему она приложена? 9. Что такое деформация? 10. Что называется силой упругости, какова её природа, к чему она приложена и куда направлена? 11. Какую силу называют силой реакции опоры? 12. Можно ли утверждать, что в реальной жизни тела меняют свою скорость только под действием одной силы?

Слайд 3

Сила трения

Слайд 4

Куда направлена сила трения? F F тр. ? F тр.

Слайд 5

Виды трения Трение покоя Трение скольжения Трение качения

Слайд 6

Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения Опыт №1 . Пробуем сдвинуть тележку с места, перевернув её «на спину». Замечаем показания динамометра. Записываем результат в таблицу №1 опорного конспекта. Какую силу измерили ? Опыт№2. Сдвинув тележку с места, заставляем её скользить по столу, по возможности, равномерно. Снова записываем результаты. Какую силу измерили ? Опыт №3 . Ставим тележку на колёса. Замечаем силу трения качения. Записываем результаты. Какую силу измерили?

Слайд 7

Причины возникновения силы трения: Шероховатость поверхностей Взаимное притяжение молекул трущихся тел

Слайд 8

Сила трения зависит: а ) От веса тела; б ) От шероховатостей поверхностей трущихся тел; в ) От рода материала, из которого изготовлены соприкасающиеся тела.

Слайд 9

Исследовательская работа Задание №1. Исследовать зависимость силы трения от веса тела. Оборудование: динамометр, брусок, грузы . Задание №2. Исследовать зависимость силы трения от шероховатостей поверхности. Оборудование: брусок, грузы, полоса наждачной бумаги, деревянная гладкая доска, динамометр . Задание №3. Исследовать зависимость силы трения покоя от рода соприкасающихся поверхностей. Оборудование: брусок, грузы, полосы стекла и резины.

Слайд 10

Зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей Первые исследования этой зависимости были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет тому назад, но результаты его работы не были опубликованы. Его ученики видели, как их учитель сосредоточенно часами таскал по полу толстую тяжёлую верёвку: то скрученную кольцами, то полностью растянутую. Казалось бы очевидный факт – чем больше площадь соприкосновения поверхностей, тем больше сила трения. Однако, он не подтверждается опытом. Очевидно, всё дело в том, что после преодоления силы трения покоя, с появлением силы трения скольжения, притяжение молекул перестаёт быть главной причиной, влияющей на величину силы трения. Главными являются шероховатость поверхностей и вес тела

Слайд 11

Трение в жизни человека

Слайд 13

И знашивание машин и оборудования – это, безусловно, самое разорительное и, увы, во многих случаях неизбежное порождение трения, ущерб от которого только в нашей стране исчисляется астрономической суммой – десятками миллиардов рублей в год. Такова цена и значимость проблемы трения в народном хозяйстве. Изучение причин трения и природы этого явления занимались в разные времена и эпохи самые выдающиеся естествоиспытатели: Аристотель, Леонардо да Винчи, Галилей, Ньютон, Эйлер, Джоуль и многие другие. Д. Ленц И. Ньютон Г. Галилей Эйлер Гаусс

Слайд 14

Люди отчетливо ощущали трение, перетаскивая волоком гигантские, весящие десятки тонн, каменные глыбы, необходимые для сооружения древних святилищ. Первые катки с успехом использовали для перетаскивания тяжелейших статуй богов в Месопотамии почти четыре тысячи лет тому назад.

Слайд 15

Увлекаемые ветром и течением реки бревна, не тонущие даже под большим грузом, навели на мысль о плотах, которые породили первые примитивные суда, приводимые в движение веслами и парусом. Стало ясно, что изнуряющего трения на суше можно избежать, заменяя сухопутные перевозки речными, а затем и морскими. Так, шаг за шагом, человек научился успешно бороться с трением доступными и привычными способами, передаваемыми из поколения в поколение .

Слайд 16

Но трение не только тормоз для движения. Это еще и главная причина изнашивания технических устройств. Разобравшись в секретах трения, значительно легче понять, как и за счет чего происходит постепенное стирание поверхностей. Необходимо отметить, что трение как явление, при всей его важности, никогда не существует само по себе. Оно всегда вторично, и поэтому его скорее можно назвать спутником самых разных явлений: скольжение саней по снегу или движение самолета в среде, оказывающей сопротивление. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

Слайд 17

Способы уменьшения силы трения шлифовка трущихся поверхностей; применение смазки, заполняющей пустоты между шероховатостями и уменьшающей силу взаимодействия ; замена трения скольжения трением качения ; уменьшение нагрузки .

Слайд 18

Каким же образом смазка уменьшает силу трения?

Слайд 19

Способы увеличения силы трения Использование специальных Увеличение шероховатости материалов поверхностей увеличение нагрузки

Слайд 20

Не подмажешь – не поедешь

Слайд 21

От безделья и лопата ржавеет…

Слайд 22

Угря в руках не удержишь!

Слайд 23

Что кругло – легко катится

Слайд 24

Задумал муравей гору сдвинуть!

Слайд 25

Экспресс – диагностика (содержание теста) . Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортёре? а) сила трения скольжения; б ) сила трения покоя; в) сила тяжести 2. При смазке трущихся поверхностей сила трения … а) не изменяется; б ) увеличивается; в ) уменьшается 3. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо? а) вправо; б ) влево, в ) вертикально вниз 4. Для чего в трущихся деталях машин используются подшипники? а) для красоты б) для скорости вращения в) для замены трения скольжения на трение качения. 5.Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Что помогло ему отмыть бутылку? а) смачивание б) трение скольжения в) трение качения 6. В истории известен такой пример: 18 августа 1851г. император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник строительства дороги, чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это подчёркивало, что императорский поезд первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Но забыли о смазочном действии масляной краски – паровоз буксовал. И жандармы, подобрав полы шинелей, бежали версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? а) для увеличения трения скольжения б) для увеличения трения качения в) для усиления свойств смазки.

Слайд 26

Экспресс – диагностика (ключ) 1. Б 6. А 2. В 3. Б 4. В 5. Б

Слайд 27

Домашнее задание Всем: 1)Прочитать 30-32 и ответить на вопросы к ; 2)Выучить основные понятия и определения из опорного конспекта. 3) Ответить на вопросы теста http :// files . shool - collektion . edu . ru // dlrstore /669 b 0453- e 921-11 dc -95 ff -0800200 c 9 a 66/ index _ listing . html , проконтролировать уровень усвоения материала. По желанию: 1) посмотреть видеоролик « Фиксики . Сила трения» ( ololo . fm artist / videos /Сила трения); ответить на вопрос: какие случаи уменьшения (увеличения) трения используют герои фильма в своей жизни? 2) провести и объяснить домашний эксперимент: два тетрадных листа бумаги одновременно падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Сила трения

Технологическая карта урока "Сила трения" составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС...

Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"

Технологическая карта, конспект и презентация  открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"...

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....

Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, ...

Технологическая карта урока. Решение комбинированных задач по теме «Сила трения»

Научить решать задачи по данной теме, применять свои знания на практике и в повседневной жизни....