Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Болучевских Галина Николаевна

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._7_klass.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Болучевских Г.Н.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В. Физика. 7 класс

Тема урока: Сила трения

Тип урока: урок освоения  новых знаний.

Цель урока:  познакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие силы трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике; выяснить причины появления силы трения и виды трения.

Задачи урока:

1.Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности), формировать практические навыки.

2.Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ, способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы).

3.Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения. Формировать умение работать в парах.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, исследовательский, эвристический, обобщающий, творческий.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, приборы для проведения опытов.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Организационная часть.

2. Мотивация
к учебной
деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Учитель: Дорогие ребята! Как
видите, тема урока на доске не
записана. Предлагаю вам самими
ее определить. А для этого
давайте посмотрим и проведем
эксперименты:
1. На доске лежит брусок,
приподнимаем доску с
одного края так, чтобы
брусок не скатывался,,
увеличиваем угол- брусок
скользит и останавливается.
2. На наклонно закрепленный
в штативе желоб, положим шарик и отпустим его.
Шарик скатывается на
поверхность стола,
катиться по ней и
останавливается. Если на
стол положить наждачную
бумагу, то шарик
прокатиться на значительно меньшее
расстояние.
О чем свидетельствует эти эксперименты? Как вы, думаете,о каком взаимодействии
идет речь? Как бы вы назвали силу, характеризующую это
взаимодействие? Сформулируйте тему урока .

Готовятся к уроку.

Наблюдают
демонстрацию
экспериментов. Отвечают на вопросы
учителя
(догадываются, что
речь идет о трении и
о силе трения,
различают виды
трения,
догадываются о
причине трения –
шероховатости
поверхности)

Выделение
существенной
информации из
слов учителя.
Осуществление
актуализации
личного
жизненного
опыта.

Слушание
учителя и
товарищей,
построение
понятных для
собеседника
высказываний

Умение
слушать в
соответствие с целевой
установкой.
Принятие и
сохранение
учебной цели
и задачи.
Уточнение и
дополнение
высказываний
обучающихся

3.Актуализац
ия и усвоение знаний.

В тетради нарисуйте таблицу с
тремя одинаковыми колонками.
Рисует на доске таблицу:
Знаю Хочу узнать
Узнал
В левой колонке таблицы
запишите все, что вы знаете о трении.
При затруднении, можно предложить им продолжить фразы:
трение возникает когда…
трение возникает потому, что…
сила трения зависит от…
Обменяйтесь своими мнениями в
паре.

Рисуют таблицу.
Вспоминают и
записывают в левую колонку все, что вспомнили о трении
Обмениваются друг с другом своими
знаниями.

определение
основной и
второстепенной
информации;

умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои мысли ,
владение
монологической и
диалогической
формами речи .

Саморегуля-
ция

Учитель:
Каковы причины
возникновения силы
трения?
Что знаем о «трении» и
«силе трения»?
В чем существенное
отличие понятия «трение» и
«силы трения»?
Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят
учащиеся. (Трение – это
взаимодействие, возникающее
при соприкосновении тел.
Бывает трение покоя,
скольжения, качения)

Информируют класс
о том, что он знают
о трении
Дополняют записи в левой колонке
таблицы.

поиск и
выделение
необходимой
информации,
синтез

умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои мысли

коррекция
(внесение
необходимых
дополнений и
корректив в
план и способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия и его
результата)

Что вы хотели бы узнать о
«трении» и «силе трения»?Учитель подводит к пониманию о необходимости
проведения экспериментов.

Примерные ответы
учащихся:
Узнать когда
возникает трение,
от чего зависит
трение, как
уменьшить или
увеличить трение
(заполняют графу
«Хочу знать») Предлагают свои
варианты решения;
предлагают темы
исследований

самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели

умение
структурировать
знания,
постановка и
формулировка
проблемы,
умение осознанно
и произвольно
строить речевые
высказывания

целеполагание
как
постановка
учебной
задачи,
планирование,
прогнозирова
ние

4. Выполнение эксперимента

Предлагает учащимся
разделиться по группам для
выполнения опыта:
1 группа: «Сравнение сил трения покоя,скольжения и качения»;
2 группа: «Исследование
зависимости трения скольжения от рода поверхностей»
3 группа: «Исследование
зависимости силы трения
скольжения от веса»
4 группа: «Исследование
зависимости силы трения
скольжения от площади
трущихся поверхностей»
Помогает учащимся при
выполнении экспериментов

Распределяются по
группам, получают
лабораторное
оборудование и
«Листы
исследователя»
Выполняют
исследования,
делают выводы,
обсуждают выводы в группах

поиск и
выделение
необходимой
информации
смысловое
чтение
построение
логической цепи
рассуждения
Моделирование

Планирование учебного
сотрудничества

Планирование
прогнози-
рование
Контроль
коррекция

5. Первичное
закрепление

Предлагает учащимся обсудить результаты исследований

Учащиеся отвечают
по плану:
1.Что исследовали?
2.Каков результат?

3.Подтвердилась ли
гипотеза исследования?

умение
осознанно
строить высказыкания

 умение выражать
свои мысли
оценивание
качества своей и
общей учебной
деятельности

контроль и
коррекция в
форме
сравнения способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном.

Учитель:
1.Что называют трением?
2.Что называют силой трения?

 3. Как направлена сила трения?
4.В чем причина возникновения силы трения?

 5.Как зависит сила трения скольжения от рода поверхностей. Исчезнет ли трение, если поверхности отшлифовать?

6.Как зависит сила трения
скольжения от веса тела?
7.Зависит ли сила трения
скольжения от площади
соприкасающихся поверхностей?
Решить задачи:
1.Какой вид трения имеет место
при катании на коньках и при катании на роликах?
2.Какая сила удерживает
предметы на ленте
транспортера?
3.Зачем в гололед дороги посыпают песком?
4Объясните пословицы

Баба с возу-  кобыле легче.

Не подмажешь- не поедешь.

Отвечают на
вопросы.
Решают
качественные задачи. Объясняют пословицы.

умение
осознанно и
произвольно
строить
высказывания.
построение
логической цепи
рассуждения

взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.

контролируют правильность ответов

6.Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке

Подводит итог урока
Вопросы:
1. С каким способом
деятельности вы сегодня
познакомились?
2. Что мы запишем в графу
«Узнал нового» нашей
таблицы?
3. Достигли ли мы цели
нашего познания? Оцени
свою работу в группе, на
уроке.
4. Осталось ли что-то, о чем бы вы хотели узнать?
5. Как вы справитесь с этой проблемой?

Учащиеся отвечают
на вопросы, и
записывают
домашнее задание:
§§32,33
Проверить
себя, отвечая на
вопросы к §§
Творческие задания:
1.Напишите
сочинение на
тему «Что будете кричать, если
исчезнет трение:
«Ура! или Караул!»»
в прозе или стихах
2.Предложите
способы как
уменьшить или
увеличить трение?
Когда это требуется?

самооценка
учащимися
результатов
своей учебной
деятельности,
осознание
метода
построения и
границ
применения
нового способа
действия

умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации

выделение и
осознание
учащимся
того, что уже
усвоено и что
еще нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения

 

Спасибо за хорошую работу на
уроке! (Оценки учащимся)
До свидания.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"

Технологическая карта, конспект и презентация  открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока на тему "Сила трения"...

Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, ...