Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Это попытка сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету физика с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 36.45 КБ |
Технологическая карта урока физики «Сила трения» | 284 КБ |
Карточка 1. Исследование силы трения | 33.82 КБ |
Карточка 2. Проверь себя | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский Фестиваль «Мозаика уроков решения задач - 2014»
Автор: Капустина Анна Суловна, учитель физики
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рабочеостровская средняя общеобразовательная средняя школа» Кемского муниципального района Республики Карелия
Пояснительная записка
Название разработки: Технологическая карта урока «Сила трения»
Назначение: урок решения задач
Класс: 7 класс
Краткая аннотация:
Методическая разработка «Технологическая карта урока «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Это попытка сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету физика с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний».
Список используемых информационных источников:
О.И.Мишин «Карельские пословицы и поговорки». Карельское книжное издательство, Петрозаводск, 1968г.
А. В Перышкин «Физика. 7класс.». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.. Дрофа, 2012
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib презентация к уроку.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fc99d2f-c58e-48f2-97ce-21a9cadf79fb/?interface=pupil&class=49&subject=30 интерактивная задача "Сила трения" (N 186306)
http://uznayslovo.ru/index.php пословицы и поговорки
Предварительный просмотр:
Всероссийский Фестиваль «Мозаика уроков решения задач - 2014»
Капустина Анна Суловна,
учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»
Кемского муниципального района
Республики Карелия.
Технологическая карта урока «Сила трения»
Предмет: физика
Класс: 7
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями;
Тема урока: Сила трения
Цель урока: развитие умения использовать простые измерительные приборы для изучения физического явления, умения вычислять силу трения, умения выявлять причины возникновения силы трения.
Основные термины и понятия: физическое явление, динамометр, взаимодействие, сила трения
Средства обучения: лабораторное оборудование - динамометр, брусок, каток, набор грузов; ПК; инструкции по ТБ, дидактический материал, УМК по физике А.В. Пёрышкина и др . «Физика. 7 класс» - М:, «Дрофа» - 2012 г.
ЭОР: (Продолжительность просмотра изображений на экране и работы за ПК в 7 классе не более 20 минут!)
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib презентации к уроку - кроссворд с ключевым словом. Ключевое слово кроссворда – слово темы урока.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fc99d2f-c58e-48f2-97ce-21a9cadf79fb/?interface=pupil&class=49&subject=30 Интерактивная задача "Сила трения" (N 186306)
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1 | Организация начала урока | Создать эмоциональный настрой Повторить правила техники безопасности и поведения на уроке | Приветствует обучающихся. Проводит текущий инструктаж по технике безопасности. . | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Читают текст инструкции по Т.Б. и правил поведения в процессе осмысления информации осуществляют выбор необходимых на данном уроке способов действий по Т.Б. и правилам поведения | Л-воспитание чувства прекрасного, ответственности за сохранение своего здоровья М – смысловое чтение инструкции |
2 | Мотивация учебной деятельности | Стимулировать познавательный интерес Развивать способность целеполагания | Включает слайд презентации к уроку - кроссворд с ключевым словом.
Предлагает подумать, повторить опорные знания в вопросах кроссворда. Предлагает школьникам узнать слова кроссворда. Ключевое слово кроссворда – тема урока. Предлагает ученикам сформулировать вопросы к ключевому слову кроссворда. . | Слушают вопросы, размышляют, ведут диалог в паре и формулируют ответ на предложенные учителем вопросы. Формулируют тему урока. Высказывают свои суждения и приводят аргументы. Выполняя задание учителя, формулируют цель и задачи своей деятельности на уроке | М- умение общаться со сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; умение владеть устной монологической речью; умение работать в группе; умение находить решение на основе согласования позиций; умение находить решение поставленной учителем проблемы М – умение формулировать и аргументировать свое мнение М- умение обобщать и осуществлять логические операции; умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Ресурс: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib | |||||
3 | Актуализация опорных знаний | Проследить на опыте физическое явление. Выявить признаки физического явления. | Обращает внимание обучающихся на инструкцию по проведению практической работы, соблюдению последовательности этапов эксперимента, которая размещена в карточке. Предлагает школьникам самостоятельно провести исследование силы трения, предложить гипотезу. Следит за выполнением правил техники безопасности. | Читают инструкцию по проведению практической работы. Карточка 1. Исследуют физическое явление, используя динамометр, брусок, лист гладкой бумаги, лист наждачной бумаги, каток(или карандаши), грузы. Сообщают результаты исследования. Выдвигают гипотезу. | М-умение проводить наблюдение и эксперимент самостоятельно и под руководством учителя П- умение распознавать физическое явление трение. М- умение делать вывод на основе логических операций и приводить аргументы М- умение планировать пути достижения учебно-познавательной целей; умение формулировать гипотезу. |
4 | Пробное применение знаний | Выяснение причин возникновения трения | Напоминает о Т.Б. при работе. Просит проанализировать результаты лабораторного опыта. Определяет последовательность действий во время проведения учебного эксперимента | 1. Размышляют над назначением предложенного оборудования 2.Выполняют лабораторные опыты «Выяснение причин возникновения трения». Делают выводы о причинах возникновения трения. Делают запись в тетрадь. | М-умение формулировать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; устанавливать причинно-следственные связи между условием эксперимента и его результатом; умение выбирать средства, необходимые для реализации цели и решения учебных задач П - знание физических закономерности трения и умение проецировать результаты эксперимента на явления повседневной жизни. Л-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование ценности безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
5 | Упражнения по образцу | Определить алгоритм действий для решения проблемы | Моделирует ситуацию: урок физкультуры на лыжах, ученики используют различную лыжную смазку. Прокомментируйте причину возникновения проблемы и последовательность ваших действий в данной ситуации | 1.Формулируют проблему и причину ее возникновения, размышляют о подобных ситуациях в быту. 2.Составляют алгоритм действий по разрешению проблемы и комментируют его | М- умение решать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; устанавливать причинно-следственные связи П- понимание важности соблюдения ТБ в любой ситуации и знание правил оказания первой помощи при падении на лыжах Л – умение оценивать последствия производственной и бытовой деятельности человека, связанной с падением на лыжах |
6 | Упражнения с переносом знаний в новые условия | Изучить силу трения скольжения, качения, покоя. | Предлагает выполнить лабораторный опыт, изучить силу трения скольжения, качения, покоя. Формулирует проблему: почему зимой катались на санях а летом на телеге? | Самостоятельно выполняют лабораторный опыт, изучают силу трения скольжения, качения, покоя. Извлекают необходимую информацию в диалоге друг с другом определяют причины различия показаний динамометра. Выполняют измерения. Составляют выводы. | М- умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее; умение выстраивать логическую цепь рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; умение переводить устную речь на язык знаковой системы П- знание простейших манипуляций с лабораторным оборудованием; Л - развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей |
7 | Самоконтроль | Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Предлагает ученикам задание Поверь сея, проверить ответы в парах, оценить свою учебную деятельность на уроке. | Выполняют самоконтроль (карточка2), оценивают собственную учебную деятельность. | Л-воспитание чувства ответственности за сохранение своего здоровья при работе за компьютером; М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности |
8 | Упражнения с переносом знаний в новые условия | Организовать само собственную учебную деятельность | Напоминает о Т.Б. при работе за компьютером. Просит решить в парах Интерактивную задачу "Сила трения" (N 186306) | Осуществляют выбор необходимых на данном уроке способов действий по Т.Б при работе за компьютером. Решают Интерактивную задачу "Сила трения" (N 186306) | Л-воспитание чувства ответственности за сохранение своего здоровья при работе за компьютером; М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности |
9 | Подведение итогов урока | Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. | Предлагает обучающимся ответить на вопрос, решены ли поставленные в начале урока учебные задачи и на все ли вопросы они нашли ответ. | Вспоминают последовательность своей учебной деятельности, соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами. Делают вывод. | М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности |
10 | Рефлексия | Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами. | Предлагает обучающимся высказать письменно свое мнение, выполнить анализ своей мыслительной и эмоциональной деятельности на уроке. | Высказывают письменно свое мнение, анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке | Рефлексия способов и условий учебной деятельности
Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности |
11 | Информация о домашнем задании | Дифференцировать домашнее задание. Провести инструктаж по его выполнению | Предлагает дифференцированное домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению | Определяют для себя уровень дифференциации домашнего задания | Л – умение находить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности |
Предварительный просмотр:
Капустина Анна Суловна,
учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»
Кемского муниципального района
Республики Карелия.
Не всё берётся силой, надо и ум приложить. (Карельская)
Исследование силы трения
Оборудование для исследования: динамометр, брусок, лист гладкой бумаги, лист наждачной бумаги, каток(или круглые карандаши), грузы.
Силу трения можно измерить. Если равномерно перемещать динамометр и прикрепленным к нему бруском вдоль стола, то динамометр покажет силу, действующую на брусок (смотри рисунок 1). Так как движение равномерное, приложенная к бруску сила равна по модулю силе трения скольжения.
рисунок 1.
Исследуйте силу трения, изменяя условия опыта.
Предварительный просмотр:
Капустина Анна Суловна,
учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»
Кемского муниципального района
Республики Карелия.
Терпенье и труд всё перетрут.
Проверь себя
- Силой трения называют силу …
- с которой Земля притягивает к себе тела
- с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес
- возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению
- возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону движения
- Сила трения зависит от …
- нагрузки
- шероховатости поверхностей
- вида материала контактирующих поверхностей
- всех вышеперечисленных факторов
- Силу трения можно уменьшить …
- заменяя один вид трения другим
- заменяя скольжение качением
- смазывая трущиеся поверхности
- увеличивая скорость тела
- В гололедицу дороги посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
- нет верного ответа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики «Сила Архимеда».
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая труктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...
Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"
Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...
Технологическая карта урока физики для 7 класса по теме "Явление тяготения. Сила тяжести".
Цель данного урока: формирование представлений ободном из видов сил существующих в природе - силе тяжести, ее обозначении на рисунке, схеме, единице измерения и расчета, примеры проявления силы тяготе...
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Исследование зависимости силы упругости от деформации резины"
Урок открытия новых знаний.Формируется представление о силе упругости,о причинах ее возникновения. Устанавливается экспериментально зависимость силы упругости от деформации....
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Исследование зависимости силы упругости от деформации резины"
Урок открытия новых знаний.Формируется представление о силе упругости,о причинах ее возникновения. Устанавливается экспериментально зависимость силы упругости от деформации....
Технологическая карта урока "Исследование силы трения"
Технологическая карта урока "Исследование силы трения"...
Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"
Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"...