Проектная деятельность как способ социализации учащихся с задержкой психического развития
материал по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Матросова Галина Николаевна

В статье рассматривается опыт работы по организации проектной деятельности прои обучении физике учащихся с ОВЗ как один из способов, непосредственно  влияющих на социализацию детей подросткового возраста. Имеются ссылки на реализованные учебные проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Н. Матросова

г. Кострома, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Основная общеобразовательная школа № 19»

 учитель физики высшей категории

Проектная деятельность как способ социализации учащихся с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт работы по организации проектной деятельности при обучении физике  учащихся с задержкой психического развития как один из способов, непосредственно влияющих на социализацию детей подросткового возраста.

Успешность социализации ребенка зависит от условий, созданных в образовательной среде, от ее наполнения. Если школа сумеет сформировать ключевые компетенции, то выпускник выйдет из ее стен профессионально определившимся и социально зрелой личностью.

Школьные учителя в своей педагогической практике широко используют проектную деятельность. Слово «проект» в буквальном переводе с латинского означает «брошенный вперед».  Проектная деятельность является разновидностью деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников, потому  что она действительно «продвигает» ребенка вперед, напрямую способствует развитию личностных качеств. Кроме  образовательных, формируются коммуникативные, информационные,  исследовательские, презентационные, менеджерские и рефлексивные умения. В отличие от традиционного подхода к обучению, в ходе проектной деятельности осуществляется социализация школьников: дети ставят цели, выбирают пути решения, открывают новые знания или способы их нахождения, экспериментируют, предпринимают активные действия, несут ответственность, т.е. создаются условия для самореализации каждого участника.

При организации проектной деятельности учитель испытывает ряд трудностей, еще больше их, если учитель работает с особой категорией учащихся, в частности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

В самом общем виде детей с ЗПР можно охарактеризовать как детей с нереализованными возрастными потенциальными возможностями, общей психической незрелостью. У них беден и схематичен круг представлений об окружающих предметах и явлениях, они  всячески избегают интеллектуального напряжения, не проявляют свойственной возрасту пытливости, не задают учителям вопросов. Исходя из опыта работы, я считаю, что основным методом обучения и социализации детей с ЗПР должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности, как на уроках, так и во внеурочной работе и помогает решить данную проблему проектная деятельность.

Проектной деятельностью с учащимися с ЗПР (7-9 классов) я занимаюсь около десяти лет. Особенности детей с ЗПР накладывают определенные ограничения на проектную деятельность, но она возможна и результативна, если учитель приложит усилия, вложит свой педагогический талант и умения.

Физика один из самых трудно воспринимаемых школьниками предметов, часто мне приходиться встречать людей, которые говорят, что в школе у них больше всего проблем было с физикой. На первый взгляд ничего сложного нет, физика – это наука о природе, она учит познавать окружающий мир и его явления, объяснять их. Но если смотреть глубже, физика предлагает подросткам новый, не всегда понятный для них способ познания, например, уже на первых уроках они сталкиваются с теорией относительности, которая переворачивает привычные представления, нарушает абсолютные истины, на незыблимости которых основано все школьное обучение. Диалектический подход к объекту или явлению в физике должен сформировать многогранность подхода к взрослой жизни, поведению, мышлению. Каковы же методы физики? Физика говорит об отсутствии абсолютных истин, выдвигает на первый план вариативность мышления, учит проводить анализ и синтез объектов и явлений, выделять главное. Есть еще отличия в методах физики, как предмета, это метод допущения « а что будет, если…?», и второй – «доверяй, но проверяй!» Всегда физика, как наука и как школьный предмет,  основывалась на опыте. Дети начинают понимать, что  написанное в учебнике, требует проверки, необходимо во всем убедиться самому и сделать собственный вывод, т.е. учит независимости мышления. Таким образом, методы физики и метод проектов согласуются друг с другом и имеют одну цель – развитие личности учащегося и используют в своем арсенале один подход – личностно-деятельностный.

Если все сказанное переложить на учащихся с ЗПР, становятся понятными проблемы учителя работающего с такими детьми. Как же реализовать метод проектов? Прежде всего, учитель должен изучить индивидуальные особенности каждого ученика и разработать образовательный маршрут и технологию его реализации. Далее подростков необходимо заинтересовать. Чаще всего таким толчком к проекту является постановка определенной проблемы, например, самый элементарный вопрос «Почему огурец становится соленым?» привел к созданию проекта «Что такое диффузия» [8], вопрос «Можно ли увидеть магнитное поле?» – к проекту «Тайны магнита» [5]. Последний наш проект «Простые опыты о строении вещества» начался с показа занимательного опыта: в стаканчик до краев наполненный водой ученик всыпал 2,5 ложки соли и вода не выливалась. Далее дети уже сами стали придумывать опыты, подтверждающие дискретность строения веществ, опыты по движению молекул и их взаимодействию. Проекты по физике интересны именно  наличием в них экспериментальной, исследовательской части. Учителю несложно найти опыты, подготовить их и показать, но дети должны сделать все сами. Детей необходимо научить искать информацию в книгах, в сети Internet, нацелить на подготовку опыта. Так мои ученики сами находят опыт и приносят все необходимое для его проведения: пластиковые стаканчики, воздушные шарики, шоколад, горох, пшено, картофель и т.д. Если что-то не принес, значит, подвел всех, опыт «провалился», время кажется, и потеряно, но главнее в данном случае воспитание чувства ответственности за порученное дело. Опыты проведены, начинается следующий этап, пожалуй, самый трудный – объяснение результатов опыта, почему мы наблюдали именно такое явление? Необходимо выдвижение гипотез, поиск ответов. Детям с ЗПР при несформированной вариативности мышления, неразвитости логического мышления, необходима помощь учителя. Шаг за шагом, наводящими вопросами, обращением к имеющемуся жизненному опыту необходимо выводить ученика к правильному пониманию полученных результатов. Следующий этап – оформление проекта. Кто-то оформляет только свой этап работы в виде документа Microsoft Word  или Publisher, презентацию PowerPoint чаще всего выполняют группой. При групповой работе  формируются коммуникативные УУД. Учащиеся учатся сотрудничать, осуществлять взаимопомощь, регулировать конфликты, принимать точку зрения другого, адекватно оценить достоинства и недостатки своих действий и действий напарников. Для подростков важно показать свои результаты работы, поделиться своими достижениями, поэтому учителю необходимо продумать защиту проекта так, что бы она была не только яркой и полезной для сверстников с учебной точки зрения, но и показала вклад каждого участника. При защите проектов я учу детей выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, с некоторыми детьми сопровождающие тексты приходиться учить, это  тоже очень кропотливая работа, учитывая, что не у всех детей связная, правильная речь. Презентацию проекта мы строим так, что слушатели становятся участниками проекта, они должны думать над поставленными проблемами и опытами, выступающий должен «вывести» на правильный ответ.  Готовые проекты мы показываем в школе, отправляем их на конкурсы, размещаем в сети. За прошедшие годы мы реализовали несколько долговременных проектов различной направленности и содержания. «Учимся находить плотность вещества» [7] – практико-ориентированный проект. Меж-предметные: физико-биологический о вреде курения «Легкое увлечение –  большая беда» [3], при реализации которого участники сами проводили анкетирование; физико-химический проект «Удивительные свойства воды» [6]. Информационно-исследовательский «Профессии для настоящих мужчин» [4]  позволил девятиклассникам глубже познакомиться с выбранными профессиями автомеханика, строителя и др. и сделать осознанный выбор будущей профессии, участники стали победителями конкурса «Выбор 2009».  Информационный проект «Альтернативная энергетика»[2] способствовал формированию гражданской позиции подростков, показал ответственность за ресурсы и будущее всей планеты, его учащиеся представили на техническом конвенте «Формула 2020» успешно  защитили и заняли 3 место, а это дети с ЗПР. Также я привлекаю к участию  детей, находящиеся на индивидуальном обучении, которые в большинстве случаев мало контактируют со сверстниками и недостаточно активны в школьном коллективе, т.е. проектная деятельность в значительной мере способствует социализации и данной категории учащихся.   Несмотря на успех таких проектов, я при работе с детьми с ЗПР склоняюсь к проведению кратковременных проектов, простых по учебному содержанию. На мой взгляд, проблема организации проектной деятельности с детьми с ЗПР чаще всего кроется не в детях, а в педагоге, т.к. такая деятельность требует от учителей профессионализма, знаний особенностей детей, наличие времени и желания.

Литература

  1. Коган Н. Чему учит физика. Статья//Школьный психолог. – 2000. – №11.
  2. Альтернативная энергетика. Проект. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/11/05/alternativnaya-energetika 
  3. Легкое увлечение – большая беда. Проект. http://it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238&d_no=89634
  4. Профессии для настоящих мужчин. Проект. https://docs.google.com/present/view?id=dgxdwt9j_96d3zc23f4&revision=_latest&start=0&theme=blank&cwj=true
  5. Тайны магнита. Проект. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/09/17/prezentatsiya-uchebnogo-proekta-tayny-magnita 
  6. Удивительные свойства воды. Проект. http://it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238&d_no=42947 
  7. Учимся находить плотность вещества. Проект. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/09/17/prezentatsiya-uchebnogo-proekta-uchimsya-nakhodit-plotnost 
  8. Что такое диффузия. Проект. http://it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238&d_no=87272

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...

Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...

Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.

В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗП...

Социализация детей с задержкой психического развития.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входя...

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...