Социализация детей с задержкой психического развития.
статья

Дашкова Людмила Анатольевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._dashkova_l.a.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     РМО  учителей географии

           Тема:    

  «Социализация  

 детей с задержкой  

     психического

        развития»

                                             Подготовила учитель географии      

                                             МБОУ «Удаченская ООШ  

                                             МО «Ахтубинский район»    

                                             Дашкова Л.А.

                        2016 – 2017 учебный год

     В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.                                                                         По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.                                                                                                    Особое место среди школьников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.                                                              Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками, приобретает особую значимость. Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.

    Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

     Р.Д. Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как неимеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам. Анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод: задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

    Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Основываясь на теории игры Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, применение игры как терапевтического средства признается отечественными психологами. С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др. Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям. Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. Где, как не в школе, дети готовятся к самостоятельной жизни? В школе должна быть разработана модель социализации воспитанника, которая  должна охватывать все стороны адаптации  и показывать, насколько они готовы к этой жизни, их умение ориентироваться в мире профессий.

    Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей,  в школе применяются  новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становится  активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса. Под «интегрированным обучением и воспитанием» в специальной педагогике понимают обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования [1, с. 97]. Д.В. Зайцев подчеркивает, что стратегия и тактика интегрированного образования детей с ограниченными возможностями требуют создания специфической интегративной образовательной среды, которая понимается как совокуп-ность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия [2, с. 164]. В системе специального образования под «интегрированной образовательной средой» мы понимаем специально организованную среду, которая моделируется педагогом с учетом особых потребностей детей с ОВЗ в социализации и интеграции в общество [1, с. 111].  Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки должны проводиться методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка,  развитие  психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций - одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.  

    В ОУ должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение   дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные  моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа.  Ребенок, поступивший в школу, не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа и  трудоустройство выпускников.  Необходимо проводить мониторинг качества знаний, который отслеживает использование  учащимися знаний в самостоятельной практической деятельности.  Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути. Важное значение для адаптации детей с ЗПР имеет спортивно-оздоровительная работа,  которая  должна включать в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволит  повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

Таким образом, социализация детей с ЗПР  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. При любых организационных формах обучения для детей с ЗПР должны быть созданы специализированные условия получения общего образования,  трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме. Работа, систематически проводимая в этом направлении, принесет положительные результаты.

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Ковалева А.С. Технология создания толерантной образовательной среды [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковалева. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 155 с.  

2. Шептенко П.А. Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: Коллективная монография [Текст] / П.А. Шептенко, Л.Н. Гиенко, А.С. Ковалева, Е.Н. Дронова; под ред. П.А. Шептенко. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 223 с.                                                  

3. Богданова В.В. Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников  [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК: https://infourok.ru/socializaciya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-sredu-normalno-razvivayuschihsya-sverstnikov-943474.html (дата обращения: 17.04.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Проектная деятельность как способ социализации учащихся с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт работы по организации проектной деятельности прои обучении физике учащихся с ОВЗ как один из способов, непосредственно  влияющих на социализацию детей подросткового ...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.

В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗП...