Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.
статья по физкультуре на тему
В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗПР в социум. На примере организации секционной работы ШСК в ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга разобраны пути решения проблемы внедрения детей с ЗПР в социум.
Ключевые слова: Социализация, задержка психического развития, физическая культура, спорт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsializatsiya_detey_s_zpr_po_sredstami_fizicheskoy_kultury.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры
© 2018 Воробьев Владислав Сергеевич
учитель физической культуры
Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Школа № 131 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассмотрены особенности социального развития детей с задержкой психического развития. На примере организации секционной спортивной работы в ГБОУ школа № 131 разобраны пути решения проблемы внедрения детей с ЗПР в социум.
Ключевые слова: Социализация, задержка психического развития, физическая культура, спорт.
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
Важно, что педагогика как наука о педагогических процессах, призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.
Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Современные исследователи (А.В.Мудрик, С.А.Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:
- адаптация к социальному миру;
- интеграция и принятие социального мира как данности;
-дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
Наиболее важные движущие силы, обеспечивающие функционирование неосознаваемых механизмов: устремленность, эмоциональную заразительность, подражательность, внушаемость, потребность в социальном общении, любознательность, активность.
Среди осознаваемых механизмов выделяется: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность, социальная предрасположенность к социализации, уровень развития сознания, интеллектуальные потребности, самоуправление.
К внешним движущим силам относится среда, включающая в себя семью, средовые коллективы, группы, отдельные личности, воспитание.
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности – комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.
Таким образом, процесс социализации школьников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) предложено в 60 - 70-е года ХХ века. В работах многих ученых термин звучал как "временная задержка психического развития", подразумевая, что задержка в развитии ребенка компенсируется, и он сможет нивелировать её и со временем, при условии грамотно проведенной коррекционной работы, сможет догнать в развитии своих сверстников. Понятие ЗПР подразумевает последующие позитивные изменения. Однако практика показывает, что все гораздо сложнее. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, не правильно использовать одни и те же методики для всех детей, которых относят к группе ЗПР, т.к. причины и проявления ЗПР могут кардинально различаться.
Актуальной в настоящее время является проблема интегрированного обучения детей с ЗПР, проблема их социализации, вхождения в социум. Одним из эффективных средств для решения этой задачи может стать физическая культура и спорт. Физическая культура не является единственным средством социализации детей с ЗПР, должен быть использован комплекс средств, направленных на решение данной проблемы, только в этом случае возможна физическая культура может стать эффективным средством по введению ребенка в социум.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
В рамках образовательного и воспитательного процесса необходимо уделять внимание работе по формированию у детей адекватной критики к себе и окружающим. Сформировать понимание о своих особенностях в развитии и научить с адаптироваться к повседневной жизни с этими особенностями. Так же крайне важно готовить детей к самостоятельной жизни, учиться преодолевать трудности, воспитывать волевую сферу, учить ориентироваться в окружающем мире. Все эти аспекты развития у детей с ЗПР нарушены, а грамотная коррекционная работа над ними значительно облегчает социализацию этих детей.
Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Дети с ЗПР зачастую обучаются в специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждениях и школах, что может ограничивать контакты с нормально развивающимися сверстниками. По этому, необходимо создать такие условия развития ребенка с ЗПР, которые помогут решить проблему ограниченности общения со сверстниками из общеобразовательных школ. Такие условия возможно создать средствами физической культуры и спорта.
Разумеется, в рамках учебного процесса в коррекционном образовательном учреждении такие условия создать затруднительно, но их можно организовать в рамках дополнительного образования. Организуя работу дополнительных занятий в кружках или занятий в ОДОД и ШСК, необходимо привлекать к занятиям детей из соседних общеобразовательных школ. Такие совместные занятия, во-первых создают положительное представление о детях с ЗПР у нормально развивающихся сверстников, во-вторых дети с ЗПР получают необходимое общение детьми из общеобразовательных школ. Лучше всего для этих занятий подходят командные виды спорта, где дети взаимодействуют друг с другом, как вербально, так и не вербально. Дети по средствам спорта начинают лучше понимать друг друга, и тем самым различия в их развитии становятся не так заметны.
Начиная с 2015 года, мы на базе ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга постарались создать такие условия в рамках работы ШСК. Мы организовали занятия в нескольких возрастных группах (1-2, 3-4, 5-6, 7-9 классы) по мини-футболу. Группы у нас получились смешанные, к занятиям, как в старших, так и в младших группах мы стали привлекать детей из соседних обычных общеобразовательных школ. Кроме того, в этих группах занимались вместе не только дети с ЗПР и нормально развивающиеся, но так же и дети с умственной отсталостью. При грамотной работе педагога дополнительного образования, который обязательно должен иметь специальное образование в области специальной педагогики и психологии, удалось организовать такую работу, при которой во время тренировочного процесса дети с нормальным развитием и дети с особенностями в развитии могли успешно взаимодействовать между собой. Игровая и соревновательная деятельность отлично помогает детям сплотиться, не взирая не какие-то нарушения в развитии. В нашем ШСК дети с ЗПР, начиная младших классов тренировались в одной команде с детьми с нормальным развитием, через три года занятий дети с ЗПР лучше своих сверстников были адаптированы к жизни вне коррекционного ОУ, эти дети стали регулярно общаться с нормально развивающимися сверстниками и вне тренировочных занятий, им стало легче заводить новые знакомства вне ОУ. Кроме того, общаясь и взаимодействуя с малых лет с детьми из общеобразовательных учреждений, дети с ЗПР старались быть на том же уровне, что и их сверстники, старались тянуться за ними.
Кроме непосредственно тренировочного процесса мы организовали очень насыщенную соревновательную деятельность. Наши команды участвовали в большом количестве различных соревнований по мини-футболу и футболу. В среднем у нас получалось по 1-2 соревновательных дня каждую неделю. Мы заявляли наши команды на соревнования различных уровней - муниципальные, районные, городские, Всероссийские и даже Международные). Ежегодно наши команды участвуют в Первенстве города по мини-футболу среди детских домов, школ-интернатов и приходских школ, которые длятся в течении всего учебного года, на этих соревнованиях мы единственная команда из коррекционной школы. Важным условием при выборе соревнований являлось то, что мы заявлялись на спортивные мероприятия не только среди коррекционных учреждений, но и по большей части среди команд, где участвуют дети нормально развивающиеся. Такие соревнования способствуют более глубокому вовлечению детей с ЗПР в социум, они получают новые знакомство, их уровень физической подготовки растет, т.к. им необходимо быть на уровне со сверстниками, чтобы быть успешными в соревновательной деятельности. Естественно, что первый год-два, ребята в силу своего развития не могли соревноваться на уровне с нормально развивающимися сверстниками, но позже наши команды стали занимать призовые места и даже побеждать в подобных состязаниях. Одним из доказательств положительного влияния таких занятий на социализацию детей с ЗПР является тот факт, что по прошествии 2-3 лет таких занятий некоторые дети из наших команд были приглашены в футбольные команды спортивных школ, и там они играют в основном составе и на равных конкурируют со сверстниками, которые зачастую даже не знают об их особенностях в развитии.
Подводя итоги отметим, что психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены социальные возможности личности, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждение, избеганием или конфликтом. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми - их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями.
Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования. Этими проблемами необходимо заниматься с малых лет, системно, в рамках образовательного процесса, внеурочных занятий и рамках воспитания в семье, а одним из эффективных средств для решения этих задач может служить физическая культура и спорт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2
2. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
4. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56
5. Доклад Государственного совета РФ ″Образовательная политика России на современном этапе″ от 10.08.2007, ст.2, п.2.1
6. Закон ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)″ от 2.06.1999 г. ст.7
7.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
11. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности
Игравой метод имеет большое значение для процессов воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
Коррекция ориентировки в пространстве и на собственном теле у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста средством физкультурных минуток
Е.М. Кудряшова, ст. преподаватель кафедры Физического и психического здоровья ребенкаКарельская государственная педагогическая академияГ. Петрозаводск Статья написана на основе исследовательской...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Социализация детей с задержкой психического развития.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входя...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...